Islam, ethics and bioethics

Cover Page

Abstract


The article discusses the influence of Sharia, as mandatory rules of behavior of Muslims, on ethical and bioethical norms of life. Based on the sources of Islam, the Koran and the Sunnah, rather than their various interpretations, the article deals with a number of problems of medical bioethics. It is noted that, despite the influence of modern biomedical technologies on modern world cultures, their moral and ethical comprehension is the least in Islam. All of these issues are considered solely on the basis of the provisions of the Koran and the Sunnah. From the various ethical positions that contain the Qur'an and the Sunnah, it can be concluded that the physician, as a true Muslim, must demonstrate the qualities prescribed by Islam to the individual. It is shown that discussions in Islamic countries in a number of areas of modern bioethics do not conflict with the sources of Islam. It is concluded that in the Islamic world the norms of medical bioethics are determined by religious beliefs, which are the dominant of all social life.

Full Text

В последние годы исследователи религиозной тематики активно обращаются к изучению ислама и мусульманского этики. Возрастающий интерес закономерен, если учесть глубокое влияние мусульманской религии на историю многих государств и мировоззрение, все возрастающее влияние ислама на формирование современного устройства мира. Традиционные ценности ислама господствуют в мусульманских странах. Мусульманская этика усиливает свои позиции в политической и идеологической жизни многих стран мусульманского мира. Исламское мировоззрение вместе с беженцами начинает проникать в мировоззрение государств Европы, раздаются требования принятия ряда законов в духе шариата. Нередко предпринимаются попытки восстановить средневековой образ жизни людей (ИГИЛ) и даже всю совокупность общественных отношений (Афганистан, Иран). В этих условиях особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи ислама, как религии, с мусульманской этикой и биоэтикой. Биоэтика молодая область познания, определенность и предмет которой активно обсуждаются в современной философской и медицинской науках. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, тем не менее, отметим, что в современной научной литературе биоэтика трактуется близко к биомедицинской этике, как осмысление проблем порожденных новыми достижениями медицины и медицинской практики Логично предположить, что такая трактовка биоэтики выражает лишь одну ее предметную сторону, что вполне объяснимо для молодой науки и связано с тем, что главными разработчиками ее проблематики являются представители медицинского сообщества. В данной статье биоэтика рассматривается не как продолжение традиционной медицинской этики, а как понятие, главным содержанием которого является философская этика, как учение о морали и нравственности, учение об идеях, принципах, нормах, правилах, функционирования морали и нравственности в различных областях жизни общества. Биомедицинская этика рассматривается нами, как раздел биоэтики. Такое, широкое философское понимание биоэтики, на которое в данной статье мы будем опираться, предлагает известный российский исследователь Н.Н. Седова. Она пишет: «биоэтика - это нравственная парадигма глобального общества, хотя в разных его структурах она имеет разное значение». «Предмет биоэтики - нравственное отношение ко всему живому. Очевидно, пишет профессор Седова Н.Н., что для человека, чье отношение собственно и имеется в виду, среди всего живого самым ценным является он сам. Следовательно, отношение к человеку как живому существу является приоритетной ценностью биоэтики». В биоэтической проблематике это следует понимать как отношение ислама к условиям жизни людей, обществ, народов, наций, межличностных отношений, характер этих отношений и понимание какими они должны быть. Знаток ислама, профессор Мухаммад али Аль-Хашими, определяя значение ислама для общественной жизни пишет, что «...посланник Аллаха, подтверждает, что эта религия дана для того, чтобы привести в порядок положение человека в целом, то есть - в обоих мирах, поскольку ислам не отделяет друг от друга религиозные и мирские дела, как не отделяет он друг от друга социальную активность и духовную жизнь». Основным руководством жизни, обязательные правила поведения мусульман во всех сферах жизни (даже «загробной), их образ мысли и чувства, является мусульманское право, или шариат - составная часть религиозного мировоззрения - ислама, которое возникло на рубеже VI-VII вв. н.э. на Аравийском полуострове. Его создатель Мухаммед (571-632 гг.). Шариат включает в себя все правовые, этические, моральные и религиозные нормы. Как отмечал французский правовед Р. Давид, шариат «основан на идее обязательств, наложенных на человека», а не на концепции предоставляемых ему прав. Данное мнение, мягко говоря, не соответствует действительности, ибо в источниках шариата прописываются и права человека. Более того, в Коране мы читаем: «В религии нет принуждения. Прямой путь ясно отличается от кривой дороги». В шариате все нормы по содержанию, подразделяются на две основные группы. К первой группе относятся предписания, оценивающие различные поступки человека. Все поступки принято делить на пять категорий - обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Вторая группа - нормы, 20 формулирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также описывающие условия и устанавливающие последствия деяний. В шариате главными являются правила поведения, основывающиеся на религиозных и связанных с ними нравственно-этических принципах и положениях. Эти принципы и положения наиболее широко представлены в Коране («слово божие») и сунне («арабское предание» о жизни и деяниях пророка Мухаммеда). Религиозные положения, которые формируют убеждения, этические предписания, нормы поведения и нормы практической жизни, заключены в каламе (калам - речь, разговор), который иногда называют спекулятивной теологией. Калам как религиозноэтическая система начинает формироваться в начале VIII века. Уже в тот период в каламе развернулась дискуссия по ряду этических проблем связанных со свободой выбора, поведением, принуждением, необходимостью. Мнения религиозных деятелей разделились. Одни считали, что человек свободен в своих деяниях (кадариты). Свобода дарована богом, и он обязательно воздаст человеку за совершенные поступки. Другие (джабариты) отстаивали необходимость и предопределенность, связанные с принуждением. Правила поведения людей, это вопросы нравственно-этические, и они решаются в соответствии с хадисами (араб.: рассказ, предание) о жизни Пророка и религиозными деятелями (имамами). Здесь еще нет правовых и законодательных установок, они оформляются позднее, но существуют уже этические нормы. Со второй половины XIX века начинается модернизация мусульманского права. Запрет на собственные суждения по тем или иным вопросам (таклид) постепенно ослабевает. Модернизация начинается с понимания необходимости рационального понимания шариата и его приспособлении к изменяющимся общественным условиям. Главными реформаторами ислама были Джамаль ад-Дин аль Афгани, Мухаммед Абдо, Сейид Ахмад Хан. Они самостоятельно трактовали различные положения Корана и сунны, касающиеся многих вопросов права и этики, «они отбросили средневековое понимание ислама и соответствующее толкование Корана., давая им свое, буржуазное толкование». Они требовали «приспособления шариата к изменяющимся условиям общественной жизни». Однако все остальные отношения, регламентируемые шариатом, особенно личного статуса и межличностных отношений остаются регулируемыми религиозными принципами и соответствующей нравственностью. Сегодня, в целом ряде мусульманских стран протекает процесс возрождения норм шариата и их закрепление в законодательных актах. Современное толкование целого ряда этических и биоэтических положений ислама, особенно не мусульманскими авторами, на наш взгляд слишком вольно и зачастую надумано. А Коран прямо предостерегает от этого. В Коране сказано: «Ваши языки проворны на слова, но не говорите лживо: «это разрешено, а это запрещено»; не выдумывайте лжи, указывая на Бога. Те, которые выдумывают ложь, указывая на Бога, не будут счастливы». Нам не хотелось бы «выдумывать ложь» и быть «не счастливыми», поэтому будем точно придерживаться текстов Корана и хадисов Его посланника. Тем более, что исламские теологи, пытаясь разъяснить вопросы, на которые нет прямых указаний в Коране и суннах, руководствуются другими положения из этих источников, то есть все равно любой вопрос решается в духе основных норм ислама. Одна из важнейших этических и биоэтических проблем, это проблема справедливости, которая однозначно решается в Коране. Там сказано: «Коран прямо ведет к тому, что есть справедливое.». «Истинно, бог не делает никакой несправедливости людям; но люди сами себе делают несправедливость». Значит все, что говорится в Коране, априори справедливо, а потому если люди поступают в соответствии с указаниями Корана, то они действуют справедливо и никакой другой критерий справедливости не действует. Другое основополагающее положение Корана и сунны касается добра и зла. В Коране есть жесткое предупреждение для творящих зло: «Тем, которые делают добро, будет добро, и с избытком.они будут жителями рая, в нем они будут вечно. А тем, которые накопляют злые дела, и воздаяние будет злое. Они будут жителями ада, и в нем будут вечно». Причем это относится к любому верующему мусульманину: «Тем, которые будут делать доброе, или мужчина, или женщина.Мы доставим блаженную жизнь .». В Коране и суннах мусульманское общество -это общество справедливости, добра, в отношениях между людьми господствует искренность, а члены общества благочестивы, правдивы, верны своему слову. В таком обществе нет места мошенникам, обманщикам, завистникам, плутам, а также неблагодарным и вероломным людям. Таким мусульманское общество становится благодаря исламу. Посланник Аллаха, описывая мусульманское общество, сказал, что оно должно быть «.подобно хорошо сложенному строению, отдельные части которого укрепляют друг друга». Эти религиозные идеи и положения есть суть мусульманской этики. Они охватывают и регулируют практически все основные отношения и взаимоотношения в мусульманском обществе. Во главе угла стоят отношения с господом. Затем другие сферы межличностных и общественных отношений: с родителями, с супругом, с детьми, родными и близкими, соседями, друзьями, другими людьми и т.п. Большое значение в мусульманской этике придается отношениям мусульман друг к другу. Мусульманин должен желать своим братьям по вере того же, что он желает самому себе, стремиться принести им пользу и оградить их от вреда. Пророк сказал по этому поводу: «мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять его, ни оставлять без помощи. Помогающему своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде, избавившего мусульманина от какой-нибудь из его печалей Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения.». Гуманизм является еще одним основополагающим принципом ислама. Существует немало положений Корана и высказываний Пророка, в которых содержатся призывы к совершению милосердных актов, разъясняется их сущность, показываются примеры. При этом гуманные, милосердные поступки и 21 действия не зависят от желания человека, они обязательны для всех мусульман. Эта идеология подкрепляется постоянным напоминанием, что для мусульманина совершить акт милосердия - это способ получить помощь от Всевышнего, искупить свои грехи, избежать наказания и заслужить место в раю. Посланник Аллаха сказал: «поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это, если же нечто лишено доброты, то ее отсутствие неизменно обезображивает это собой». То есть главным в отношениях между людьми является добрые и доброжелательные отношения. Аллах указывал по этому поводу «.а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны)». Несомненно, это одно из основных положений ислама, имеет прямое отношение к деятельности врача, его взаимоотношениям с пациентом, его родственниками и другими близкими людьми: «Если будете делать добро, то будете делать добро для самих себя; и если будете делать зло, то так же для себя». «Тем, которые делают доброе, - тем, истинно, великая будет награда». Ислам резко негативно относится к нетрадиционной половой ориентации. Мужчина должен оставаться мужчиной, с присущими ему качествами, особенностями и выполнять свои функции, тоже относится и к женщине, и различия между ними не должны стираться. «Посланник Аллаха проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин». В Коране сказано: «Похотствуя, приступаете к мужчинам вместо женщин: так вы люди безмерно развратившиеся». Поэтому очевидно, что не может быть и речи о возможности применения соответствующих биомедицинских технологий. Несмотря на то, что современные биомедицинские технологии влияют на современные мировые культуры, следует отметить, что в исламе в наименьшей степени происходит их нравственно-этическое осмысление. Это мы видим, например, в «Основных положениях социальной программы российских мусульман», где не освещаются вопросы медицинской биоэтики. Однако обсуждение некоторых вопросов, связанных с современными биомедицинскими технологиями, все же ведется. Например, вопрос об искусственном оплодотворении рассматривает шейх Мухаммад Салих-аль-Мунаджида. Но отметим, что все эти вопросы рассматриваются исключительно на основе положений Корана и сунны. Среди проблем медицинской биоэтики обсуждаемых в исламских странах, можно выделить: проблемы рождаемости, искусственного оплодотворения, эвтаназии, клонирования, абортов и некоторые другие. Следует отметить, что в Коране признается врачевание: «Из желудка.выходит жидкость различных цветов: в ней врачество для людей; в этом знамение для людей размышляющих». Во второй части в «знамени» говорится о людях способных понять это знамение - о врачах, которые, несомненно, относятся к «размышляющим», т.е., познающим и имеющим способности к обучению врачебной профессии. В январе 1981 года в Кувейте состоялась Международная конференция исламской медицины. На ней была принята Декларация по вопросам медицинской биоэтики с позиции законов ислама. В первом разделе Декларации «Искусство врачевания», отмечается, что деятельность врача -благородная профессия, знание медицины, как и все наши знания, исходят от бога. Изучение медицины раскрывает божественное предначертание в ее создании и практике, посредством чего божественное благословение передается людям и поэтому оно является актом почитания и благотворительности. Божественное провидение распространяется на всех -на добрых и злых, благонравных и порочных, друзей и врагов, так и медицинская помощь должна оказываться всем во имя сострадания. Таким образом, в исламе медицинская деятельность и обязанность оказывать помощь рассматриваются как религиозный долг, который должны исполнять все мусульмане имеющие профессию врача. Подготовка врачей не только поддерживается исламом, но и «стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина». Более того, врач должен учиться постоянно, ежедневно, что бы постигать новое, ибо сказано: «Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не прекратишь учиться, а когда ты перестанешь нуждаться в этом, превратишься в невежду». При обучении врачей даже допускаются некоторые исключения из правил Корана. Так, например, при обучении допускается изучение человеческого тела, но в духе благочестия и осознания присутствия бога. А понимание божественного присутствия обязывает врача делать свое дело добросовестно и качественно. Допускается даже оказание медицинской помощи врачом не мусульманином, если нет возможности обратиться к врачу-мусульманину и все это свершается в соответствии с божьей необходимостью, которая превыше всего. Однако, несмотря на то, что необходимость превыше всего, все равно врач не может применять лечение, которое противоречит Исламу. Логично предположить, что имеющееся в Коране наставление: «Не следуй тому, о чем нет у тебя знания», и слова Посланника Аллаха: «Поистине Аллах любит, что бы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается, вполне можно отнести к врачебной профессиональной компетенции, к постоянному повышению своего профессионального уровня. Из различных этических положений, которые содержат Коран и сунны можно сделать вывод, что врач как истинный мусульманин, должен демонстрировать качества, предписанные исламом личности. Выделим лишь те, которые на наш взгляд имеют особое значение для врача. Врач должен стремиться к истине, которая главенствует в обществе мусульман: «не облекайте истины одеждою лжи: не скрывайте истины, когда вы ее знаете». Как мусульманин, врач «тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками». В источниках ислама указывается на то, что истинный мусульманин отличается своей прямотой и открытостью; он не обманывает, несмотря ни на что, он не может действовать по своему усмотрению. Прямота обязательна для всех мусульман в силу велений Аллаха: «И придерживайся прямоты, как тебе велено.». Поэтому врач обязан прямо говорить пациенту обо всех возможных последствиях лечения, чтобы получить добровольное согласие больного или членов его семьи. В этом смысле профессиональная врачебная тайна имеет свои пределы, и она может быть нарушена, если в результате ее соблюдения под угрозой жизнь пациента, которая является главной 22 ценностью в исламе. Но во всем остальном врач должен соблюдать тайну о том, что он узнал от пациента или установил сам в ходе обследования. Врача можно отнести к тем, кого Аллах наделил своей милостью, после чего сделал так, что люди станут обращаться к нему за помощью, и если «он будет проявлять недовольство, это может привести к тому, что милости прекратятся». Несомненно, к врачу имеет прямое отношение высказывание Пророка о высокомерии: «Не войдет в рай тот, в сердце у кого было высокомерие весом хотя бы с одно зернышко». Врач, как человек, влияющий на судьбу других людей, должен быть искренним и сердечным в отношении своих пациентов, уже потому, что его «религия есть проявление искренности». Он должен быть праведным и благочестивым, то есть таким, кто «верно исполняют обязательства, какими обязывают себя». Посланник сказал: «Будьте вестниками радости, а не отталкивайте от себя, облегчайте, а не создавайте затруднений». Более того врач, как любой мусульманин, обязан оказывать помощь нуждающимся независимо от их социального положения, так как Пророк говорил, « мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять его, ни оставлять его без помощи». Следует отметить, что и в Коране, и в высказываниях Пророка нет запрета на то, чтобы помощь оказывалась и людям иной веры. Известно, что в Коране говорится о том, что люди могут употреблять в пищу, а что запрещено: «люди! из тех благ, какие есть на земле, ешьте только разрешенные в пищу». Однако, видимо, в вопросах необходимой диеты, питания больного, врач может отступить от такого правила, ибо сказано в Коране: «но кто принужден будет к такой пище, не будучи своевольником, нечестивцем, на том не будет греха.». Врач в своих предписаниях о питании больного может не придерживаться правил священного поста (месяц Рамазан) и руководствоваться следующим положением Корана: «но кто из вас будет болен или в путешествии: тому поститься такое же число дней в другое время». В исламе есть понимание того, что неумеренная «еда и питье» могут привести к болезням: «остерегайтесь переполнять желудок едой и питьем, ибо это вредит телу, приводит к болезням.», потреблять следует столько, сколько оказывается достаточно для поддержания здоровья, сил и активности: «вам следует быть умеренными в еде и питье, ибо это больше подходит для тела и дальше от излишества». В Коране и суннах говорится о необходимости личной гигиены - тот, кто следит за чистотой тела, тот истинный мусульманин. Пророк наставлял совершать полное омовение и умащать себя благовониями. Он сказал: «Совершайте в пятницу полное омовение, мойте голову, даже если вы не осквернены, и умащайтесь благовониями», также говорится о чистоте рта, зубов и волос. Есть немало хадисов о чистоте тела, одежды мусульманина, о его приятном благоухании. В Коране есть указания на то, как обеспечить здоровье и полноценное развитие новорожденных, отмечается, что «родительницы грудью кормить детей своих полные два года, если кто захочет, чтобы кормление грудью было законченное». И далее отмечается, что «если оба они с общего согласия и совета захотят отнять от кормления грудью матери, на них не будет греха». Здесь также присутствует один из главных принципов ислама - необходимость превыше всего. В современных условиях, когда биомедицинские технологии все больше меняют возможности медицины, в исламских странах происходят дискуссии по ряду направлений развития биоэтики . В ряде исламских государств существуют институты биоэтики, исследовательские центры: Иран, Пакистан, Египта, Турция и Малайзия. В Саудовской Аравии, Кувейте, Турции, Иране, Египте, Иордании, Сирии, осуществляют трансплантацию органов: почек, поджелудочной железы, сердца. В марте 1990 г. в Кувейте проходил второй международный конгресс Ближневосточного общества трансплантации органов. Там установили, трансплантация органов умершего человека допускается с согласия близких покойного и при условии, что: а) смерть установлена консилиумом, б) покойный при жизни не возражал против этого. Продавать, покупать, дарить любой орган запрещается. Трансплантация органов может производиться только в медицинских центрах, официально признанных министерством здравоохранения. Умершим считается человек, у которого констатировали смерть мозга. Поскольку в Коране нет ответа относительно смерти мозга, то ее констатацию поручают консилиуму врачей специалистов. Но дискуссии продолжаются, так как многие мусульманские эксперты считают, если в исламе нет дозволения на определенные действия, то нет смысла их обсуждать и они должны быть запрещены. Например, донорство эмбриона, суррогатное материнство и донорство спермы во многих мусульманских странах запрещены. Но поскольку в исламе ценность человеческой жизни превыше всего видимо следует ожидать, что в исламских странах деятельность по трансплантации органов будет развиваться, тем более, что в ряде стран, уже имеется необходимая законодательная база, разрешающая извлечение органов из тела пациента, у которого констатирована смерть мозга. С точки зрения классического ислама такие действия недопустимы, ибо нет на то божественного разрешения, поэтому подобные деяния подрывают основы ислама. Но необходимо помнить, в источниках ислама неоднократно говорится о священности человеческой жизни, о том, что спасти жизнь одного человека, равнозначно спасению всего человечества. Аборт являются сложным и неоднозначным вопросом в любом обществе, каждая религия относится к абортам по-своему. По этому вопросу во взглядах исламских правовых школ нет единого мнения. Но обратившись к Корану, мы видим, что там четко говорится о времени одушевления плода - первая неделя четвертого месяца. Следовательно, до этого времени аборты возможны, но только в случае, когда продолжение беременности угрожает жизни матери. Поэтому в исламской юриспруденции со времени одушевления плода аборты запрещены. Опять здесь выступает один из главных принципов ислама сохранение жизни. Все исламские правоведы и богословы не допускают аборт после того как Бог вдохнул в плод душу. Еще один актуальный вопрос - искусственное деторождение. Шариат разрешает его, но при условии, что донором спермы является законный супруг. Соблюдение этого условия обязательно для 23 искусственного оплодотворения. Вынашивание чужого ребенка разрешается второй жене. Таким образом, мусульманская религия, чтобы исключить кровосмешение и обеспечить законную родственную связь, разрешает прибегать к искусственному деторождению только законным супругам и с взаимного их согласия. Поводя итог, отметим, что этика и биоэтика классического ислама носят социально ориентированный, практичный характер. Основными принципами являются справедливость, гуманизм, священность человеческой жизни, общественная польза, общее благо, благополучие и т.п. Ислам стремится удерживать людей от зла, от дурного и вредного ради всеобщей пользы и благополучия. Любые научные успехи и достижения в области медицинских технологий, как признают все мусульмане, не должны вступать в противоречие с источниками ислама - Кораном и Сунной, ибо «Бог ниспослал самое лучшее учение-писание с иносказательными, с повторяющимися чтениями». Таким образом, в исламском мире нравственно-этические нормы определяются религиозными представлениями, которые являются доминантой всей социальной жизни.

About the authors

G. S Tabatadze

Volgograd State Medical University

Email: Tabatadze.48@mail.ru

Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy of Bioethics and Law with a course in sociology of medicine

O. Yu Golitsyna

Volgograd State Medical University

Email: golitsyna.83@mail.ru

Golitsyna Candidate of Historical Sciences, Lecturer, Department of History and Cultural Studies

References

  1. Бычкова О.И. Этика и право в отношениях врача и пациента в военной медицине // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339. № 9. С. 11-15.
  2. Доника А.Д. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. - 2018. - № 2(22). - С.31-34
  3. Доника А.Д. Биоэтика в национальной системе медицинского образования: европейские аргументы // Размышления о Человеке. Научные статьи профессоров, преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины. Под редакцией Н.Н. Седовой. Волгоград, 2018. С. 165-171
  4. А.Ахмедов. Социальная доктрина ислама. М.: Политическая литература. 1982.
  5. А. Массэ. Ислам. Изд. 3-е. М., 1982.
  6. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967.
  7. Ebrahim AFH (2000) The living will (Wasiyat Al-Hayy): a study of its legality in the light of Islamic jurisprudence. Med Law 19:147-160.
  8. Коран (пер. с араб. Г.С. Саблуков). Третье изд. Казань. 1907.
  9. Малюковский М.В. Журнал «Аль-Манар» как источник для изучения мусульманской реформации в Египте. - Краткие сообщения Института востоковедения. Вып. XIX. М. 1956.
  10. Мухаммад али аль- Хашими. Личность мусульманина. М. 1999.
  11. Седова Н.Н. Биоэтика: учебник /Н.Н. Седова. - М.: КНОРУС, 2016.
  12. Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид. Фетва об искусственном оплодотворении (Электронный ресурс) // Ислам: вопрос и ответ (Офиц. Сайт) - 1997-2013. - URL http //islamda/ com/ru/ref/3474.
  13. Donika A.D. The study of professional deformations of doctors as deviations of their professional role // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. Т. 8. № 2. С. 13746-13761.
  14. Sedova N.N. Methodology connection between bioethics & law. В книге: 23rd Annual Congress of World Association for Medical Law Book of Abstracts. 2017. С. 99

Statistics

Views

Abstract - 35

PDF (Russian) - 0

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Volgograd State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies