Theodor Bil’roth - gastric surgery founder



Cite item

Full Text

Abstract

More than a century has passed since the death of the great German surgeon Christian Albert Theodor Billroth. Despite such an impressive time, he is still widely known in the surgical community as the founder of gastric surgery, whose results of many years of work have largely influenced the development of abdominal surgery in the XIX-XX centuries. This person combined the features of a talented surgeon, teacher and organizer in equal measure. Thanks to strict adherence to aseptic rules, Theodor Billroth was the first to begin surgical interventions in anatomical areas, previously considered«forbidden» due to the high frequency of purulent-septic complications. Over the seven years he spent as head of the Zurich surgical clinic, the Billroth contributed to its significant expansion and modernization. He first introduced into the clinical practice statistics of surgical interventions and their results, thereby taking another step from the surgical craft to art and science. Being a versatile person, one of the brightest personality traits of Theodore Billroth was artistry, which was equally manifested both at the operating table and at the piano keyboard, because he, among other things, was a gifted pianist and violinist. In his life and work, he did not oppose science and art. As a scientist-innovator, professor Billroth was the first to perform successful interventions on organs previously considered to be inaccessible to operative effects, thus opening a fundamentally new page in the history of abdominal surgery.

Full Text

Научно-технические достижения второй половины XIX в. оказали существенное влияние на медицину. Внедрение в практику наркоза, принципов асептики и антисептики способствовали развитию хирургии. Лидерами прогресса явились крупные медицинские центры Германии, Австрии, Швейцарии. Время выдвинуло целую плеяду выдающихся хирургов-новаторов, среди которых достойное место принадлежит Теодору Бильроту (рис. 1). Христиан Альберт Теодор Бильрот (Christian Albert Theodor Billroth) родился 26 апреля 1829 г. в Бергене- на-Рюгене (Королевство Пруссия) пятым по счету сыном в семье пастора Карла Теодора Бильрота (Carl Theodor Billroth). Через 5 лет после рождения Альберта его отец скончался. Семейные обстоятельства выну- дили мать переехать вместе с малолетними детьми в Грейфсвальд. Одной из характерных черт членов семейства Бильротов была музыкальная одарен- ность. Теодор также был наделен этой особенностью в полной мере: с малых лет он проявлял интерес к музыке, делая при этом весьма посредственные успехи в изучении языков и точных наук. Однако про- фессиональным музыкантом Бильрот не стал: после окончания гимназии он поступил на медицинское отделение Грейфсвальдского университета. Здесь на него оказали влияние физиолог Рудольф Вагнер, проводивший у Бильрота занятия по микроскопии, и хирург Вильгельм Баум, с которым Теодор долгие годы поддерживал дружеские отношения после окончания университета. В 1851 г. на четвертом курсе Т. Бильрот перевелся в Берлинский университет, где продолжил обучение под руководством Б. Лангенбека, Д. Шён- лейна и М. Ромберга. Сам Людвиг Траубе обу-чал Бильрота экспериментальной патофизиологии, к 234 1 (69) - 2020 ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ История медицины которой он проявил немалый интерес, вылившийся в написание диссертации на латинском языке, по- священной поражению легких после перерезки n.n. vagorum (De natura et causa pulmonum affectionis quae nerve utroque vago dissectro exoritur), которую Т. Биль- рот успешно защитил в 1852 г. [4]. В 1853 г. Теодор Бильрот переезжает в Вену с целью прохождения курсов по дерматологии. Непро- должительное время он проходит практику в качестве врача-терапевта, однако через несколько месяцев его назначают ассистентом Бернарда фон Лангенбека - одного из корифеев хирургической науки, автора более чем 20 хирургических операций. Параллельно с освоением хирургии он ведет активные исследования в области патологической анатомии и в 1856 г. зани- мает пост приват-доцента хирургии и патологической анатомии в Берлинском университете. За время ра- боты на кафедре Т. Бильрот опубликовал множество работ, посвященных озлокачествленным полипам толстой кишки, кистозным тестикулярным опухолям, генезу кровеносных сосудов и анатомии селезен- ки. Активно сотрудничая с Рудольфом Вирховым, Т. Бильрот достиг немалых успехов в патологической анатомии [1, 8]. С 50-х годов XIX в. Т. Бильрот активно занимался изучением исторических аспектов хирургической нау- ки и в 1860 г. получил звание профессора хирургии и пост руководителя известной хирургической клинки в Цюрихе, где проработал до 1867 г. За эти семь лет Теодор Бильрот способствовал значительному рас- ширению и модернизации клиники. Хирургическая наука того времени находилась на заре своего раз- вития: особенно Т. Бильрота интересовала так на- зываемая «раневая лихорадка» - распространенное явление среди пациентов хирургических отделений. Активно изучая этот вопрос, он пришел к выводу, что основной причиной нагноения послеоперационных ран являются вещества микробного происхождения. С учетом этого Т. Бильрот привносит в повседневную хирургическую практику Цюрихской клиники ряд важных нововведений: регулярную термометрию у прооперированных больных, ежедневную уборку палат и операционных. Также Т. Бильрот отказался от средневековой традиции грязных сюртуков и ввел в обиход белые кители в количествах, достаточных для ежедневной их смены [7] (рис. 2). Следуя примеру И. Земмельвейса, он активно пропагандировал обра- ботку рук хирургов перед операцией хлорной водой. Описанные меры помогли значительно снизить по- слеоперационную летальность [1]. В 1863 г. Теодор Бильрот публикует свой труд «Общая хирургическая патология и терапия» («Die allgemeine chirurgische Pathologie und Therapie») - классический медицинский учебник, выдержавший 15 изданий и переведенный на все европейские языки. Работая на кафедре в Цюрихе, он впервые предложил ввести в широкую клиническую практику концепцию аудитов, подразумевавших публикацию не только хороших результатов, но и неудовлетво- Рис. 2. «Теодор Бильрот за операцией», картина Адальберта Зелигманна (1890). Участники оперативного пособия одеты в белую униформу, контрастировавшую с грязными кителями, распространенными в большинстве хирургических клиник XIX в. рительных, позволявших объективно оценивать су- ществовавшие лечебные методики и разрабатывать новые, более эффективные подходы. «Неудачи нужно признавать немедленно и публично, ошибки нельзя замалчивать. Важнее знать об одной неудачной опе- рации, чем о дюжине удачных», - говорил Т. Бильрот. Профессор разработал и ввел в практику статистику оперативных вмешательств и их результатов, сделав тем самым еще один шаг от хирургического ремесла к искусству и науке. Пик хирургической карьеры Т. Бильрота приходится на годы работы профессором кафедры Венского университета, куда он был назна- чен в 1867 г. Именно здесь в полной мере раскрылся талант Теодора Бильрота как хирурга, педагога и ученого [1, 8]. Т. Бильрот был пионером в вопросах изучения бак- териальной природы нагноения послеоперационных ран. Тщательное соблюдение им принципов асептики значительно уменьшило частоту гнойных осложнений и открыло новые горизонты в хирургической практике. Теодор Бильрот первым приступил к оперативным вмешательствам на органах, ранее считавшихся «неприкасаемыми» ввиду крайне высокой частоты послеоперационных фатальных гнойных осложнений. В 1872 г. он осуществил первую резекцию пищевода с формированием первичного анастомоза, в 1873 г. - первую тотальную ларингэктомию [11], в 1875 г. - резекцию печени. Отдельного упоминания заслуживает ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ 1 (69) - 2020 235 История медицины вклад Т. Бильрота в развитие хирургии желудка. 29 января 1881 г. он выполнил первую в мире успешную резекцию пилороантрального отдела желудка по по- воду стеноза раковой этиологии, после чего в течение 3 месяцев еще две аналогичные операции. Этот успех профессора Т. Бильрота был не случаен: ему предше- ствовала огромная экспериментальная работа и опыт практических неудач. Спустя четыре года 15 января 1885 г. Т. Бильрот в аналогичной ситуации сформи- ровал гастроэнтероанастомоз ввиду технической невозможности формирования соустья между культей желудка и двенадцатиперстной кишкой, назвав этот способ резекции желудка «атипичным». Опыт успеш- ных вмешательств на желудке произвел настоящую сенсацию в хирургическом мире, значительно рас- ширив границы возможностей хирургии и увеличив спектр вмешательств на органах брюшной полости. Уже после его смерти в 1898 г. 27-й конгресс немец- ких хирургов увековечит имя оператора-первопро- ходца, назвав описанные способы резекции желудка «Бильрот-I» и «Бильрот-II» [5, 6]. За дверями хирургической клиники Теодор Бильрот осуществлял активную общественную деятельность. Он выступал за длительное