FEATURES OF THE DENTAL STATUS OF MUSICIANS OF DIFFERENT SPECIALTIES



Cite item

Full Text

Abstract

Singing and playing various musical instruments affect not only the condition of the body, but also the dental status: for example, the violinists change occlusal relationships, dysfunction of the temporomandibular joint develops. Musicians playing wind instruments are susceptible to diseases of the lips and require a special approach to prosthetics. The dental status of vocalists has been least studied, although there are studies that have revealed their dry mouth, more frequent recurrences of herpes labialis and dysfunctional disorders of the temporomandibular joint.

Full Text

Многие профессии нередко приводят к развитию так называемых профессиональных заболеваний. Пение и исполнение музыкальных произведений на различных инструментах может оказывать негативное влияние на здоровье музыкантов и их стоматологический статус: постоянные нагрузки на репетициях и выступлениях создают предпосылки для развития функциональных нарушений и расстройств многих систем организма, в том числе зубочелюстной. Для музыкантов, играющих на духовых инструментах, характерны нарушения в области костной ткани и периодонта фронтальных нижних зубов. Доказано, что они усугубляются в зависимости от стажа музыкальной деятельности и длительности репетиций и выступлений [1]. Важной проблемой становится непереносимость металлов и повышение электрохимического потенциала полости рта, связанные с наличием у музыкантов протезов из различных сплавов, взаимодействующих с латунным мундштуком духового инструмента, имеющего покрытие из серебра, золота или никеля [2]. Комплексное обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, позволило оценить адаптационные и компенсаторные возможности органов и тканей полости рта, кровенаполнения регионарных сосудов, опорного аппарата пародонта, скорости слюноотделения перед исполнением и после игры на инструменте [3]. Доказано, что индивидуальные особенности каждого музыканта предполагают наличие персонального подхода к каждому клиническому случаю, особенно это касается ортопедической реабилитации, начиная со стадии временного протезирования [4]. А.Н. Михайлов и А.В. Огарёва с соавт. [5, 6] в своих работах описывают, что наличие воспаления в тканях пародонта подтверждается высокими значениями пародонтальных индексов CPI и PMA у исполнителей на духовых инструментах. Музыканты-духовики молодого возраста обладают более высокой сопротивляемостью периодонтальных волокон зубов во фронтальном отделе на верхней челюсти, тогда как исполнители среднего возраста - на нижней. Это связано с длительностью нагрузки: у молодого музыканта давление выдыхаемого воздуха на зубы нижней челюсти стимулирует их отклонение в вестибулярном направлении, а давление, оказываемое мундштуком на нижнюю губу, способствует их оральному наклону - эти факторы обусловливают слабую устойчивость нижних передних зубов; с возрастом нагрузка увеличивается, резцы нижней челюсти начинают подпирать зубы фронтального отдела верхней челюсти, вызывая их про-трузию [7]. При помощи миотонометрии был выявлен повышенный тонус жевательных и височных мышц у музыкантов среднего возраста по сравнению с молодыми исполнителями. Гипертонус круговой мышцы рта у исполнителей на духовых инструментах с возрастом уменьшался, трубачи более склонны к спастичности m. orbicularis oris. По этим данным можно предположить о присоединении для удержания амбушюра жевательных и височных мышц, которые становятся также подвержены перегрузке [8, 9]. Mr. Ektor Grammatopoulos в исследовании влияния игры на духовых инструментах на окклюзию объясняет: духовой инструмент - это музыкальный инструмент, включающий в себя резонатор, обычно представляющий трубку, в которой столб воздуха вибрирует, пока игрок дует в/над мундштуком. Термин «амбушюр» указывает на то, каким образом губы и рот прикладываются к мундштуку духового инструмента. Правильный амбушюр позволяет музыканту играть на инструменте в полном диапазоне без напряжения, растяжения или повреждения мышц. Важнейшим фактором, определяющим амбушюр, служит тип мундштука инструмента [10]. Фокальная дистония мышц челюстно-лицевой области приводит к потере контроля за мышцами, создающими амбушюр, что вызывает болезненное состояние. В этом случае необходима ранняя диагностика и консультация у специалиста-невролога, причём лечение включает в себя как медицинские, так и психотерапевтические методики. Состояние сосудов пародонта у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах было обследовано методами реопародонтографии и допплерографии, при этом циркуляция и амплитуда колебаний кровотока сосудов пародонта в переднем отделе верхней челюсти были выше, чем на нижней, а вазомоторная активность сосудов фронтальных зубов нижней челюсти была выше, чем на верхней, что свидетельствует о более интенсивном кровообращении в пародонте верхнечелюстных зубов фронтальной группы [11]. Герпетические поражения губ возникают вследствие механической травмы губ во время игры на духовых инструментах; вспышки заболевания учащаются во время стресса перед сценическим выступлением. Проявления герпеса у музыкантов, играющих на духовых инструментах, встречаются вдвое чаще, чем у представителей других профессий. Рекомендуется использование 5% мази ацикловира, ацикловира (в таблетках) в целях профилактики этого заболевания [12]. В России тема профессиональных заболеваний музыкантов иных специальностей изучена недостаточно, тем более это касается стоматологических проблем. «Здоровье полости рта является особенно важным для тех, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным близким контактом с людьми, будь то: артисты, преподаватели, духовенство», - отмечают О.Е. Авдеенко и И.М. Макеева [13]. З.У Акоев отмечает, что скрипачи - группа повышенного риска развития дисфункции височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц в результате функциональной перегрузки во время игры, они нуждаются в проведении профессиональных лечебно-профилактических мероприятий и регулярного наблюдения со стороны врачей-стоматологов. Финские ученые О. Коуего, М. Копопеп и Б. Ртпеп выяснили, что регулярная игра на скрипке влияет на рост зубочелюстных структур, что, вероятно, вызвано увеличением функциональной активности челюстей. Небольшой, но ощутимый прирост в высоте лица, особенно на правой стороне нижнего отдела, и увеличение проклинации верхних и нижних резцов заметны и должны быть учтены при оценке ортодонтического лечения подростков, играющих на скрипке, и при планировании их лечения [14]. Скрипачи более склонны к нарушениям в области жевательных мышц, височнонижнечелюстных суставов, а также всей челюстно-лицевой области, что подтверждается в том числе методом аксиогра-фии [15-17]. Игровые позиции на скрипке и альте похожи и могут изменяться во время представления. И хотя скрипка меньше альта, инструмент держится параллельно полу между плечом и челюстью, а его положение и напряжение, давление челюсти и плеча постоянно меняются. Зубы часто стиснуты и находятся в перекрестном прикусе. Описано, что давление, оказываемое на зубы во время игры на альте, может привести к перелому бугров моляров у некоторых музыкантов [12]. Музыканты также страдают от проблем кожных покровов лица - количество часов репетиций влияет на тяжесть дерматитов, вид которых зависит от выбранного инструмента, установлено, что аллергические контактные дерматиты на никель и другие сплавы у музыкантов-духовиков создают проблемы для исполнения [18-19]. Уео О.К.Ь. и соавт. [12] в своей работе отмечают, что пациенты, которые играют на музыкальных инструментах, особенно духовых и струнных, и вокалисты склонны к определённым видам челюстно-лицевых проблем. Ортодонтические проблемы, травма мягких тканей, фокальная дистония, герпес губ, ксеростомия и нарушения функции височнонижнечелюстного сустава были отнесены к челюстнолицевым проблемам профессиональных музыкантов. Стоматологи, понимающие, как именно музыкальные инструменты влияют на структуры челюстно-лицевой области исполнителей, и знающие о потенциальных проблемах, с которыми сталкиваются музыканты, могут дать совет по профилактике патологических изменений челюстно-лицевой области и подобрать поддерживающую терапию. Для вокалистов очень важно здоровье полости рта. Известно, что ряд параметров голосового звука (частота, громкость и тембр) могут изменяться в связи с эрозивно-язвенными поражениями слизистой оболочки рта, глоссалгии и стомалгии, неправильной окклюзией, отсутствующими зубами и любым повреждением формы зубов. Чтобы избежать возможных искажений в произношении, стоматолог должен учитывать существующий угол наклона и толщину зубов. Неправильный прикус, дистопия зубов и прочие отклонения от нормы могут мешать артикуляции при исполнении. Вокалисты нередко устанавливают нижнюю челюсть во время исполнения партии в неестественное положение, что может спровоцировать проблемы в височно-нижнечелюстном суставе. Вокалисты также склонны к рецидивирующему герпесу в период стресса, хейлитам. Увлажнённость полости рта необходима для пения, но во время выступления или репетиции может развиваться сухость горла и полости рта. Авторы отмечают, что певцы обычно для восстановления жидкости используют воду, потому что кислота во фруктовых соках вызывает чувство жжения в горле, сахар в газированных, сладких, освежающих напитках вызывает избыточное отделение слизи, чего следует избегать [12]. Медицина исполнительских искусств как отдельная врачебная специальность возникла сравнительно недавно - в 1985 г; из общего числа текущей базы the Performing Arts Medicine Association (PAMA) всего с 1798 по 1974 г. опубликованы 489 упоминаний, которые составляют всего 3,9% [20]. Заключение Стоматологические проблемы музыкантов различных специальностей, особенности лечения и профилактики патологических состояний, связанных с исполнительской деятельностью, недостаточно изучены и описаны в отечественной и зарубежной литературе. И.В. Золотницким наиболее полно исследованы особенности стоматологического статуса музыкантов, играющих на духовых инструментах. Но стоматологический статус вокалистов и пианистов изучен недостаточно. Необходимо продолжить исследования этой темы для улучшения качества жизни музыкантов, их просвещённости в вопросах гигиены полости рта и возможных профессиональных проблем. Нужно создать базу для дальнейших исследований этой проблемы стоматологами и другими специалистами.
×

About the authors

Alexandra V. Kislitsyna

Dentistry Department of the I.M. Setchenov First Moscow State Medical University

Email: irina_makeeva@inbox.ru
Graduate student of Operative (Therapeutic) Dentistry Department of the I.M. Setchenov First Moscow State Medical University 119991, Moscow

References

  1. Золотницкий И.В., Огарева А.В., Михайлов А.Н., Акоев З.У. Клинико-инструментальная оценка состояния пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах. Российский стоматологический журнал. 2007; 4: 23-6. Доступно по: http:// elibrary.ru/item.asp?id=9566512
  2. Лебеденко И.Ю., Прокопова М.А., Золотницкий И.В., Манин О.И. Клинико-лабораторное обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, направленное на выявление симптомов гальванизма. Cathedra - кафедра. Стоматологическое образование. 2014; 47: 16-21. Доступно по: http:// elibrary.ru/author_items.asp
  3. Золотницкий И.В., Лебеденко И.Ю. Комплексное клиникоинструментальное стоматологическое обследование музыкантов, играющих на медных духовых инструментах. Проблемы стоматологии. 2015;11(5-6):37-46. doi: 10.18481/2077-7566-2015-11-37-46. Доступно по: http://elibrary.ru/author_items.asp
  4. Золотницкий И.В., Хрынин С.А. Особенности обследования и несъемного зубного протезирования музыкантов, играющих на духовых инструментах. Ортодонтия. 2012; 4: 4. Доступно по: http://elibrary. ru/author_items.asp
  5. Михайлов А.Н., Огарёва А.В., Золотницкий И.В. и др. Изучение состояния пародонта передней группы зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах. Материалы XXI и XXII Всероссийских научно-практических конференций. 2009; 406-8.
  6. Огарева А.В., Золотницкий И.В., Николаева Г.С. и др. Изучение состояния пародонта передней группы зубов у музыкантов, играющих на духовых инструментах. Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «здоровый образ жизни с раннего возраста. Новые подходы к диагностике, профилактике и лечению кариеса зубов». 2011; 113-4.
  7. Чикина Н.А., Золотницкий И.В., Хрынин С.А. и др. Изучение состояния пародонта у музыкантов-трубачей в возрастной группе от 40 до 60 лет по данным периотестометрии и лабораторным методам исследования. 9-й Всероссийский стоматологический форум «Дентал-Ревю». 2011; 223-4.
  8. Михайлов А.Н., Золотницкий И.В., Огарёва А.В. и др. Исследование мышечного тонуса у музыкантов, играющих на духовых инструментах и пользующихся сьёмными зубными протезами. Материалы II научно-практической конференции молодых учёных «Современные технологии в экспериментальной и клинической стоматологии». М.; 2011: 154-6.
  9. Михайлов А.Н., Золотницкий И.В., Огарёва А.В. и др. Исследование податливости слизистой оболочки рта и мышечного тонуса у музыкантов, играющих на духовых инструментах и пользующихся съемными зубными протезами. Материалы Первой научно-практической конференции молодых учёных «Инновационная наука - эффективная практика». М.; 2010: 149-51.
  10. Grammatopoulos E. A study of the effects of playing a wind instrument on the occlusion. A thesis submitted to the faculty of Medicine and Dentistry of the University of Birmingham, England; 2010.
  11. Огарёва А.В., Золотницкий И.В., Михайлов А.Н. и др. Ультразвуковая допплерография пародонта у музыкантов, играющих на духовых инструментах. Труды XXX Юбилейной итоговой конференции молодых учёных МГМСУ, 24-28 марта. Москва. 2008; 234-5.
  12. Yeo D.K.L., Pham T.P., Baker J., Porter S.A.T. Specific orofacial problems experienced by musicians. Austral. Dent. J. 2002; 47(1): 2-11.
  13. Авдеенко О.Е., Макеева И.М. Внедрение программы профилактики стоматологических заболеваний среди представителей духовенства РФ. Международный Научный институт «Educatio». Медицинские науки. 2015; Х (17).
  14. Kovero O., Kônônen M., Pirinen S. The effect of violin playing on the bony facial structures in adolescents. Eur. J. Orthodont. 1997; 19 (4): 369-75. doi: org/10.1093/ejo/19.4.369
  15. Лебеденко И., Акоев З., Есенова З., Золотницкий И., Джанаева А. Состояние функции височно-нижнечелюстных суставов у музыкантов, играющих на скрипке, по данным аксиографии. Cathedra - кафедра. Стоматологическое образование. 2010; 33-34: 50-3. Доступно по: http://elibrary.ru/author_items.asp
  16. Акоев З.У, Золотницкий И.В., Михайлов А.Н., Есенова З.С., Лебеденко И.Ю. Тонус жевательных и височных мышц у музыкантов, играющих на скрипке. Cathedra - стоматологическое образование. 2009; 32: 47-9. Доступно по: http://elibrary.ru/ author_items.asp
  17. Золотницкий И.В., Акоев З.У. Данные клинического функционального обследования зубочелюстной системы музыкантов, играющих на скрипке. Материалы Первой научно-практической конференции молодых учёных «Инновационная наука - эффективная практика». 2010; 138-40.
  18. Patruno C., Napolitano M., La Bella S., Ayala F., Balato N., Cantelli M., Balato A. Instrument-related Skin Disorders in Musicians. Dermatitis. 2016; 27(1): 26-9. doi: 10.1097/DER.0000000000000153.
  19. Crépy M.N. Skin diseases in musicians. Eur. J. Dermatol. 2015 Sep-Oct; 25(5): 375-83. doi: 10.1684/ejd.2015.2559.
  20. Dawson W.J. Performing arts medicine-a bibliographic retrospective of the early literature: an historical examination of bibliographic references pre-1975. Med. Probl. Perform. Art. 2013; 28(1): 47-53.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 86295 от 11.12.2023 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 80635 от 15.03.2021 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies