Суицидальный риск и особенности текстов, написанных пациентами с эндогенными психическими заболеваниями

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Выявление связи суицидального риска и особенностей текста, написанного больными эндогенными психическими заболеваниями.

Методы. В исследовании приняли участие 58 человек — больные эндогенными психическими заболеваниями, проходящие лечение в клинике НЦПЗ. Всем испытуемым было предложено написать эссе на тему «Я, другие, мир». Для анализа семантико-синтаксической структуры высказываний применяли метод реляционно-ситуационного анализа, метод частотного лексического анализа с использованием анализатора PLATIn. Все испытуемые выполнили методики: (1) симптоматический опросник SCL-90-R (Simptom Check List-90-Revised); (2) игровая задача Айоваиспользована модель «ожидание-результат» Expectancy-valence, в которой вводятся параметры для вероятностного моделирования принятия решений: «внимание к выигрышу-проигрышу», «научение-забывание», «импульсивность-детерминированность»; (3) шкала импульсивности Барратта [10]; (4) пятифакторный опросник личности, опросник Басса–Перри.

Результаты. Результаты корреляционного анализа по Спирмену показали статистически значимые корреляции между степенью выраженности суицидального риска (из опросника SCL-90) и параметрами текстов, полученными с помощью компьютерного анализа, с параметрами модели Expectancy-valence игровой задачи Айова, шкалой импульсивности Баратта, опросником Басса–Перри, эмоциональностью в пятифакторном опроснике личности.

Выводы. Были выделены особенности текста, которые связаны с повышением суицидального риска: увеличение употребления глаголов прошедшего времени в текстах; более высокая продуктивность — увеличение количества предложений и слов в тексте при снижении длины слов и уменьшении количества инфинитивов; увеличение коэффициента Трейгера; снижение лексики положительной рациональной оценки и ментальных действий; увеличение лексики отрицательных стеничных эмоций. Анализ связи суицидального риска с личностными особенностями выявил характеристики, аналогичные тем, которые проявились в текстах: высокий уровень враждебности, повышенную эмоциональность, повышение импульсивности и выраженный сиюминутный эффект.

Полный текст

Актуальность проблемы изучения суицидального поведения пациентов, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, обусловлена высоким уровнем самоубийств в этой группе. Трудности оценки риска суицида связаны с тем, что люди, которые собираются совершить суицид, часто не могут или не хотят говорить об этом, предпочитают давать социально одобряемые ответы.

В психодиагностической практике существует дефицит методов, защищённых от влияния преднамеренных и непроизвольных искажений со стороны испытуемого. Для того чтобы снизить влияние искажений, используют проективные методы (тест Роршаха, тест руки, тест Розенцвейга), методы психолингвистики (семантический дифференциал), оценку прайминг-эффекта (priming). Текст, написанным человеком, отражает его представления о себе и мире, а также особенности его психического функционирования.

Психиатрический подход к исследованию речи был заложен в работах классиков, таких как Э. Блёйлер, К. Клейст, Э. Крепелин, П.И. Карпова, В.Н. Образцова, В.П. Осипова. К характерным для патологических состояний были отнесены такие явления, как «разорванная речь», соскальзывание и бессвязность речи, атаксия (отсутствие смысловых связей между словами и снижение направленности высказываний) [1]. В качестве средств оценки тех особенностей, которые характеризуют речь психиатрических больных, были предложены различные психолингвистические показатели: коэффициент Трейгера, коэффициент опредмеченности действия, показатель Готтшалка–Глезер, индекс прегнантности Эртеля, индекс Шлисмана, фог-индекс и др.

Целью нашего исследования было выявление связи суицидального риска и особенностей текста, написанного больными эндогенными психическими заболеваниями.

В исследовании приняли участие 58 пациентов клиники ФГБНУ НЦПЗ (21 мужчина и 37 женщин, средний возраст 23,69±8,23 года), проходящих лечение в отделении по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний, среди них 22 больных с диагнозом шизофренического спектра [согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) F20.04, F20.05)] и 36 больных с диагнозом аффективного спектра (согласно МКБ-10 F31.3, F32.1, F33.10). Больные находились под наблюдением на этапе становления ремиссии.

Критериями исключения были наличие органический поражений и злоупотребление психоактивными веществами в анамнезе.

Всем испытуемым было предложено написать эссе на тему «Я, другие, мир». Для анализа семантико-синтаксической структуры высказываний применяли метод реляционно-ситуационного анализа, который опирается на синатаксемный анализ Г.А. Золотовой [2] и концепцию неоднородных семантических сетей Г.С. Осипова [3]. Также был применён метод частотного лексического анализа с использованием анализатора PLATIn, разработанного на основе процессора Exactus Expert [4]. Результатами работы анализатора являются частотные характеристики, позволяющие оценивать выраженность в конкретном тексте и коллекции текстов лексики, принадлежащей к тематическим группам слов с семантикой различных психологических состояний и личностных установок.

В исследовании использованы следующие показатели лексико-морфологического уровня:

– коэффициент Трейгера — отношение количества глаголов к количеству прилагательных в единице текста;

– коэффициент опредмеченности действия — отношение количества глаголов к количеству существительных в единице текста;

– количество глаголов;

– количество глаголов прошедшего времени;

– количество глаголов будущего времени;

– количество причастий и деепричастий;

– длина слов;

– количество местоимений, в том числе первого лица множественного числа, первого лица единственного числа, третьего лица множественного числа.

Использованы следующие методики.

Симптоматический опросник SCL-90-R (от англ. Simptom Check List-90-Revised) [5, 6]. Учитывали ответ на вопрос «Мысли о том, чтобы покончить с собой». Этот параметр рассматривали как показатель выраженности суицидального риска.

Игровая задача Айова (IGT — от англ. Iowa Gambling Task) [7, 8] направлена на оценку принятия решений на основе эмоционального научения (интуиции). Использована модель «ожидание-результат» [9], в которой вводятся параметры для вероятностного моделирования принятия решений: «внимание к выигрышу-проигрышу», «научение-забывание», «импульсивность-детерминированность». Вычисляется вероятность каждого следующего хода на основе введённых параметров. При помощи функции fmincon из системы Matlab 7 находят значения параметров, максимизирующих функцию правдоподобия, вычисляемую по результатам всех ходов в отдельном испытании.

Шкала импульсивности Барратта [10], адаптация для русскоязычной выборки.

Пятифакторный опросник личности [11].

Опросник Басса-Перри [12].

Для статистического анализа использована программа SPSS.

 

Таблица 1

Корреляция выраженности суицидального риска и параметров текста

Параметры текста

Доля глаголов прошедшего времени

Доля

инфинитивов

Коэффициент Трейгера

Среднее число

клауз в предло-

жении

Средняя длина слов

Число предложений

Число слов

0,330**

–0,329**

0,245*

0,258*

–0,252*

0,220*

0,237*

Части речи

Междометие

Место-

имённое

наречие

Наречие

Предлог

Прилага-

тельное

Существи-

тельное

Частица

Числи-

тельное

Числительное

прилагательное

0,237*

0,244*

0,272*

0,205~

–0,275*

–0,290*

0,195~

0,207~

0,275*

Лексика, словари

Лексика положительной рациональной оценки и ментальных действий

Лексика разрушения и насилия

Отрицательные стеничные эмоции

Социальное неравенство и несправедливость

Лексика темы «Власти»

Лексика темы «Демография и экология»

Уголовный жаргон

–0,269*

–0,234*

0,172~

0,206~

0,181~

0,220*

–0,408**

               

Примечание. Уровень статистической значимости: ~p <0,1; *p <0,05; **p <0,01.

В табл. 1 представлены результаты корреляционного анализа по Спирмену между выраженностью суицидального риска (из опросника SCL-90) и параметрами текстов, полученными с помощью компьютерного анализа.

 

Таблица 2

Корреляция выраженности суицидального риска и враждебности, личностных особенностей, импульсивности

Опросник Басса–Перри

Пятифакторный опросник личности

Игровая задача IGT.

Модельные параметры

Шкала импульсивности Баратта

Гнев

Враждебность

Эмоциональность

Научение-забывание (сиюминутный эффект)

Импульсивность (обратная шкала)

Внимательность

Отвлекаемость внимания (интегральная)

0,208~

0,212~

0,416**

0,371~

–0,420*

0,715**

0,551*

Примечание. Уровень статистической значимости: ~p <0,1; *p <0,05; **p <0,01.

 

В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа по Спирмену между выраженностью суицидального риска (из опросника SCL-90) и личностными особенностями из методик Басса–Перри, пятифакторного опросника личности, игровой задачи Айова, шкалы импульсивности Барратта.

Возрастание суицидального риска связано с увеличением употребления глаголов прошедшего времени в текстах (см. табл. 1). Сосредоточенность на прошлом, отсутствие перспектив будущего при суицидальном риске отмечают в разных исследованиях. Кроме того, выявлена более высокая продуктивность при написании текстов при увеличении суицидального риска: увеличение количества предложений и слов в тексте при снижении длины слов и уменьшении количества инфинитивов.

Можно отметить увеличение коэффициента Трейгера при возрастании суицидального риска. Коэффициент Трейгера считают как отношение количества глаголов к количеству прилагательных в единице текста, он повышен в клинических группах. В работе [13] показано, что его величина непостоянна и указывает на отношение активности и практических действий к рефлексии и созерцательности в момент высказывания у данного субъекта. Коэффициент связан с уровнем эмоциональной стабильности и характером эмоциональной регуляции. Его повышение наблюдают при органических поражениях головного мозга, бредовых синдромах, повышенном аффекте, обсессивно-фобических расстройствах. Анализ корреляции с частями речи показывает, что при суицидальном риске уменьшается количество прилагательных и существительных, что при увеличении количества глаголов прошедшего времени даёт повышение коэффициента Трейгера. Можно предположить, что способом справиться с фрустрацией и эмоциональными проблемами для группы суицидального риска служат действие и активность.

Анализ лексики показывает, что при суицидальном риске статистически значимо снижается лексика положительной рациональной оценки и ментальных действий. Лексика положительной рациональной оценки и ментальных действий — позитивная оценка результата ментальных действий; описание наличия позитивных качеств, исправления негативных качеств, возникновения позитивных качеств у описываемых предметов: стабильный, продумать, авторитет [4]. Рациональная положительная оценка может выступать защитным механизмом, который у группы суицидального риска не выражен.

Можно отметить увеличение на уровне статистической тенденции лексики отрицательных стеничных эмоций (пример лексики стенических негативных эмоций: злой, брезгливость, ревновать), что также подтверждает «негативную активность» при суицидальном риске.

Анализ связи суицидального риска с личностными особенностями выявил характеристики, аналогичные тем, которые проявились в текстах: высокий уровень враждебности в методике Басса–Перри (см. табл. 2); повышенную эмоциональность в пятифакторном опроснике личности, высокие значения по этому фактору характеризуют людей, не способных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения, в поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, в уклонении от реальности. Такие люди чувствуют себя беспомощными, не способными справиться с жизненными трудностями, их поведение во многом обусловлено ситуацией. В игровой задаче Айова при суицидальном риске отмечают повышение импульсивности и выраженный сиюминутный эффект. Импульсивность проявляется также и в опроснике Барратта.

ВЫВОДЫ

  1. Полученные результаты позволили выделить особенности текста, которые связаны с повышением суицидального риска.

– Увеличение употребления глаголов прошедшего времени в текстах.

– Более высокая продуктивность: увеличение количества предложений и слов в тексте при снижении длины слов и уменьшении количества инфинитивов.

– Увеличение коэффициента Трейгера.

– Снижение лексики положительной рациональной оценки и ментальных действий.

– Увеличение лексики отрицательных стеничных эмоций.

  1. Анализ связи суицидального риска с личностными особенностями выявил характеристики, аналогичные тем, которые проявились в текстах: высокий уровень враждебности, повышенную эмоциональность, повышение импульсивности и выраженный сиюминутный эффект.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №17-29-02305.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

Об авторах

Татьяна Игоревна Медведева

Научный центр психического здоровья

Автор, ответственный за переписку.
Email: medvedeva.ti@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6012-2152
SPIN-код: 6406-4368
ResearcherId: C-2974-2016

научный сотрудник отдела клинической психологии

Россия, 115230, г. Москва, Каширское ш., 34

Сергей Николаевич Ениколопов

Научный центр психического здоровья

Email: enikolopov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7899-424X
SPIN-код: 6911-9855
ResearcherId: C-2922-2016

кандидат психологических наук, профессор, заведующий отделом клинической психологии

Россия, 115230, г. Москва, Каширское ш., 34

Оксана Юрьевна Воронцова

Научный центр психического здоровья

Email: okvorontsova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-5698-676X
SPIN-код: 3767-5067
Scopus Author ID: 56845286400
ResearcherId: O-4843-2018

научный сотрудник отдела клинической психологии

Россия, 115230, г. Москва, Каширское ш., 343

Список литературы

  1. Микиртумов Б.Е., Завитаев П.Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд. СПб.: Н-Л. 2012; 143 с. [Mikirtumov B.E., Zavitaev P.Yu. Autizm: istoriya voprosa i sovremennyy vzglyad. (Autism: a background and a modern look.) Sankt-Peterburg: N-L. 2012; 143 p. (In Russ.)]
  2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз. РАН им. В.В. Виноградова. 2004; 540 с. [Zolotova G.A., Onipenko N.K., Sidorova M.Yu. Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka. (Communicative grammar of the Russian language.) M.: In-t rus. yaz. RAN im. V.V. Vinogradova. 2004; 540 p. (In Russ.)]
  3. Осипов Г.С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. М.: Наука. Изд. фирма «Физ.-мат. лит.». 1997; 109 с. [Osipov G.S. Priobretenie znaniy intellektualʹnymi sistemami. Osnovy teorii i tekhnologii. (Knowledge acquisition by intelligent systems. Fundamentals of theory and technology.) M.: Nauka. Izd. firma “Fiz.-mat. lit.”. 1997; 109 p. (In Russ.)]
  4. Девяткин Д.А., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. и др. Интеллектуальный анализ проявлений вербальной агрессивности в текстах сетевых сообществ. Искусственный интеллект и принятие решений. 2014; (2): 27. [Devyatkin D.A., Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. et al. Intelligent analysis of the manifestations of verbal aggressiveness in the texts of network communities. Iskusstvennyy intellekt i prinyatie resheniy. 2014; (2): 27. (In Russ.)]
  5. Derogatis L.R., Savitz K.L. The SCL-90-R and the Brief Symptom Inventory (BSI) in Primary Care In: M.E. Maruish (ed.) Handbook of psychological assessment in primary care settings. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 2000: 297–334.
  6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер. 2001; 272 с. [Tarabrina N.V. Praktikum po psikhologii posttravmaticheskogo stressa. (Workshop on the psychology of post-traumatic stress.) SPb.: Piter. 2001; 272 p. (In Russ.)]
  7. Медведева Т.И., Ениколопова Е.В., Ениколопов С.Н. Гипотеза соматических маркёров Дамасио и игровая задача (IGT): обзор. Психологич. исслед. 2013; 6 (32): 10. [Medvedeva T.I., Enikolopova E.V., Enikolopov S.N. Damasio’s Somatic Marker Hypothesis and Iowa Gambling Task (review). Psikhologicheskie issledovaniya. 2013; 6 (32): 10. (In Russ.)]
  8. Bechara A., Damasio H., Damasio A.R. Emotion, decision making and the orbitofrontal cortex. Cereb. Cortex. 2000; 10 (3): 295–307.
  9. Busemeyer J.R., Stout J.C. A contribution of cognitive decision models to clinical assessment: decomposing performance on the Bechara gambling task. Psychological assessment. 2002; 14 (3): 253–262.
  10. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И. Апробация русскоязычной версии методики «шкала импульсивности Барратта» (BIS-11). Психология и право. 2015; 5 (3): 75–89. [Enikolopov S.N., Medvedeva T.I. Approbation of the Russian-language version of the [Barratt Impulsiveness Scale (BIS-11). Psikhologiya i pravo. 2015; 5 (3): 75–89. (In Russ.)] doi: 10.17759/psylaw.2015050307.
  11. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2000; 23 с. [Khromov A.B. Pyatifaktornyy oprosnik lichnosti. (Five-factor personality questionnaire.) Kurgan: Izd-vo Kurganskogo gos. universiteta. 2000; 23 p. (In Russ.)]
  12. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологич. ж. 2007; 28 (1): 115–124. [Enikolopov S.N., Tsibulʹskiy N.P. Psychometric analysis of Russian-language version of questionnaire for aggression diagnostics by A. Buss and M. Perry. Psikhologicheskiy zhurnal. 2007; 28 (1): 115–124. (In Russ.)]
  13. Самохвалов В.П. Психиатрия. Ростов-на-Дону: Феникс. 2002; 575 с. [Samokhvalov V.P. Psikhiatriya. (Psychiatry.) Rostov-on-Don: Feniks. 2002; 575 p. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах