The pottery of the final phase of sperrings culture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the poorly studied final period of the existence of Early Neolithic Sperrings culture. There are few settlements of this period - Voynavolok XX, Sandermoha II, Pindushi and Sulgu Va, they are presented in mixed complexes with proscenium stone tools and the absence of radiocarbon dates. No transitional complexes between the developed and final stages of the sperrings culture have been identified. The ceramics of the final stage has a number of differences from the «classic» sperrings. This lack of ornamentation imprints fish vertebra and the retreating lines. At the same time there are imprints of the corded stamps and oval (rhomboid) pits, round-conical pits marked on the main pattern - characteristic features of the advanced stage of the sperrings culture. The main ornament is horizontal zones inclined right and left with a short-cut or corded stamps, comb stamp or oval (rhomboid) pits that form a vertical zigzag lines coated on top of horizontal belts of round-conical pits, sometimes arranged in a staggered manner. Such a change of pottery decoration hasn’t been noted by experts studying early Neolithic ceramics of Karelia due to a small number of vessels and their presence in mixed complexes. Therefore, the development of the sperrings culture is likely to have been continued in some areas of South Karelia, but it is poorly recorded due to the refusal of the ancient population to use a fish vertebra as ornamentation as well as the transition to comb stamps.

Full Text

В истории существования археологических культур каменного века Карелии по причине ограниченного круга вещественных источников, включающих керамику и каменный инвентарь, наиболее дискуссионными являются вопросы их происхождения и финального этапа. Ранненеолитическая культура сперрингс, ареал распространения памятников которой включает территорию Южной и Центральной Карелии, не является исключением. Однако если начальный ее этап маркируется появлением первых глиняных сосудов на поселениях, изменением характера каменного инвентаря, отличным от позднемезолитических высотном расположение памятников (особенно на северном побережье Онежского озера и озера Сямозера) и рядом радиоуглеродных датировок и AMS-определений, то финальный этап изучен намного хуже. Памятников этого периода немного, они представлены смешанными комплексами с нерасчленимым каменным инвентарем и отсутствием радиоуглеродных определений.Также не выявлены переходные комплексы между развитыми финальным этапами культуры сперрингс. В то же время на соседних с Карелией территориях были открыты и исследованы новые ранненеолитические памятники, получены радиоуглеродные определения, проводится петрографический анализ керамических сосудов. Все это дает возможность по-новому взглянуть на сложный вопрос завершения существования культуры сперрингс.

История изучения вопроса

В настоящее время существует несколько точек зрения на финальный этап культуры сперрингс, высказанные различными исследователями. Первая, традиционная (Ю.В. Титов, Ю.А. Савватеев, Г.А. Панкрушев, П.Э. Песонен, Н.В. Лобанова), предполагает ассимиляцию ранненеолитического населения носителями культуры ямочно-гребенчатой керамики [1, с. 49; 2, с. 315; 3, с. 54; 4, с. 84]. Ю.В. Титов считал, что население с керамикой сперрингс и ямочно-гребенчатой занимало одни и те же места для поселений, взаимодействовало друг с другом, что выразилось в сохранении элементов орнамента и орнаментальных композиций сперрингс в ямочно-гребенчатой посуде [1, с. 49]. По Ю.А. Савватееву, Г.А. Панкрушеву и П.Э. Песонен, стоянки с двумя сосуществующими типами керамики – сперрингс и ямочно-гребенчатой – появляются очень рано, и последний тип глиняной посуды постепенно ассимилировал первый [2, с. 315; 3, с. 54; 4, с. 84]. По мнению Н.В. Лобановой, культура сперрингс существовала в тех же хронологических рамках, что и культура ямочно-гребенчатой керамики, однако ареалы этих двух неолитических культур не совпадали: «Онежское озеро служило как бы границей между этими двумя зонами» [5, с. 82]. Небольшое количество взаимозаимствований в орнаментации сперрингс и ямочно-гребенчатой керамике исследовательница объясняет тем обстоятельством, что взаимодействие культур могло проявляться в «каких-то иных формах, которые не фиксируются археологическими методами» [6, с. 100]. Также Н.В. Лобанова отмечает отличия керамики сперрингс от ямочно-гребенчатой в технологическом плане: техникой лепки, качеством обжига и количеством и качеством отощающей примеси [7, с. 67].

Вторая точка зрения, А.П. Журавлева, предполагает участие керамики сперрингс и ямочно-гребенчатой в сложении культуры ромбо-ямочной керамики [8, с. 16]. По мнению А.П. Журавлева, взаимовлияние культуры ямочно-гребенчатой керамики и культуры сперрингс приводит к появлению культуры ромбо-ямочной посуды. Одним из доказательств этого процесса исследователь считает наличие в орнаментации культуры сперрингс подовальных (подромбических) вдавлений [8, с. 15]. Действительно, на развитом этапе культуры сперрингс в орнаментации керамической посуды появляются подовальные (подромбические) вдавления, однако их форма и техника нанесения отличаются от ромбических ямок на энеолитической ромбо-ямочной посуде. После получения с памятников культуры ромбо-ямочной керамики радиоуглеродных определений было установлено, что по времени финальный этап культуры сперрингс и раннюю ромбо-ямочную керамику разделяет по меньшей мере более 500 лет [9, с. 160–161].

Наконец, третья точка зрения была высказана И.Ф. Витенковой. По ее мнению, сперрингс и ямочно-гребенчатая керамика участвовали в сложении гребенчато-ямочной посуды [10, с. 80]. Исследовательница считает, что практически все геометрические орнаменты, использующиеся в керамике сперрингс, стали употребляться в гребенчато-ямочной посуде [11, с. 119; 12, с. 159–160; 13, с. 153, рис. 2]. Точка зрения И.Ф. Витенковой наиболее обоснована и подкреплена сравнительно-типологическим анализом орнаментации керамики сперрингс и гребенчато-ямочной. В пользу генетической связи между керамикой сперрингс и гребенчато-ямочной исследовательница приводит следующие доводы: во-первых, на позднем этапе развития гребенчато-ямочной керамики появляется тенденция заимствования элементов сперрингс, во-вторых, геометрические узоры гребенчато-ямочной керамики встречаются на сосудах сперрингс или получаются при разрежении орнамента сперрингс [12, с. 158]. Также исследовательница утверждает, что благодаря калиброванной шкале радиоуглеродных датировок появление гребенчато-ямочной керамики относится ко времени 4000 лет до н.э., то есть к периоду исчезновения керамики сперрингс [12, с. 160].

По мнению автора, единственной сходной чертой между керамикой сперрингс и гребенчато-ямочной является ряд сходных орнаментальных композиций т.к. называемая «корзиночная плетенка» – узор из горизонтальных поясов треугольных и четырехугольных зон из отступающе-прочерченных линий, оттисков позвонка. Данные композиции характерны для развитого этапа культуры сперрингс, хотя количество достаточно невелико и представлено единичными горшками [14, с. 272]. Усложнение узоров характерно для развития орнаментации культур каменного века, когда развитие декорирования посуды идет от простого к сложному, и керамика сперрингс не исключение. Если мы проанализируем изменение орнаментальных композиций ямочно-гребенчатой или гребенчато-ямочной керамики, то будем фиксировать тот же процесс. Поэтому сложно представить, как с усложненного геометризованного орнамента керамики сперрингс идет переход к простому зональному гребенчато-ямочной посуды раннего этапа.

Главным отличием керамики сперрингс от гребенчато-ямочной является то, что основными элементами орнамента сперрингс являются оттиски позвонка рыб, прочерченные и отступающие линии, а в гребенчато-ямочной – отпечатки гребенчатого штампа и круглоконические и овальные ямочные вдавления. Сосуды украшенные оттисками гребенчатого штампа в керамике сперрингс составляют не более 1–3%, и их количество постоянно на всем протяжении существования культуры [14, с. 268–272]. Техника нанесения гребенчатых оттисков и их форма достаточно четко отличаются от аналогичных штампов в гребенчато-ямочной керамике. Такие же отличия в технике нанесения и форме существуют между подквадратными и подромбическими вдавлениями в орнаментации керамики сперрингс и гребенчато-ямочной посуды. Также, используя калиброванные радиоуглеродные датировки гребенчато-ямочной керамики, И.Ф. Витенкова упускает из виду, что если мы возьмем калиброванные радиоуглеродные определения с памятников культуры сперрингс, то временной разрыв между двумя неолитическими культурами не сократится. Действительно, если наиболее ранний комплекс с гребенчато-ямочной посудой поселения Черная Губа III имеет дату 3850 ± 130 до н.э. т.е. около 6000 лет назад [12, с. 141, табл. 6], то самый поздний комплекс с керамикой сперрингс поселения Ерпин пудас I – 4810 ± 270 до н.э. или около 6800 лет назад [14, с. 265, табл. 1].

Как показывает вышеизложенное, все исследователи брали для сравнения с другими типами посуды весь комплекс керамики сперрингс без попытки разделения по хронологическим периодам. Наиболее показательно это, когда анализируется вопрос наличия в комплексах керамики сперрингс фрагментов с гребенчатой орнаментацией. Впервые на гребенчатую посуду в керамических комплексах поселений сперрингс обратил внимание Ю.А. Савватеев [2, с. 315]. П.Э. Песонен связывает «гребенчатую» керамику с финским аналогом Ка 1:2, которая появляется на финальном этапе культуры сперрингс (Ка 1:1) в Финляндии [4, с. 80, 81; 15, с. 42]. В.Ф. Витенкова и Н.В. Лобанова считают ее вариантом керамики сперрингс [10, с. 77; 16, с. 118]. Однако все исследователи полагают, что «гребенчатая» керамика появилась на раннем этапе культуры сперрингс (поселение Уя III) и присутствовала в керамических комплексах в течение всего существования ранненеолитической культуры. Таким образом, получается, что «гребенчатая» керамика в Карелии появляется на 500 лет раньше, чем в Финляндии. Такой же вывод делает в своей статье и автор [17, с. 270–272]. В настоящее время, после проведения исследований ранненеолитических комплексов поселения Тудозеро V, где был выделен более ранний, чем сперрингс, комплекс «гребенчатой керамики», можно связать появление сосудов с гребенчатой орнаментацией в керамике сперрингс с контактами с населением южного берега Онежского озера [18, с. 292].

Этапы в изменении орнаментации керамики сперрингс

Керамику сперрингс выделяется из среды других ранненеолитических культур Северо-Запада России благодаря своеобразному узору, который покрывает все тулово сосудов.В орнаментации выделяют два основных элемента – отпечатки рыбьих позвонков и отступающе-прочерченные линии. Менее распространены оттиски веревочки, гребенки, ямки различной формы. Позвонковая орнаментация появляется на ранней стадии культуры сперрингс, о чем свидетельствует наличие керамических комплексов только с этим видом декорирования глиняных сосудов. Памятников с керамикой, украшенной только оттисками позвонка, немного – Сулгу II, Пиндуши III, Пегрема II (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Керамика сперрингс с позвонковым орнаментом поселения Пегрема II

 

Принадлежность данных памятников к раннему этапу культуры сперрингс подтверждается рядом радиоуглеродных датировок и AMS-определений. Также если обратиться к материалам поселения Тудозеро V, то стратиграфически керамика с позвонковой орнаментацией залегает выше слоя «гребенчатой» посуды и ниже слоя с керамикой с отступающе-прочерченной орнаментацией, причем отделена от нее стерильной прослойкой.Таким образом, первичной орнаментацией керамики сперрингс являлась позвонковая, орнаментирами для которой служили позвонки и сегменты позвонков пресноводных рыб.

Керамика с прочерченно-отступающим видом орнаментации появляется немного позже. Памятников с керамикой сперрингс, украшенной только отступающе-прочерченным орнаментом, также известно немного – Деревянное Ia, Малая Суна I (рис. 2).

С течением времени ее процент увеличивается, а сосудов с позвонковой орнаментацией уменьшается. Сам узор усложняется и геометризируется. Однако смешанных орнаментов из оттисков позвонка и отступающе-прочерченных линий не фиксируется. В результате мы можем говорить о двух орнаментальных стилях, используемых в декорировании керамики сперрингс. Позвонковый орнамент появляется чуть раньше, чем отступающе-прочерченный, сосуществует с ним определенный период времени, однако и быстрее выходит из употребления. Отступающе-прочерченная орнаментация продолжает бытовать в декорировании сосудов на финальной стадии культуры сперрингс, однако претерпевая определенные изменения. Также сохраняются и распространяются орнаменты из веревочных и гребенчатых оттисков. Появляются сосуды с гребенчатой орнаментацией имеющей аналогии в финской керамике Ка I:2.

Керамика сперрингс финального этапа

Памятников с керамикой сперрингс финального этапа известно несколько: Войнаволок XX, Сандермоха II, Пиндуши и Сулгу Vа. Первые три памятника располагаются на северо-западном побережье Онежского озера, последний – на северном берегу озера Сямозеро. Памятники имеют площади от 400 до 1500 м², исследовано раскопами от 40 до 140 м². Кроме керамики сперрингс, керамические комплексы содержат ямочно-гребенчатую и асбестовую посуду. Ввиду того, что раскопки проводились в 60-е годы ХХ в., керамический материал и каменные артефакты планиграфически и стратиграфически не расчленяются.

 

Рисунок 2 – Керамика сперрингс с отступающе-прочерченным орнаментом поселения Малая Суна I

 

Керамика представлена двумя группами сосудов. Первая, немногочисленная, состоит из крупных сосудов диаметром 17–19 см с прямым неорнаментированным венчиком и толщиной стенок 0,9–1,1 см. По определению М.А. Кульковой, для фрагмента сосуда с поселения Сулгу Vа керамика изготовлена из жирных глин смектитового состава, кластического материала – 7%, размер зерен 0,02–0,04 мм, состав: полевой шпат, амфибол, биотит. Обогащена органикой (водной растительностью). Отощителем является дресва кристаллических пород (сиениты: ортоклаз – серецитизирован, микроклин, биотит, амфибол + сиениты с пертитами) – 18%, размер обломков 2–5 мм.

Вторая, распространенная, состоит из сосудов средних размеров диаметром 12–14 см с прямым неорнаментированным венчиком и толщиной стенок 0,5–0,7 см. В качестве отощителя, как визуально фиксируется на внутренней части стенок, использовалась дресва кристаллических пород.

В орнаментации керамики сперрингс финального этапа используются три элемента орнамента: короткие прочерченные линии, оттиски 5–8-зубчатого гребенчатого штампа, веревочные оттиски, подовальные (подромбические) ямки-оттиски и круглоконические ямки. Орнаментальные композиции образуемые этими элементами представлены несколькими типами:

– горизонтальные пояса наклонно вправо и влево поставленных коротких прочерченных отпечатков, образующих вертикальные зигзагообразные линии с нанесенными поверх горизонтальными поясами из круглоконических ямок (рис. 3: 1–8), иногда расставленных в шахматном порядке (рис. 3: 9);

– горизонтальные пояса наклонно вправо и влево поставленных оттисков гребенчатого штампа, образующих вертикальные зигзагообразные линии с нанесенными поверх горизонтальными поясами из круглоконических ямок (рис. 4: 1–8);

– горизонтальные пояса наклонно вправо и влево поставленных отпечатков веревочки, образующих вертикальные зигзагообразные линии с нанесенными поверх одиночными круглоконическими ямками (рис. 5: 1–7);

– вертикальные зигзагообразные линии подовальных (подромбических) ямок-оттисков (рис. 5: 8).

 

Рисунок 3 – Керамика сперрингс финального этапа с прочерченной орнаментацией: 1 – Сулгу Va; 2, 4–6 – Вой-Наволок ХХ; 3, 7, 9 – Сандермоха II; 8 – Пиндуши

 

Круглоконические ямки иногда образуют горизонтальный подвенчиковый пояс или горизонтальные пояса, разделяющие основной орнамент на сосуде. У двух сосудов орнаментированы венчики: подовальными (подромбическими) ямками-оттисками и отпечатками веревочки.

Вышеописанная керамика обладает рядом отличий от «классической» сперрингс. Это отсутствие в орнаментации оттисков позвонка и отступающих линий. В то же время присутствуют оттиски веревочного штампа и подовальные (подромбические вдавления), круглоконические ямки, нанесенные на основной орнамент – черты, характерные для развитого этапа культуры сперрингс. Данный тип керамики нельзя отнести ни к ямочно-гребенчатой, ни к гребенчато-ямочной посуде, тем более что отдельные ее фрагменты встречаются в комплексах развитого этапа культуры сперрингс.

Выводы

Орнаментация керамики сперрингс на финальном этапе своего развития претерпевает существенные изменения. Полностью исчезают отпечатки рыбьего позвонка и отступающие линии, появляются оттиски 5–8-зубчатого гребенчатого штампа, композиции упрощаются, среди них преобладает вертикальные зигзагообразные линии из коротких прочерченных линий, оттисков 5–8-зубчатого гребенчатого штампа, веревочных отпечатков и подовальных (подромбических) ямок-оттисков. Подобная смена декорирования посуды не была отмечена специалистами, изучающих ранненеолитическую керамику Карелии ввиду небольшого количества сосудов и наличия их в смешанных комплексах. Последний факт привел к тому, что подобную посуду относили или к ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной керамике, или не привлекали при анализе того или иного типа посуды. Также не принималась во внимание схема развития неолитической керамики на территории Финляндии, где на финальном этапе керамику Ка I:1 (сперрингс) сменяет гребенчатая керамика Ка I:2, находящая аналоги в ранненеолитических памятниках Карелии [19, с. 250; 20, с. 43]. Данный факт был отмечен только в статье П.Э. Песонен, однако исследовательница отметила факт наличия фрагментов гребенчатой керамики в комплексах керамики сперрингс как раннего, так и позднего этапа.

 

Рисунок 4 – Керамика сперрингс финального этапа с гребенчатой орнаментацией: 1, 2, 8 – Сандермоха II; 3, 4 – Вой-Наволок ХХ; 5–7 – Пиндуши

 

Однако когда мы изучаем керамику и каменный инвентарь археологической культуры неолита той или иной территории необходимо понимать, что за данными артефактами стоит древнее население, которое не может исчезнуть в один момент вместе со своей материальной культурой. Изменение культурных традиций проходит постепенно и не одновременно на разных территориях. Так, на восточном побережье Онежского озера влияние ямочно-гребенчатой посуды в орнаментации керамики сперрингс проявляется намного значительнее, чем в керамике на поселениях на озере Сямозеро или на западном побережье Ладоги. Это объясняется тем обстоятельством, что восточная часть Карелии являлась центром формирования культуры ямочно-гребенчатой керамики и чем дальше к западу, тем количество поселений и керамической посуды уменьшается. Поэтому вполне вероятно, что на некоторых территориях Южной Карелии развитие культуры сперрингс продолжалось, однако оно слабо фиксируется из-за отказа древнего населения использовать как орнаментир рыбий позвонок и из-за перехода на гребенчатый штамп. Возможно, что гребенчато-ямочная посуда распространяется на территории Карелии в среде местного населения, родственного носителям культуры сперрингс и обеспечивает удачные контакты с носителями ромбо-ямочной керамики, что выражается в совместном нахождении данных типов керамики на поселениях [21, с. 98–101, рис. 259–263].

 

Рисунок 5 – Керамика сперрингс финального этапа с веревочной орнаментацией (1–7) и орнаментацией подовальными (подромбическими) ямками-оттисками: 1–5, 8 – Вой-Наволок ХХ; 7 – Сандермоха II; 6 – Пиндуши

 

Сам факт использования в керамике сперрингс разных типов орнаментации, которые не образуют смешанных узоров, возможно, свидетельствует о неоднородном составе ранненеолитического населения бассейна Онежского озера. Наличие фрагментов с гребенчатым орнаментом типа Тудозеро V на ранних памятниках культуры сперрингс говорит о связях местного населения с южными территориями, а веревочная орнаментация, возможно, свидетельство восточных влияний.

×

About the authors

Konstantin Enrikovich German

Institute of Linguistics, Literature and History of Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: germangermanik@yandex.ru

candidate of historical sciences, senior researcher of Archaeology Sector

Russian Federation, Petrozavodsk

References

  1. Титов Ю.А. О культуре сперрингс // Археологические исследования в Карелии. Л.: Изд-во «Наука», 1972. С. 34-51.
  2. Савватеев Ю.А. Залавруга. Ч. 2. Стоянки. Л.: Наука, 1977. 326 с.
  3. Панкрушев Г.А. Мезолит и неолит Карелии. Ч. 2. Неолит. Л.: Изд-во «Наука», 1978. 164 с.
  4. Песонен П.Э. Хронология и периодизация культуры сперрингс // Хронология и периодизация археологических памятников Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1991. С. 65-85.
  5. Лобанова Н.В. Культура ямочно-гребенчатой керамики // Археология Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1996. С. 81-104.
  6. Лобанова Н.В. Культурно-территориальное членение и периодизация неолитических памятников с ямочно-гребенчатой орнаментацией керамики // Хронология и периодизация археологических памятников Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1991. С. 85-104.
  7. Лобанова Н.В. Адаптационные процессы в культуре населения Карелии эпохи неолита // Адаптация культуры населения Карелии к особенностям местной природной среды периодов мезолита - Средневековья. Вып. 4. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2009. С. 44-68.
  8. Журавлев А.П. О двух культурных традициях в раннем неолите Карелии // Кижский вестник. 1994. № 3. С. 11-16.
  9. Витенкова И.Ф. Ранний период. Культура ромбо-ямочной керамики // Археология Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1996. С. 151-161.
  10. Витенкова И.Ф. Культура сперрингс // Археология Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1996. С. 65-81.
  11. Витенкова И.Ф. Культура гребенчато-ямочной керамики // Археология Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1996. С. 105-125.
  12. Витенкова И.Ф. Памятники позднего неолита на территории Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2002. 183 с.
  13. Витенкова И.Ф. об этнической принадлежности населения Карелии в период позднего неолита - энеолита // Проблемы этнокультурной истории населения Карелии (мезолит - Средневековье). Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 138-157.
  14. Герман К.Э. Хронология и периодизация культуры сперрингс в Карелии // Тверской археологический сборник. Вып. 5. Тверь: Изд-во Тверская областная типография, 2002. С. 264-273.
  15. Песонен П.Э. Поселения культуры сперрингс // Поселения древней Карелии. Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1988. С. 41-49.
  16. Лобанова Н.В. Проблемы этнокультурной истории эпохи неолита Карелии // Проблемы этнокультурной истории населения Карелии (мезолит - Средневековье). Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 112-137.
  17. Герман К.Э. Ранняя гребенчатая керамика в бассейне Онежского озера // Тверской археологический сборник. Вып. 3. Тверь: Изд-во Тверская областная типография, 1998. С. 266-272.
  18. Иванищев А.М., Иванищева М.В. Тудозеро - поселение позднего мезолита - раннего неолита в Южном Прионежье // Тверской археологический сборник. Вып. 4. Тверь: Изд-во Тверская областная типография, 2000. С. 284-295.
  19. Норквист К. Неолитическая керамика в Финлядии: терминология, хронология, распространение // Тверской археологический сборник. Т. 1, вып. 10. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2015. С. 249-265.
  20. Нордквист К., Мёккёнен Т. Новые данные по археологической хронологии Северо-Запада России: AMS-датировки неолита-энеолита Карелии // Тверской археологический сборник. Вып. 11. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2018. С. 39-68.
  21. Мельников И.В., Герман К.Э. Древние поселения южного Заонежья (мезолит - энеолит). Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 2013. 408 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Picture 1 - Pottery sperrings with vertebral ornament of the settlement of Pegrem II

Download (532KB)
3. Figure 2 - Pottery sperrings with a receding-drawn ornament of the settlement of Malaya Suna I

Download (568KB)
4. Picture 3 - Ceramics of sperrings of the final stage with drawn ornamentation: 1 - Sulgu Va; 2, 4–6 - Howl-Navolok XX; 3, 7, 9 - Sandermoha II; 8 - Pindushi

Download (63KB)
5. Figure 4 - Ceramics of sperrings of the final stage with comb ornamentation: 1, 2, 8 - Sandermokha II; 3, 4 - Howl-Navolok XX; 5-7 - Pindushi

Download (82KB)
6. Figure 5 - Ceramics of sperrings of the final stage with rope ornamentation (1–7) and ornamentation with sub-oval (sub-thrombotic) pits-impressions: 1–5, 8 - Voy-Navolok XX; 7 - Sandermoha II; 6 - Pindushi

Download (62KB)

Copyright (c) 2019 German K.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies