THE IMAGE OF THE SPORTSMAN IN THE ART SPACE OF RUSSIAN CINEMATOGRAPH OF THE XX-XXI CENTURIES: FUNCTIONS AND MEANINGS

Abstract


The article presents the results of the study of the artistic image of the athlete in the Russian cinema of the XX-XXI centuries. According to the author, it is possible to distinguish “epoch-making images” of the heroes of athletes in different historical periods. The analysis of images of athletes leads to conclusion that despite the revealed distinctive features of these images, all of them were glorified and were used to internalize certain values, which in turn testifies to educational and value-forming functions of the domestic sport films focused on transmitting of socially approved patterns of behavior.

Full Text

В отечественном художественном кинематографе спортивная тематика всегда занимала весьма заметное место. Первой художественной кинолентой о спорте был фильм «Шахматная горячка» (1925 г., режиссёры В. Пудовкин, Н. Шпиковский), вышедший на экран ещё в эпоху «немого кино». Однако первой звуковой кинолентой стал фильм «Вратарь» (1936 г., режиссёр С. Тимошенко). Целью нашей статьи является выявление специфики образов спортсменов в игровом u и и и и кино и их динамика на различных исторических этапах советского и постсоветского пространства. Специфика образа спортсмена в кино состояла не только в том, что экранный образ воплощал черты конкретного человека, но и в том, что был проводником ценностных предпочтений советской эпохи. Уже в первые советские годы кино названо «важнейшим из искусств»: фраза В.И. Ленина, известная по воспоминаниям А.В. Луначарского, висела в каждом кинотеатре. Именно кино раньше других видов искусств просвещало и доносило до массового зрителя идеи государственной пропаганды. Однако функции кинематографа заключались не только в этом. Киноискусство социализировало широкие массы зрителей, продвигая образы прекрасного и новые гуманистические ценности. Это позволяет говорить о сращивании в кинематографических произведениях эстетических, художественных, ценностных и коммуникативных функций, которые, тем не менее, работали по определённому государственному заказу. Как и каждая из других культурных эпох, советская эпоха предлагала свою типологию образов, среди которых герои спорта неизменно присутствовали. Они были обязательны в героическом арсенале культуры: сильные, красивые, не обременённые сомнительным происхождением (дворянским или церковным). Наряду с молодым рабочим и привлекательной колхозницей советские спортсмены составляли портрет лучших представителей советской эпохи. Оперируя художественными образами, кинематограф формировал образцы героев для подражания, а также мифы о вроде бы простых, но беззаветных в своих помыслах и чистых героях-спортсменах, вошедших в самые глубинные слои массового сознания. Мы согласны с тем, что кинематографу подвластно создание иллюзий реальности в такой степени, которая не доступна другим видам искусства [5]. Однако подобный подход не расходится с трактовкой функций художественных образов, принятой в эстетике и культурологии [2]. Начиная с самого первого этапа, выхода художественных спортивных кинолент, образы спортсменов героизировались. Но содержание героических образов, как мы уже отметили, было различным в разные периоды отечественного кинематографа. Героя-спортсмена 1930-1950-х гг. характеризовало сакральное служение государству, вера в светлое будущее, приверженность ценностям коллективизма и товарищества. Это был новый человек страны Советов, так как СССР представлял собой новую уникальную социокультурную систему, которая формировалась в новой общественно-экономической модели. Как отмечает Е.В. Сальникова, советская культура того времени была ориентирована «целенаправленно работать на рационально осознаваемые и формируемые цели мобилизационного типа» со сверхзадачей доказать всему миру правомочность своего существования, а «в качестве функциональной „подсказки“ в подсознании нашей культуры жило ощущение своей миссии государственного значения» [4, с. 10]. Героя-спортсмена этого периода мы обозначим «Тоталитарный герой», образы такого «плакатного» героя представлены в фильмах «Вратарь» (1936 г., режиссёр С. Тимошенко), «Спортивная честь» (1951 г., режиссёр В. Петров) и др. Со второй половины 1950-х гг., то есть начиная с периода «оттепели», отмечается смещение режиссёрского интереса из сферы публичного пространства в частную жизнь и переходом фокуса от социально детерминированного, «киноплакатного» образа человека к индивидуальному персонажу, отличающемуся своими слабостями, внутриличностной и межличностной конфликтностью. «Рефлексирующий или Интеллектуальный герой» - художественный образ спортсмена этого времени. Характерными представителями этого периода можно считать киноленты: «Третий тайм» (1962 г., режиссёр Е. Корелов), «Серебряный тренер» (1963 г., режиссёр В. Ивченко), «Новенькая» (1968 г., режиссёр П. Любимов), «Всё решают мгновения» (1978 г., режиссёр В. Садовский) и др. Вообще период со второй половины 50-х и до второй половины 80-х гг. прошлого столетия ознаменовался самой разнообразной палитрой представленных героических образов спортсменов советского периода. В конце 80-х гг. в период перестройки меняется ценностная составляющая спортивного кино, в кинолентах того времени отображаются кризисные явления советского общества: коррумпированность бюрократического аппарата, обесценивание института семьи и брака, дедовщина в армии. Образы спортсменов представлены «Кризисными героями», где бывшие спортсмены не могут реализовать себя в социальном пространстве и часто вынуждены примкнуть к криминальным структурам общества, но такие ценности, как дружба и товарищество, остаются актуальными и для этого переломного периода. На этом построен сюжет фильмов «Человек в зелёном кимоно» (1990 г., режиссёры Б. Кантемиров, Т. Каргаев) и «Фанат», «Фанат-2» (1989-1990 гг., режиссёр В. Феоктистов). Таким образом, для советского кинематографа о спорте был характерен так называемый «эффект маятника», когда пропитанное позитивным духом и верой в светлое будущее спортивное кино 1930-х гг. к концу века, к 1990-м гг., отражало чувство безысходности и потерю ценностей в советском обществе. В целом в 1990-х гг. отечественная киноиндустрия характеризовалась тем, что на другом полюсе от гипертрофированной жизнерадостности и бестелесности соцреализма зародилось явление, именуемое «некрореализмом», взявшее за основу чрезмерный пессимизм и физиологизм. Киноленты 1990-х - начала 2000-х гг. стремились захватить ранее табуированные зафасадные, маргинальные пространства, тем самым погрязнув в криминальных сюжетах, отражающих актуальные социальные проблемы, нищету, бандитизм, в результате чего в течение более чем десятилетия постсоветский кинематограф не производил кинофильмы о спорте. ISSN 2072-2354 54 Аспирантский вестник Поволжья № 3-4 / 2018 Первые же спортивные киноленты в условиях современной России стали появляться лишь в первом десятилетии XXI в. Следует отметить, что после распада Советского Союза возникновение нового постсоветского пространства обозначило заметные перемены во всех сферах общественной жизни, в том числе и культурной. Однако, по мнению бывшего главного редактора журнала «Искусство кино» культуролога, кинокритика Д. Дондурея, «проводимые экономические реформы не сопровождались их настоящей мировоззренческой революцией. Даже внимания не обращали на то, что подавляющее большинство населения ценностно, морально, мотивационно не перезагрузилось. А, следовательно, отторгает их. Не учитывалось, как действуют этнокультурные предпосылки и предписания, как выстраиваются и воспроизводятся ценностные и поведенческие образцы» [1]. Таким образом, наследие прошлых лет продолжало проявляться в особенностях моделирования образа спортсмена вплоть до конца первого десятилетия 2000-х гг. В этот период герой-спортсмен нередко оказывается под ударом внешних обстоятельств, тем самым актуализируя образ «Кризисного героя». Так, Егор Головин из драмы «Каменная башка» (2008 г., режиссёр Ф.О. Янковский), пережив аварию и получив серьёзную травму головы, остаётся без поддержки со стороны окружающих. Однако героизация образа спортсмена не утрачивает своего значения, и в этот период герой в силу своих возможностей борется с жизненными трудностями и социальной несправедливостью. Тема жертвенности в российских кинофильмах о спорте во все времена была востребована среди режиссёров и сценаристов, выступая нередко как одно из ключевых оснований для развития драматичности сюжета, где образ спортсмена отражал все ключевые проблемы общества: социальную незащищённость, травматизм, трагизм. Так, и в более позднем периоде в сюжете телевизионного сериала «Выстрел» (2015 г., режиссёр С. Коротаев) делается акцент на непредсказуемости спортивной карьеры - одна случайная травма может лишить спортсмена не только наград, но и привести к завершению спортивной деятельности. Однако в 2010-х гг. в спортивных фильмах начинает намечаться тенденция, связанная с построением кинематографического образа спортсмена как «Героя-победителя». Изменение образа героя стало отражением активного поиска в обществе «сверхценностей», так как «для российских людей чрезвычайно важны большие содержательные конструкты, связанные с ответом на вопрос, что является высшими ценностями существования. Это особенно важно в рамках безмерно идеализированной русской модели. Ради чего мы живём? Ради встречи с Богом после смерти, ради счастливого будущего всего человечества, ради победы в любой войне и, конечно же, самоощущения, что ты принадлежишь к величайшему государству на свете, которому никто не может ничего диктовать. Огромная тоска по наличию такой сверхидеи является здесь для граждан беспредельно настоятельной» [1]. В подтверждение этого высказывания стоит упомянуть такие киноленты, как «Легенда № 17» (2013 г., режиссёр Н.И. Лебедев) и «Слава» (2015 г., режиссёр А. Азаров), где в процессе героизации спортсмен проходит основные стадии становления героя, выделенные Дж. Кэмбеллом: Зов - Вверение себя призыву (преодоление отказа) - Пересечение порога (инициирование) - Обретение хранителей - Столкновение с демонами - Развитие внутреннего Я и новых ресурсов - Преображение - Возвращение домой с дарами. Так, Харламов и его команда побеждают в финале канадцев с разгромным счётом 7 : 3, в то время как Фетисов после ряда поражений выигрывает долгожданный Кубок Стэнли и возвращается домой на Родину как в буквальном, так и в фигуральном смысле (имеется в виду последняя стадия на пути героя - «Возвращение домой с дарами») [3]. Следует отметить, что раскрытию темы патриотизма и самопожертвования со стороны российского спортсмена в кинематографе о спорте уделяется весьма значительное внимание. Патриотические сюжеты мы наблюдаем и в образе героя-спортсмена в фильме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» 2016 г., зрителям демонстрируется образ российского борца А.А. Карелина (С.Ф. Бондарчук), который, несмотря на серьёзную травму, принимает мужественное решение выступить на Олимпиаде в Сиднее с целью поддержать молодых спортсменов. Александр Карелин nik Povolzhiya ISSN 2072-2354 и и и и и в своём виде спорта видит не только схватку мышц, но и глубокую философию. Сам же герой воплощает в себе такие качества, как целеустремлённость, товарищество, патриотизм и преданность своему делу, ведь для него «борьба это не только спорт, это часть жизни». В фильме «Тяжеловес» (2017 г., режиссёр Р. Нестеренко) герой Фёдор без толики сомнения подпирает собой падающий автобус, таким образом, спасая немалое число человеческих жизней и не задумываясь о том, что такой героический поступок может привести к серьёзным последствиям для его здоровья. Ярко выраженной воспитательной направленностью для молодого поколения является спортивный кинофильм «Волевой приём» (2016 г., режиссёр Д.Б. Булин). Зрителям демонстрируется процесс становления молодого хоккеиста Никиты (Е.А. Романцов), его трансформация из эмоционально неокрепшего молодого человека в сильного перспективного спортсмена. Примечательно, что трансформируется характер и главного персонажа фильма - Максима Кораблёва, для которого роль наставника обернулась терапевтическим эффектом. Таким образом, анализ советского и постсоветского кинематографа о спорте выявил широкое разнообразие трактовок образа спортсменов. С другой стороны, их всех объединяет главное: все они - герои своего времени и своей страны. Таким образом, вывод очевиден: фильмы о спорте наделяются выраженной воспитательной функцией, подчас пропагандистской. Однако метафункция большинства фильмов советского и постсоветского времени состоит в том, чтобы представить спортсменов героями своего времени и своей страны.

About the authors

N D Ligostaeva

Samara State Regional Academy (Nayanova)

Email: ligostaeva2013@mail.ru
Postgraduate Student at the Department of Philosophy, Samara State Regional Academy (Nayanova)

References

  1. Дондурей Д.Б. «Сверхценности» опять останавливают Россию? - 2015. - URL: http://gefter.ru/ archive/14175
  2. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с
  3. Кэмбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. - К.: София, Ltd., 1997. - 336 с
  4. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. - М.: ЛКИ, 2008. - 472 с
  5. Сальникова Е.В., и др. Кино в меняющемся мире. Часть вторая: «Жизнь кинокамеры: эволюция мифа». - URL: http://sias.ru/upload/iblock/049/ avtorov_k._kino_v_menyayushemsya_mire_2.pdf

Statistics

Views

Abstract - 8

PDF (Russian) - 8

Cited-By


PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2018 Ligostaeva N.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies