Себорейный кератоз: опыт наружной деструктивной терапии
- Авторы: Тарасенко Г.Н.1,2, Ламоткин И.А.3, Тарасенко Ю.Г.4, Коленько Н.Г.5,4
-
Учреждения:
- ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Минобороны России
- ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
- ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко» Минобороны России
- АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
- Выпуск: Том 23, № 2 (2020)
- Страницы: 80-84
- Раздел: ДЕРМАТООНКОЛОГИЯ
- Статья получена: 02.08.2020
- Статья опубликована: 15.04.2020
- URL: https://rjsvd.com/1560-9588/article/view/41921
- DOI: https://doi.org/10.17816/dv41921
- ID: 41921
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описаны клинические особенности и лечение себорейного кератоза. Приведены собственные наблюдения деструктивной терапии 1,5% раствором цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте у больных себорейным кератозом. Показаны хорошие результаты терапии.
Полный текст
Кератозы – группа заболеваний кожи, общим признаком которых является избыточное утолщение рогового слоя эпидермиса. Один из частых видов кератоза – себорейный кератоз (СК) развивается после 30 лет, но особенно распространен среди лиц более старшего возраста, в связи с чем получил ещё и такие названия, как старческий кератоз, сенильный кератоз, старческие бородавки. Самостоятельно опухоли не исчезают. С годами они меняют свою окраску, форму и очертания. Заболевание может длиться и прогрессировать десятками лет [1].
СК является одним из наиболее распространённых кожных поражений, с которыми врач-дерматолог сталкивается ежедневно [2]. На долю этого заболевания приходится от 20–24,9 до 55,4–61,7% случаев обращений по поводу кожных новообразований [3].
В исследовании российских ученых [4, 5] средний возраст пациентов составил 59,2 ± 6,4 года, из них 68,2% женщин. Наиболее пораженными зонами являлись область головы, шеи, передней и задней поверхности туловища. По данным индийских исследователей [6], в 42% случаев СК диагностировали в возрастной группе 31–50 лет, из них 76% женщин и 24% мужчин. Положительный семейный анамнез наблюдался у 62% пациентов, большинство очагов поражения располагалось на участках кожи, не подверженных воздействию солнечного света, – на груди, спине, животе, бёдрах (62%). В последние годы изучают роль вируса папилломы человека рода β, который способен вызывать развитие ряда эпителиальных опухолей кожи, однако данная взаимосвязь в настоящее время до конца не изучена [7–9].
Себорейная кератома представляет собой доброкачественную эпителиальную опухоль кожи вследствие разрастания эпидермиса с выраженным ороговением [10, 11]. Кератома является поверхностным образованием и, несмотря на то, что очаги СК могут быть очень большими по площади, в глубину они не проникают.
Клиническая картина заболевания обычно проявляется множественными пятнами, которые могут возникать в любом месте на коже лица, шеи, волосистой части головы, конечностей, за исключением ладоней и подошв. Вначале возникает ограниченное пятно желтоватой или коричневатой окраски, которое в дальнейшем преобразуется в плотную бляшку. Большинство очагов имеют размеры от 0,2 до 2 см, хотя могут быть и более крупными [6, 11]. Поверхность пятна постоянно покрывается жирными корками, которые легко снимаются, но может быть гладкой, бархатистой или бородавчатой. При дольчатом строении борозды между дольками заполнены пропитанной жировым веществом роговой массы тёмно-коричневого цвета. Консистенция опухоли, как правило, мягкая. Опухоль самопроизвольно не исчезает, а при длительном травмировании или нерациональном лечении может озлокачествляться. С целью предупреждения онкологического перерождения рекомендуются избегать травматизации очагов поражения, избыточной инсоляции, самостоятельного применения раздражающих веществ [12].
Больные СК отмечают снижение уверенности в себе и негативное влияние заболевания на качество их жизни [13].
Диагноз устанавливают на основании типичной клинической картины. В сложных случаях необходимо гистологическое исследование. СК следует дифференцировать от старческой кератомы, кератопапилломы, вульгарной бородавки, базалиомы и меланомы.
Для лечения применяют лазерную деструкцию, электрокоагуляцию, эффективность которых достигает 60–66%. В то же время эти методы имеют ряд недостатков: являются достаточно болезненными; требуют местной анестезии; в результате деструкции отмечается изъязвление, иногда достаточно глубокое, что приводит к длительному восстановлению тканей и образованию рубца [14–16].
Наиболее простым физическим методом удаления новообразований является криодеструкция [17], эффективность которой оценивается большинством исследователей на уровне 70–75%. Метод не требует анестезии и специального оборудования, однако криотерапия жидким азотом сопровождается болью, образованием пузыря, изъязвлением, длительным периодом реабилитации, что значительно влияет на качество жизни пациентов [18].
В наружной терапии применяются такие мази, как Солкодерм, 30% проспидиновая и 5% фторурациловая; коллодий, содержащий 10% салициловой и молочной кислоты. Хирургическое иссечение чаще проводят в косметических целях. У лиц молодого возраста при множественном кератозе перспективно использование ароматических ретиноидов [19]. Однако поиск оптимальных методов лечения с учётом их доступности и простоты исполнения, способных обеспечить высокую эффективность терапии при минимальных побочных эффектах, постоянно продолжается.
В последнее время в лечении доброкачественных новообразований кожи стали использовать наружные средства, такие как 0,9% раствор селеновой кислоты в 90% 2,2-дихлорпропионовой кислоте и 1,5% раствор цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте [19, 20].
Препарат представляет собой 1,5% раствор цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте. Препарат предназначен для лечения вульгарных, подошвенных, плоских и аногенитальных бородавок, акрохордонов (кожный рог), себорейных кератом и др. Процесс лечения проводят в амбулаторных условиях под наблюдением врача. Процедура не требует анестезии. Наносят его пластиковым шпателем, ватным тампоном или с помощью стеклянного капилляра на предварительно обезжиренную 70% спиртом поверхность образования.
Обработку проводят 1–3 аппликациями до появления беловато-серого окрашивания. Изменение окраски ткани происходит в течение 2–3 мин после нанесения препарата. В последующем после аппликации патологический очаг мумифицируется, приобретая тёмно-коричневый оттенок и резко уменьшаясь в размерах. После полной эпителизации мумифицированные струпья отделяются. Заживление идёт без осложнений, особенно при отсутствии вторичной инфекции, не оставляя значительных рубцов, шрамов и деформаций прилегающих
тканей или нарушений функции органов.
В своей практике мы применяли 1,5% раствор цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте для удаления себорейных кератом.
Наблюдение № 1. Пациент Л., 62 года, обратился к дерматологу с жалобами на пигментное образование в левой височной области, покрытое тёмной корочкой, с незначительным зудом, беспокоящее с «косметологической стороны». Образование появилось несколько лет назад, но пациент не замечал из-за густых волос, а когда волосы поредели, заметил пятно коричневого цвета, покрытое корочкой, и с этими жалобами обратился к дерматологу. При объективном осмотре в левой височной области имеется образование в виде бляшки овальных очертаний размером 5 × 4 см в диаметре, с чёткими границами, по краям слабо выступающее над уровнем кожи, бледно-коричневого цвета. В средней части отмечаются значительное утолщение и более тёмный цвет. На утолщенном участке, состоящем из ороговевших клеток эпидермиса, видны комедоноподобные отверстия и милиумподобные кисты. Дерматоскопия соответствует себорейному кератозу (рис. 1, а).
Для удаления образования мы использовали 1,5% раствор цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте путём аппликации с помощью стеклянного капилляра, предварительно обработав очаг поражения 70% спиртовым раствором. После 3 аппликаций появился струп белесовато-сероватого цвета (рис. 1, б). Через 2 нед струп мумифицировался, и вокруг него появилась гиперемия (рис. 1, в).
В дальнейшем происходило заживление раны без признаков вторичной инфекции. Через 5 нед рана очистилась от струпа, корочка отпала, признаков рубцевания не выявлено (рис. 1, г).
Рис. 1. Пациент Л., 62 года. Себорейная кератома височной области слева.
а – клиническая картина себорейной кератомы; б – очаг образования после обработки 1,5% раствором цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте; в – мумификация струпа; г – состояние после отхождения корочки.
Наблюдение № 2. Пациент Г., 74 года, обратился к дерматологу с жалобами на наличие опухолевидных образований на коже лица и туловища, которые создавали для больного «косметологическую проблему». Из анамнеза установлено, что образования начали появляться после 40 лет, что сам пациент связывал с чрезмерным пребыванием под ультрафиолетовыми лучами как во время отпусков, так и в период прохождения военной службы в южных районах. При осмотре на коже правой щеки и туловища имеются опухолевидные образования разных размеров (от 0,3 до 1,5 см в диаметре), жёлтого цвета, покрытые рыхлыми корочками (рис. 2, а), при удалении которых появляется шелушение. С косметологической целью пациент пожелал удалить образование в области правой щеки. Очаг обработан 70% спиртовым раствором. Затем проведена аппликация 1,5% раствором цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте стеклянным капилляром, прилагаемым в упаковке (рис. 2, б): образование покрылось плёнкой белого цвета. В дальнейшем через 1 мес корочка отпала, и на её месте появилось пятно бледно-розового цвета без признаков рубцевания (рис. 2, в).
Рис. 2. Пациент Г., 74 года. Себорейная кератома в области правой щеки.
а – клиническая картина себорейной кератомы правой щеки; б – очаг образования после обработки 1,5% раствором цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте; в – пятно бледно-розового цвета после удаления корочки.
Таким образом, наружная деструктивная терапия с помощью химических средств, в частности, 1,5% раствора цинка хлорпропионата в 2-хлорпропионовой кислоте, является перспективным методом в лечении СК, без рубцовых изменений и на открытых участках кожи.
Об авторах
Г. Н. Тарасенко
ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Минобороны России; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
Автор, ответственный за переписку.
Email: drtarasenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6504-4782
Scopus Author ID: 7003835041
кандидат медицинских наук, доцент
Россия, 143420, Московская область, г. Красногорск; 125993, г. МоскваИ. А. Ламоткин
ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко» Минобороны России
Email: drtarasenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7707-441X
Россия, 105229, Москва
Ю. Г. Тарасенко
АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
Email: drtarasenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2755-0881
Россия, 123242, Москва
Н. Г. Коленько
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
Email: drtarasenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9090-8287
Россия, 117198, г. Москва; 123242, г. Москва
Список литературы
- Себорейный кератоз кожи. [Доступно на: https://healthperfect.ru/seboreynyy-keratoz-kozhi.html. Дата доступа 20.04.2020]
- Coyne JD. Classification of the seborrheic keratosis. Int J Surg Pathol. 2016; 24(1): 51-2.
- Ламоткин И.А. Клиническая дерматоонкология: атлас.
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний; 2011.
- Писклакова Т.П., Костенко Е.И., Телешева Л.Ф. Себорейный кератоз: клинические особенности и ассоциация с вирусом папилломы человека рода β. Альманах клинической медицины. 2017; 45(2): 118-26.
- Снарская Е.С., Ткаченко С.Б., Кузнецова Е.В. Роль оксидантного стресса в развитии эпителиальных новообразований кожи при дерматогелиозе. Российский журнал кожных
- и венерических болезней. 2014; 17(6): 4-7.
- Geethu Francis Alapatt, Sukumar D., Ramesh Bhat M.
- A clinicopathological and dermoscopic correlation of seborrheic keratosis. Indian J Dermatol. 2016; 61(6): 622-7.
- Снарская Е.С., Борисова А.И., Чаглян К.А. Развитие множественных опухолей различного генеза в процессе фотостарения кожи. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2011; 14(4): 13-8.
- Корнева Л.В., Снарская Е.С., Нодельман Е.К. Молекулярная генотипическая детекция ДНК вирусов папилломы человека рода β в диагностике их ассоциаций с некоторыми эпителиальными неоплазиями кожи у иммуносупрессивных и иммунокомпетентных пациентов в режиме Real-Time. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2016; 19(5): 260-5.
- Корнева Л.В., Снарская Е.С., Молочков В.А., Полянская А.А. Генодиагностика ассоциации ДНК вирусов папилломы человека рода beta с себорейным кератозом у иммуносупрессивных и иммунокомпетентных больных. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2015; 18(2): 4-7.
- Иванов О.Л., ред. Кожные и венерические болезни: Справочник. М.: Шико; 2002.
- Хэбиф Т.П.; Кожные болезни: Диагностика и лечение. Пер. с англ. М.: МЕДпресс-информ; 2008.
- Орлова Е.В., Халдин А.А., Брико Н.И., Бутенко А.В.
- Современные представления о кожных паранеопластических заболеваниях и синдромах. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2010; 13(3): 32-8.
- Schlesinger TE, Favre C. Enhancing outcomes in seborrheic
- keratosis: using a novel treatment solution. J Drugs Dermatol. 2019; 18(7): s178-82.
- Glister HM Jr, Roenigk RK. Risk of acquiring human papillomavirus from the plume produced by the carbon dioxide laser in the treatment of warts. J Am Acad Dermatol. 1995;32(3):436-41.
- Hughes PS, Hughes AP. Absence of human papillomavirus DNA in the plume of erbium: YAG laser-treated warts. J Am Acad
- Dermatol. 1998; 38(3): 426-8.
- Тарасенко Г.Н., Тарасенко Ю.Г. Криотерапия в практике дерматолога. Госпитальная медицина: наука и практика. 2019; 1(4): 11-3.
- Sloan K, Haberman H, Lynde CW. Carbon dioxide laser-treatment of resistant verrucae vulgaris: retrospective analysis.
- J Cutan Med Surg. 1998; 2(3): 142-5
- Bourke JF, Berth-Jones J, Hutchinson PE. Cryotherapy of common viral warts at intervals of 1, 2 and 3 weeks. Br J Dermatol. 1995; 132(2): 433-6.
- Ламоткин И.А., Ушаков И.И., Марди Ш.И., Селезнева Е.В., Хлебникова А.Н. Опыт применения препарата Мардил цинк макс в лечении доброкачественных новообразований кожи. Военно-медицинский журнал. 2015; 336(11): 58-60.
- Ламоткин И.А., Селезнева Е.В., Хлебникова А.Н. Опыт применения препарата Мардил Селен® в лечении актинического кератоза. Военно-медицинский журнал. 2018; 339(11): 59-61.
