The mysteries of William Blake
- Authors: Monakhov S.A1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 15, No 3 (2012)
- Pages: 61-61
- Section: Articles
- URL: https://rjsvd.com/1560-9588/article/view/36718
- DOI: https://doi.org/10.17816/dv36718
- ID: 36718
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Уильям Блейк (1757 — 1827) — английский художник, поэт, философ, представитель раннего романтизма. Учился в художественной школе Г. Парса, позже был учеником гравера. В 1779 г. поступил в Королевскую академию, где познакомился с Г. Фюсли, творчество которого оказало на Блейка огромное влияние. В последние годы жизни художник работал над "Божественной комедией" Данте. Акварельные иллюстрации к "Божественной комедии" стали вершиной творчества мастера. Всю свою жизнь художник провел в труде и бедности, и умер, непризнанный при жизни. Художник был "открыт" во второй половине XIX века и высоко оценен как предшественник английского романтизма [2, 4]. В творчестве У Блейка несколько работ связаны с дерматовенерологической тематикой. Так, работа "Сатана, поражающий Иова проказой" (ок. 1826) иллюстрирует одну из сцен жизни праведника из земли Уц : "И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его" (Иов, 2, 7; рис. 1) [3]. Ногти и волосяной покров, как придатки кожи, выступают в качестве доминирующих элементов на картине "Навуходоносор" (ок. 1805), на котором изображен вавилонский царь Навуходоносор, лишенный Господом рассудка и превращенный в животное на семь лет за свою гордыню: "...и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы" (Дан., 4, 30; рис. 2) [3, 4]. Одна из акварелей к "Аду" Божественной комедии Данте — "Ров болезней: фальсификаторы" (1824 — 7) олицетворяет два наказания для грешников, связанные с кожей. В девятом рве восьмого круга ада Данте и его спутник Вергилий созерцают мучения поддельщиков металлов, денег и слов, а также лжецов и клеветников: ". Собрать гуртов больницы Вальдикьяны, Мареммы и Сардиньи и в одной Сгрудить дыре, — так этот ров поганый Вопил внизу, и смрад над ним стоял, Каким смердят гноящиеся раны" (Ад, XXIX; рис. 3, фрагмент) [4]. О смраде говорят фигуры Данте и Вергилия, которые закрываются от зловония краями своих одежд. Внизу ри сунка — грешники, раздирающие свои тела ногтями, могут символизировать самое тяжкое наказание на девятом кругу ада — нестерпимый зуд всего кожного покрова: "Двух грешников заметил я. Склонясь Друг к другу, эти призраки сидели, И тело их от головы до ног Покрыто было струпьями. На теле Ужасный зуд унять они хотели, В кровь струпья раздирая. Ногтями струпья начали срывать, Не в силах боли бешеной скрывать, Как рыбу с очень крупной чешуею Приходится ножами отчищать... И пусть тебе на твой тяжелый труд Твоих ногтей на целый век достанет, Чтоб унимать чесотки вечный зуд" (Ад, XXIX) [1]. Возможно, "зуд" и "чешуя", о которых говорится в "Божественной комедии" повлияли на создание еще одной необычной работы Блейка — "Призрак блохи" (ок. 1820). Однажды художник увидел "призрак блохи". Это видение было столь ужасным и непохожим на прежние образы, что напуганный художник описал его своим друзьям. Дух, со слов Блейка, одновременно походил и на человека, и на животное, покрытое грубой чешуйчатой кожей. Чаша в руках призрака — указание на то, что дух питается кровью (рис. 4) [4].×
References
- Данте Алигьери. Божественная комедия / Под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева, Н. В. Бутромеевой. Пер. с итал. Д. Д. Минаева. — М.: Белый город; 2005.
- Мировое искусство (500 мастеров живописи) / Сост. И. Г Мосин. — СПб.: СЭКЭО "Кристал"; 2005.
- Монахов С.А. Накожныя художества. — М.: Ритм; 2012.
- Уильям Блейк и британские визионеры. — М.: Красная площадь; 2011.