Ethical content of social maladjustment in retired athletes

Abstract


The article reviews ethical behavior of retired athletes in post-sports life. We analyzed the predictors of social maladjustment in elite athletes in post-sports period and identified ethical aspects of their negative behaviour. We studied the likelihood of unethical behavior which include irresponsibility, ignoring and breaking social norms, rules and responsibilities, having difficulty maintaining stable relationships, aggression and violent behavior, lacking any true sense of guilt, inability to learn lessons through failure, and a tendency to blame others or to offer plausible rationalizations for the behavior bringing them into conflict with society. We conclude that a post-sports adjustment program must consider the ethical issues of a new daily routine for retired athletes.

Full Text

Важность изучения нравственных основ спортивной деятельности объясняется непосредственным их влиянием на моральное формирование личности спортсмена и воздействием на спортивный результат. Спорт первым из общественных институтов официально избрал для себя как направление деятельности этику - совершенно необходимую принадлежность той сферы, в которой всегда есть опасность насилия, агрессивности, нечестных приемов как в любой конкурентной сфере деятельности человека. Среди причин, отрицательно влияющих на соблюдение нравственных принципов в спорте, можно выделить политизацию, коммерциализацию, профессионализацию. Эти явления провоцируют нарушение этических норм в олимпийском движении: допингскандалы, случаи коррупции, агрессию, нечестную игру и т.п. [5]. Профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное существование, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Профессиональная этика - система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного вида профессиональной деятельности. Если этика регулирует отношения между людьми с точки зрения их признания друг другом за таковых, с точки зрения человеческого общежития, то профессиональная этика регулирует отношения между субъектами профессиональной сферы деятельности и по поводу этого вида деятельности, она определяет не отношение человека к человеку, не условия общежития, а отношение коллеги к коллеге, условия совместной и однотипной трудовой деятельности [1]. Предполагается, что в ходе спортивного совершенствования у спортсмена должны сформироваться такие качества, как патриотизм, честность, мужество, героизм, спортивная злость, спортивный характер, проявляющиеся в стремлении к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Проявленные на соревнованиях спортсменами патриотизм, смелость, сила, выносливость и другие качества оцениваются положительно. Напротив, возможно формирование отрицательных нравственных и моральных качеств отсутствие патриотизма, безответственность, нечестность, безволие, трусость, слабость и т.п. [3]. Система этической подготовки спортсменов недостаточно исследована и освещена в современных условиях [5]. После прекращения систематической тренировочной и соревновательной деятельности 39 практически полностью изменяется ритм жизнедеятельности экс-спортсменов. Экс-спортсменам, жившим «другой», спортивной жизнью весьма трудно активно включиться в жизнь общества. Получается, что после завершения спортивной деятельности они предоставлены сами себе. Проблемы, в результате которых спортсменам приходиться завершить спортивную деятельность, несомненно, могут привести к последствиям в виде формирования этических особенностей постпрофессиональной социальной адаптации негативного характера. Основным методом исследования в социологии медицины сейчас являются опросы представителей различных социальных групп, но более информативные данные можно получить путем применения качественных методов социологии: фокус-групп, кейс-стади, нарративным и биографическим методом [2,6]. С целью установления наличия, характеристики и выявления причин этических проблем в процессе адаптации в постспортивном периоде мы использовали метод кейс-стади. Было проанализировано 102 случая. Отобраны типичные по причинам формиравания проблем этического характера. Сформировано 2 блока, первый из которых представляет причины, преимущественно медицинско-социального характера. Приведем случай: «Заболел мой друг. Думаю, что он убил себя сам, аналогично тому, если бы приставил к виску заряженный пистолет! Вот как все произошло. Во время поездки на соревнование в один из небольших городков, он вдруг ощутил странную слабость по всему телу. Сказал сам себе, что он атлет, играет в команде и не может их подвести, постоянно тренирующийся и не позволит себе «валяться» в постели из-за ерундового недомогания. Вскоре должны быти быть следующие соревнования. Как же он их пропустит! Ни за что! Но на землистый цвет его лица и явно нездоровый вид обратили внимание все окружающие. С огромным трудом его еле уговорили обратиться к врачу. Врач же сразу обнаружил грозные признаки: «Молодой человек, у вас прединфарктное состояние». Тут же его положили в местную больницу. После выписки из стационара, человека как подменили.... Вел себя агрессивно и просто отвратительно. Начались скандалы с женой, родственниками. Конечно, про спортивную карьеру ему пришлось забыть. Мне кажется, что кто-то по уходе из большого спорта устраивается в дальнейшей жизни, а кто-то остается «на обочине». Дополнительный фактор - проблемы в семейных отношениях, просто наплевательское отношение к друзьям. Мой друг нашел утешение в спиртном. Его пытались образумить. Никого не слушал. Потом стало еще хуже.... Сейчас мы совсем не общаемся. Каждый сам способен избежать этой беды. Другое дело - кому-то это будет сделать легко, кому-то - приложив немалые волевые усилия. Но именно спорт ведь и должен воспитывать в человеке подобные качества!» (http://www.trud.ru/article/04-06-2013/1294635) В данном случае, очевидно, что до болезни у спортсмена есть четкие этические нормы поведения в определенных ситуация, связанных со спортом: достижение победы любой ценой, переживания за команду, сила воли, наличие четко определенной цели в жизни и т.д. Здесь можно смело заверять о положительных сторонах профессиональной спортивной этики. После случившегося заболевания и вынужденного завершения спортивной карьеры произошли изменения в образе жизни атлета, приведшие к формированию отрицательных этических принципов, таких как тенденция к агрессивности, снижение ценности и уважения к другим людям, не способность членораздельно выражать свои эмоции, постоянное чувство правомерности своего поведения, отсутствие чувства стыда, бессердечное отношение к чувствам других. Второй блок включает причины, преимущественно психосоциального характера. Приведем случай: «Миллионы считают меня диссидентом, человеком, который боролся за то, чтобы Советский Союз распался. Но это не так. Я просто хотел играть в шахматы и на меня оказывали жесткое психологическое давление. И бежал из Союза, потому что моей карьере угрожала опасность. Не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну. Можно считать так: борясь против СССР, я боролся за себя». «Недавно я завершил работу над автобиографической книгой. Пересказывать ее нет смысла, но некоторые ключевые моменты я бы все же выделил... В 70-х годах в СССР появился шахматист Карпов. Конечно, он быт более угоден властям, нежели Корчной. После того, как я обыграл его в 19 ходов, власти начали меня травить. В ноябре 1974 года я понял, что этой стране я уже не нужен и должен убежать. Находясь на турнире в Голландии, я дал довольно откровенное интервью одной западной газете, после чего возвращаться мне уже было нельзя, и я попросил политического убежища. Хочу подчеркнуть, что в СССР я не быт диссидентом. Я быт законопослушным гражданином. Но после того, как я остался на Западе они навязали мне и моей семье настоящую войну. В отличие от Солженицина и Ростроповича, о которых в СССР могли умалчивать, я все же заставил советскую прессу вспоминать меня. Им просто пришлось писать обо мне, когда я обыгрывал Петросяна, Полугаевского, Спасского. Уехав на Запад, я, таким образом, продлил себе жизнь на десяток лет. Все мои сверстники в России, с которыми я общался раньше, уже ушли из жизни. И когда я сюда приезжаю, мне уже не с кем словом обмолвиться. Вы что, хотите, чтобы я тоже умолк навеки? http://magsport.ru/). Виктор Львович Корчной -советский, впоследствии - швейцарский шахматист, гроссмейстер (1956), претендент на звание чемпиона мира с начала 60-х годов XX века, участник матчей на первенство мира по шахматам 1978 и 1981 года. Четырёхкратный чемпион СССР (1960, 1962, 1964, 1970), трёхкратный чемпион Ленинграда (1955, 1957, 1964). На момент смерти являлся старейшим играющим гроссмейстером в мире (Материал из Википедии - свободной энциклопедии). Получается, что вся жизнь Виктора Корчного - это война со всеми, причем, один против всех. Сам Виктор Корчной всегда говорит, что не считает себя каким-то особым талантом, а все его успехи, в том числе и шахматные, основаны на упорстве и настойчивости, т. е. на формирование принципов спортивной этики. «Брал препятствия лбом», - говорит он о себе. Это во время спортивной карьеры. Что случилось после ее завершения? В своих книгах Корчной рассказывает о травле, развёрнутой Советским Союзом против него после первого матча за шахматную корону с Анатолием Карповым. Крайне 40 резок в суждениях, не терпит лжи и фальши, приводит много примеров «нечистоплотного» поведения великих шахматистов, с которыми ему приходилось иметь дело («Записки злодея»). Высказывает обиду на многих советских шахматистов. Прослеживается четкое стремление к всемогущему контролю. Он уезжает из СССР, ведет себя как антигерой. Не стоит верить словам о том, «не я первый начал, это советские власти втянули меня в войну» Виктор Корчной всем навязывает войну. Это такой стиль жизни и политика здесь не причем. В какой-то момент даже были попытки снизить «отрицательную мотивацию» на окружающих. Однако именно желание «сделать всех» мешало во всем. Отмечены не очень хорошие отношения со старыми друзьями, знакомыми, родственниками [4]. Таким образом, можно говорить о некоторых этических аспектах причин дизадаптационных изменений медицинско-социального и психосоциального характера в процессе постпрофессиональной адаптации спортсменов. С целью установления логической взаимосвязи и подтверждения результатов, полученных с помощью метода кейс-стади, нами дополнительно проведено анкетирование 364 экс-спортсменов высоких квалификационных разрядов с помощью специально разработанной авторской анкеты, которая позволяет эксплицировать факторы дизадаптивных расстройств социологического характера и определить роль этических проблем в процессе постспрофессиональной адаптации бывших атлетов. При проведении опроса 51 % экс-спортсменов отметили, что повседневные проблемы в постспортивном периоде оказались для них более серьезными, чем они предполагали и у 42% из них отсутствовали планы на будущее. 63% экс-спортсменов не собираются связывать свое будущее со спортом и вообще не знают чем дальше им заниматься. Известен факт, при котором отсутствие смысложизненных ориентаций приводит к формированию ряда проблем: узкий круг общения, неумение строить повседневные планы, отсутствие самостоятоятельности и т.д. [7]. В результате проведенного нами исследования установлено, что 48% бывших атлетов стали меньше времени уделять родным и близким. Отсутствие поддержки со стороны семьи ощущает на себе 65% экс-спортсменов и 48% из них часто имеют серьезные проблемы и разногласия, ссоры с близкими, родственниками, 27% - иногда испытывают перечисленные выше проблемы. У 52% из тех спортсменов, завершивших спортивную деятельность, которые работают или учатся, или работают и учатся -плохо или не совсем хорошо складываются отношения на работе и учебе. Причем работает 75 человек (20%), учатся - 92 человек (25%), работают и учатся одновременно - 63 человека (17%). Не работают и не учатся 134 человека (37%)экс-спортсменов. После завершения спортивной деятельности потеряли своих прежних друзей 62%. Установленные результаты связаны с тем, что подавляющее большинство опрошенных (71%) иногда или практически никогда не испытывают поддержку со стороны своих друзей. Полученные данные подтверждают существующие проблемы не только в семье, но и в ближайшем окружении, в общении с друзьями. В результате исследования установлено, что курят 44% бывших атлетов. Можно сделать вывод, что в процессе восприятия личной и социальной действительности после завершения спортивной карьеры у экс-спортсменов имеются определенные сложности. Выявленные проблемы (отсутствие поддержки со стороны семьи, серьезные проблемы и разногласия, ссоры с близкими, родственниками, отсутствие желания связывать свое будущее со спортом, сложности в решении повседневных проблем, отсутствие планов на будущее, недостаток времени, уделяемого родным и близким, наличие вредных привычек (курение), сложности во взаимоотношениях на работе (учебе)) в процессе постпрофессиональной социальной адаптации можно считать предикторами нарушений этически-моральных качеств у экс-спортсменов, связанных с завершением регулярных тренировочных и соревновательных нагрузок. Следовательно, по результатам проведенного исследования мы можем выделить некоторые этические характеристики, присущие экс-спортсменам и связанные с проблемами постспрофессиональной адаптации, возникающей после завершения активной тренировочной и соревновательной деятельности. Этические аспекты негативного характера, присущие экс-спортсменам: • легко вытесняют «посторонние» чувства, склонны к лживости; • в поведение преобладает сдержанность и холодность, либо презрительность; • имеет тенденцию к агрессивности; • ценность других людей в их представлении связана с их стойкостью к их негативному отношению ко всему вокруг; • не способны членораздельно выражать свои эмоции; • не способны устанавливать стабильные отношения, серьезно любить и делать выводы из прошлого; • постоянное чувство правомерности своего поведения, отсутствие чувства стыда; • бессердечное отношение к чувствам других. Несомненно, перечисленные характеристики в будущем могут привести к образованию уже привычных отрицательных морально-этических стереотипов: • безответственность, пренебрежение социальными нормами, правилами, обязанностями. • неспособность к поддержанию устойчивых отношений при отсутствии затруднений в их установлении. • низкий порог появления агрессивного или насильственного поведения. • отсутствие осознания своей вины или неспособность извлекать уроки из негативного жизненного опыта. • склонность обвинять других или благовидно объяснять поведение, приводящее к конфликту с обществом. Знание основ спортивной этики необходимо каждому спортсмену в период активной тренировочной и соревновательной деятельности. Нормы спортивной этики должны стать их личными убеждениями. Это необходимое условие нравственного сознания и духовного совершенствования. В современном спорте суровые условия подготовки спортсменов высокого класса оказывают влияние на многие функции и системы организма, затрагивая не только биологические, но психологические, социальные структуры. Необходимы теоретические занятия, приобретенные в процессе спортивной карьеры 41 необходимо моделировать на другой образ жизни, с которым спортсмен сталкнется после завершения активных теринировочных и соревновательных нагрузок. В процессе постпрофессиональной адаптации экс-спортсменов активно должны рассматриваться как общие нравственные критерии, так и специфические этические принципы спорта и «жизни после спорта».

About the authors

I. V. Fedotova

Volgograd State Academy of Physical Education

Email: calin.fedotova@mail.ru
Volgograd
PhD, Associate Professor of the Department of Sports Medicine

M. E Statsenko

Volgograd State Academy of Physical Education

Email: mstastsenko@voldmed.ru
Volgograd
MD, professor, Head of the Department of Internal Medicine of the Faculty of Pediatrics and Dentistry, Vicerector for Research

M. A Sukhoruchko

Volgograd State Academy of Physical Education

Email: mixsyx@mail.ru
Volgograd
Graduate student of the Department of Philosophy, Bioethics and Law

References

  1. Клюев С.В. Спортивная этика в условиях профессиональной спортивной деятельности//Культура физическая и здоровье.-2011.-№5.-С.50-52.
  2. Медведева Л. М. Информированное согласие как реализация прав пациента: ретроспектива проблемы // Биоэтика. - 2009. - № 1. - С. 22-24.
  3. Миронова С.П. Нормы спортивной этики в зеркале современной российской публицистики//Современные проблемы социально-гуманитарных наук.-2015.-№1.-С31-34.
  4. Полозов А.А., Набойченко Е.С. Личность и характер в свете звезд спорта. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 355 с.
  5. Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте//Наука в олимпийском спорте.-2007.-№2.-С.126-132.
  6. Седова Н.Н., Навроцкий Б.А., Волчанский М.Е., Ковалева М.Д., Фомина Т.К.,Чижова В.М., Шипунов Д.А. Теория и практика применения качественных методов в социологии//Медицинский вестник Северного Кавказа.-2015, Т.10.-№3.-С.327-331.
  7. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентции выпускников интернатных учреждений//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. -2010.-№ 1.-С.5 -11.

Statistics

Views

Abstract - 13

PDF (Russian) - 0

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Copyright (c) 2016 Volgograd State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies