Кишечный лаваж как метод купирования алкогольного делирия при острых отравлениях
Аннотация
Введение. Острые отравления (ОО) нередко возникают у лиц, злоупотребляющих алкоголем. К течению острых отравлений у подобных пациентов может присоединиться абстинентный алкогольный синдром (ААС), тяжёлым вариантом которого является алкогольный делирий (АлД). Его формирование утяжеляет состояние пациентов, повышает риск осложнений, увеличивает срок пребывания в стационаре и летальность.
Стандартные методы борьбы с АлД могут не согласовываться с некоторыми аспектами парадигмы лечения ОО, поэтому поиск подходов к решению этого противоречия является актуальным. Одним из вариантов такого подхода может стать применение кишечного лаважа (КЛ) как способа купирования АлД при ОО.
Цель исследования – повысить эффективность лечебных мероприятий с помощью КЛ при АлД на фоне острых отравлений психофармакологическими препаратами и разъедающими веществами.
Материал и методы. В ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского» ДЗМ в 2019–2023 гг. обследованы 106 пациентов, у 59 из которых на фоне острого отравления психофармакологическими препаратами (ОПФП) и у 47 на фоне острого отравления разъедающими веществами (ОРВ), находившихся в отделении острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств, развился АлД.
Пациенты были разделены на две группы: исследуемую – 56 пациентов, в комплекс лечения которых с целью детоксикации (эндотоксикоз) и коррекции нарушений гомеостаза был включён КЛ с использованием энтерального раствора (ЭР), и группу сравнения, состоящую из 50 пациентов, которые получали стандартную терапию, направленную на купирование АлД.
Решение о применении КЛ в исследуемой группе принимали неотложно после установления диагноза АлД. КЛ с использованием ЭР, который вводили через назогастральный двуканальный зонд, проводили по разработанной нами методике. У 50 пациентов группы сравнения применяли стандартную терапию АлД. Сравниваемые группы больных были сопоставимы по тяжести состояния, оцениваемой в баллах по шкале DELIRIUM RATING SCALE-R-98, возрасту и гендерной принадлежности. Конечными точками исследования были продолжительность АлД, частота пневмонии, срок пребывания пациентов в отделении реанимации и летальность.
Результаты. Тяжесть АлД, выраженная в баллах по шкале DRS-R-98 до начала его купирования в изучаемой группе и группе сравнения, была сопоставимой и составляла в зависимости от вида отравления, на фоне которого развился АлД, в среднем от 28 до 31 балла. Включение КЛ в комплексное лечение АлД на фоне ОРВ и ОПФП больные перенесли удовлетворительно, без осложнений. АлД на фоне ОРВ был купирован после КЛ в течение 1-х суток, что в 8 раз раньше, чем в группе сравнения. Это различие имело статистическую значимость (р < 0,05; критерий Манна–Уитни). При ОПФП продолжительность АлД после КЛ составила в среднем одни сутки, а при стандартном лечении – 9 сут. Такое различие по срокам купирования АлД имело статистическую значимость (р < 0,05; критерий Манна–Уитни).
Было установлено, что на фоне АлД у больных с ОРВ пневмония в исследуемой группе развивалась в 23% случаев, а в группе сравнения – в 95,2%. На фоне АлД у больных с ОПФП эти показатели составили 6,6 и 55,2%, соответственно. Срок пребывания больных с АлД в реанимационном отделении при ОРВ и ОПФП в исследуемой группе составил в среднем 4 сут, а в группах сравнения 6 и 7 сут, соответственно. Летальность в тех же группах составила 7,7 и 33,3% (ОРВ), и 10 и 17,3% (ОПФП), соответственно.
Ограничения исследования. Исследование касалось эффективности КЛ как метода купирования АлД у лиц мужского и женского пола, ограничениями в котором явились: АлД на фоне ОПФП и ОРВ, возраст пациентов (18–65 лет), объём энтерального раствора 12 (9;15) л для перфузии желудочно-кишечного тракта во время КЛ.
Заключение. Включение КЛ в комплекс лечения АлД при ОО способствует заметному улучшению результатов лечения: сокращению его продолжительности на фоне ОРВ и ОПФП в 8 и 9 раз, соответственно; снижению частоты пневмонии в 4,1 и 8,4 раза, сокращению срока госпитализации в 1,5 и 1,75 раза, соответственно. Летальность в тех же группах была ниже в 4,3 и 1,73 раза, соответственно. Межгрупповые отличия всех сравниваемых показателей имели статистическую значимость (p < 0,05; критерий Пирсона χ2 и критерий Манна–Уитни).
Соблюдение этических стандартов. Протокол данного исследования одобрен локальным этическим комитетом ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» № 4-22 от 26.04.2022 г. Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.
Участие авторов:
Воробьева А.Г. – сбор клинического материала, статистическая обработка и анализ;
Маткевич В.А. – идея, концепция и дизайн исследования, написание текста;
Поцхверия М.М. – дизайн исследования и его организация;
Зубарева О.В. – дизайн исследования, результаты;
Клюев А.Е. – организация и выполнение лабораторных исследований, анализ полученных данных.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила в редакцию: 29 мая 2024 / Поступила после доработки: 24 июля 2024 / Принята в печать: 18 декабря 2024 / Опубликована: 25 февраля 2025