Dromos burials of the saka time in the Nazar site (Central Kazakhstan)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In recent years, numerous new sites of Tasmola culture have been studied. New materials significantly supplement the existing ideas about the culture of the population of Central Kazakhstan of Saka era. The present article focuses on three monuments of the early Saka time studied by the author in the Nazar site in Central Kazakhstan. This kurgan with stone ridges Nazar and two other kurgans compose the burial ground Nazar-2. The monument is located in the Karaganda region, which is geographically an eastern part of the Kazakh hills. In addition to the studied objects on the coast of the river Nazar, there are three unexplored burial grounds of the Saka era. All structures of these burial grounds, including those which have not been excavated yet, can be combined by common external features. As a result of excavations graves with dromos oriented to the east were discovered in all three mounds. The diameters of the kurgans are 20–23 m, their height is 1,5–1,7 m. A bronze arrowhead of the early Saka type was found in kurgan 1 of the burial ground Nazar-2. Such monuments, which are characterized by a large size and complex structure, belong to the early stage of Tasmola culture – VIII-VI cc. BC. Three radiocarbon dates obtained on bone samples from mounds № 1 and № 2 of burial ground Nazar-2 in the laboratories of the Royal University of Belfast, Northern Ireland, United Kingdom and the University of Miami, USA do not contradict that. According to the author, such detail of the funeral rite as dromos oriented to the east, can be genetically traced back to the cultural traditions of the people of the late Bronze Age in Central Kazakhstan. Tasmola culture of Central Kazakhstan was opened in 1960. New materials largely complement the existing ideas about this culture.

Full Text

Тасмолинская археологическая культура Центрального Казахстана, открытая М.К. Кадырбаевым в середине 1960-х гг. [1; 2], известна многим по материалам тех лет. Как известно, после 1960-х. гг. стационарные исследования памятников Тасмолы практически оказались свёрнутыми и наступил период эпизодических раскопок [3; 4]. Таким образом, основные материалы по памятникам этой культуры были получены в ходе работ периода конца 1950‑1970-хх г. В те годы М.К. Кадырбаевым, крупным и заслуженным исследователем в области археологии раннего железного века Казахстана и степной Евразии, была проделана большая работа по созданию характеристики культуры населения сакского времени Центрального Казахстана. Его разработки, посвященные анализу предметов конского снаряжения, вооружения, быта, хорошо вписались в общий контекст археологического изучения степной Евразии. Результатом этой работы стало включение материалов Центрального Казахстана и выводов, сделанных на их основе, в общий процесс Евразийской скифологии.

Автором, начавшим свои изыскания в Центральном Казахстане в конце 1980-х гг., было проведена некоторая систематизация данных по Тасмоле в конце 1990-х гг. [5]. Значительный объем новых источников был получен автором в течение последних 15 лет, что было связано с разворачиванием стационарных исследований в регионе. В настоящее время существенно увеличена источниковедческая база тасмолинской проблематики, что отразилось не только в возрастании объема данных, но и в появлении новых сведений о категориях (разновидностях) самих памятников. Важными оказались материалы о поселениях, каменных изваяниях, околокурганных жертвенниках [6; 7], также данные палеоантропологии, впервые обобщенные со времен работ М.К. Кадырбаева [8]. Найдены новые предметные комплексы, открыты новые, ранее неизвестные особенности погребального обряда, в том числе и погребальных сооружений. Вследствие этого, возросла актуальность изучения связей населения тасмолинской культуры с сопредельными регионами, определения ее места в системе культур раннего железного века степной Евразии.

Целью статьи является рассмотрение трех памятников раннего этапа тасмолинской культуры, исследованных под руководством автора в последние годы. Памятники находятся в пределах восточного крыла географической (геоморфологической) провинции Казахский мелкосопочник. Следует отметить два момента, связанные с актуальностью исследования и публикации материалов данного района. Материалы М.К. Кадырбаева, легшие в основу выделения и характеристики тасмолинской культуры, были получены из памятников района побережий реки Шидерты [1], находящегося на северо-восточной окраине Казахского мелкосопочника и занимающего некоторое периферийное положение по отношению к основным районам (ядру) расселения тасмолинских племен. Как показывают новейшие данные, самые яркие и представительные (параметры, конструкция) погребальные памятники Тасмолы находятся в глубинных, гористых районах внутри Казахского мелкосопочника, особенно в его восточной части (Восточная Сарыарка) [5, с. 7]. М.К. Кадырбаевым в те годы изучались курганы небольших или средних размеров, тогда как в наши дни, в частности, в планы реализации задач последних лет вошли исследования крупных курганов. Таким образом, именно памятники гористых внутренних районов Казахского мелкосопочника, в том числе крупные насыпи, демонстрируют наиболее яркие и новые черты погребального обряда. В их числе – представленные курганы местности Назар.

Памятники раннего железного века урочища Назар были открыты автором в 2001‑2003 гг. В административном отношении местность относится к территории Каркаралинского района Карагандинской области. На побережьях реки Назар, протекающей с северо-востока на юго-запад, зафиксированы четыре небольших могильника и один комплекс кургана с «усами». Сплошная разведка здесь не проводилась, поэтому в местности могут быть и другие памятники, в том числе как могильники, так и одиночные насыпи. Раскопки трех объектов, рассматриваемых в настоящем сообщении, были проведены в период 2011‑2013 гг. Это курганы 1 и 2 могильника Назар-2 и курган с «усами» Назар, расположенные на левом берегу реки. В полевых исследованиях приняли активное участие, помимо автора, научные сотрудники Института археологии им. А.Х. Маргулана К.А. Жамбулатов, Т.М. Дюсенов, Д.Б. Дуйсенбай. В полевом сезоне 2015 г. начаты исследования на могильнике Назар-3, находящемся на противоположном, правом берегу реки. В 2016 г. планируется продолжение этих работ, а также доисследование ритуальных конструкций кургана с «усами» Назар.

Таким образом, к сегодняшнему моменту вскрыты: курганы 1, 2 могильника Назар-2, западный, основной курган (погребальное сооружение) и восточный курган-спутник (ритуальное сооружение) комплекса с «усами» Назар (рис. 1‑3).

Указанные три погребальных сооружения объединяются следующими общими показателями, замеченными при визуальной фиксации, а также выявленными в ходе раскопочных работ:

  1. Памятники имеют близкие параметры. Диаметры насыпей 20‑23 м при высоте 1,6‑1,7 м.
  2. Курганы имеют одинаковый внешний вид. Насыпи в сечении близки к полусферической форме, с уплощенным верхом. Верхний дерновый слой заключает в себе равномерно набросанные по всей площади наземного сооружения небольшие камни, т.н. «панцирь».
  3. Повторяются внешние особенности конструкции. Насыпи окружены внешней округлой оградой, отстоящей на расстоянии 1,7‑2 м. Ограда сооружена из продолговатых плоских плит, которые уложены в два плотных ряда, однослойная. По краям кургана до раскопок просматривались крупные плиты крепиды, обрамляющей насыпь.
  4. Насыпи под земляным слоем включают центральные надмогильные каменные сооружения, выложенные вокруг могильной ямы кладкой из крупных плит, перекрывавшихся сверху большими плитами. Погребальные камеры, ориентированные длинной осью по линии З-В, имеют ориентированные на восток дромосы, полого поднимающиеся на уровень древнего горизонта.

Могильник Назар-2 находится в 6 км на ВСВ от села Нуркен и состоит из двух крупных курганов сакской эпохи и одного небольшого курганообразного сооружения диаметром около 2,5 м при незначительной насыпи, возможно, относящегося средневековой эпохе. Раскопками были изучены две указанных крупных насыпи, сооруженные на небольших возвышенностях и расположенные в цепочку по линии ССЗ-ЮЮВ.

Насыпь крайнего северного кургана 1 имеет диаметр 23 м и высоту 1,7 м. Находящийся на расстоянии 70 м к ЮЮЗ курган 2 имеет диаметр 21 м и высоту 1,7 м. Курган с «усами» Назар находится в 2 км западнее могильника Назар-2. В комплекс входят западный, основной, курган, а также примыкающий к нему с востока малый курган-спутник, от которого уходят на восток две дуговидной формы гряды. Сохранившаяся длина северной и южной гряд – соответственно около 55 и 45 м. Диаметр основного кургана 20 м, высота 1,6 м. Диаметр кургана-спутника 8 м, высота – до 0,4 м. С южной стороны южной гряды зафиксировано курганообразное сооружение диаметром около 3 м. С южной стороны курганных насыпей также фиксируется небольшое скопление камней диаметром около 1‑1,5 м. По отношению к данному памятнику собственно курганом, в смысле погребального сооружения, содержавшего захоронение человека, является западная насыпь. Культово-ритуальная часть комплекса, пристроенная к погребальному сооружению с восточной стороны, представлена малым «курганом-спутником» и двумя грядами.

Насыпи – полусферической формы, с уплощенным верхом – состоят из трех каменно-земляных слоёв, под которыми в центральной части находилась основная каменная конструкция, сооруженная вокруг и над погребальной камерой. Такая стратиграфия в целом повторяется во всех трех курганах. Первый каменно-земляной верхний слой это, собственно, дерн, в котором участвуют камни небольших размеров. На макушке насыпи слой имеет мощность до 0,3–0,4 м, к основанию он увеличивается до 1 м. Верхний каменный наброс часто в литературе называется «каменным панцирем», «рубашкой». Интенсивность такого наброса нередко в Центральном Казахстане при первом ознакомлении с памятником создает впечатление чисто каменного кургана. При разборе данного слоя на кургане 1 могильника Назар-2, а также на основной насыпи комплекса с «усами» Назар (рис. 3) было замечено, что камни местами лежат в два, иногда и в три слоя, при этом между ними находится прослойка темного грунта. Эта особенность наводит на мысль, что каменный наброс, как последний штрих на поверхности завершенного кургана, насыпался, возможно, в два или более приема. На кургане 2 могильника Назар-2, в отличие от указанных двух, верхний слой менее интенсивен.

Земляная структура насыпей состоит из двух частей. Первый, основной слой, это грунтовые блоки, ниже которого залегает довольный рыхлый суглинка слой светло-коричневого, красноватого оттенков. В двух курганах могильника Назар-2 слой из грунтовых блоков имеет светло-коричневый и красноватый цвет, тогда как в кургане с «усами» Назар он преимущественно темного и черного оттенков с крупными светлыми вкраплениями. Не исключено, что в этом слое применялся речной ил. В центре подкурганной площадки находится каменное сооружение, выложенное горизонтальной кладкой из плит (рис. 1, 3) вокруг могильной ямы (табл. 1).

 

Таблица 1 – Данные центральных каменных конструкций и погребальных камер курганов 1 и 2 могильника Назар-2 и основного кургана комплекса с «усами» Назар

№ п./п.

Памятник

Размеры каменной конструкции, м

Размеры могильной ямы, м

Размеры дромоса, м

1

Мог. Назар-2, к. 1

6,75 × 6,0 × 0,9

2,6 × 1,8 × 0,9

1,8 × 1,0

2

Мог. Назар-2, к. 2

7,2 × 6,1 × 0,5

2,6 × 1,6 × 0,7

1,7 × 1,2–0,6

3

Комплекс с «усами» Назар, основной курган

8,2 × 6,6 × 1,45

2,8 × 1,4 × 1,1

2,4 × 1,2

 

В двух случаях, в курганах могильника Назар-2, основу надмогильного каменного сооружения составляет преимущественно однорядная кладка, проходящая вплотную к краям могилы (рис. 1, 2),

Периферия конструкции выражена менее четко, т.е. здесь основная кладка уже просто со всех сторон обкладывалась камнями и плитами. В этой части конструкции присутствует грунт, суглинок светло-коричневого и красноватого оттенков, представляющий собой, по-видимому, выкид из могилы. Верхний слой всей конструкции состоит из обломков плит и набросанного мелкого камня. Важно обратить внимание на принцип перекрытия. Это важная деталь намогильных конструкций в курганах сакского времени Центрального Казахстана. Часто в небольших курганах, в том числе у лучше сохранившихся объектов, плиточное перекрытие находится на уровне древнего горизонта. В подавляющем большинстве случаев более или менее точные особенности его не поддаются выявлению. Как было замечено, в крупных курганах перекрытие могильной ямы переходит на уровень выше и превращается в перекрытие всей надмогильной конструкции, что мы видим в рассматриваемых памятниках. Несмотря на сильную ограбленность и разрушенность памятников, было установлено, что в двух курганах Назар-2 плиты перекрытия надмогильной конструкции опирались на верхний слой кладки, проходящей по периметру могилы.

В основном кургане комплекса с «усами» Назар надмогильное сооружение полутораметровой высоты (рис. 3) выполнено несколько иначе. Здесь конструкция представляет сплошную кладку из плит, ложным сводом поднимающуюся вверх, образуя полусферический верх общего помещения, нижнюю часть которого образует погребальная камера, расположенная ниже древнего горизонта.

В кургане 1 могильника Назар-2 в заполнении могильной ямы найден бронзовый трехперый черешковый наконечник стрелы (рис 3, 3), находившийся в западном углу, на уровне 0,18 м от дна. Длина стрелы 4,7 см, длина головки – 1,7 см. Вследствие сильного ограбления человеческий костяк не сохранился, за исключением разрозненных костей, найденных в заполнении и на дне могилы, а также черепа, найденного в момент расчистки в каменно-земляном заполнении надмогильного сооружения. На дне могилы найден череп, а в заполнении две метаподии, принадлежащие крупному рогатому скоту (бык?), согласно определению к.б.н. Б. Байшашова. В кургане 2 находки отсутствуют, в заполнении могилы и надмогильного сооружения встречены разрозненные кости человеческого скелета, в том числе небольшой полуистлевший фрагмент от черепа. Могильная яма основного кургана комплекса с «усами» Назар также оказалась пустой, единичные кости от человеческого скелета (обломки ребер, позвонки) найдены в верхней части заполнения могилы.

В насыпь кургана 2 могильника Назар-2 впущено погребение гуннского времени. Скелет молодой женщины расчищен на глубине 1,2 м от верха насыпи. Ориентировка костяка – черепом на север. На основании железных наконечников стрел и меча погребение датировано IV‑V вв. до н.э. [9]. В кургане-спутнике комплекса с «усами» Назар в восточной половине подкурганной площадки найдены фрагменты от дна и придонной части лепного плоскодонного сосуда и железный кинжал длиной 32 см (рис. 3, 4). Сосуд в свое время был установлен в яму глубиной около 10 см. В ходе раскопок верхняя часть сосуда, ее фрагменты не найдены. Возможна вероятность того, что вкопанный в грунт сосуд какое-то время стоял открытым, а насыпь из небольших колотых камней был сооружена через некоторое время. К этому моменту верхней части сосуда, вероятно, уже не было. В противном случае остается допустить, что древние вообще поставили только нижнюю часть посуды. Более вероятным кажется первый вариант.

Сложные конструктивные особенности изученных погребальных сооружений, найденный бронзовый черешковый наконечник стрелы позволяют отнести все три памятника к раннесакскому периоду – VIII‑VI вв. до н.э. Такую дату памятников подтверждают и данные радиоуглеродного анализа, полученные по костным образцам из курганов 1 и 2 могильника Назар-2 в двух лабораториях – в Великобритании и США (табл. 2, табл. 3).

 

Таблица 2 – AMS ¹⁴C даты проанализированных образцов из могильника тасмолинской культуры Назар-2 (Центральный Казахстан). Королевский Университет Белфаста, Северная Ирландия, Великобритания.

№ п/п.

Лабораторный номер

Памятник

¹⁴С ВР

Калиброванная дата (1 σ, 68.3)

Калиброванная дата (2 σ, 95.4)

1

UBA-23665

Могильник Назар-2, курган 1

2507±30

Cal BC 770–746 (0.178)

686–665 (0.157)

643–553 (0.665)

Cal BC 788–707 (0.281)

696–540 (0.719)

2

UBA-23669

Могильник Назар-2, курган 2

2548±30

Cal BC 756–728 (0.168)

716–708·(0.040)

694–679 (0.083)

671–605 (0.371)

598–542 (0.339)

Cal BC 773–482 (0.996)

440–435 (0.004)

 

Таблица 3 – Данные радиоуглеродного анализа костного образца из кургана 1 могильника Назар-2. Радиоуглеродная лаборатория Beta Analitik, Майами, Флорида, США.

 

Дромосные погребения скифского времени известны практически во всех регионах Казахстана. В памятниках культур сакского круга они открыты в Северном [10], Восточном [11; 12; 13] Казахстане, Жетысу (Семиречье) [14], Восточном Приаралье [15]. Они же известны и в савромато-сарматских памятниках западных регионов [16; 17; 18; 19; 20]. При этом если дромосы в сакских памятниках указанных регионов Казахстана появляются уже на раннем этапе, не позднее VIII‑VII вв. до н.э., то на западе они распространяются с VI в. до н.э., что, в свою очередь, было связано с начальным этапом развития савроматской культуры.

Отдельно стоит упомянуть наземные деревянные гробницы курганов Бесшатыра [21] в Жетысу, имеющие ориентированные на восток большие коридоры-тамбуры. Планировка этих конструкций явно сближает их с каменными постройками мавзолеев бегазы-дандыбаевской эпохи [22]. В настоящее время группой специалистов из Казахстана, РФ и США получены новые радиоуглеродные и дендрохронологоческие даты Бесшатыра, согласно которым время их сооружения следует относить к раннесакскому периоду – VIII‑VI вв. до н.э. [23, с. 4].

В большинстве случаев, в Казахстане дромосы имеют курганы с объемными наземными сооружениями. В отношении последних необходимо подчеркнуть, что они более четко (достоверно) выявляются в большинстве курганов, относящихся к категории элитных, и соответственно особенностям местности, повлиявшим на облик памятников того или иного культурного сообщества, представляют собой постройки из дерева, камня, а также грунтовых блоков.

Следующие данные по поводу объемного намогильного сооружения в савроматском кургане 9 могильника Бесоба сообщил М.К. Кадырбаев: «Под земляной насыпью трехметровой высоты кургана 9 (Бесоба) вскрыта усыпальница размерами 11,2 × 10 м, стены которой состояли из горизонтально сложенных по четыре-пять штук бревен тополя, удерживавшихся от деформации системой из вертикально вкопанных столбов. В каждой стене насчитывалось по 24 бревна длиной 6–8 м… Внутри бесобиной гробницы находилась прямоугольная погребальная площадка (17 кв. м) в виде земляного стола, ограниченного со всех сторон канавкой глубиной 50 см и шириной 30 см. От погребального ложа на юг отходил дромос длиной 10,5 м. Это был углубленный в землю на 1 м коридор шириной 1–1,5 м. Вход в дромос и выход из него на погребальную площадку осуществлялся при помощи двух ступенек, вырубленных в земле» [17, с. 89].

Такие деревянные сооружения в целом аналогичны каменным. При этом каменные конструкции малых курганов тоже исходят из аналогичных принципов. На основании исследованных памятников сакского времени Северного Казахстана М. К. Хабдулина приходит к такому выводу: «Каменные конструкции, лежащие в основании малых курганов, сложенных из земли и камня, по целому ряду признаков перекликаются с деревянными надмогильными сооружениями, вскрытыми под земляными насыпями. О первоначальном внешнем виде каменных насыпей позволяют судить фрагменты сохранившейся кладки, форма, размеры оснований, а также объем камней, рухнувших в погребальную камеру. Анализ фактологических материалов свидетельствует о существовании в древности наземных каменных построек прямоугольных, круглых и многоугольных в плане» [24, с. 21].

Каменные конструкции особо характерны для Центрального Казахстана, на территории которого еще с эпохи бронзы сложились навыки использования камня в возведении погребальных сооружений. Уже обращалось внимание на особенности приема возведения перекрытия над могильной ямой в курганах раннесакского периода, замеченные в целом ряде памятников. Дело в том, что, как показали раскопки особенно последних лет, нередко перекрытие могильной ямы обеспечивается наличием куполообразного верха всего намогильного сооружения, возведенного из камня вокруг погребальной камеры [25]. Именно этот принцип демонстрируют рассматриваемые в настоящем сообщении три памятника (рис. 1‑3).

Как уже отмечалось автором [26], традицию сооружения дромосных могил Центрального Казахстана нельзя выводить из какого-либо отдельно взятого региона. Это, как считает автор, местная черта погребального обряда населения раннесакского времени Казахстана, уходящая корнями в культуру эпохи поздней бронзы. Представляется оптимальным связать ее с восточнонаправленными коридорами-тамбурами бегазы-дандыбаевской эпохи, характерными для погребений элиты, в частности, – для мавзолейных сооружений. Помимо того, на территории Центрального Казахстана находятся и не раскопанные сооружения с такого рода тамбурами, четко фиксирующимися визуально. В том числе и памятники, имеющие андроновский облик. Очевидно, заслуживает внимания тот факт, что концентрация дромосных курганов раннесакского времени характерна именно для территории Казахстана, представляющей основной ареал андроновского и постандроновского круга древностей. К настоящему моменту на территории восточных районов Центрального Казахстана под руководством автора изучены свыше 20 курганов с дромосными могилами, и, что вполне вероятно, это число будет расти. Важен и такой момент. Выше было сказано, что дромосные могилы характерны для погребений элиты. Это повсеместно так – в Казахстане. Тем не менее, дромосы в исследуемом регионе – в Центральном Казахстане – встречены и в небольших курганах. Если в курганах 1 и 2 могильника Нуркен-2, имеющих высоту 4 и 6 м, длина дромосов достигает, соответственно, 15 и 11 м [27], то в кургане 11 погребально-поминального комплекса «37 воинов», диаметр которого составляет 8 м и высота 0,5 м, зафиксирован дромос длиной 1 м [28].

Таким образом, рассмотренные выше три погребальных сооружения из Центрального Казахстана относятся к кругу памятников раннего этапа тасмолинской культуры (VIII‑VI вв. до н.э.). Все три объекта характеризуются сложными и архаичными чертами в оформлении погребальных сооружений, поэтому, в качестве более узкой даты можно назвать период VIII‑VII вв. до н.э. Дромосные могилы Центрального Казахстана показывают близость племен тасмолинской культуры, в частности, ее раннего этапа, ко многим другим сообществам раннесакского времени. Вместе с тем, особенности надмогильных каменных сооружений представляют одну яркую сторону в архитектурных традициях местных племен. На данном уровне материалов можно выделить два приема в оформлении их перекрытия. Это ступенчатое перекрытие из крупных плит (рис. 1, 2), укладывавшихся на стену-кладку вокруг могилы, и перекрытие методом ложного свода. Помимо представленного в данном сообщении основного кургана (рис. 3) комплекса с «усами» Назар, ярким образцом последнего является объемная каменная гробница в кургане 2 могильника Нуркен-2 [27]. Найденный в кургане-спутнике комплекса с «усами» Назар железный кинжал, по-видимому, следует отнести к гунно-сарматскому времени, гипотетически допуская принадлежность его к гуннским древностям IV‑V вв. н.э. По мнению специалистов, мечи такого типа, рукояти которых переходят в лезвие под прямым углом, появляются еще в конце I тыс. до н.э. или в начале I тыс. н.э.[29; 30]. Именно такие мечи напоминает найденный железный кинжал. В настоящее время отношение курганов-спутников с «усами» к основному погребальному сооружению в комплексах такого типа, распространенных как в Центральном Казахстане, так и за его пределами, остается неясным. С этими памятниками связана известная гуннская проблема (подробнее см.: [31; 32]). При незначительном числе известных погребений гуннов в Центральном Казахстане, здесь зафиксированы сотни комплексов [25, с. 31] курганов с архаичными выкладками-«усами», распространение которых совпадает с ареалом памятников тасмолинской культуры. По одной версии, которую не исключает автор, подобные предметы, как кинжал в данном случае, могут быть впущены в более древнее ритуальное сооружение. Такой вариант гипотетического объяснения, имеющего отношение, прежде всего, к памятникам Центрального Казахстана, требует, разумеется, доказательств. В другом случае мы в перспективе должны будем констатировать факт некоего «гуннского феномена» в степях Центрального Казахстана.

 

Рисунок 1 – Курганы урочища Назар. Курган 1 могильника Назар-2. 1 – план, разрез надмогильной конструкции. 2 – план, разрезы погребальной камеры.

 

Рисунок 2 – Курганы урочища Назар. 1 – план, разрезы погребальной камеры кургана 2 мог. Назар-2. 2 – план комплекса курганов с «усами» Назар

 

Рисунок 3 – Курганы урочища Назар, конструкции памятников, находки. 1 – план, разрез курганов комплекса с «усами Назар. а – фрагменты сосуда, б – кинжал. 2 – план, разрез погребальной камеры основного кургана. 3 – бронзовый наконечник стрелы из кургана 1 мог. Назар-2. 4 – железный кинжал из кургана-спутника комплекса с «усами» Назар

×

About the authors

Arman Ziyadenovich Beisenov

A.Kh. Margulan Institute of Archaeology

Author for correspondence.
Email: azbeisenov@mail.ru

candidate of historal sciences, head of the Prehistoric Department

Kazakhstan, Almaty

References

  1. Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры // Древняя культура Центрального Казахстана. А.Х. Маргулан, К.А. Акишев, М.К. Кадырбаев, А.М. Оразбаев. Алма-Ата: Наука, 1966. С. 303-433.
  2. Кадырбаев М.К. Некоторые итоги и перспективы изучения археологии раннего железного века Казахстана // Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1968. С. 21-36.
  3. Кадырбаев М.К. Могильник Жиланды на реке Нуре // В глубь веков. Алма-Ата: Наука, 1974. С. 25-45.
  4. Кадырбаев М.К. Курганы Котанэмеля // Первобытная археология Сибири. Л.: Наука, 1975. С. 127-132.
  5. Бейсенов А.З. Погребальные памятники и культово-ритуальные сооружения древних номадов Центрального Казахстана. автореф. дис. … канд. ист. наук. Алматы, 1997. 26 с.
  6. Бейсенов А.З. Поселения и могильники сакской эпохи Центрального Казахстана // Сакская культура Сарыарки в контексте этносоциокультурных процессов степной Евразии. Алматы: НИЦИА Бегазы-Тасмола, 2015. С. 7-33.
  7. Бейсенов А.З. Памятники раннего этапа тасмолинской культуры // Вестник ТомГУ. История. 2016. - № 1. С. 119-126.
  8. Бейсенов А.З., Исмагулова А.О., Китов Е.П., Китова А.О. Население Центрального Казахстана в I тыс. до н. э. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2015. 188 с.
  9. Бейсенов А.З., Китов Е.П. Впускное погребение гуннского времени из могильника Назар-2 (Центральный Казахстан) // Гуннский форум. Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов. Челябинск: Рифей, 2013. - С. 463-470.
  10. Хабдулина М.К. Курган раннего железного века у села Кенес // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алматы: Наука, 1976. С. 196-201.
  11. Черников С.С. Загадка золотого кургана. Где и когда зародилось «скифское искусство». М.: Наука, 1965. 189 с.
  12. Толеубаев А.Т. Итоги исследований памятников раннего железного века Тарбагатая и Жетысуского Алатау // Свидетели тысячелетий: археологическая наука Казахстана за 20 лет (1991-2011). Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2011. С. 156-174.
  13. Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. В поисках следов свернувшейся пантеры: к изучению памятников Майемерской степи // История и археология Семиречья. Алматы: фонд «Родничок», 2011. С. 67-88.
  14. Исмагил Р. Сарматское окно в Европу // Вопросы археологии Западного Казахстана. Самара: Актюбинская областная Государственная инспекция историко-культурного наследия, 1996. Вып. 1. С. 176-211.
  15. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Саки Нижней Сырдарьи (по материалам могильника Южный Тагискен). М.: Наука, 1997. 187 с.
  16. Смирнов К.Ф. Дромосные могилы ранних кочевников Южного Приуралья и вопрос происхождения сарматских катакомб // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М.: Наука, 1978. С. 56-64.
  17. Кадырбаев М.К. Курганные некрополи верховьев р. Илек // Древности Евразии в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1984. - С. 84-93.
  18. Мошкова М.Г., Малашев В.А., Мещеряков Д.В. Дромосные и катакомбные погребения Южного Приуралья савроматского и раннесарматского времени // Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Ростов на Дону, 2011. С. 302-317.
  19. Мышкин В.Н. Погребальная обрядность социальной элиты кочевников Самаро-Уральского региона в VI-V вв. до н.э. (к проблеме формирования прохоровской культуры) // Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Ростов на Дону, 2011. С. 318-334.
  20. Мышкин В.Н. Типы погребального обряда социальной элиты кочевников Самаро-Уральского региона в VI-V вв. до н.э. // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 1. С. 219-225.
  21. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины р. Или. Алма-Ата: АН КазССР, 1963. 298 с.
  22. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1979. -360 с.
  23. Бейсенов А.З., Марьяшев А.Н. Петроглифы раннего железного века Жетысу. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2014. 156 с.
  24. Хабдулина М.К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. Алматы: Ракурс, 1994. 170 с.
  25. Бейсенов А.З. Поселения и могильники сакской эпохи Центрального Казахстана // Сакская культура Сарыарки в контексте этносоциокультурных процессов степной Евразии. Алматы: НИЦИА Бегазы-Тасмола, 2015. С. 7-33.
  26. Бейсенов А.З. Памятники раннего этапа тасмолинской культуры // Вестник ТомГУ. История. 2016. - № 1. С. 119-126.
  27. Бейсенов А.З. Работы на могильнике Нуркен-2 // Историко-культурное наследие Сарыарки. - Караганда: КарГУ им. Е.А.Букетова, 2007. С. 173-198.
  28. Бейсенов А.З. Погребально-поминальный комплекс «Курган 37 воинов» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. - Т. 15. № 1. - С. 6-12.
  29. Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V вв.). СПб., 1994. - 223 с.
  30. Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия. Проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов: Наука, 1990. - 299 с.
  31. Боталов С.Г., Таиров А.Д., Любчанский И.Э. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей. Челябинск: Рифей, 2006. - 232 с.
  32. Хабдулина М.К. Тасмолинская археологическая культура: современное состояние // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Уральск: Областной центр истории и археологии, 2007. Вып. 2. С. 181-194.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Table 3 - Data of radiocarbon analysis of a bone sample from mound 1 of the Nazar-2 burial ground. Beta Analitik Radiocarbon Laboratory, Miami, Florida, USA

Download (64KB)
3. Figure 1 - Mounds of the Nazar tract. Kurgan 1 of the Nazar-2 burial ground. 1 - plan, section of the grave structure. 2 - plan, sections of the burial chamber.

Download (117KB)
4. Figure 2 - Mounds of the Nazar tract. 1 - plan, sections of the burial chamber of mound 2, burial. Nazar-2. 2 - plan of the complex of barrows with "mustaches" Nazar

Download (65KB)
5. Figure 3 - Mounds of the Nazar tract, structures of monuments, finds. 1 - plan, section of the mounds of the complex with the Nazar mustache. a - fragments of a vessel, b - dagger. 2 - plan, section of the burial chamber of the main burial mound. 3 - bronze arrowhead from burial mound 1, burial Nazar-2. 4 - iron dagger from the satellite mound of the Nazar "mustache" complex

Download (74KB)

Copyright (c) 2016 Beisenov A.Z.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies