THE PHENOMENON OF GALVANISM OF MUSICIANS PLAYING BRASS INSTRUMENTS AND WITH FIXED DENTURES FROM BASE ALLOYS

Abstract


The authors on the basis of the clinical-laboratory dental examination musicians playing brass instruments and with fixed dentures from base alloys, proved that this group of patients is a group of risk of galvanism. Recommendations on selection of the optimal materials for non-removable prosthetics.

Full Text

Более 10 лет на кафедре госпитальной ортопедической стоматологии (комплексного зубопротезирования) МГМСУ им. А.И. Евдокимова проводятся обследование и лечение музыкантов, играющих на духовых инструментах, а также изучение их стоматологических проблем. При обследовании более 200 музыкантов-профессионалов разных возрастных групп были выявлены кариес и некариозные поражения и заболевания тканей пародонта [1-3]. Некоторые из обследованных пациентов предъявляли жалобы, характерные для гальванизма: металлический привкус во рту, ощущение жжения языка и прохождения электрического тока между несъемными зубными конструкциями и латунным мундштуком музыкального инструмента. Вышеперечисленные явления возникали как во время игры на духовом инструменте, так и в повседневной жизни. В ортопедической стоматологии при протезировании у пациентов, в том числе музыкантов, играющих на духовых инструментах, применяют различные сплавы металлов на основе железа, никеля, кобальта [4]. При взаимодействии разнородных сплавов в результате контакта со слюной, являющейся электролитом, могут возникать явления гальванизма [5]. Дополнительным фактором риска развития гальванизма у музыкантов является то, что большинство современных мундштуков для духовых инструментов изготавливают из латуни с покрытием другими металлами, такими как серебро, никель или золото [6]. В доступных нам источниках информации практически отсутствуют сведения об исследованиях гальванизма у музыкантов, играющих на духовых инструментах, что вызывает необходимость детального изучения данного вопроса, так как игнорирование проблемы может приводить к потере профессиональной пригодности этой категории пациентов. Цель исследования - сопоставить субъективные проявления гальванизма с данными объективных клиниколабораторных исследований у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах и имеющих несъемные зубные протезы из неблагородных сплавов. Материал и методы Нами проведена выкопировка из 207 амбулаторных карт профессиональных музыкантов, играющих на медных духовых инструментах с латунным мундштуком, обратившихся в ортопедическое отделение Центра стоматологии и челюстнолицевой хирургии МГМСУ им. А.И. Евдокимова за консультацией и лечением в период с 2002 по 2012 г. Из них были отобраны 44 музыканта (мужского пола) в возрасте от 25 до 55 лет (средний возраст 37,8±5,7 года) с металлическими включениями из сплавов неблагородных металлов (кобальт-хромовый сплав - КХС, никель-хромовый сплав - НХС, нержавеющая сталь - НС) в виде несъемных зубных протезов. Все включенные в исследование пациенты играют на духовых инструментах в оркестре Военного университета, Губернаторском оркестре Московской области, Образцовопоказательном оркестре Министерства обороны РФ, оркестре роты почетного караула, оркестре МЧС РФ, театре им. Е. Вахтангова, Государственном оркестре России. Средняя продолжительность ежедневной игры на музыкальном инструменте составляла не менее 3 ч. Критериями включения в группу исследования были: возраст 25-55 лет музыкантов мужского пола, играющих на духовых инструментах; использование в профессиональной деятельности латунного мундштука; наличие металлических включений в полости рта (несъемные конструкции из небла 21 РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, №3, 2014 Таблица 1. Распределение и характер жалоб, характерных для гальванизма, у обследованных музыкантов-духовиков Число пациентов без Число пациентов с жалоба- Жалобы, характерные для гальванизма Музыканты с металли- обсле дован- металлический привкус во рту жжение языка ощущение прохождения электрического тока полости рта ных пациен тов жалоб, абс. (%) ми, абс. (%) в повседневной жизни во время игры на инструменте в повседневной жизни во время игры на инструменте в повседневной жизни во время игры на инструменте Одиночные штампованные коронки из НС 6 4 (67) 2(33) 1 2 1 2 1 2 Одиночные штампованные коронки из НС + напыление (TiN) 6 4 (67) 2 (33) 2 1 2 Коронки и мостовидные штампованно-паяные протезы (коронки + промежуточная часть + припой) 7 3 (43) 4 (57) 3 4 2 2 2 4 Коронки и мостовидные штампованно-паяные протезы (коронки + промежуточная часть + припой) + напыление (TiN) 6 3 (50) 3 (50) 1 3 1 1 2 3 Коронки и мостовидные протезы из КХС 11 10 (90) 1 (9) 1 1 1 1 1 1 Коронки и мостовидные протезы из НХС 8 6 (75) 2 (25) 1 1 - - 1 2 Всего... 44 30 (68) 14 (32) 7 (50) 13 (93) 5 (36) 6 (43) 8 (57) 14 (100) городных сплавов металлов - КХС, НХС, НС), изготовленных более 3 лет назад; продолжительность ежедневной игры на духовом инструменте не менее 3 ч. Критериями невключения в исследование были: хронический генерализованный пародонтит тяжелой степени и в стадии обострения; выраженная патология височнонижнечелюстного сустава (ВНЧС); общесоматические заболевания (сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и др.); наличие несъемных и съемных протезов из сплавов благородных металлов в полости рта или амальгамовых пломб; курение; заболевания слизистой оболочки полости рта. В ходе обследования регистрировали наличие жалоб, объем ранее оказанной ортопедической стоматологической помощи: число и характеристики изготовленных несъемных металлических протезов из сплавов неблагородных металлов. Скорость нестимулированного слюноотделения оценивали натощак по традиционной методике [7]. Слюну собирали дважды: до и после 3-часовой игры на музыкальном инструменте с последующим определением рН и микроэлементно-го состава слюны в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН на лазерном масс-спектрометре ЭМАЛ-2 (Россия). Водородный показатель слюны определялся с помощью аппарата рН-метра «Piccolo 2» (Германия). Калибровку рН-метра проводили путем предварительного тестирования прибора с использованием стандартных растворов. Электрохимические потенциалы в полости рта измеряли по стандартной методике с использованием биопотенциало-метра БМП-03 (Россия) с двумя электродами - металлическим для контакта с металлическими протезами и хлорсере-бряный (электрод сравнения) для контакта со слизистой оболочкой в подъязычной области [4]. Результаты и обсуждение Среди 44 музыкантов, имеющих в полости рта металлические включения из неблагородных сплавов в виде несъемных конструкций, жалобы на симптомы гальванизма отмечены у 14 (32%). Наиболее часто музыканты жаловались на ощущение прохождения электрического тока (14 человек - 100%), металлический привкус в полости рта (13 музыкантов - 93%), ощущение жжения языка (6 музыкантов - 43%). Чаще вышеперечисленные явления возникали во время игры на духовых инструментах - у 14 (32%) пациентов, тогда как в повседневной жизни они встречались только у 8 (18%) музыкантов из 44 обследованных основной группы. Как следует из табл. 1, наибольшее количество жалоб, характерных для гальванизма, отмечено у музыкантов с штампованно-паяными мостовидными протезами (57%). Реже предъявляли жалобы музыканты, в полости рта которых присутствовали штампованно-паяные мостовидные протезы с нитрит-титановым покрытием (50%). Меньше всего жалоб было у пациентов с протезами из КХС (9%). На основании распределения жалоб обследованных разделили на 2 группы: основную (n = 14) - музыканты, имеющие жалобы, характерные для гальванизма, и контрольную (n = 30) - музыканты, играющие на духовых инструментах, не имеющие жалоб. По данным ряда авторов [4, 5, 8, 9], распространенность гальванизма у пациентов с металлическими зубными протезами составляет 6-14%. По результатам нашего опроса музыкантов-духовиков для выявления симптомов гальванизма, жалобы встречались в 32% случаев. Сравнивая эти данные, можно сделать вывод о более высокой частоте явлений гальванизма у музыкантов-духовиков (более чем в 2 раза) в связи с воздействием дополнительного фактора в виде металлического мундштука. Этот фактор может негативно сказаться на уровне профессиональной пригодности музыканта и даже лишить его профессии: замена металлического мундштука на пластмассовый приводит к снижению качества извлекаемого тона и быстрой утомляемости. Поскольку непереносимость электрогальванического свойства металлических зубных протезов зависит от числа зубопротезных единиц, наличия разноименных металлов и давности изготовления металлических протезов [4, 10], было решено изучить связь жалоб с протяженностью и числом несъемных зубных протезов из неблагородных сплавов в полости рта музыкантов (табл. 2). При сопоставлении жалоб у музыкантов-трубачей с раз 22 клинические исследования Таблица 2. Распределение несъемных зубных протезов музыкантов-духовиков в зависимости от его протяженности и материала изготовления Материал несъемного протеза Группа обследованных без жалоб на гальванизм Число зубопротезных единиц у музыкантов без жалоб на гальванизм Группа Число обследованных музыкантов с жалобами на гальванизм Число зубопротезных единиц у музыкантов с жалобами на гальванизм n = 30 Ср. ед. общее коронок фасеток n = 14 Ср. ед. общее коронок фасеток Одиночные штампованные коронки из НС 4 3,75 15 15 - 2 3 6 6 - Одиночные штампованные коронки из НС + напыление (TiN) 4 3,5 14 14 2 2,5 5 5 Коронки и мостовидные штампованно-паяные протезы (коронки + промежуточная часть + припой) 3 6 18 9 9 4 5,25 21 8 13 Коронки и мостовидные штампованно-паяные протезы (коронки + промежуточная часть + припой) + напыление (TiN) 3 5,3 16 10 6 3 4,6 14 7 7 Коронки и мостовидные протезы из КХС 10 5 50 36 14 1 6 6 4 2 Коронки и мостовидные протезы из НХС 6 4 24 16 8 2 5 10 7 3 Всего... 30 - 137 100 37 14 - 62 37 25 личными металлическими включениями (НС, КХС, НХС) мы не выявили достоверной зависимости между жалобами и количеством зубопротезных единиц, так как во всех 6 группах обследованных музыкантов-духовиков с различными несъемными зубными протезами среднее количество зубопротезных единиц было сопоставимым. При пользовании несъемными зубными протезами происходит разрушение их поверхности в виде трещин, сколов, острых краев, истирается покрытие из TiN, что приводит к снижению коррозионной устойчивости сплавов, повышению интенсивности электрохимических процессов в полости рта и появлению вероятности гальванизма [4, 5, 9]. Поэтому следующим этапом клинических исследований стала оценка целостности и качества несъемных зубных протезов для выявления дефектов, возникающих в результате пользования данными конструкциями (табл. 3). В результате визуальной оценки несъемных зубных протезов было установлено, что наиболее часто как в основной, так и в контрольной группе встречались дефекты напыления (63 и 60%), стертость окклюзионной поверхности и сколы облицовки (60 и 56%). Острые края протезов обнаружены в 15 и 16% случаев, дефекты припоя штампованно-паяных мостовидных протезов - в 31% случаев в основной группе и в 62% - в контрольной. Нами было установлено отсутствие связи между возникновением синдрома гальванизма и имеющимися повреждениями несъемных зубных протезов. Мы обнаружили повреждения на корпусе большинства мундштуков в виде царапин, истирания покрытия и т. д., особенно в зоне контакта мундштука с зубами и губами музыканта. Выявленные дефекты мундштука тоже могут являться фактором дополнительного риска развития синдрома гальванизма у музыкантов. В процессе клинико-инструментальных исследований было установлено, что средние значения упрощенного индекса гигиены полости рта (ИГР-У) и папиллярно-маргинальноальвеолярного индекса (РМА) в основной и контрольной группах почти не различались и соответствовали значениям удовлетворительного уровня гигиены и легкой степени воспаления пародонта. Поскольку одной из основных причин синдрома гальванизма являются электрохимические процессы в полости рта, мы изучили электрохимические потенциалы на конструкциях, изготовленных из сплавов металлов с учетом их сочетания с мундштуком музыкального инструмента с последующим расчетом разности потенциалов (табл. 4). Выявленные нами показатели разности потенциалов у музыкантов с жалобами на ощущение жжения языка, ощущение прохождения тока в полости рта и металлический привкус (основная группа) превышали значение нормы 80 мВ [4, 6] как в стандартных точках измерений, так и в точке дополнительного измерения с латунным мундштуком. Максимальные значения разности потенциалов были получены у пациентов с штампованно-паяными мостовидными протезами с нитрит-титановым покрытием и составили в среднем 124±17,02 мВ, при дополнительных измерениях в точках «СОПР - металлический мундштук» показатели увеличились на 35 % и находились в среднем в пределах 167±8,34 мВ. Наименьшие показатели разности потенциалов определны у пациентов с протезами из КХС: в стандартных точках они соответствовали норме и составили 68±0 мВ, но при контак- Таблица 3. Результаты клинического визуального осмотра несъемных зубных протезов Дефекты зубных протезов Количество дефектов зубных протезов в контрольной группе (n = 30, 137 единиц) абс. % в основной группе (n = 14, 62 единицы) абс. % Стертость окклюзионной поверхности 77 56 37 60 Дефекты напыления 18 (из 30 единиц) 60 12 (из 19 единиц) 63 Наличие острых краев 22 16 9 15 Дефекты припоя (надлом в месте спайки, пористость) 21(из 34 единиц) 62 11(из 35 единиц) 31 23 РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, №3, 2014 Таблица 4. Разность электрохимических потенциалов в полости рта Разность потенциалов, мВ Материал несъемного протеза основная группа(n=14) контрольная группа (n = 30) между зубными протезами между зубными протезами с учетом латунного мундштука между зубными протезами между зубными протезами с учетом латунного мундштука НС 87±9,89 119 ±28,28 81±5,1 101±10,47 НС+напыление (TiN) 94±12,73 132 ±7,07 86±26,19 122±25,1 Штампованно-паяные мостовидные протезы 112±20,55 144±24,31 89±32,93 125±5,34 Штампованно-паяные мостовидные протезы + напыление (TiN) 124±17,02 167±8,34 93±4,95 133±21,58 КХС 68±0 108 ±0 44±4,01 66±4,58 НХС 89±18,38 115±16,97 55±7,89 83±12,78 Допустимое значение < 80 те с мундштуком увеличились на 34% и достигли в среднем 108 мВ. В контрольной группе значения разности потенциалов были ниже, чем в основной: у пациентов с протезами из КХС и НХС разность потенциалов соответствовала норме (44±4,01 и 55±7,89 мВ), а у музыкантов с протезами из НС значения незначительно превышали норму (81-93 мВ). При измерении разности потенциалов с учетом латунного мундштука значения увеличивались. Максимальное повышение показателя (на 50%) определялось у пациентов со штампованнопаяными мостовидными протезами с нитрид-титановым покрытием (разность потенциалов составляла 133±21,58 мВ). У пациентов с протезами из КХС также прослеживался рост значений при контакте с мундштуком на 33%, но в пределах нормы (66±4,58 мВ). Увеличение разности потенциалов во время игры на духовом инструменте свидетельствует о негативном взаимодействии латунного мундштука и металлических зубных протезов, что может влиять на здоровье музыканта. Одним из симптомов гальванизма, помимо металлического привкуса в полости рта и ощущения жжения, является повышение или снижение скорости слюноотделения [4] (табл. 5). Сиалометрию проводили дважды - до и после 3-часовой игры на медном духовом инструменте. В обеих группах жорость слюноотделения соответствовала норме у пациентов с протезами из КХС и НХС, а у пациентов с протезами Таблица 5. Результаты сиалометрии (в мл/мин) Материал Основная группа (n = 14) Контрольная группа (n = 30) несъемного протеза до игры после игры до игры после игры НС 0,27±0,07 0,50 ±0 0,28±0,06 0,45±0,03 НС + напыление (TiN) 0,20±0,14 0,60±0,14 0,29±0,08 0,45±0,06 Штампованнопаяные мостовидные протезы 0,28±0,09 0,51 ±0,08 0,27±0,04 0,47±0,04 Штампованнопаяные мостовидные протезы + напыление (TiN) 0,26±0,11 0,57 ±0,15 0,29±0,07 0,50±0,07 КХС 0,33±0,07 0,42 ±0,09 0,35±0 0,46±0 НХС 0,35±0,21 0,45 ±0,07 0,33±0,12 0,42±0,07 Норма 0,3-0,4 из НС определялась незначительная гипосаливация. После игры на музыкальном инструменте у всех пациентов повышалась слюновыделительная функция. Наименьшие изменения определялись у пациентов с протезами из КХС: скорость слюноотделения увеличилась с 0,33±0,07 до 0,42±0,09 мл/мин (27%) в основной группе, в группе контроля с 0,35±0 до 0,46±0 мл/мин (31%) - в контрольной. Наибольшие изменения отмечены в основной группе у пациентов с штампованнопаяными мостовидными протезами: скорость слюноотделения увеличилась в 2 раза; в группе контроля у пациентов с такими протезами она возросла на 74%. После игры на медном духовом инструменте количество выделяемой слюны у музыкантов обеих групп превышало норму на 5-45%. Наиболее существенное влияние на величину электрохимического потенциала оказывают pH, температура, состав и концентрация электролита. В норме рН слюны может быть как слабощелочным, так и слабокислым (6,8-7,2). Если же в полости рта имеется воспаление, то рН сдвигается в кислую сторону, что существенно меняет и силу электрического тока. При стимуляции слюноотделения растет количество гидрокарбонатов в 6-8 раз [7], что способствует сдвигу рН слюны в щелочную сторону. Измерение водородного показателя смешанной слюны музыкантов обеих групп проводили до и после 3-часовой игры на духовом инструменте. Результаты представлены в табл. 6. Таблица 6. Результаты рН-метрии у обследованных музыкантов Материал не- pH в основной группе (n = 14) pH в контрольной группе (n = 30) съемного протеза до игры после игры до игры после игры НС 6,47±0,49 6,8 ±0,42 6,53±0,36 6,9 ±0,17 НС+напыление (TiN) (одиночные коронки) 6,35±0,21 6,95±0,07 6,45±0,28 7,0±0,23 Штампованно- 5,70±0,21 6,60±0,29 6,0±0,28 6,81±0,29 паяные мосто- видные протезы Штампованно- 6,0±0,37 6,73±0,41 6,23±0,32 6,8 ±0,19 паяные мосто- видные протезы + напыление (TiN) КХС 6,82±0 7,24 ±0 6,92±0,26 7,33 ±0,21 НХС 6,80±0,14 7,15±0,21 6,9±0,42 6,95±0,17 Норма по FDI 6,8-7,2 24 КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Таблица 7. Микроэлементный состав смешанной слюны (в % массы) у музыкантов основной группы (n = 14) до и после игры на музыкальном инструменте (M±m) Элемент Протезы НС НС + TiN шт.-п. шт.-п. + TiN КХС НХС Mg До игры 0,158±0,05 0,141±0,03 0,187±0,02 0,199±0,07 0,064±0 0.075±0,02 После игры 0,209±0,08 0,211±0,02 0,251±0,09 0,468±0,16 0,111±0 0,131±0,14 Al До игры 0,389±0,08 0,487±0,11 0,712±0,16 0,824±0,33 0,054±0 0,063±0,02 После игры 1,387±0,57 1,227±0,31 1,619±0,25 2,906±0,35 0,109±0 0.197±0,12 Cr До Игры 0,004±0 0,006±0 0.009±0,01 0,015±0,01 0,003±0 0,003±0 После игры 0,008±0,01 0,009±0,01 0,012±0,01 0,037±0,02 0,004±0 0,005±0 Fe До игры 0,073±0,04 0,043±0,03 0,009±0 0,121±0,03 0,118±0 0,024±0,02 После игры 0,196±0,04 0,156±0,08 0,023±0,01 0,288±0,08 0,159±0 0,032±0,03 Ni До игры 0,007±0,01 0,005±0,01 0,008±0,01 0,009±0,01 0,003±0 0,021±0,02 После игры 0,009±0,01 0,010±0 0,016±0,01 0,020±0,01 0,006±0 0,039±0,02 Cu До игры 0,018±0 0,030±0,02 0,028±0,01 0,036±0,03 0,007±0 0,016±0,02 После игры 0.045±0,02 0,064±0,04 0.054±0,01 0,101±0,02 0,025±0 0,031±0,01 Zn До игры 0,009±0 0,010±0 0,012±0 0,015±0,01 0,006±0 0,011±0 После игры 0,022±0,01 0,041±0,01 0,039±0,01 0,042±0,02 0,013±0 0,018±0,01 П римечание Здесь и в табл. 8: шт.-п - штампованно -паяные протезы. Таблица 8. Микроэлементный состав смешанной слюны (в % массы) у музыкантов контрольной группы (n = 30) до и после игры на музыкальном инструменте (M±m) Элемент НС НС + TiN шт.-п. шт.-п. + TiN КХС НХС Mg До игры 0,137±0,04 0,139±0,05 0,156±0,04 0,184±0,07 0,057±0,01 0.060±0,02 После игры 0,182±0,03 0,146±0,04 0,197±0,06 0,348±0,13 0,113±0,02 0,125±0,02 Al До игры 0,297±0,11 0,368±0,09 0,654±0,14 0,699±0,13 0,043±0,01 0,069±0,02 После игры 1,167±0,21 1,212±0,34 1,321±0,14 1,734±0,19 0,090±0,01 0.095±0,02 Cr До Игры 0,003±0 0,005±0 0.008±0 0,013±0 0,003±0 0,004±0,02 После игры 0,006±0 0,008±0 0,013±0,01 0,036±0,02 0,004±0 0,007±0 Fe До игры 0,058±0,02 0,040±0,02 0,099±0,04 0,110±0,06 0,009±0 0,020±0,02 После игры 0,145±0,04 0,146±0,03 0,149±0,02 0,150±0,04 0,016±0 0,027±0 Ni До игры 0,006±0 0,006±0 0,007±0 0,009±0 0,003±0 0,012±0,02 После игры 0,011±0 0,011±0,01 0,012±0,01 0,012±0,01 0,004±0 0,029±0,01 Cu До игры 0,015±0 0,025±0,01 0,018±0,01 0,029±0,01 0,006±0 0,017±0,02 После игры 0.035±0,01 0,043±0,01 0.031±0 0,090±0,04 0,021±0 0,029±0,01 Zn До игры 0,024±0,01 0,029±0,01 0,011±0 0,001±0 0,006±0 0,010±0,02 После игры 0,035±0,01 0,097±0,03 0,029±0,01 0,036±0,02 0,010±0 0,016±0 Показатели рН-метрии соответствуют норме до игры на музыкальном инструменте только у пациентов основной группы с протезами из КХС и НХС. У музыкантов с протезами из НС в обеих группах отмечено значительное смещение водородного показателя в кислую сторону относительно нормы до 5,7±0,21. Эти результаты коррелируют с данными других авторов, которые указывают на увеличение кислотности слюны при снижении ее количества [10]. После игры на музыкальном инструменте в обеих группах происходило увеличение скорости слюноотделения и смещение значений рН в щелочную сторону. Наибольший сдвиг отмечен в основной группе у пациентов с штампованнопаяными мостовидными протезами (16%) и штампованнопаяными протезами с напылением TiN (12%), однако и после этого водородный показатель был ниже нормы - 6,6±0,29 и 6,73 ±0,41 соответственно. У остальных музыкантов основной группы после стимуляции слюноотделения игрой на ду ховом инструменте рН смешанной слюны находился в пределах нормы. В группе контроля после игры на духовом инструменте также происходит смещение показателя рН в щелочную сторону до значений нормы. Наименьшие изменения определялись у музыкантов контрольной группы с протезами из НХС - всего на 0,7%. У пациентов с протезами из КХС в обеих группах после игры рН незначительно превышал норму. Во время игры на медном духовом инструменте при взаимодействии латунного мундштука с несъемными зубными металлическими протезами ионы металлов мигрируют из металлических включений, расположенных в полости рта, в слюну. Для качественной и количественной оценки этого процесса в обеих группах музыкантов был проведен микро-элементный анализ смешанной слюны до и после 3-часовой игры на музыкальном инструменте (табл. 7, 8). В обеих группах музыкантов отмечен активный выход 25 РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, №3, 2014 ионов металлов, входящих в состав сплавов несъемных зубных конструкций и латунного мундштука. После игры их содержание в смешанной слюне значительно увеличивается. Так, например, в основной группе музыкантов (имеющие жалобы) количество алюминия увеличивалось в 2-3,6 раза. Наименьшие изменения состава смешанной слюны наблюдались у пациентов с протезами из НХС и КХС - возросло количество алюминия (в 2 и 2,5 раза), меди (в 3 и 1,9 раза) и цинка (в 2 и 1,7 раза), входящих в состав латунного мундштука. Количество веществ, входящих в состав КХС и НХС, увеличилось в меньшей степени. Наибольшее содержание никеля в смешанной слюне как до, так и после игры на му-зыкалном инструменте обнаружено у пациентов с протезами из НХС, что свидетельствовало о постоянном выходе ионов никеля из протезов. У пациентов основной группы с протезами из НС отмечено увеличение содержания железа, хрома и магния. Наибольшие изменения состава смешанной слюны после контакта с латунным мундштуком происходили у пациентов с штампованно-паяными мостовидными протезами с нитрид-титановым покрытием: содержание никеля увеличилось в 2 раза, магния, железа и хрома - в 2,4 раза, меди и цинка - в 2,8 раза, алюминия - в 3,5 раза. В группе контроля также наблюдалось увеличение в смешанной слюне количества ионов металлов, входящих в состав латунного мундштука: содержание ионов алюминия увеличилось в 3,9 раза, цинка - в 3,6 раза, меди - в 3,4 раза. У пациентов с протезами из НХС после игры на музыкальном инструменте содержание никеля в смешанной слюне возросло в 2,3 раза. У пациентов с протезами из КХС максимальные изменения состава слюны проявлялись увеличением концентрации меди (в 3,4 раза), алюминия и магния - в 2 раза, показатели других металлов повысились в меньшей степени. У пациентов с протезами из НС увеличилось содержание железа. Изучение микроэлементного состава смешанной слюны показало, что в обеих группах музыкантов после игры на духовых инструментах происходила миграция ионов металлов, входящих в состав как несъемных зубных протезов, так и латунного мундштука. При этом в основной группе как до, так и после игры содержание металлов было выше, чем в контрольной, в среднем на 20 %. Выводы 1. При обследовании 44 музыкантов в возрасте 25-55 лет, имеющих несъемные металлические зубные протезы из неблагородных сплавов, у 14 (32%) человек отмечены жалобы, характерные для гальванизма. 2. Наиболее часто жалобы встречались у музыкантов с протезами из НС (57%), реже всего - у музыкантов с несъемными протезами из КХС (9%). 3. Частота жалоб, характерных для симптомов гальванизма, не зависела от протяженности и наличия дефектов несъемных зубных протезов. 4. Показатели потенциометрии при измерениях с латунным мундштуком у музыкантов обеих групп увеличились на 30%. Разность потенциалов у музыкантов основной группы по сравнению с контролем была достоверно выше - более чем на 20% во всех точках измерения. 5. Наименьшие изменения слюноотделения были выявлены у пациентов с несъемными конструкциями, изготовленными из КХС: скорость слюноотделения увеличилась на 31% в основной группе и на 27% в группе контроля. Максимальные изменения обнаружены в основной группе у пациентов с штампованно-паяными мостовидными протезами: скорость слюноотделения увеличилась в 2 раза, в группе контроля у пациентов с штампованно-паяными мостовидными протезами - на 78%. 6. Наибольший сдвиг рН отмечен в основной группе у пациентов с штампованно-паяными мостовидными протезами (16%) и штампованно-паяными протезами с напылением TiN (13%), однако и после этого водородный показатель был ниже нормы - 6,60 и 6,73 соответственно. 7.В обеих группах отмечена активная миграция ионов металлов, входящих в состав сплавов несъемных зубных протезов и латунного мундштука. После игры их содержание в смешанной слюне значительно увеличивалсь. Так, в основной группе количество ионов алюминия возросло в 2-3,6 раза. Наименьшие изменения состава смешанной слюны происходили у пациентов с протезами из НХС и КХС: увеличилось количество ионов алюминия (в 2 и 2,5 раза), меди (в 3 и 1,9 раза) и цинка (в 2 и 1,7 раза), входящих в состав латунного мундштука. 8. Результаты клинико-лабораторных исследований показали, что наилучшими неблагородными сплавами для зубных протезов музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, являются КХС. Практические рекомендации 1. При стоматологической реабилитации музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, с целью профилактики симптомов гальванизма рекомендуется заменить протезы из НС. Основанием для снятия металлических протезов являются повышение разности потенциалов, сдвиг рН в кислую сторону, изменение микроэлементного состава смешанной слюны. 2. Ортопедическое лечение данной категории лиц должно предусматривать использование конструкционных материалов, не вызывающих сенсибилизацию организма: безметал-ловых конструкций и КХС. 3. Металлокерамические конструкции из КХС и НХС рекомендуется изготавливать без гирлянды, что позволит снизить частоту возникновения непереносимости у данной категории лиц.

About the authors

I. Yu Lebedenko

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

127473, Moscow, Russian Federation
Department of integrated prosthetic dentistry the dental faculty

M. A Prokopova

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Email: m.a.prokopova@mail.ru
127473, Moscow, Russian Federation
Department of integrated prosthetic dentistry the dental faculty

I. V Zolotnitskiy

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

127473, Moscow, Russian Federation
Department of integrated prosthetic dentistry the dental faculty

O. I Manin

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

127473, Moscow, Russian Federation
Department of integrated prosthetic dentistry the dental faculty

References

  1. Михайлов А.Н. Особенности ортопедического лечения съемными зубными протезами музыкантов, играющих на духовых инструментах: Дисс. М.; 2010.
  2. Огарева А.В. Клинико - инструментальная оценка состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах: Дисс. М.; 2007.
  3. Хрынин С.А. Особенности ортопедического лечения несъемными конструкциями при пародонтите музыкантов, играющих на духовых инструментах: Дисс. М.; 2013.
  4. Лебеденко И.Ю., Манин О.И. Исследование электрохимических потенциалов в полости рта. М.: РИО МГМСУ; 2012.
  5. Лебедев К.А., Митронин А.В., Понякина И.Д. Непереносимость зубопротезных материалов. М.; Либроком; 2009.
  6. Available at: http://www.codamusic.ru/category.aspx?category=7912 (accessed 21 February 2013).
  7. Основы стоматологической биохимии. Учебное пособие. Вавилова Т.П., Марокко И.Н., Петрович Ю.А. и др. 2-е изд. М.: РИО МГМСУ; 2001.
  8. Арунов Т.И. Влияние электрохимических факторов гальваноза на течение красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта: Дисс. М.; 2010.
  9. Гожая Л.Д. Заболевание слизистой оболочки полости рта, обусловленные материалами зубных протезов (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика): Дисс. М.; 2001.
  10. Исакова Т.Г. Диагностика, лечение и профилактика гальваноза при хроническом гастрите у лиц пожилого и старческого возраста: Дисс. М.; 2007.

Statistics

Views

Abstract - 16

PDF (Russian) - 1

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies