Ethical principles of V.F. Voyno-Yasenetsky in the context of personal education philosophy

Abstract


B.G. Yudin's activities in the problem fields of bioethics research have been stimulating discussions among representatives of various sciences, doctors, lawyers, politicians, and clergymen. His scientific ideas about the principles, rules, and problems of bioethics are historically closely connected with the views of outstanding representatives of Russian medicine. They resonate with the ethical principles of his domestic contemporaries, and they are the basis for studying the creative heritage of those healers. This article analyzed the ethical principles of V.F. Voyno-Yasenetsky, an outstanding national humanist, scientist, surgeon, archbishop, whose work focused on a number of bioethical problems arising in the fields of transplantology, oncology, surgery, gynecology, ophthalmology, doctor-patient relationships, and doctor-paramedical personnel interaction. The influence of his religious views on the problems of bioethics was also analyzed.. The ethical principles of V.F. Voyno-Yasenetsky developed in the difficult conditions of tragic political events, repressions, during the Great Patriotic War. During this period V.F. Voyno-Yasenetsky was actively involved in practical medical and scientific work, at the same time performing the activities of the clergyman. One of the problems of modern domestic medicine is that it develops as a multibranch system, seemingly aimed to study humans, but it tends to ignore the personality of the patient as an individual identity due to progressing schematism of thinking. It seems to be a sign of a decreased value of the art of healing. The solution of the problem requires a philosophical reflection in the value and purpose, procedural, outcome contexts. A convincing example of such a solution is the activity and creative work of the outstanding domestic surgeon, the archbishop V.F. Voyno-Yasenetsky, whose ethical principles are based on the philosophy of personal education and determined the scope and efficacy of his activities: medical, scientific, educational, administrative and organizational fields.

Full Text

В современных условиях многие проблемы в сфере медицины (науки, практической деятельности, высшего профессионального образования) имеют межотраслевой, междисциплинарный характер. Для их решения требуются подходы, в основе которых должно быть философское осмысление в ценностно-целевых, системных, процессуальных, результативных аспектах. Одна из таких проблем заключается в том, что широкие масштабы развития технических возможностей диагностики и лечения создали ситуацию, в определенной степени аналогичную увлечению техницизмом в промышленности: за массивом технических и организационных новаций на второй план отодвинулся человек с его самобытными субъективными особенностями. Врач стал частью системы, казалось бы, нацеленной на излечение людей, но не учитывающей индивидуальные особенности личности, системы, в процессе развития которой вымываются столь существенные, веками сложившиеся компоненты: искусство врачевания и незыблемые этические принципы врачующего. Знамение нашего времени - сосуществование таких явлений, как, с одной стороны, строительство крупных, оснащенных современным оборудованием и инструментарием лечебных учреждений. С другой - сокращение в сельской местности и небольших поселках пунктов оказания неотложной медицинской помощи, отказ ряда врачей в помощи пациентам со ссылкой на существующие или выдуманные ими административные ограничения, наконец, отвратительная «решка» платной медицины: слезные просьбы о сборе «с мира по нитке» крупных сумм на проведение жизнеобеспечивающих операций, проведение которых возможно, но они (стыдно сказать, когда идет речь о здоровье человека) дорого стоят! В этом видится забвение этических принципов врача как болезнь отечественной системы здравоохранения. Медицинский опыт свидетельствует, что для лечения заболевания важно проанализировать аналогичные «случаи». В истории медицины немало примеров беззаветного служения медиков этическим 43 принципам гуманизма. Один из них - многогранная деятельность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877 - 1961): врача, ученого, педагога и методиста, организатора отечественного здравоохранения. Цель данной статьи: рассмотреть этические принципы Войно-Ясенецкого как духовный стержень деятельности врача: их формирование, функционирование, результативность. Имя Войно-Ясенецкого стало обретать известность лишь после перестройки, несмотря на то, что его научные работы издавались уже в начале ХХ века. Так, докторская диссертация «Регионарная анестезия», опубликованная в Петербурге в 1915 году, вызвала живейший интерес специалистов. Причина же «увода в тень» имени Войно-Ясенецкого крылась в том, что корифей отечественной медицины принял монашеский постриг и под именем Луки был духовным писателем, а затем -архиепископом Симферопольским и Крымским. Такое сочетание направлений деятельности не укладывалось в рамки мышления апологетов коммунистической идеологии. Следовательно, все, что делал Войно-Ясенецкий, пытались «поправить», его мышление подвергалось резкой критике, а сам он - гонениям, сопровождавшимися могучим идеологическим давлением, материальными лишениями и физическими издевательствами (одиннадцать лет провел в ссылках). Работы, посвященные жизненному и творческому пути В.Ф. Войно- Ясенецкого стали публиковаться лишь с конца 90-х годов. Многие изданы православными организациями. Так, В. Малягин [7], В. Марущак [8] акцентируют внимание на религиозной стороне деятельности архиепископа. В емкой монографии Ю. Л. Шевченко «Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный» повествуется о жизненном и творческом пути целителя [14]. Этой же теме посвящено объемное исследование М. А. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого -архиепископа и хирурга». Автор подробно говорит о многогранности его деятельности [12]. В.А. Лисичкин ставит акцент на жизненных перипетиях архиепископа, используя документы из архива Русской Православной церкви, КГБ, различных министерств и ведомств, личного архива святителя [4, 5, 6]. В.А. Глущенков в книге «Святитель Лука - взгляд в будущее» также осмысливает архивные и биографические материалы, связанные с работой ученого [3]. В «Исторической энциклопедии Сибири» помещена статья О. А. Павловой о Войно-Ясенецком [11, с. 294]. Его религиозной деятельности в Сибири О. А. Павлова касается и в статье «Красноярская и Енисейская епархия» в этом же издании [10, с. 172]. Изученная литература дает объемное представление о жизни и многогранной интенсивной деятельности Войно-Ясенецкого, о его беззаветном, несмотря на тяжелейшие жизненные ситуации, служении своему делу. И возникает вопрос: какими этическими принципами руководствовался этот великий человек, каково было его понимание законов развития природы и общества, как он опирался на них в своей жизни? Значительную роль в воспитании Войно-Ясенецкого сыграла семья. В автобиографии архиепископ пишет, что «отец был весьма набожным католиком и... человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял. Мать усердно молилась дома, но в церковь, по-видимому, никогда не ходила. Причиной этого было ее возмущение жадностью и ссорами священников, происходившими на ее глазах» [1, с. 11 - 12]. И, надо полагать, что именно в семье сформировались этические идеалы Войно-Ясенецкого: бескорыстное служение страждущим, бедным и обездоленным, всемерная и всевозможная им помощь, если требуется - в ущерб себе, непоколебимая вера в торжество добра и справедливости. Пройденный им путь поиска сферы деятельности способствовал формированию «философии личностного образования» - системы мышления, в которой принципы философии образования проецируются на личностную оценку собственного физического, интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала как фундамента для самообразования и саморазвития [2, с. 31]. В рамках философии личностного образования определяется четкая мотивация необходимости овладения той или иной специальностью, реализуются способности, интеллектуальный и творческий потенциал личности. И, следуя принципу делать не то, что хочется, но то, что «полезно для страждущих людей» [14, с. 35], Войно-Ясенецкий, вопреки пылкой юношеской мечте стать художником и уже сделавший первые шаги в этом направлении, заканчивает курс медицинского факультета Киевского университета и, невзирая на предложение преподавать в вузе, уезжает работать в глубинку. Лечебная деятельность Войно-Ясенецкого освещена в медицинской литературе по многим специальностям: гнойной хирургии, анестезиологии, травматологии, урологии, онкологии, офтальмологии. Он помогал страждущим всегда и везде, невзирая на обстоятельства. И, как пишет Ю. Л. Шевченко, следуя к месту ссылки, на пути из Красноярска в Енисейск январем 1924 года оперировал тяжелого больного в крестьянской избе. В связи с отсутствием необходимых хирургических инструментов оперировал. слесарными щипцами [14, 325]. И показательна телеграмма Войно-Ясенецкого, отправленная в начале Великой Отечественной войны Председателю президиума Верховного совета СССР М. И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку... в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончанию войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука» [14, с. 459]. Это ли не исторический пример служения долгу и величайшего благородства? Свойственная Войно-Ясенецкому широта воззрений и интерес к новациям позволяла ему не ограничиваться, так сказать, академической медициной. Как пишет В. Малягин, будучи в архангельской ссылке (1931) Войно-Ясенецкий разработал новый метод лечения гнойных ран, применяя традиционные народные средства [7, с. 61]. В литературе и в воспоминаниях указывается, что Войно-Ясенецкий использовал и возможности психотерапии, но исследований на эту тему не встречается, несмотря на проявляющуюся в последнее время тенденцию укреплять веру больных в свое исцеление в соответствии с религиозными представления [13, с. 155]. Из уст в уста передается множество рассказов о чудесах исцеления пациентов Войно-Ясенецкого с помощью молитвы. Однако предстоит проанализировать их со следующих позиций. 44 а) Не есть ли они следствие гипердиагностики? б) Не является ли ситуация той, когда не требуется активного вмешательства медицины и человеческий организм саморегулируется, а если человек верующий, то - молитва помогла? в) Не является ли ситуация выздоровления результатом своевременно и качественно проведенной психотерапии? Лечебную работу Войно-Ясенецкий анализировал и обобщал в научных трудах. Его первая научная статья «Случай ретроградного ущемления кишечной петли» была опубликована, как свидетельствует Ю. Л. Шевченко, в журнале «Хирургия», издаваемом известным хирургом профессором П. И. Дьяконовым, уже через пять лет после начала медицинской деятельности. Но сколь интенсивной! Лазарет Первого Киевского отряда Российского общества Красного Креста, дислоцированного в Чите (шла русско-японская война), земская больница в Ардатовском уезде, больница в Фатеже Курской области. Эта работа вооружила Войно-Ясенецкого объемным опытом [14, с. 177 - 122]. Его опубликованные отчёты о работе Переславской земской больницы в 1914, 1915 гг, о хирургической деятельности в Романовской земской больнице Балашовского уезда в 1909 - 1910 гг- в сущности, поучительные сборники задач и примеров по медицине [12, с. 71 - 72]. А в 1934 г. вышла монография «Очерки гнойной хирургии». Она переиздавалась в 1946, 1956, 2000 гг. Этот труд актуален и сегодня: настольная книга оперирующих хирургов, учебник для студентов медицинских вузов. В 1946 году за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» В. Ф Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени [9, с. 1]. Всего же ученым опубликовано свыше 60 научных трудов. Огромную работу проводил Войно-Ясенецкий в области медицинской педагогики.Еще на рубеже ХГХ - ХХ веков в стране не хватало санитаров, медицинских сестер и фельдшеров, врачей. В период Первой мировой войны положение ухудшилось. Так, в Туркестане насчитывалось лишь 250 врачей, катастрофически не хватало среднего медицинского персонала. В этой ситуации туркестанский комиссариат здравоохранения организовал Высшую медицинскую школу, где преподавал Войно-Ясенецкий. Занятия были настолько успешны, что в следующем году школа была преобразована в первый курс медицинского факультета [12, с. 87]. Был причастен Войно-Ясенецкий и к созданию медицинского института в Красноярске (1942 г.). В период Великой Отечественной войны резко возросла потребность в хирургах-травматологах, анестезиологах, операционных сестрах. Однако быстро воспитать квалифицированных специалистов таких профилей невозможно. И учил Войно-Ясенецкий студентов на лекциях и операциях, а молодых хирургов - на операциях. Учил на собственном примере. Ю. Л. Шевченко пишет, что ещё в 20-е годы прошлого века в целях педагогики Войно-Ясенецкий оперировал «вслух». В ходе операции он объяснял присутствующим, будь то врачи или студенты, что находится под фасцией, которую он сейчас разрезает, какие кровеносные сосуды и нервы проходят неподалёку от места разреза, какое направление является опасным с точки зрения их повреждения и как предотвратить то или иное осложнение при проведении оперативного вмешательства» [14, с. 258]. Поповский, опираясь на воспоминания одной их учениц профессора в период Великой Отечественной войны, пишет, что Войно-Ясенецкий учил своих помощников и «человеческой хирургии»: « С каждым проходящим через его руки раненым Лука вступал как бы в личные отношения. Помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. С двойным интересом подходил он к койке уже прооперированного: если самочувствие больного было хорошим и раны быстро заживали. значит и в будущем удастся кому-то помочь этими же средствами» [12, с. 333].3десь отметим, что страсть Войно-Ясенецкого к рисованию во время его профессорской деятельности в Туркестанском государственном университете воплотилась в создании уникальной, как пишет Шевченко, «коллекции пояснительных цветных рисунков по оперативной хирургии и топографической анатомии, которые использовались им в ходе чтения лекций». Ссылаясь на И. А. Кассирского, Шевенко говорит, что часть этих рисунков пережила своего автора, ими пользовались преподаватели медицинского факультета Ташкентского университета еще в конце 60-х годах прошлого века [14, с. 259]. Значительный вклад внес Войно-Ясенецкий в совершенствование отечественной системы здравоохранения, решая наряду с лечебными, образовательными и научными проблемами, (нередко пробираясь сквозь толщу льда бездушия) и сугубо материальные.Как религиозный деятель, как гражданин Войно-Ясенецкий призывал людей к сплочению, творя благое. Благим он видел позитивные устои общества: законный брак, семью, служебную добросовестность, исполнение государственных законов, готовность трудиться на общее дело. Одной из необходимых функций общества была, по его мнению, защита отечества. Уклоняться от службы в армии считал аморальным, независимо от личных обстоятельств жизни призывника и состояния армии [12, с. 326, 327]. Был убежден в необходимости толерантности, как в религии, так и в мирской жизни [12, с. 33]. В истории отечественной медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий предстает величественным и ярким явлением: энергичный инициативный врач-новатор; мудрый ученый; педагог-экспериментатор; последовательный и активный деятель здравоохранения; принципиальный гуманист и преданный гражданин своей страны. Базирующийся на незыблемых этических принципах, определенных философией личностного образования, бесценный опыт В.Ф. Войно-Ясенецкого приумножается в деятельности огромного количества его учеников, работающих во многих областях и на разных уровнях медицины, проецируясь на лечебную практику, научные исследования, педагогику и организационную работу в области здравоохранения.

About the authors

I. E Ditkovskaia

Institute of Siberian Federal University

Email: i.gailis@mail.ru
Russia
PhD, Associate Professor of the Philosophy Department, Humanities

References

  1. Автобиография // Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу: сборник / Сост. Л.А. Чуткова. - М.: Сибирская Благозвонница, 2016. - С. 9 - 106.
  2. Гайлис (Дитковская) И.Э. Философские проблемы модернизации образования и вопросы методологии развития инновационных социальных систем: монография. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 100 с.
  3. Глущенков В.А. Святитель Лука. Взгляд в будущее. Ростовская-на-Дону епархия. - Ростов-на-Дону, 2007. - 430 с.
  4. Лисичкин В.А. Земский путь Святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. - М.: Псалтирь, 2005. - 272 с.
  5. Лисичкин В.А. Крестный путь Святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. - М.: Троицкое слово, 2001. - 448 с.
  6. Лисичкин В.А. Лука - врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. - 456 с.
  7. Малягин В. Святитель Лука Симферопольский (Войно-Ясенецкий). - М.: ООО. «Даниловский благовестник». М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда». - 176 с.
  8. Марущак Василий, протодиакон Святитель-Хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). - М.: Даниловский благовестник, 1997. - 416 с.
  9. О присвоении Сталинских премий за выдающиеся работы в области науки за 1943 - 1944 гг. Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР // Правда. - 1946. - 27 января. - С. 1.
  10. Павлова О. А. Красноярская и Енисейская епархия // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. 2. -Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. - С. 172.
  11. Павлова О. А. Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович) // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. 2. - Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. - С. 294.
  12. Поповский М. А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. - Paris: YMCA-Press, 1979. - 492 с.
  13. Петров В.И., Седова Н.Н. О чем забыли сказать в новом законе // Биоэтика. - 2011. № 2(8). С.28-29.
  14. Серова С. П., Лапина А. И., Бажан А. И. Лука (Войно-Ясенецкий) на ниве социального служения в Красноярском крае // Духовность. Нравственность. Правопорядок: сборник статей / Сибирский юридический институт МВД России. - Красноярск, 2003. - С. 150 - 159.
  15. Шевченко Ю. Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. - С. Петербург: Наука, 2007. - 623
  16. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99.

Statistics

Views

Abstract - 17

PDF (Russian) - 0

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Copyright (c) 2017 Volgograd State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies