Notes from podcast with Fanita English
- Authors: Mkhitaryan A.O.
- Issue: Vol 2, No 2 (2022)
- Pages: 40-41
- Section: "I'm OK, You're OK"
- URL: http://journals.eco-vector.com/TAR/article/view/119924
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20222240-41
Cite item
Full Text
Abstract
Notes from podcast with Fanita English.
Keywords
Full Text
Это эпизод подкаста «Три человека в твоей голове» (“Three people in your head”), опубликованный в июне 2021 года, в котором его авторы – Джон Флеминг и Мэтт Тейлор – беседуют с Фанитой Инглиш. На момент записи Фанита (ныне покойная) была преподавателем, вела супервизии и работала как транзактный аналитик в области психотерапии. Ею написан ряд книг, она вела группы и была старейшиной ТА. В 2020 году Фанита Инглиш получила награду ITAA (Международной Ассоциации Транзактного Анализа) за пожизненные достижения в возрасте 104 лет! (18 января 2022г Фанита ушла из жизни). В этом подкасте еще при жизни Фанита рассказала о том, как познакомилась с ТА, о своем опыте работы в ТА в сравнении с психоанализом, а также некоторыми мыслями о теории Трех мотиваторов (драйверов) автором которой она является.
– Фанита, вы могли бы представиться нашим слушателям и немного рассказать о своей роли в сообществе ТА.
– Хорошо. Меня зовут Фанита Инглиш, и я в ТА с 1964 года. И сейчас я получила от коллегии ТА сертификат Фаниты Инглиш, который был подарен мне за осмысленную жизнь или что-то в этом роде. Я довольно активно руководила группами ТА в США и в Европе, также в Германии, во Франции, в Италии и так далее.
– Как все началось для вас в ТА?
– Я прочитала книгу Эрика Берна «ТА в психотерапии» и была очарована ею. В то время я была психоаналитиком, причем очень разочарована своей работой в психоанализе. Но прочитав «ТА в психотерапии», я очаровалась и посетила семинар Дэвида Купфера. Он стал моим наставником. Это были ранние дни в ТА, примерно 1964 год. Затем я проводила семинары в США, Германии, Франции, Италии и других местах.
– Значит, вы были пионером ТА в Европе?
– Да, да. Я привезла ТА в Германию, внесла вклад в ТА во Франции, в Англии. Ой, нет, не в Англии – в Италии. Англия не смогла себе позволить меня. Им было проще нанять англоговорящих людей из Америки, а не переплачивать мне за то, что я говорю на 4-х языках.
– Что привлекло вас в ТА?
– Сначала меня привлекла книга Эрика Берна «ТА в психотерапии». Затем я увидела, что можно достигать реальных результатов, в отличие от психоанализа, который тянулся вечность.
– Вы работали в основном с группами или индивидуально?
– В основном с группами. Иногда индивидуально, но в основном с группами. Я нахожу их очень эффективными, потому что люди слышат друг друга. Затем я могу дать интервенцию одному человеку, а она может оказаться интересной или подходящей для другого.
– Какие теории ТА оказали наибольшее влияние на вашу работу?
– Классическая модель Эрика Берна.
– Я очень хочу расспросить вас об одной из моих любимых теорий в ТА – это ваша теория о трех мотиваторах.
– Мотиваторы? О, три теории... да. Это основные мотиваторы нашего бессознательного. Мне они видятся как три нимфы или богини, как угодно. Я называю их Сёрвия, Пассия и Трансия. У них были и другие имена, я как-то даже диснеевские имена для них придумала, но остановилась на этих.
Survia (выживание) – это физические потребности. Это то, что побуждает нас заботиться о физическом существовании. Survia может влиять на нас, когда мы делаем выбор в еде, месте проживания, телесном комфорте.
Passia (страсть) – это то, что придает смысл нашей жизни. Это может быть тема, или человек, или не-человек. Берн считал, что это секс, но речь идет не только об этом. Это любая идея или концепция, которая вызывает нашу страсть. Например, мадам Кюри была увлечена своей работой с радием, и она была готова расстаться с жизнью, потому что из-за её работы у неё случился рак, но продолжала работать с радиацией.
Transcia (трансцендентность) – все, что находится за пределами повседневной жизни. Например, потребность во сне, или потребность в релаксации, или в духовности – все, что заставляет нас выйти за пределы реальности.
– Как эти три мотиватора повлияли на вашу жизнь и вашу жизнестойкость?
– Очень хороший вопрос. На самом деле, когда я познакомилась с ТА, мне уже было очень скучно жить. Мне было 54 года, я прекрасно зарабатывала, но я не получала удовольствия от работы. Мне было очень скучно слушать повторяющиеся жалобы клиентов, которые на самом деле хотели только поглаживаний и сочувствия к своим страданиям, которые были просто смехотворными. Психоанализ не вызывал во мне никакой страсти, но Транзактный анализ стал ею. Моя работа стала увлекательной, мне нравилось начинать работу с контракта – с выяснения того, над чем мы хотим работать и что мы хотим решить, а не просто сидеть и жаловаться. ТА стал очень важным для моей Passia, а мне тогда уже было немало лет. Я стала получать огромное удовольствие от работы вплоть до 2010 года, когда со мной произошел несчастный случай, приковавший меня к инвалидному креслу. Но даже тогда я продолжила работать уже из инвалидного кресла, а потом случился COVID, и это тоже пришлось прекратить. Так что сейчас я стараюсь проводить больше времени в Transia – поспать, расслабиться.
– Считаете ли вы, что ваша страсть к ТА, к помощи людям позволила вам стать долгожительницей?
– Да, это поддерживало меня, и это помогло мне жить долго и больше наслаждаться. Я не отметаю другую жизнь, например, мою прекрасную дочь, но просто сосредоточиться на моей дочери было бы недостаточно для меня, и стало бы настоящей пыткой для нее. ТА и моя работа в нем стали поворотным пунктом моей жизни.
В какой-то момент можно найти идею или какой-то способ работать / быть / любить / учить или делать то, что вы делаете, который придаст дополнительный смысл повседневной жизни. Я думаю, что психологически это способствует более долгой жизни.
About the authors
Alexandra O. Mkhitaryan
Author for correspondence.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022
psychologist, private practice
Russian Federation, MoscowReferences
Supplementary files