обучение хирургическому искусству, подразумевавшему предварительную от- работку оперативных навыков на трупах и животных и последующее 2-3-летнее прохождение практики в качестве ассистента хирургической клиники с парал- лельным изучением литературы [4]. Теодор Бильрот был членом Венской Академии наук, почетным членом тридцати двух научных со- обществ и австрийской палаты лордов. За свою жизнь он был награжден шестнадцатью почетными наградами, опубликовал более 150 научных работ. Он пользовался заслуженной популярностью не только в Германии, где считался современниками ведущим хирургом конца XIX в., но и за рубежом, куда его не- однократно приглашали в качестве консультанта. В частности, в Российской Империи он лечил поэта Н.А. Некрасова, которому сформировал колостому в левой поясничной области по поводу острой кишеч- ной непроходимости [3], а также консультировал Н.И. Пирогова, с которым его связывали теплые друже- ские отношения. Николай Иванович приезжал в Вену к Т. Бильроту после того, как консилиум московских врачей признал у великого русского хирурга рак верхней челюсти. Бильрот осмотрел Н.И. Пирогова, после чего безапелляционно отверг злокачественный характер заболевания, заявив об отсутствии необ- ходимости в дальнейшем дообследовании. Спустя непродолжительное время после возвращения в Россию Николай Иванович скончался. Существует версия, согласно которой Т. Бильрот сознательно скрыл истинный диагноз, из деонтологических сооб- ражений подарив российскому коллеге и его семье последнюю надежду [2]. Одной из ярких черт личности Теодора Бильро- та был артистизм, который одинаково проявлялся как за операционным столом, так и за клавиатурой фортепиано, ведь он, помимо всего прочего, был одаренным пианистом и скрипачом. Его дом в Вене стал своего рода музыкальным салоном, где он познакомился с Иоганном Брамсом и известным австрийским музыкальным критиком и теоретиком Эдуардом Гансликом. Теодор Бильрот пользовался значительным авторитетом в глазах Брамса: в 60-х годах XIX в., когда композитор был восходящей звез- дой венской музыкальной сцены, он неоднократно посылал известному профессору хирургии рукописи своих музыкальных произведений, чтобы узнать его мнение. Более того, Т. Бильрот участвовал в проб- ных репетициях работ Брамса на позиции второй скрипки, композитор же, в свою очередь, посвятил другу два своих первых струнных квартета «Opus 51». Теодор Бильрот также принимал активное участие в столкновении музыкальных течений, известном как «Войны романтиков», - эстетическом расколе между консерваторами во главе с Брамсом, с одной сторо- ны, и радикально-прогрессивными композиторами в лице Ференца Листа и Рихарда Вагнера. В этом музыкальном противостоянии Теодор Бильрот под- держивал своего близкого друга, однако признавал и талант Р. Вагнера - с другой. Под влиянием общения с людьми искусства он начал работу над книгой под на- званием «Кто такой музыкально одаренный человек?», которая была опубликована Э. Гансликом уже после смерти профессора. В этом эссе Т. Бильрот впервые предпринимает попытку научного подхода к выявле- нию музыкальной одаренности, описывая несколько типов так называемый «амузыкальной личности». Он не противопоставлял науку и искусство: «Это одно из поверхностных суждений нашего времени - видеть в науке и искусстве две противоположности… Вооб- ражение - мать обоих» [9, 10]. Вплоть до весны 1887 г. профессор Т. Бильрот сохранял невероятную работоспособность, считая себя практически здоровым, однако в начале апреля перенес тяжелое воспаление легких, послужившее причиной прогрессирования сердечной недостаточ- ности. Впрочем, свой 60-й день рождения и 25-ю годовщину пребывания на профессорской должности он отпраздновал в Вене, вскоре после чего переехал в Опатию (Австро-Венгрия), где скончался 6-го февраля 1894 года. Теодор Бильрот был похоронен в Вене с почестями: тысячная толпа почитателей его таланта пришла проводить в последний путь великого хирурга и музыканта [4]. Теодор Бильрот был не просто виртуозным ма- стером хирургического искусства, но и естество- испытателем, взявшим на себя сложную задачу по обобщению данных патологической анатомии и экс- периментальной патофизиологии с последующим их применением к прикладным задачам хирургии. Результаты многолетнего труда Т. Бильрота открыли новую эру абдоминальной хирургии, а безраздельное влияние определило приоритетные направления раз- вития оперативной науки. Вся жизнь врача-музыканта Теодора Бильрота - симфония хирургии.
×

References

  1. Евсеев, М.А. Теодор Бильрот: незаконченная симфония в хирургии / М.А. Евсеев, Е.А. Комарова // Хирургическая практика. - 2013. - № 2. - С. 58-64.
  2. Мнихович, М.В. Два столпа медицины: Т. Бильрот и Н.И. Пирогов / М.В. Мнихович // Журн. анатомии и гистопатологии. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 69-75.
  3. Нечай, А.И. Болезнь и оперативное лечение поэта Н.А. Некрасова / А.И. Нечай [и др.] // Вестн. хирургии им. И.И. Грекова. - 2010. - Т. 157, № 2. - С. 115-118.
  4. Теличкин, И.А. Теодор Бильрот (к 100-летию со дня смерти) / И.А. Теличкин // Хирургия. - 1994. - № 11. - С. 52-53.
  5. Юдин, С.С. Этюды желудочной хирургии / С.С. Юдин. - М.: Бином, 2003. - 423 с.
  6. Dragstedt, L.R. Vagotomy for gastroduodenal ulcer / L.R. Dragstedt // Ann. Surg. - 1945. - № 12. - P. 973-978.
  7. Hardy, S. Dressed to Heal: The Changing Semiotics of Surgical Dress / S. Hardy, A. Corones // Fashion Theory. - 2016. - Vol. 20. - Р. 27-49.
  8. Kazi, R.A. Christian Albert Theodor Billroth: Master of surgery / R.A. Kazi, R.E. Peter // Journal of postgraduate medicine. - 2004. - Vol. 50, № 1. - Р. 82-83.
  9. Lewis, J.M. Theodor Billroth: surgeon and musician / J.M. Lewis, J.P. O’Leary // American Surgeon. - 2001. - Т. 67, № 6. - P. 605-606.
  10. Mclaren, N. Little known aspect of Theodor Billroth’s work: His contribution to musical theory / N. Mclaren, R.V. Thorbeck // World. J. Surg. - 1997. - Vol. 21. - Р. 569-571.
  11. Schwartz, A.W. Dr. Theodor Billroth and the first laryngectomy / A.W. Schwartz // Ann. Plast. Surg. - 1978. - №1. - Р. 513-516.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Sigua B.V., Zemlyanoy V.P., Filenko B.P., Kotkov P.A., Danilov A.M., Mavidi I.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77762 от 10.02.2020.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies