Demographic characteristics of patients of the center for pain treatment

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The treatment of chronic pain is one of the most important and unresolved medical problems in the world. The aim of the study was to assess the demographic characteristics of patients with chronic pain who applied to a specialized center for the treatment of pain syndromes of Federal Siberian Research Clinical Centre FMBA of Russia.

Material and methods. A retrospective analysis of 316 outpatient patient records was performed. The demographic characteristics of the patients, the frequency of types of pain syndromes and the results of the examination (PainDetect questionnaire, visual analogue scale) were evaluated.

Results. The age of patients ranged from 18 to 90 years, while patients with working age accounted for 56.7% of the total. The number of women significantly exceeded the number of men: 68.4% vs 31.6%. More than 70% of cases were diagnosed with chronic pain. 73% of patients had lower back pain, radicular and facet pain syndromes were recorded in 34.6% and 36.7%, respectively.

Conclusion. Significantly more often women sought help. 70% of patients were diagnosed with chronic pain. The most common radicular and facet pain syndromes.

Full Text

Согласно определению международной ассоциации по изучению боли, хроническая боль характеризуется как неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения, которое продолжается более 3 мес [1]. Сегодня хроническая боль рассматривается в качестве самостоятельного заболевания, основанного на патологических процессах как в соматической сфере, так и в результате первичного или вторичного расстройства периферической или центральной нервной системы [2].

Согласно эпидемиологическим данным, хроническая боль (ХБ) беспокоит от 24 до 46% населения, среди страдающих ХБ около 15% считают её непереносимой [3]. Причиной боли в 90% случаев является патология опорно-двигательного аппарата [4]. Крайне важно при этом помнить, что боль – это субъективный опыт, часто требующий персонализированного подхода в лечении.

Длительность и распространение хронического болевого синдрома (ХБС) являются значимыми факторами при определении её влияния на пациента. Имеется чёткая корреляция между наличием ХБ и слабым общим здоровьем вне зависимости от метода измерения этого показателя. На популяционном уровне у лиц, страдающих от ХБ, каждый аспект здоровья хуже, нежели у лиц, не испытывающих её [5].

Общественные издержки от ХБ непросто оценить. В исследовании, проведённом более 10 лет назад в Великобритании, экономические издержки королевства из-за боли в спине были оценены в 10,7 млрд фунтов стерлингов [6]. Из них лишь 1,6 млрд являлись прямыми издержками на лечение, в то время как остальные относились к снижению производительности труда, выплатам пособий и т.п. Подсчитано, что приблизительно одна из пяти консультаций у врача общей практики связана с ХБ и что лица, страдающие ХБ, обращаются к врачу общей практики в 5 раз чаще остальных. В течение длительного времени проблема лечения ХБС остаётся актуальной и является предметом междисциплинарных исследований [7, 8]. На базе ФСНКЦ ФМБА России с 2014 г. действует специализированный центр лечения боли, главными целями которого являются консультации больных с хроническим и острым болевым синдромом, назначение рационального медикаментозного и немедикаментозного лечения, консультирование и обучение специалистов лечению боли.

За время существования центра за помощью обратились несколько тысяч пациентов с жалобами на болевой синдром (БС), тем не менее демографические характеристики пациентов и частота встречаемости различных типов болевого синдрома остаются неизвестными.

Цель исследования – оценить демографические характеристики пациентов с ХБ и частоту встречаемости различных типов БС среди обратившихся в специализированный центр лечения болевых синдромов.

Материал и методы

После получения одобрения Локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России за период с 2014 по 2018 г. проведён ретроспективный анализ распространённости различных типов БС среди 316 пациентов, обратившихся в специализированный центр лечения боли. Оценивали встречаемость различных видов БС, локализацию боли, нозологический спектр БС, возраст и гендерный состав пациентов.

Продолжительность заболевания, выраженность БС устанавливали при помощи опросника «PainDetect» [9], визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), также изучался медицинский анамнез обращений за помощью к различным специалистам, виды проведённых таргетных вмешательств. В исследовании ретроспективно были проанализированы данные, содержащиеся в электронных и «бумажных» амбулаторных картах.

Статистическую обработку данных проводили с использованием программ IBM SPSS Statistics и MS Excel.

Результаты и обсуждение

На основании анализа данных 316 пациентов можно утверждать, что частота встречаемости БС была выше среди лиц женского пола, составив 68,4%, тогда как у мужчин всего 31,6%. Наши данные не противоречат результатам выполненных ранее исследований, показывающих преобладание распространённости ХБ у женщин, которые чаще обращаются за медицинской помощью и обладают, по сравнению с мужчинами, большим спектром болевых расстройств и низким порогом болевой чувствительности [6, 10]. Вероятная причина гендерного различия среди пациентов с ХБ лежит в психолого-культурной плоскости, поскольку женщины чаще, чем мужчины находятся в ожидании боли, а при возникновении болевого синдрома не стесняются сообщить о нём.

Средний возраст пациентов, обратившихся в центр лечения боли, составил 57,5 года. Для женщин эта цифра соответствовала 52,6±1,5 годам, а для мужчин 59,8±1,0 лет (рис. 1). При этом распространённость боли увеличивалась с возрастом в диапазоне от 36 до 80 лет.

 

Рис. 1. Возрастной и гендерный состав пациентов, обратившихся за помощью в центр боли

Fig. 1. Age and gender composition of patients

 

Принимая за работоспособный возраст женщин от 18 до 60 лет и мужчин от 18 до 65 лет, следует отметить, что число пациентов в этом возрасте в исследуемой группе – 103 и 78 человек соответственно, что составляет 56,7% от общего количества. Обращают на себя внимание два обстоятельства:

1)       возраст пациентов, страдающих ХБ, приближается к среднему;

2)       распространённость сопутствующей патологии (злокачественные образования у 13,5% пациентов, паркинсонизм и экстрапирамидные патологии у 2,7% и такие как сахарный диабет и гипертоническая болезнь у 83,8% больных).

Максимальный уровень интенсивности болевого синдрома за последние 4 нед перед посещением врача в среднем составлял 6,5 балла по ВАШ, а в момент обращения − 5,2 балла по ВАШ. Интересная закономерность была выявлена в подобном исследовании Российского научного центра хирургии им. акад. Б.В. Петровского – интенсивность ежедневных болевых ощущений зависела от семейного положения: наименьшей она была у холостых пациентов (4,52 балла по ВАШ), несколько выше у респондентов, имеющих семью (4,92 балла по ВАШ), и разведённых (5,2 балла по ВАШ), а овдовевшие пациенты имели самые высокие уровни ежедневной боли – 6,23 балла по ВАШ [10, 11].

По продолжительности болевого синдрома можно выделить следующие группы пациентов:

  • наличие боли менее 3 мес – 10,1 %,
  • от 3 до 6 мес – 12,3 %,
  • от 6 мес до 1 года – 20,6 %,
  • от 1 года до 5 лет – 28,2 %,
  • более 5 лет – 9,8 %,
  • продолжительность болевого синдрома неизвестна – 19 % (рис. 2).

 

Рис. 2. Длительность болевого синдрома до момента обращения в центр лечения боли

Fig. 2. Duration of pain until recourse in Pain Treatment Center

 

Полученные данные показали превалирование хронического болевого синдрома среди пациентов клиники, поскольку их количество составляет как минимум 70,9% от всех обратившихся.

При анализе локализации БС выявлена высокая частота боли в поясничном отделе позвоночника с иррадиацией в конечности и без неё, болей в дугоотростчатых суставах, что соответствует мировым представлениям о распространённости ХБ (рис. 3) [12−14]. Суммарно жалобы на боли внизу спины предъявляли 73% обратившихся в центр лечения боли, на боли в шее жаловались около 8% пациентов, боль в грудном отделе позвоночника беспокоила 5%, лицевая боль – в 2% случаев, столько же пациентов пожаловались на тазовую боль. Остальные локализации болевых синдромов составили 10% от общего числа.

 

Рис. 3. Локализация боли у пациентов центра лечения боли (ПОП – поясничный отдел позвоночника, ГОП – грудной отдел позвоночника, ШОП – шейный отдел позвоночника)

Fig. 3. Localization of pain in patients of Pain Treatment Center

 

Очевидно, что за одной локализацией боли скрываются различные нозологические формы боли, что даёт большее разнообразие наиболее часто встречающихся диагнозов. При изучении структуры хронической боли в зависимости от составляющих её нозологических форм пациенты были распределены на группы, представленные на рис. 4.

 

Рис. 4. Нозологические формы хронической боли у пациентов центра лечения боли (ХБС – хронический болевой синдром, ПОП – поясничный отдел позвоночника, ГОП – грудной отдел позвоночника, ШОП – шейный отдел позвоночника, ЗНО – злокачественное новообразование)

Fig. 4. Nosological forms of chronic pain in patients at a pain treatment center

 

При анализе частоты встречаемости различных болевых синдромов установлено, что наиболее часто встречаются корешковый и фасеточный синдромы в поясничном отделе позвоночника, частота которого составляла 34,6%. Высокая встречаемость корешкового болевого синдрома (36,7%) не является характерной, поскольку эпидемиология корешковой боли указывает на её популяционную частоту 1–5% среди населения и 5–10% среди всех типов болевых синдромов. Мы полагаем, что в существующей модели здравоохранения подобная ситуация объясняется тем, что в наш центр лечения боли обращаются пациенты в случаях резистентности к консервативному лечению, причём значительную часть составлял синдром «оперированного позвоночника» [15−17].

В связи с этим среди всех интервенционных вмешательств, проводимых в нашем центре лечения боли, преобладали блокады фасеточных суставов поясничного отдела позвоночника (29,6 %) и эпидуральная интраламинарная блокада (29,6%) (рис. 5). Относительная редкость проведённых радиочастотных абляций (около 1,0%) объясняется в первую очередь высокой стоимостью процедуры [18−21].

 

Рис. 5. Частота интервенционных вмешательств в центре лечения боли (ПОП – поясничный отдел позвоночника, ГОП – грудной отдел позвоночника, ШОП – шейный отдел позвоночника, РЧА – радиочастотаня абляция)

Fig. 5. The frequency of interventions Pain Treatment Center

 

До момента обращения в центр 40% пациентов имели опыт получения медицинской помощи по поводу своего заболевания, как правило, у невролога, нейрохирурга или терапевта (рис. 6). Однако количество пациентов, не имевших опыта обращения к другим специалистам, указывает на то, что принцип преемственности и мультидисциплинарности пока недостаточно хорошо работает в реалиях настоящей системы здравоохранения [22, 23].

 

Рис. 6. Специалисты, к которым обращались пациенты до визита в центр лечения боли

Fig. 6. Specialists who consulted patients before visiting the pain treatment center

 

Кроме того, 43,4% повторно обращаются за помощью в центр лечения боли, что говорит о доверии пациентов к специалистам центра и удовлетворенности результатами лечения, хотя специфика пациентов с ХБ не предполагает столь быстрого излечения после единственного визита к врачу. Одним из сдерживающих факторов повторного визита может быть внебюджетная форма финансирования нашего центра. Включение данного вида помощи в программу госгарантий могло бы улучшить ситуацию с лечением ХБС.

Выводы

Результаты проведённого исследования продемонстрировали достаточно равномерное распространение хронического болевого синдрома среди пациентов разных возрастных групп: возраст пациентов варьировал от 18 до 90 лет включительно, при этом работоспособный возраст составляет 56,7% от общего количества. Число обратившихся за помощью в центр лечения женщин примерно вдвое выше, чем мужчин (68,4 vs 31,6%).

Более 70% пациентов, обратившихся за помощью в центр лечения боли, страдали ХБ. Жалобы на боль внизу спины предъявляли 73% обратившихся, на боли в шее − 8% пациентов, боль в грудном отделе позвоночника беспокоила 5%, лицевая боль − в 2% случаев, столько же пациентов пожаловались на тазовую боль. Остальные локализации болевых синдромов составили 10% от общего числа.

Среди пациентов центра лечения боли отмечена более широкая распространённость корешкового и фасеточного болевых синдромов в поясничном отделе – 34,6 и 36,7% соответственно. В структуре интервенционных вмешательств преобладали фасеточные и эпидуральные таргентные инъекции.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Статья подготовлена с равным участием авторов.

×

About the authors

V. V. Khinovker

Federal Siberian Research Clinical Centre FMBA of Russia; Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Author for correspondence.
Email: vhinov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3162-6298

the Head of the Department of Anesthesiology and Intensive Care

Russian Federation, 660037, Krasnoyarsk; 660022, Krasnoyarsk

V. V. Yushkova

Federal Siberian Research Clinical Centre FMBA of Russia; Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Email: vhinov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4206-1552
Russian Federation, 660037, Krasnoyarsk; 660022, Krasnoyarsk

D. А. Fedorov

Federal Siberian Research Clinical Centre FMBA of Russia

Email: vhinov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1860-4609
Russian Federation, 660037, Krasnoyarsk

References

  1. Williams A.C., Craig K.D. Updating the definition of pain. Pain. 2016; 157: 2420−23.
  2. Dampier C., Palermo T.M., Darbari D.S., Hassell K., Smith W., Zempsky W. AAPT diagnostic criteria for chronic sickle cell disease pain. J. Pain. 2017; 18: 490–8.
  3. Leone C., Biasiotta A., La Cesa S., Di Stefano G., Cruccu G., Truini A. Pathophysiological mechanisms of neuropathic pain. Future Neurology. 2011; 6(4): 497−509.
  4. Sabirova M.Z., Sibgatullin M.M., Altunbayev R.A. Analysis of modern therapeutic approaches to the treatment of acute and chronic back pain. Nevrologicheskiy vestnik. Journal imeni V.M. Bekhterev. 2010; 42 (4): 79−83. (In Russian).
  5. Macfarlane G.J., Beasley M., Jones E.A. et al. The prevalence and management of low back pain across adulthood: results from a population-based cross-sectional study (the MUSICIAN study). Pain. 2012; 153 (1): 27–32.
  6. Cvijetic S., Bobic J., Grazio S., Uremovic M., Nemcic T., Kra-pac L. Quality of life, personality and use of pain medication in patients with chronic back pain. Appl. Res. Qual. Life. 2014; 9 (2): 401–11.
  7. Evert L.S., Bakhshiyeva S.A., Potupchik T.V., Bobrova E.I., Akhmeldinova Yu.R. Retreatment headaches in children and adolescents with asthenic syndrome. Sibirskoye meditsinskoye obozrenie. 2018; (4): 76−82. (In Russian)
  8. Osipova N.А. The science of pain as a basis for improving the technology of systemic pharmacotherapy of acute and chronic pain. Anesteziologiya i reanimatologiya. 2016; 61 (5S): 7. (In Russian)
  9. Freynhagen R., Baron R., Gockel U., Tölle T.R. PainDETECT: a new screening questionnaire to identify neuropathic components in patients with back pain. Curr. Med. Res. Opin. 2006, 22: 1911−20.
  10. Medvedeva L.A., Zagorul’ko O.I., Gnezdilov A.V. Chronic pain: epidemiology, and social-demographic characteristics of patients in Pain clinic of Surgery Center. Klinicheskaya i experimental’naya khirurgiya. 2016; 3: 36–43. (In Russian)
  11. Zagorul’ko O.I., Medvedeva L.A., Gnezdilov A.V. et al. Pain epidemiology: cross-sectional study of prevalence of different types of pain syndromes in patients from department of pain management. Rossiyskiy zhunal boli. 2015; 3–4: 41–47. (In Russian)
  12. Khrenova I., De Pinto M. Death After Transforaminal Cervical Epidural Steroid Injection Challenging Cases and Complication Management in Pain Medicine. Springer. 2018: 71–9.
  13. Volkov I.V., Karabaev I.Sh., Ptashnikov D.A., Konovalov N.A., Poyarkov K.A. Radiofrequency pulsed ablation of spinal ganglia in the treatment of postoperative root pain syndrome. Genii Ortopedii. 2018; 3 (24): 349–56. (In Russian)
  14. Zabolotskii D.V., Portnyagin I.V. The use of pulsed radiofrequency ablation in the treatment of severe chronic pain syndrome after shoulder replacement (clinical case). Travmatologiya i ortopediya Rossii. 2015; 4 (78): 126−30. (In Russian)
  15. Yarnitsky D., Granot M., Granovsky Y. Pain modulation profile and pain therapy: between pro- and antinociception. Pain. 2014, 155: 663−5.
  16. Forster M., Mahn F., Gockel U. et al. Axial low back pain: one painful area—many perceptions and mechanisms. PLoS ONE. 2013; 8:e68273.
  17. Butler S., Landmark T., Glette M., Borchgrevink P., Woodhouse A. Chronic widespread pain-the need for a standard definition. Pain. 2016; 157: 541–3.
  18. Silaev M.A., Lihvantsev I.G. Minimally invasive methods in the treatment of pain. Palliativnaya meditsina i reabilitaysiya. 2018; 2: 34−41. (In Russian)
  19. Qaseem A., Wilt T.J., McLean R.M., Forciea M.A. Clinical Guidelines Committee of the American College of Physicians. Noninvasive treatments for acute, subacute, and chronic low back pain: a clinical practice guideline from the American College of Physicians. Ann. Intern. Med. 2017; 166 (07): 514−30.
  20. Genov P.G., Smirnova O.V., Timerbaev V.Kh. Successful application of pulsed radiofrequency ablation of spinal nerve ganglia in the treatment of a patient with chronic neuropathic pain in the stump of an amputated limb. Regionarnaya anesteziya i lechenie ostroi boli. 2016; 1 (10): 60−4. (In Russian)
  21. Egorov O.E., Evzikov G.Yu. Treatment of a patient with radiculopathic pain syndrome using pulsed radiofrequency neurotomy of the posterior ganglion of the spinal nerve root. Clinical observation and literature review. Nevrologicheskii zhurnal. 2015; 1 (20): 28−33. (In Russian)
  22. Rankine J.J. The postoperative spine. Semin. Musculoskelet. Radiol. 2014; 18 (3): 300−9.
  23. Koes B.W., van Tulder M.W., Peul W.C. Diagnosis and treatment of sciatica. BMJ. 2007; 334: 1313–7.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Age and gender composition of patients

Download (116KB)
3. Fig. 2. Duration of pain until recourse in Pain Treatment Center

Download (75KB)
4. Fig. 3. Localization of pain in patients of Pain Treatment Center

Download (107KB)
5. Fig. 4. Nosological forms of chronic pain in patients at a pain treatment center

Download (225KB)
6. Fig. 5. The frequency of interventions Pain Treatment Center

Download (190KB)
7. Fig. 6. Specialists who consulted patients before visiting the pain treatment center

Download (100KB)

Copyright (c) 2019 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ ФС 77 - 55827 от 30.10.2013 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ЭЛ № ФС 77 - 80651 от 15.03.2021 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies