ISLAMIC VIEW OF THE PROBLEM OF MODERN ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES

Abstract


The article gives insight into the peculiarities of the Islamic view of the modern assisted reproductive technology and provides extensive quotations from the sources of the canonical Islamic laws. The article caters to theologians interested in a wide range of issues associated with the introduction of modern assisted reproductive technologies, as well as specialists in the field of biomedical ethics and readership interested in bioethics.

Full Text

Религиозные представления и, проистекающие из них нравственно-этические нормы, являясь, по своей природе, факторообразующими по отношению к человеческим культурам, являются безусловной цивилизационной детерминантой не только для христианского мира, но также и для народов, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм или иные 9 какие, имеющие локальное распространение, религиозные взгляды. И надо заметить, что именно нравственно-этические нормы, укорененные в религиозном мировоззрении испытывают наибольшее давление со стороны постоянно нарастающего потока перемен во всех сферах жизни, вызванных ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Сегодня не будет слишком смелым предположением, что наряду с развитием информационных технологий самые значительные изменения в жизни современных мировых культур будут происходить и уже происходят под влиянием развития биомедицинских технологий. И поскольку человек и его благо для большинства религиозных представлений о нем превосходит земное измерение его временной телесности, постольку актуальным становится и нравственно-этическое осмысление новых возможностей, предоставляемых современными биомедицинскими технологиями с позиций религиозного взгляда на человека, его зачатие, жизнь и посмертие. Такое осмысление вопросов биоэтики в Русской Православной Церкви нашло отображение в Основах ее социальной концепции, где, в частности, недвусмысленно утверждается, что «пути к деторождению, несогласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» [1]. Такой же позиции придерживается и Римская Католическая Церковь, для богословия которой ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) является вопрос о статусе эмбриона человека. Но, при всей многочисленности (более 2 млрд. последователей) и распространенности, Христианство не является на сегодняшний день единственной мировой религией. Второй по численности религией в мире является Ислам. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным [2] до 1,5 миллиарда человек [3]. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи Ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией [4, с. 396]. Таким образом, очевидно, что от отношения Ислама к достижениям биомедицинских технологий и к современным вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) в частности, не в последнюю очередь будет зависеть степень их внедрения в медицинскую практику и распространение в мире. Отсутствие в Исламе института священнослужителей несколько затрудняет нахождение авторитетного ответа на этические и богословские вопросы, возникающие при практическом применении современных ВРТ. Также, и «Основные положения социальной программы российских мусульман» [5] не содержат в себе никакой информации по ответам Ислама на вопросы биоэтики. Но это не значит, что эти вопросы остаются за пределами поля зрения мусульманских богословов-законоведов. Наиболее полный и развернутый ответ Ислама на вопросы, связанные с достижениями биомедицинских технологий и применением современных ВРТ представлен в фикхе [6] по вопросам биоэтики, опубликованной, также, и на английском языке «Islamicverdicton: Cloning, Humanorgantransplantation, Abortion, Test-tubeBabies, LifeSupportSystems, LifeandDeath» [7]шейха Абд-аль-Кадима Заллюма (Abdal-QadimZallum). Также, существует фетва об искусственном оплодотворении шейха Мухаммада Салих-аль-Мунаджида [8] (Muhammadal-Munajjid) и целый ряд статей мусульманских авторов по вопросам биоэтики. Исламский взгляд на клонирование. На заседании Исламской Академии фикха (TheIslamicFiqhAcademy) в 1997 году, в котором приняли участие 125 представителей со всех частей исламского мира, было достигнуто согласие, что клонирование не противоречит вероучению Ислама. В аргументации такого решения лежит характерная для Ислама вера в абсолютную предопределенность судеб всех творений и всего, что должно произойти до Судного Дня [9, 10], потому что в мире происходит только то, что пожелал Аллах, а то, что Он не пожелал, произойти и не может: «Аллах является Творцом вселенной, но Он установил систему причин и следствий в этом мире. Посев семян в землю является причиной, но только Аллах производит результат от него в виде растений. Точно так же клонирование является причиной, но только через волю Аллаха оно может быть успешным. Подобно тому, как человек, сеющий семя, не является создателем растения, которое вырастет, так же и специалист, осуществляющий клонирование, не является создателем животного, полученного в его 10 результате. Только Аллах является Творцом и все творение существует только по Его Воле» [11]. Что же касается вопроса о допустимости клонирования, то большинство членов Академии после обсуждения пришли к выводу, что «клонирование допустимо в случае растений, а также в случае животных, кроме человека. Распространение клонирования на человеческие существа будет создавать чрезвычайно сложные и трудноразрешимые социальные и нравственные проблемы. Поэтому клонирование человека не может быть разрешено» [11]. Мусульманские законоведы, как шииты, так и сунниты, несмотря на отличия в методологии своих рассуждений, едины в своей оппозиции к клонированию человека [12]. Что выразилось в многочисленных призывах запретить клонирование человека во всем мусульманском мире. Вфикхеповопросамбиоэтики «Islamic verdict on: Cloning, Human organ transplantation, Abortion, Test-tube Babies,Life Support Systems, Life and Death» [7] шейха Абд-аль-Кадима Заллюма говоритсяследующее: «Клонирование человека, мужчин или женщин, явится катастрофой для мира. Целью в таком случае явится улучшение качества, отбор из потомства наиболее умных, сильных, смелых, здоровых или красивых, или же увеличение численности населения для упрочнения мощи государства. Эго зло, это Харам, это не разрешено по следующим причинам: 1. Получение детей таким путем не соответствует естественному способу репродукции, который Аллах определил для человека. Аллах говорит: «Он сотворил пару — мужчину и женщину — из капли, которая извергается» [13] (Ан-Наджм: 45-46). Он также говорит: «Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал ему соразмерный облик. Он сотворил из него чету: мужчину и женщину» [13] (Аль-Кайама: 37-39). 2. К тому же они не будут иметь матерей, если яйцеклетка, которую соединили с ядром клетки, была подсажена в утробу другой женщины, не той, чью яйцеклетку использовали при клонировании... 3. Утрата родства. Ислам обязывает сохранять родство и поддерживать его... Клонирование с целью производства людей, выдающихся по своему интеллекту, силе, здоровью и красоте, будет означать отбор мужчин и женщин с такими чертами, не зависимо оттого, состоят они в браке или нет. В результате будут использоваться клетки от мужчин с требуемыми параметрами, а яйцеклетки будут браться от избранных женщин и имплантироваться в избранных женщин. Это приведет к потере и смешению родственных связей. 4. Производство детей путем клонирования отменяет силу многих законов шариата, таких, как законов о супружестве, родстве, материальном содержании, отцовстве, сыновстве, опекунстве, законы Махарим и Узбат (ограничения касательно кровного родства), а также многие другие законы шариата. Это противоречит естественному пути создания людей, который определил Аллах. Это порочная практика, которая изменит устройство общества... Аллах создал людей так, что естественным путем продолжения рода для них является оплодотворение через соединение мужского семени и женской яйцеклетки. По закону Аллаха этот процесс должен совершаться между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Репродукция и рождение через клонирование не естественно. К этому прибавим, что клонирование может произойти с участием мужчины и женщины, которые не связаны законными брачными узами» [7, р. 15-18]. Исламский взгляд на аборт. Отношение Ислама к возможности прерывания беременности определяется периодом развития человеческого эмбриона в материнской утробе. Согласно мусульманскому учению человеческий зародыш проходит три стадии развития: «1) стадия капли (нутфа)', 2) стадия формирования (халък)'(5) стадия роста (наш'а)» [14, с. 9]. Эти три основные стадии развития человеческого зародыша в материнской утробе выделяются на основании текста из Корана, где говорится: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Верующие 23:12-14) [9]. Еенеральный секретарь Исламской Академии научных исследований шейх Абд аль-Маджид аз- 11 Зиндани, доктор Кейт Мур, профессор и заведующий кафедрой анатомии Университета в Торонто и шейх Мустафа Ахмад, представитель Исламской Академии Научных Исследований в США, в выпущенной ими книге «Коран и современная наука. Сравнительное исследование», о трех стадиях развития человеческого зародыша с точки зрения Ислама пишут следующее: Первая стадия - «стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля ее) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворенной зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку» [14, с. 9]. На второй стадии развития человеческого эмбриона, именуемой в Исламе стадией формирования (хальк), ангел, посылаемый от Аллаха, придает форму зародышу. «До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик» [14, с. 14]. Последователи Ислама считают, что после 40-го или 42-го дня плод во чреве матери начинает нести в себе человеческую жизнь: «Имам Муслим приводит слова ибн Масуда, который говорит, что слышал от посланника Аллаха: «Когда проходит сорок две ночи от появления нутфа (сочетания мужского семени с женским), Аллах посылает ангела, чтобы придать нутфа форму. Он дает ему слух, зрение, кожу, плоть и кости. Затем ангел говорит: «О, Аллах! Мужского пола или женского?» - и Аллах повелевает...». В другом пересказе вместо 42 упоминается «40 ночей». Этот хадис указывает на то, что плод начинает формироваться, а органы становятся видными после 40 или 42 ночей. Поэтому, «покушение на этот плод - покушение на существо, несущее человеческую жизнь, которая священна и защищается законами шариата» [7, р. 31-32]. И наконец третья стадия - стадия роста (наш'а) -начинается на 9-ой неделе от зачатия. «На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого четко отражено в Коране: «...потом Мы вырастили его в другом творении...» (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголом анша'наху (дать начало, вырастить, увеличить)» [14, с. 15]. Исламские ученые и богословы отмечают на стадии наш'а следующие особенности развития человеческого зародыша: Во-первых, после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода. Во-вторых, «формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение - плод, что и подчеркнуто в Коране» [14, с. 15]. В-третьих, ангел вдыхает в зародыш душу. «Пророк Мухаммад сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40-му дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же - в виде разжеванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим)» [14, с. 15-16]. Таким образом, исламские богословы проводят различие между понятиями жизни и души. «Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным» [14, с. 16]. Появление души у человеческого зародыша на этой стадии его развития подтверждается, по мнению мусульманских ученых и богословов, тем, что у плода появляются произвольные движение, «осуществляемые, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода» [14, с. 16]. Итак, позиция Ислама по отношению к абортам тождественна позиции естественнонаучного мировоззрения, которое склонно видеть человека в его зародыше в зависимости от степени развития последнего. Поэтому, в Исламе аборт разрешается до 7-ой недели беременности. В фикхе по вопросам биоэтики «Islamicverdicton: Cloning, Humanorgantransplantation, Abortion, Test-tubeBabies,LifeSupportSystems, LifeandDeath», которая здесь в переводе уже цитировалась,по этому вопросу сказано следующее: «Аборт может произойти либо прежде, чем плоду дается Рух (душа), либо после этого. Если аборт происходит после того, как плоду дается Рух, то все 12 мусульманские законоведы соглашаются, что такой случай запрещен не зависимо от того, случается ли это по воле матери, отца, доктора или в результате нападения кого-либо. Это так, поскольку является покушением на человеческую душу, которая обладает жизнью и защищается законами шариата... На случай, когда совершается аборт плода, не получившего Рух, мнения мусульманских законоведов о позиции шариата разнятся. Некоторые из них позволяют аборт в таком случае, другие запрещают в зависимости от этапа беременности. Мы считаем, что если аборт происходит после 40 или 42 дня беременности на стадии формирования плода, то в таком случае он запрещен. Это правило похоже на случай, когда плод уже получил Рух. Что касается аборта плода прежде, чем наступит 40 день беременности, то Ислам это разрешает, и за это не предполагается никакое наказание. Это связано с тем, что плод еще не начал формироваться и все еще остается нутфа. Хадис об абортировании плода на этот случай не распространяется. Аборт позволяется делать на ранних сроках формирования плода или после того, как плод получает Рух, если компетентный врач счел, что сохранение плода в утробе может привести к смерти матери и плода. В этом случае разрешается прервать беременность и сохранить жизнь матери. Ислам призывает к спасению жизней. Такой аборт будет признан лечением, а Посланник Аллаха повелел людям искать лечение и лекарство» [7, p. 30-34]. Исламский взгляд на экстракорпоральное оплодотворение и искусственную инсеминацию. В силу того, что согласно учению Ислама, одушевление человеческого эмбриона происходит только на 40-ой или 42-ой день от зачатия, и до этого момента человеческого статуса эмбрион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответственно, никаких этических проблем, связанных с редукцией и уничтожением избыточных эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении в мусульманском мире не видят. И в случаях, когда по причине того или иного заболевания естественное оплодотворение невозможно, и было предпринято лечение, но это лечение не помогло, Ислам не препятствует проведению оплодотворения вне утробы женщины. Более того, «такая операция рекомендована, так как она способствует размножению, к чему призывает Ислам» [7, p. 38]. Но, согласно вердикту исламских богословов-законоведов, «чтобы проведение такой операции было разрешено, оплодотворение в пробирке должно происходить сперматозоидом мужа яйцеклетки жены, а оплодотворенная яйцеклетка затем должна быть помещена в утробу жены. Запрещается подсаживать яйцеклетку в утробу другой женщины, т.е. суррогатной матери. Также запрещается производить оплодотворение сперматозоидом мужа яйцеклетки другой женщины, не жены, даже если яйцеклетка после этого будет помещена в матку жены. Запрещается также оплодотворять яйцеклетку жены сперматозоидом другого мужчины, не мужа, даже если затем яйцеклетка будет помещена в матку жены. Три перечисленные формы оплодотворения запрещены по закону шариата, так как они ведут к смешению и потере родства. Это запрещено в Исламе» [7, p. 38]. Помимо вышеприведенного фикха по вопросам биоэтики, отношение Ислама к современным способам искусственного оплодотворения выражено, также, в фетве шейха Мухаммада Салих аль Мунаджида, который говорит следующее: «Во-первых: следующие пять методов запрещены согласно Шариату. Они запрещены либо сами по себе, либо по причине последствий, к которым приводит использование этих методов, таких как смешивание родословной (происхождения), незнание того, кто является матерью ребенка, или по другим причинам, противоречащим Шариату. 1. Когда оплодотворение совершается между спермой взятой у мужа и яйцеклеткой взятой у женщины, не являющейся его женой, после чего эмбрион помещается в матку жены. 2. Когда оплодотворение производится между спермой взятой у мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой взятой у жены, после чего эмбрион помещается в матку жены. 3. Когда оплодотворение совершается вне тела между спермой и яйцеклеткой супружеской пары, после чего эмбрион помещается в матку женщины, добровольно вызвавшейся вынашивать его (суррогатное материнство). 4. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой мужчины, который не является мужем, и яйцеклеткой женщины, которая не является женой, после чего эмбрион помещается в матку жены. 5. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой и яйцеклеткой двух супругов, после чего эмбрион помещается в матку другой жены (этого мужа). 13 Во-вторых: шестой и седьмой методы допустимы как последнее оставшееся средство в случае необходимости, когда установлено, что все необходимые меры предосторожности были приняты. Это два следующих метода: 6. Когда берется сперма у мужа и яйцеклетка у жены, оплодотворение совершается снаружи, после чего эмбрион вводится в матку жены. 7. Когда взята сперма у мужа и введена в соответствующе место в шейке или матке у жены с внутренним оплодотворением» [8]. Таким образом, можно видеть, что применение таких вспомогательных репродуктивных технологий, как экстракорпоральное оплодотворение и искусственная инсеминация в Исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брачно-родственных отношений между мужем и каждой из его жен. Все другие формы искусственного оплодотворения запрещены шариатом, так как они ведут к смешению брачно-родственных отношений и потери родства [7, p. 38]. В этом вопросе исламские законоведы ссылаются на следующие хадисы: Абу Хурайра пересказывает то, что он слышал от Пророка Аллаха: «Любая женщина, представляющая каким-либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благословения Аллаха и Рай для нее закрыт; и никакому мужчине, отказывающемуся от своего сына пред его лицом, Аллах не благоволит и Аллах обесчестит его перед всеми поколениями мира». Ибн Аббас приводит следующие слова Пророка Аллаха: «Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кроме своего отца, или что он принадлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, Ангелами и всеми людьми» [7, p. 39]. При этом, следует заметить, что запрещенные варианты искусственного оплодотворения исламские законоведы сравнивают с теми случаями, как если бы беременность наступила вследствие блудной или прелюбодейной связи с той лишь разницей, что непосредственной близости не было [7, p. 39]. В связи с этим наказания, предписанные Шариатом за блуд и прелюбодеяние, в этих случаях не применяются, однако «за судьей остается право определить участникам какой-либо тазир (наказания за грехи и преступления, которые не оговорены в Коране и Сунне)» [7, p. 39]. Таким образом, подводя итог рассматриваемому в данной статье вопросу об отношении в Исламе к современным ВРТ, следует отметить: 1. По причине характерной для Ислама веры в абсолютную предопределенность всего происходящего, в Исламе отсутствует негативное отношение к клонированию растений и животных, но, одновременно, к репродуктивному клонированию человека с помощью ядерного переноса мусульманские богословы-законоведы относятся резко отрицательно, указывая, что подобного рода репродуктивные технологии не соответствуют естественному способу репродукции, определенному Богом для человека, приводят к утрате родства и противоречат ряду законов шариата. 2. В силу того, что согласно учению Ислама, одушевление человеческого эмбриона происходит только на 40-ой или 42-ой день от зачатия, и до этого момента человеческого статуса эмбрион в глазах исламских теологов не имеет, то, соответственно, никаких этических проблем, связанных с редукцией и уничтожением избыточных эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении в мусульманском мире не видят. 3. Применение таких вспомогательных репродуктивных технологий, как экстракорпоральное оплодотворение и искусственная инсеминация в Исламе не запрещены, но только при условии сохранения целостности брачно-родственных отношений между мужем и каждой из его жен.

About the authors

Igor Victorovich Aksenov

Saint-Petersburg Diocese for the Leningrad region

Email: iaxenov@gmail.com

Archpriest; Vice Chairman of the Department of Religious Education of Saint-Petersburg Diocese for the Leningrad region, Prior of the Saint Elijah Church in Vyborg, post-graduate student of the St. Cyril and Methodius Post-Graduate and Doctoral Church School.

References

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. ХII. 4. Проблемы биоэтики,13-16 августа 2000 г., Москва [Электронный ресурс] // Патриархия.ru [Офиц. сайт]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 16.01.2013).
  2. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population [Electronic resource] // The Pew Forum on Religion & Public Life [Official website]. - October 7, 2009. - URL: http://www.pewforum.org/Mapping-the-Global-Muslim-Population.aspx (accessed: 16.01.2013).
  3. Islam (religion): Britannica Online Encyclopedia [Electronic resource] // Encyclopedia Britannica [Official website]. - 2013. - URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/295507/Islam(accessed: 16.01.2013).
  4. Маклаков, В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: [учеб. для студентов юрид. вузов и факульт.] / В.В. Маклаков. - М.: Вольтерс Клувер, 2006. - 896 с.
  5. Основные положения социальной программы российских мусульман [Электронный ресурс] // Русский архипелаг [Офиц. сайт]. - 2013. - URL: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/ (дата обращения: 16.01.2013).
  6. Islamic E-books [Electronic resource] // Nahda Productions [Official website]. - 2010. - URL: http://nahdaproductions.org/resources/e-books#startOfPageId412 (accessed: 16.01.2013).

Statistics

Views

Abstract - 19

PDF (Russian) - 1

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Copyright (c) 2013 Volgograd State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies