АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА МИРА ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ НЕЯСНОГО ГЕНЕЗА



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения антиципационной составляющей личностной репрезентации образа мира женщин в аспекте проблемы бесплодия неясного генеза. Показано, что прогностическая компетентность представляет собой значимую функцию образа мира женщин репродуктивного возраста. Результаты исследования выявляют взаимосвязь антиципационной несостоятельности и содержания личностной репрезентации образа мира у женщин с бесплодием неясного генеза.

Полный текст

Необходимость исследования антиципационной состоятельности в аспекте личностной репрезентации образа мира обусловлена тем, что субъективная реальность личности и ее репрезентация являются предпосылкой предвосхищения, опирающегося на те или иные уровни организации образа мира, которое строится с опорой на вероятностную структуру прошлого опыта [2]. Проблема личностной зрелости или инфантильности связана со стабильностью установки на формирование личностно зрелого или инфантильного прогноза, который содержит меру согласованности жизненных планов, целей и ценностей и дифференциации временных перспектив. Качество экспектаций, их соотнесение с реальностью обеспечивают личности успешность результатов антиципации, которая обусловлена прошлым и будущим и характеризует изменения мира [7]. Прогностическая функция образа мира представлена через процесс проверки предсказаний «образа» мира на соответствие стимулам внешнего мира, в предвосхищении (антиципации) непрерывно во времени происходит сравнение «образа» мира» с настоящим процессом активного движения от «образа» к внешнему миру, образ или модель окружения непрерывна во времени и пространстве [13]. Соответственно концепция образа мира личности согласно Ломову Б.Ф., представлена как специфическое явление опережающего отражения [6]. Так, по мнению Анцыферовой Л.И., весь опыт жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляется в виде системы значений и значимостей, убеждений и ценностей - они регулируют восприятие и представления человека, определяют интерпретацию окружающего мира и действия в нем самого субъекта [1]. Человек на протяжении всей своей жизни строит, перестраивает и достраивает глубоко личностную репрезентацию мира в соотношении с Я-концепцией. Весь опыт жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляется в так называемой «теории мира» личности [9]. Антиципация может совершаться на основе семантической категоризации предшествующих событий, особенно когда эти события приобретают личностный смысл. Таким образом, предвосхищение «занимает в структуре образа мира более высокий иерархический уровень, чем прогнозирование с опорой на физические параметры стимуляции» [2]. В аспекте предвосхищения J. Beder было введено понятие «the assumptive world» - «предполагаемый» или «допускаемый» мир, данное понятие в наибольшей степени отражает соотношение категории «образ мира» и его прогностической функции. Допускаемый мир представляет собой организованную схему отражения того, что человек на основе предыдущего опыта предполагает и считает истинным о мире и себе; сюда относятся предположения, или убеждения как основа, безопасность и ориентиры, дающие ощущение реальности, смысла или цели в жизни [17]. Исходя из данной концепции о «допускаемом» мире, можно предположить, что искажения ориентиров, убеждений, неадекватная интерпретация прошлого опыта могут обусловливать проблемы в прогностической состоятельности личности и, наоборот, несформированность механизма антиципации не позволяет личности адекватно соотносить образ мира в соответствии с личностно-ситуативными изменениями. В контексте исследования проблем в репродуктивной сфере женщин прогностическая компетентность рассматривается как важный компонент, влияющий на психологический комфорт. Погружения женщин с нарушением репродуктивной функции, по мнению Е.А. Ипполитовой, в проблемы, связанные с диагнозом бесплодие отражаются на психологическом состоянии в форме проявления все большего пессимизма, концентрации на фатальности и неконтролируемости жизни, снижают прогностическую перспективу и выявляют потерю смысла построения планов на будущее [5]. Согласно исследованиям Г.Ю. Фо- менко, одним из важных критериев успешности психологического сопровождения женщин с бесплодием можно считать способность к продуктивному разрешению противоречий в различных личностных бытийных пространствах [14, 15]. В исследовании Бежиной Х.В. указано, что смысловая сфера у женщин, страдающих бесплодием сужена, жизнь лишена интереса и значимости событий, «прошлое и будущее воспринимаются как бессмысленные этапы жизненного пути, не несущие в себе позитивных смыслов, настоящий этап жизни как интегративный показатель временной перспективы оценивается крайне негативно, что отражает сложность жизненной ситуации женщин в ситуации бесплодия» [3]. С точки зрения Скоромной Ю.Е., формирование готовности к материнству проходит следующие этапы: (I) антиципация материнства, (II) беременность, (III) послеродовой период, (IV) активное материнство. На этапе антиципации зрелая личность женщин выявляет психологическую готовность к материнству [11, 12]. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным можно отметить, что прогностическая компетентность детерминируется образом мира, который позволяет предсказывать развитие событий и предопределяет линию поведения в соответствии с личностной репрезентацией мира, несмотря на существование реального мира [16]. Целью данного исследования являлось определение антиципационной составляющей (способности к прогнозированию) в аспекте личностной репрезентации образа мира женщин с бесплодием неясного генеза. Выборку испытуемых составили 100 женщин репродуктивного возраста - группа № 1 (50 человек) - женщины, находившиеся в третьем триместре беременности и состоявшие на учете в женских консультациях г. Казани и женщины-матери (10 женщин имели по одному ребенку в возрасте от одного года до 6 лет и 15 - по двое детей в возрасте от одного года до 12 лет); группа № 2 (50) - женщины, страдавшие бесплодием неясного генеза, прикрепленные и проходившие лечение в трех женских консультациях г. Казани и в центре планирования семьи. Стаж бесплодия испытуемых составил от одного года до 4 лет с момента постановки диагноза «бесплодие неясного генеза». Возраст испытуемых выборки составил от 20 лет до 41 года. В исследовании были применены следующие психодиагностические методики: вербальный критериально-ориентированный проективный тест диагностики образа мира субъекта «ВТОМ» Г.А. Берулавы [4], данная методика позволяет осуществить анализ образа «Я», «мира», «других людей» и отношение к жизни; тест антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича [8, 9], методика дает возможность выявить и оценить количественные показатели общей, личностно-ситуативной, временной и пространственной антиципационной компетентности. На первом этапе исследования были определены типы образа мира и показатели антиципационной состоятельности у женщин двух исследуемых групп. Процентное распределение испытуемых по показателю «тип образа мира» в двух группах представлено на рисунке. С помощью φ - углового преобразования Фишера были определены различия по частоте встречаемости типов образа мира между двумя группами (табл. 1). В соответствии с полученными результатами было выявлено, что эмпирический тип образа мира был представлен в большей степени в группе беременных женщин и матерей (р≤0,05). Эмпирический образ мира характеризуется нравственно индифферентным отношением к окружающему миру без апелляции к нормативно-ценностным категориям долженствования. Эмпирический образ мира указывает на фактическое восприятие действительности. Безоценочное отношение к миру и к жизни может свидетельствовать о целостности личности женщин, иными словами, испытуемые принимают мир таким, какой он есть. В контексте изучения всех компонентов образа мира можно говорить, что именно эмпирический тип выявляет позитивное отношение беременных женщин и женщин-матерей к себе, миру и жизни. Для женщин с бесплодием неясного генеза при данном типе отношение к миру, к себе, к другим, к жизни носит скорее обобщенный характер, фактическое описание мира выявило тенденцию к пессимистичности в отношении к жизни. Гуманистический образ мира не выявил различий между группой № 1 и группой № 2 (р≤0,05). Гуманистический образ мира характеризуется «выходом человека за пределы», трансцендентными (духовными) мотивами жизне-деятельности. Для группы беременных женщин и женщин-матерей личностные смыслы, обуславливающие данный тип, включают в себя заботу о других, о мире («мир хорош не только для меня, но и для других людей»). Описание собственного «Я» строилось не только с позиций того, в какой мере имеющиеся личностные свойства удовлетворяют самого субъекта, но и в какой мере они комфортны для других людей. В описаниях этих женщин была представлена направленность на заботу о детях и их благополучии. Главным личностным смыслом для них является семейное счастье. В группе женщин с бесплодием, представленный гуманистический образ мира свидетельствует, что испытуемые этой группы проявляют стремление удовлетворить потребности других чаще, чем свои собственные, необходимость проявления заботы о других тяготила испытуемых. В свою очередь, наиболее характерным в отличие от группы беременных и матерей для женщин с бесплодием стал позитивистский образ мира (р≤0,01). Позитивистский образ мира в вербализуемых личностных смыслах, отражает наличие определенных нравственных догматов и правил отношения к своим личностным свойствам, к личностным свойствам других людей, а также к окружающему миру. При таком типе образа мира проявлена ориентация на удовлетворение только индивидуально обусловленных потребностей - в материальной обеспеченности, высоком социальном статусе. Для женщин с бесплодием неясного генеза при позитивистском образе мира было характерно стереотипное представление о мире, у женщин выявлена жесткая система ценностей с позиции долженствования «должно быть так, а не иначе». Также для сопоставления групп по частоте встречаемости показателей прогностической состоятельности был проведен статистический анализ с помощью φ - углового преобразования Фишера, что позволило выявить наличие различий между процентными долями прогностической компетентности в обследованных группах (табл. 2). По результатам F-теста достоверными различия оказались: по показателям общей и личностно-ситуативной антиципационной состоятельности (р≤0,01) между группой № 1 и группой № 2, оставшиеся показатели различий между группами не выявили (р≤0,05). Таким образом, можно утверждать, что существуют статистически достоверные различия в антиципационной деятельности беременных женщин, женщин-матерей и женщин с бесплодием неясного генеза. Показатели антиципационной состоятельности первой группы испытуемых выявляют большую адаптивность к изменениям событийности происходящего, чем показатели второй группы. На втором этапе исследования было осуществлено определение соотношения антиципационной состоятельности с типами образа мира в двух группах. Для выявления зависимости личностной репрезентации образа мира и антиципации в двух группах были определены коэффициенты согласованности между показателем эмпирического типа образа мира, позитивистского образа мира и показателями антиципационной состоятельности, которые выявили различия в двух исследуемых группах (табл. 3). По результатам определения согласованности признаков «тип образа мира» и «антиципа-ционная состоятельность» были установлены взаимосвязи с прямой направленностью между антиципационной состоятельностью и эмпирическим образом мира. В соответствии с полученными результатами по коэффициенту ассоциации Юла антиципационная состоятельность находится в тесной взаимосвязи с эмпирическим образом мира. Коэффициент сопряженности выявил тесную взаимосвязь (p<0,05) эмпирического образа мира и личностно-ситуативной прогностической компетентности в группе беременных женщин и женщин-матерей, что указывает на соответствие реалистичного восприятия и отношения к себе, другим людям, миру и готовности прогнозировать изменения жизненных событий и ситуаций. Антиципационная несостоятельность, в большей степени проявленная в группе женщин с бесплодием неясного генеза, выявила согласованность с позитивистским образом мира. Значимый показатель коэффициента сопряженности (p<0,05) в группе женщин с бесплодием неясного генеза представлен в соотношении позитивистского образа мира и личностно-ситуативной несостоятельности. Таким образом, частота проявления эмпирического образа мира соотносится с высокой прогностической компетентностью, позитивистский образ мира соотносится с прогностической некомпетентностью. В соответствии с приведенными выше теоретико-эмпирическими основаниями и данными, полученными при изучении прогностической компетентности как составляющей личностную репрезентацию образа мира женщин с бесплодием неясного генеза можно сделать следующие выводы: В двух обследованных группах представлены все три типа образа мира. Личностная репрезентация образа мира как в группе № 1, так и в группе № 2 соотносится с представлениями о высоком социальном статусе материнства и значимостью реализации материнской функции. Однако в группе женщин с бесплодием неясного генеза содержательная сторона личностной репрезентации образа мира характеризуется семантической опустошенностью, обобщенностью описаний и тенденцией к пессимистичности в отношении к жизни. Антиципационная несостоятельность (общая и личностно-ситуативная) в группе женщин с бесплодием неясного генеза выявлялась чаще, чем в группе беременных женщин и женщин-матерей, что может указывать на неготовность предвосхищать ход событий и изменять собственное поведение во фрустрирующих и субъективно значимых ситуациях. В соотношении с антиципационной несостоятельностью личностная репрезентация образа мира женщин с бесплодием неясного генеза в отличии от группы беременных женщин и женщин-матерей обнаруживает чрезмерную склонность к фатализму, экстернальность - внешний локус контроля, при котором ответственность за события и проблемы своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе». Психологическая готовность «стать и быть матерью», адекватность убеждений относительно реализации материнской роли в структуре личностной репрезентации образа мира вероятно взаимосвязана с антиципационной состоятельностью беременных женщин и женщин-матерей. В свою очередь женщины с бесплодием неясного генеза, возможно, демонстрируют прогностическую неспособность совладания с ситуацией бесплодия и невозможностью стать матерью.
×

Об авторах

Валерия Александровна Степашкина

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: kukusya2007@yandex.ru
кафедра психологии личности 420021, г. Казань, ул. Межлаука, 1

Владимир Давыдович Менделевич

Казанский государственный медицинский университет

Email: mend@tbit.ru
кафедра медицинской и общей психологии 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психол. журн. 2004. Т.25. №3. С.17-24.
  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
  3. Бежина Х.В. Структура социальной идентичности женщин с нарушениями репродуктивной функции: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 27 с.
  4. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 46 с.
  5. Ипполитова Е.А. Особенности временной перспективы женщин с нарушением репродуктивной функции // Известия АлтГУ. 2012. №2 (74). С. 47-50.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  7. Малюченко Г.Н., Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Антиципация жизненного пути и социальное самочувствие молодого поколения: монография. Саратов: Саратовский источник, 2009. 124 с.
  8. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1. С. 35-40.
  9. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. Казань: Медицина, 2011. 288 с.
  10. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Городец, 2016. 596 с.
  11. Менделевич Д.М., Менделевич В.Д. Гинекологическая психиатрия (современные аспекты проблемы) // Неврологический вестник. 1993. №1-2. С. 104-108.
  12. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2006. 217 с.
  13. Смирнов С.Д. Психология образа. М.: МГУ, 1985. 231 с.
  14. Фоменко Г.Ю. Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики // Кубанский научный медицинский вестник. 2006. №5-6. С. 144-147.
  15. Фоменко Г.Ю. Психологические проблемы женского бесплодия в контексте личностных противоречий (экзистенциальные аспекты) // Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 4. С. 17-29.
  16. Фролова А.В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности // Вестник ТГГПУ. 2010. №20 С. 325-331.
  17. Beder J. Loss of the Assumptive World. NY: Baywood Publishing Cо., 2005. p. 255-265.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степашкина В.А., Менделевич В.Д., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах