Elena Soboleva: “Feelings played a big role in my becoming a TA student“

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

An interview with Elena Soboleva, a teacher certified by the European Association of Transactional Analysis, about how she chose the Transactional Analysis modality and the specifics of her teaching.

Full Text

Елена СОБОЛЕВА

 

Тренер и супервизор в области психотерапии — практический психолог, СТА (Р) TSTA(P), вице-президент EATA (Европейской Ассоциации Транзактного Анализа); Ассоциированный член Международной Ассоциации Транзактного Анализа ITAA. Член Совета СОТА, Президент СОТА (2006-2010 гг.), обладатель Серебряной медали Сертификационного Комитета (СОС ) ЕАТА, автор и тренер учебных программ по ТА, имеет публикации. Страничка ВКонтакте: https://vk.com/id55868480 . Электронная почта: leavelobos@yandex.ru

— С чего начались ваши отношения с ТА:

— Точка отсчета — 1989 год. Дмитрий Касьянов с Татьяной Сизиковой и Светланой Князюк проводили в Политехническом институте занятияпо знакомству теорией Транзактного Анализа, волею обстоятельств и любознательности я попала в эту группу. :)

— Кого из учителей вы считаете своими путеводными звёздами?

— Мои первые учителя, конечно, Том и Дельфина Фрейзеры из Америки. Я считаю, что их стиль, опыт, знание, личное обаяние сильно повлияли на всех пионеров Транзактного Анализа в России. Потом, каждый по-своему, развивал его, дополняя полученные знания новыми и передавая его тем кому был интересен Транзактный Анализ. В начале 90-х в СПБ, к этому времени Ленинград уже был переименован, Дженни МакНамара (Великобритания) и Моник Туниссенн (Нидерланды) организовали Первую Международную Программу по Транзактному Анализу. В ней участвовали звезды, лучшие представители EATA и ITAA: Изабель Криспел (Франция), Мишель Бенуа (Франция), Вильям Ламмерс (Нидерланды/Швейцария), Мерлин Зальцман (США), Петрушка Кларксон (Великобритания), Сью Фиш (Великобритания), Мэри Кокс (Великобритания), Алан Джакобс (США), Филипп Гарсия (США), позже познакомилась сТруди Ньютон (Великобритания), Розмари Неппер (Великобритания), Анитой Маунтин (Великобритания) и КрисДэвидсоном (Великобритания). С особой теплотой хочу вспомнить моих Основных супервизоров M. Кокс (Mary Cox) из Великобритании, она сопровождала меня к СТА экзамену, который состоялся в 2000 году и Труди Ньютон (Trudi Newton), тоже из Великобритании, её опыт, педагогический талант, способствовали сдачи экзамена на TSTA в 2012. Общение с моими Супервизорами, их человеческие качества, профессиональный стильоказали огромное влияние на формирование моей ТА-идентичности.

— Чему у вас можно научиться?

— Сложный вопрос, мне тоже интересно, что возьмет человек, который будет учится у меня. Говорят, что «научить другого нельзя, можно только предложить то, что знаешь, а учится человек сам». Обучение — вопрос личного предпочтения и выбора:)

Давайте расскажу о том, что мне нравится в ТА. Мой интересны внутрипсихические процессы, влияющие на поведение человека. Вопрос, который меня занимает — возможно ли излечить негативные части сценария клиента опираясь натерапевтические отношения, без использования привычных регрессивных техник? Метод, который мне близок-Со-творческий Транзактный Анализ, в котором, по словам авторов Г. Саммерс и К.Тюдор, они использовали классический Транзактный Анализ Э.Берна, обновив представление о некоторых известных моделях, в соответствии с современными представлениями о формировании сценария. Мне нравится, чтоособенностью подходаявляется фокусна «здесь и сейчас». Авторы расширили представление о терапевтической цели. Берн считал, что для выхода из сценария клиент должен достичь автономии, авторы Со-творческого ТА подчеркивают значимость терапевтических отношений, определяя хомономию (Homonоmy) — как основную цель.В этом случае фокус внимания смещается с одной личности на пространство между клиентом и терапевтом. Важным фокусом исследования становится также окружение, социум, его влияние на формирование сценария, на убеждения и чувства, которые мы впитываем с детства и по настоящее время. Ценно, что Со-творческий Транзактный Анализ используется во всех областях применения ТА -для терапии пар и групп.

— Почему решили стать преподавателем именно Транзактного Анализа?

— Думаю, в том, что я стала обучаться ТА, большую роль сыграли чувства и счастливый случай. Однажды, когда моя жизнь дала крен, я встретила человека, который мне сказал: «Знаешь, твои трудности вполне решаются методом Транзактного Анализа. У нас есть группа в Политехе, приезжай к нам». Конечно, тогда я не думала о СТА, экзаменах, а уж тем более о преподавании. Мне было интересно применить новые знания лично к себе. Идея о сертификации пришла гораздо позже, в 1995 году. Мне повезло с теми, у кого мне посчастливилось учиться и моими супервизорами! Мне нравится принцип «брать и давать». Я получила знания, заботу и поддержку, которыми хотелось поделиться

— В чем ваша суперсила как преподавателя?

— Банальный ответ — в моей слабости. В том, что я не беру на себя роль человека, знающего ответы на все вопросы.

— Кто ваши студенты?

— Я не думаю, что они чем-то отличаются от студентов МИР-ТА или любой другой группы, но я их считаю уникальными:) Они живут в разных странах, иногда говорят на иностранных языках, их объединяет увлеченность методом Транзактного Анализа, интерес к многообразию в теории и практике ТА, чтению дополнительной литературы и другими направлениям психологии, они находятся в поиске своей профессиональной идентичности. Горжусь, что в прошлом году 5 моих студентов успешно сдали экзамен и получили статус СТА.

— Что ваши студенты ценят в вас больше всего?

— Надо бы у них спросить.:) Иногда я слышала, что у меня хорошее чувство юмора, что у меня есть свои ценности, которых я придерживаюсьи, пожалуй, то, что довольно сложные теоретические вопросы могу преподнести достаточно просто.

— А с чем они испытывают сложности?

— Может быть, иногда, я тороплюсь, передвигаясь от одного понятия к другому и привношу много материала в объяснении. Может быть в том, что побуждаю к высоким стандартам. :)

— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

— Знаете, Петрушка Кларксон написала прекрасную статью о позитивной стороне драйверов. Она рассматривала все пять драйверов, как естественные проявления человеческих устремлений. Ведь и правда — это естественно быть доброжелательной по отношению к другому человеку или стремиться к высоким стандартам. В разные моменты я могу проявлять все пять… Кажется, я уже их обозначила в предыдущем ответе.

Часто получаю обратную связь о комфортной атмосфере в группе. Мне нравятся высокие стандарты!

Случается, увлекаясь, могу не заметить, как зажато тело, от того, что сдерживаю чувства, что к концу дня может привести к головной боли и усталости… Продолжаю развивать осознанность и эмоциональную грамотность. :)

— Какая модель ТА ваша самая любимая?

— О, их много, но, пожалуй, самая любимая —Интегрирующий Взрослый.

— А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?

— Для меня сложность возникает тогда, когда поведением (функциональной моделью) описывают внутренний процесс. Но теории и модели ТА создаются разными людьми, с уникальным опытом и референтной системой… Транзактный Анализ мне напоминает лоскутное одеяло, состоящее из разноцветных кусочков — теорий и моделей, сшитые вместе, они создают пространство выбора.

— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?

— В период пандемии у меня появилась идея создать проект, чтобы поддержать коллег, принадлежащих русскоязычному ТА-сообществу. Проект был назван «Круглый стол», хотя в формате он-лайн это название весьма забавное. Более подходящее -«Прямоугольный экран»:). Идею поддержал Совет СОТА, и вот уже состоялось 14 Круглых Столов. Ведущие — специалисты из разных стран, включая РФ. Это общедоступные мероприятия, они проходит один раз в месяц. Плата за участие — добровольное пожертвование. Цель — возможность пообщаться, познакомиться со специалистами и новыми направлениями в Транзактном Анализе. Мне нравится этот проект, хочется, чтобы он продолжался долго.

Для меня имеет большое значение общественная роль. В данный момент я занимаю позицию вице-президента EATA. Это моя зона развития, challenge (вызов) для меня — участвовать заседании комитета, где все участники говорят на английском и еще с разным акцентом:).

В связи с тем, что есть ограничения из-за ковида, к сожалению, не смогла выехать ни на одно заседание Исполнительного Комитета, чтобы принять участие в заседаниях и повидаться с коллегами. Это, конечно, грустно. Надеюсь, на скорый переход заболевания от пандемии к эндемии.

— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?

— Заготовки нет) Что-нибудь в духе «Будь любознательным»… А вот, с благодарностью вспоминаю слова моего отца — «Знание за плечами не носить». Подойдет?

— Если бы у вас было (а может быть есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?

— Никогда не думала. Может быть, кошка? Кошка…)

— Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?

— Надо посчитать! Активно пишут 7-8 человек, в ближайшее время 2 кандидата отправят письменную часть СТА на проверку, еще есть 5 PTSTA …Я уже упомянула, что прошедший год был урожайным — 5 студентов сдали экзамен CTA и 4 или 5 человек, прошли ТА Endorsement Workshop (TEW) с моей супервизорской поддержкой. Кандидаты — представители из разных стран, мне нравится работать с людьми из разных культур. Жду не дождусь, когда мои кандидаты сдадут TSTA экзамен:). К сожалению, сейчас в ЕАТА процесс усложнился из-за пандемии.

— Где можно у вас учиться?

— У меня есть страничка в ВКонтакте https://vk.com/id55868480 в ней описана программа обучения.

×

About the authors

Alexandra Oganezovna Mkhitaryan

Author for correspondence.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022

psychologist, privatepractice

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Elena SOBOLEVA

Download (412KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies