Влияние атипичных антипсихотиков на гормональные и биохимические показатели у больных шизофренией

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучение влияния атипичных антипсихотиков на гормональные и биохимические показатели у больных шизофренией.

Методы. Проведено комплексное клинико-психопато-логическое и лабораторное обследование 96 больных шизо-френией (F20 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра), госпитализированных в отделение эндогенных расстройств Научно-исследовательского института психичес-кого здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра и получающих лечение атипичными антипсихотиками. Для психометрической оценки выраженности и динамики симптомов шизофрении на всех пациентов заполняли шкалу позитивных и негативных синдромов (PANSS — от англ. positive and negative syndrome scale) в адаптированной русской версии SCI-PANSS при поступлении в стационар и при выписке через 4 нед. Лабораторное исследование включало определение концентрации общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов высокой плотности, глюкозы, инсулина и кортизола в сыворотке крови с исследованием содержания липопротеинов низкой и очень низкой плотности, индексов атерогенности и инсулинорезистентности. Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета стандартных прикладных программ SPSS Statistic (V. 17.) для Windows. Различия считали статистически значимыми при р ≤0,05.

Результаты. Установлено выраженное влияние 4-недельной терапии атипичными антипсихотиками на углеводный обмен: содержание глюкозы (р <0,001) и индекс инсулинорезистентности (р=0,036). Выявлено статистически значимое повышение показателей общего холестерина (р=0,005), триглицеридов (р <0,001), липопротеинов очень низкой плотности (р <0,001), индекса атерогенности (р <0,001) и отношения триглицеридов к липопротеинам высокой плотности (р <0,001) после 4-недельной терапии атипичными антипсихотиками. Никаких статистически значимых изменений уровня гормонов выявлено не было.

Выводы. Полученные результаты демонстрируют выраженное влияние 4-недельной терапии атипичными антипсихотиками на углеводный обмен: изменение уровня глюкозы и индекса инсулинорезистентности. Показано типично атерогенное изменение липидного спектра сыворотки крови. Данные показатели считают лабораторными маркёрами риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, в связи с чем необходим тщательный мониторинг метаболических нарушений у пациентов с шизофренией.

 

Полный текст

Антипсихотики второго поколения (АВП) — наиболее часто используемые препараты для лечения больных шизофренией в настоящее время. При этом они обладают серьёзными побочными эффектами, такими как увеличение массы тела, дислипидемия и гипергликемия, что может приводить к нарушению приверженности терапии вплоть до отказа от лечения и снижению социальной адаптации больных [1–4]. Несмотря на это обстоятельство, в клинической практике до сих пор не реализована адекватная система скрининга и контроля метаболического состояния больных шизофренией [5].

При сочетании шизофрении с метаболическим синдромом выявляют дисбаланс в липидном обмене, в частности в спектре аполипопротеинов, а терапия антипсихотиками зачастую сопровождается нарушениями биохимических показателей [6, 7]. Сравнительно недавно было показано, что отношение триглицеридов (ТГ) к липопротеинам высокой плотности (ЛПВП) может служить значимым маркёром для прогнозирования и диагностики метаболического синдрома, инсулинорезистентности и сердечно-сосудистых заболеваний [8–10].

 

Таблица 1

Влияние атипичных антипсихотиков на показатели, отражающие состояние углеводного

и липидного обмена у пациентов с шизофренией (Me [Q1; Q3])

 

При госпитализации

При выписке

p-value

Показатели гормонального и углеводного обмена

Глюкоза, ммоль/л

4,9 [4, 5; 5, 3]

5,2 [4, 7; 5, 7]

<0,001*

Инсулин, мкЕД/мл

1,9 [0, 2; 7, 2]

2,3 [0, 6; 8, 5]

0,066

HOMA-IR

0,3 [0, 1; 1, 3]

0,7 [0, 2; 2, 2]

0,036*

Кортизол, нмоль/л

583,5 [500, 7; 669, 0]

577,8 [490, 7; 640, 8]

0,207

Показатели липидного обмена

ОХС, ммоль/л

4,2 [3, 8; 5, 3]

4,8 [4, 0; 5, 8]

0,005*

ТГ, ммоль/л

1,3 [1, 0; 2, 0]

1,7 [1, 3; 2, 4]

<0,001*

ЛПВП, ммоль/л

1,1 [0, 8; 1, 3]

1,0 [0, 7;1, 3]

0,195

ЛПНП, ммоль/л

2,6 [2, 1; 3, 4]

2,7 [2, 3; 3, 8]

0,147

ЛПОНП, ммоль/л

0,6 [0, 5; 0, 9]

0,8 [0, 6; 1, 1]

<0,001*

ИА

3,3 [2, 3; 4, 4]

3,5 [2, 3; 5, 6]

<0,001*

ТГ/ЛПВП

1,3 [0, 9; 2, 0]

1,8 [1, 1; 2, 6]

<0,001*

Примечание: HOMA-IR — индекс инсулинорезистентности; ОХС — общий холестерин; ТГ — триглицериды; ЛПВП — липопротеины высокой плотности; ЛПНП — липопротеины низкой плотности; ЛПОНП — липопротеины очень низкой плотности; ИА — индекс атерогенности; ТГ/ЛПВП — отношение триглицеридов к липопротеинам высокой плотности; р — уровень статистической значимости различий при сравнении показателей больных шизофренией при госпитализации и при выписке; *р <0,05.

 

В связи с вышеизложенным представляются актуальными дополнительные комплексные исследования влияния курса антипсихотической терапии на показатели, отражающие функционирование липидного и углеводного метаболизма.

Целью данного исследования было изучение влияния атипичных антипсихотиков на гормональные и биохимические показатели у больных шизофренией.

Проведено комплексное клинико-психопатологическое и лабораторное обследование 96 больных шизофренией (F20 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра) в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих подписанную форму информированного согласия на участие в исследовании, госпитализированных в отделение эндогенных расстройств НИИ психического здоровья Томского НИМЦ с показанием к лечению АВП. Исследование проведено в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации (2000), одобрено советом по этике НИИ психического здоровья Томского НИМЦ.

Для психометрической оценки выраженности и динамики симптомов шизофрении на всех пациентов заполняли шкалу позитивных и негативных синдромов (PANSS — от англ. Positive And Negative Syndrome Scale) [11] в адаптированной русской версии SCI-PANSS [12] при поступлении в стационар и при выписке через 4 нед.

Набор материала осуществляли из локтевой вены в двух точках (в момент госпитализации и при выписке), натощак, в пробирки типа Vacuettе. Определение концентрации глюкозы, общего холестерина (ОХС), ТГ и ЛПВП в сыворотке крови проводили кoлориметрическими, энзиматическими методами с использованием коммерческих наборов производителя Cormay (Польша).

Концентрацию (ммоль/л) липопротеинов низкой (ЛПНП) и очень низкой (ЛПОНП) плотности рассчитывали по формулам:

ЛПОНП=ТГ/2,2;

ЛПНП=ОХС–ЛПВП–ТГ/2,2.

Индекс атерогенности (ИА) рассчитывали по формуле:

ИА=(ОХС–ЛПВП)/ЛПВП.

Определение концентрации инсулина и кортизола в сыворотке крови проводили твердофазным «сэндвич»-методом иммуноферментного анализа.

Индекс инсулинорезистентности (НОМА-IR — от англ. Homeostasis Model Assessment of Insulin Resistance) рассчитывали по формуле:

HOMA-IR = глюкоза натощак (ммоль/л) × инсулин натощак (мкЕД/мл) / 22,5.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета стандартных прикладных программ SPSS Statistics (V. 17.) для Windows. Для проверки закона распределения выборки использовали критерий Шапиро–Уилка. Описательная статистика представлена медианой и квартилями (Me [Q1; Q3]).

Для зависимых данных при распределении, отличающемся от нормального, значимость определяли с использованием критерия Уилкоксона. Различия считали статистически значимыми при р ≤0,05.

Выборка оказалась практически однородной по половому составу: женщин — 49 (51%), мужчин — 47 (49%). Медиана возраста составила 34 [27; 40] года. Возраст манифестации шизофрении был 23 [19; 27] года, длительность заболевания — 10 [4; 16] лет. Большей части пациентов (41 человек, 43%) в качестве базовой терапии шизофрении был назначен рисперидон, кветиапин принимали 23 (24%) больных, оланзапин — 18 (19%) человек. При поступлении в стационар медиана общего балла по шкале PANSS составила 95 [82; 106], при выписке — 67 [54; 82].

После 4 нед терапии выявлено статистически значимое повышение следующих показателей: содержания глюкозы (р <0,001) и HOMA-IR (р=0,036), ОХС (р=0,005), ТГ (р <0,001), ЛПОНП (р <0,001), ИА (р <0,001) и ТГ/ЛПВП (р <0,001). Значимых изменений уровня гормонов обнаружено не было (табл. 1).

Таким образом, 4-недельный курс терапии АВП оказал выраженное влияние на уровень глюкозы и HOMA-IR, остававшийся, однако, в пределах референтных значений. Данный факт может быть причиной недостаточного контроля уровня гликемии, что в дальнейшем способно привести к нарушению толерантности к глюкозе с развитием сахарного диабета [13].

Изменения в липидном спектре после 4-недельной терапии АВП были типично атерогенными, что согласуется с данными метаанализа 136 исследований у пациентов с шизофренией [14], за исключением уровня ЛПВП, изменения которого не достигли статистической значимости в нашем исследовании. При этом изменение соотношения ТГ/ЛПВП подтверждает возможность использования его в рамках клинической практики для контроля побочных эффектов АВП.

Механизм побочных метаболических эффектов антипсихотиков остаётся невыясненным и, вероятно, является многофакторным. Выдвинута гипотеза об общности терапевтического и метаболического действий АВП с сигнальным путём инсулина, аномалии которого были обнаружены у пациентов с шизофренией [15]. Также обсуждают дисрегулирующее влияние АВП на гормоны, контролирующие аппетит и потребление пищи, такие как грелин, инсулин, лептин и адипонектин [16], а также на изменение структуры и функций митохондрий [17].

ВЫВОДЫ

  1. Полученные результаты демонстрируют выраженное влияние 4-недельной терапии атипичными антипсихотиками на углеводный обмен: изменение уровня глюкозы и индекса инсулинорезистентности.
  2. Показано типично атерогенное изменение липидного спектра сыворотки крови.
  3. Данные показатели считают лабораторными маркёрами риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, в связи с чем необходим тщательный мониторинг метаболических нарушений у пациентов с шизофренией.

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ №18-15-00011 «Шизофрения, сочетанная с метаболическим синдромом: клинико-конституциональные факторы и молекулярные маркёры».

×

Об авторах

Ирина Андреевна Меднова

Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: irinka145@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8057-3305
SPIN-код: 8772-6605
Scopus Author ID: 57209599251
ResearcherId: I-9584-2017

младший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики и биохимии

Россия, 634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4

Анастасия Сергеевна Бойко

Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук

Email: anastasya-iv@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2955-9057
SPIN-код: 4143-2346
Scopus Author ID: 55695787000

кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики и биохимии

Россия, 634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4

Елена Георгиевна Корнетова

Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук; Сибирский государственный медицинский университет

Email: kornetova@sibmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5179-9727
SPIN-код: 6490-8758
Scopus Author ID: 35285972300

доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения эндогенных расстройств

Россия, 634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4; 634050, г. Томск, Московский тракт, 2

Светлана Александровна Иванова

Научно-исследовательский институт психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук; Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: ivanovaniipz@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7078-323X
SPIN-код: 5776-1365
Scopus Author ID: 36113599800

доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики и биохимии, зам. директора по научной работе

Россия, 634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4; 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30

Список литературы

  1. Мосолов С.Н., Рывкин П.В., Сердитов О.В. и др. Метаболические побочные эффекты современной антипсихотической фармакотерапии. Социал. и клин. психиатрия. 2008; 18 (3): 75–90. [Mosolov S.N., Ryvkin P.V., Serditov O.V. et al. Metabolicheskie pobochnye ehffekty sovremennoy antipsikhoticheskoy farmakoterapii. Sotsialʹnaya i klinicheskaya psikhiatriya. 2008; 18 (3): 75–90. (In Russ.)]
  2. Корнетова Е.Г., Меднова И.А., Дубровская В.В. и др. Метаболический синдром у больных шизофренией в психиатрической практике. Пособие для врачей. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники. 2018; 32 c. [Kornetova E.G., Mednova I.A., Dubrovskaya V.V. et al. Metabolicheskiy sindrom u bolʹnykh shizofreniey v psikhiatricheskoy praktike. Posobie dlya vrachey. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet sistem upravleniya i radioelektroniki . 2018; 32 p. (In Russ.)]
  3. Дубровская В.В., Корнетова Е.Г., Семке А.В. и др. Клиническая динамика и социальная адаптация у пациентов с шизофренией и сопутствующим метаболическим синдромом. Соврем. терап. психич. расстройств. 2019; (2): 17–21. [Dubrovskaya V.V., Kornetova E.G., Semke A.V. et al. Klinicheskaya dinamika i sotsialʹnaya adaptatsiya u patsientov s shizofreniey i soputstvuyushchim metabolicheskim sindromom. Sovremennaya terapiya psikhicheskikh rasstroystv. 2019; (2): 17–21. (In Russ.)] doi: 10.21265/PSYPH.2019.24.20.003/
  4. Bode´n R., Edman G., Reutfors J. et al. A comparison of cardiovascular risk factors for ten antipsychotic drugs in clinical practice. Neuropsychiatr. Dis. Treat. 2013; 9: 371–377. doi: 10.2147/NDT.S40554.
  5. Mitchell A.J., Delaffon V., Vancampfort D. et al. Guideline concordant monitoring of metabolic risk in people treated with antipsychotic medication: systematic review and meta-analysis of screening practices. Psychol. Med. 2012; 42 (1): 125–147. doi: 10.1017/S003329171100105X.
  6. Boiko A.S., Mednova I.A., Kornetova E.G. et al. Apolipoprotein serum levels related to metabolic syndrome in patients with schizophrenia. Heliyon. 2019; 5 (Issue 7): e02033. doi: 10.1016/j.heliyon.2019.e02033.
  7. Горобец Л.Н., Буланов В.С., Литвинов А.В., Литвинова Т.А. Оценка биохимических факторов риска развития метаболических нарушений у больных с первым психотическим эпизодом в процессе терапии оланзапином. Социал. и клин. психиатрия. 2017; 27 (4): 10–11. [Gorobets L.N., Bulanov V.S., Litvinov A.V., Litvinova T.A. Otsenka biokhimicheskikh faktorov riska razvitiya metabolicheskikh narusheniy u bolʹnykh s pervym psikhoticheskim ehpizodom v protsesse terapii olanzapinom. Sotsialʹnaya i klinicheskaya psikhiatriya. 2017; 27 (4): 10–11. (In Russ.)]
  8. Shin H.G., Kim Y.K., Kim Y.H. et al. The relationship between the triglyceride to high-density lipoprotein cholesterol ratio and metabolic syndrome. Korean J. Family Med. 2017; 38 (6): 352–357. doi: 10.4082/kjfm.2017.38.6.352.
  9. Von Bibra H., Saha S., Hapfelmeier A. et al. Impact of the triglyceride/high-density lipoprotein cholesterol ratio and the hypertriglyceremic-waist phenotype to predict the metabolic syndrome and insulin resistance. Horm. Metab. Res. 2017; 49 (07): 542–549. doi: 10.1055/s-0043-107782.
  10. Salazar M.R., Carbajal H.A., Espeche W.G. et al. Use of the plasma triglyceride/high-density lipoprotein cholesterol ratio to identify cardiovascular disease in hypertensive subjects. J. Am. Society of Hypertension. 2014; 8 (10): 724–731. doi: 10.1016/j.jash.2014.08.002.
  11. Kay S.R., Opler L.A., Fiszbein A. The Positive and Negative Syndrome Scale (PANSS) for schizophrenia. Schizophrenia Bull. 1987; 13 (2): 261–276. doi: 10.1093/schbul/13.2.261.
  12. Мосолов С.Н. Шкалы психометрической оценки симптоматики шизофрении и концепция позитивных и негативных расстройств. М: Новый цвет. 2001; 238 с. [Mosolov S.N. Shkaly psikhometricheskoy otsenki simptomatiki shizofrenii i kontseptsiya pozitivnykh i negativnykh rasstroystv. Мoscow: Novyj cvet. 2001; 238 р. (In Russ.)]
  13. Барденштейн Л.М., Мкртумян А.М., Алёшкина Г.А. Состояние углеводного и липидного обмена у больных параноидной шизофренией при терапии атипичными антипсихотическими препаратами. Сахарный диабет. 2010; 2: 42–44. [Bardenshtein L.M., Mkrtumyan A.M., Aleshkina G.A. The state of carbohydrate and lipid metabolism in patients with paranoid schizophrenia during therapy with atypical antipsychotics. Sakharnyi Diabet. 2010; 2: 42–44. (In Russ.)]
  14. Vancampfort D., Wampers M., Mitchell A.J. et al. A meta-analysis of cardio-metabolic abnormalities in drug naïve, first-episode and multi-episode patients with schizophrenia versus general population controls. World Psychiatry. 2013; 12 (3): 240–250. doi: 10.1002/wps.20069.
  15. Girgis R.R., Javitch J.A., Lieberman J.A. Antipsychotic drug mechanisms: links between therapeutic effects, metabolic side effects and the insulin signaling pathway. Mol. Psychiatry. 2008; 13 (10): 918–929. doi: 10.1038/mp.2008.40.
  16. Stip E., Lungu O.V., Anselmo K. et al. Neural changes associated with appetite information processing in schizophrenic patients after 16 weeks of olanzapine treatment. Transl. Psychiatry. 2012; 2: e128. doi: 10.1038/tp.2012.53.
  17. Scaini G., Quevedo J., Velligan D. et al. Second generation antipsychotic-induced mitochondrial alterations: implications for increased risk of metabolic syndrome in patients with schizophrenia. Eur. Neuropsychopharmacol. 2018; 28 (3): 369–380. doi: 10.1016/j.euroneuro.2018.01.004.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Меднова И.А., Бойко А.С., Корнетова Е.Г., Иванова С.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах