ENERGOINFORMATIONAL MEDICINE ABOUT THE FRACTAL ESSENCE OF THE HUMAN HEALTH AND DISEASES

Abstract


In this article, the theory and practice of energoinformational medicine is used to explain and substantiate the comprehension of the condition of personal and social health as a result of following the common principles of the universe creation, and the comprehension of the diseases - as a result of breaking those principles.

Full Text

В философии всегда стояла проблема отображения человека как сложного многомерного целостного явления, преодолевающего предметную раздробленность изучения самого себя отдельными науками. В последнее время эта проблема решается на основе синтеза теорий систем и синергетики, положения которых стали принципами обоснования целостности индивида. Так, согласно системно-синергетическому подходу, Вселенная представляет собой гигантскую саморазвивающуюся голограмму, включающую в себя некую последовательность уровней иерархии, в которой каждый вышестоящий уровень объединяет в себе все нижележащие. Здесь человек представлен голографическим отпечатком Вселенной, обладающим всеми признаками голограммы; в любом участке голограммы весь объект присутствует целиком. Возникшая в последней четверти XX в. теория фракталов (как один из разделов теории хаоса) также входит в число принципов концептуального обоснования системной целостности личности. В свете указанных принципов человека можно рассматривать как структуру и процесс, являющийся богатейшим источником нелинейных фракталов. В последние десятилетия в медицине возникло такое новое направление, как энергоинформационная медицина, синтезирующая принципы теорий медицины, систем, синергетики, теорий фракталов и физики, которая воплотилась во множестве новых оздоровительных технологий и процедур. В наиболее теоретически разработанном виде она представлена в научных исследованиях Холдинга «Научно-исследовательские институты Здоровьесберегающих технологий», издающего материалы под названием «Энергоинформационная медицина будущего», на результаты исследований которого мы будем опираться в дальнейшем изложении. Здесь человек «рассматривается как открытая энергоинформационная структура, фрактально подобная Великому Космосу, является его неотъемлемой частью и живёт по его законам» [5, с. 108]. На базе синтеза положений системно-синергетического подхода и теории фракталов с позиций энергоинформационной медицины человек рассматривается как сложная, многоуровневая клеточная система, органически связанная с информационным полем Земли и повторяющая на макроуровне строение Вселенной. Согласно концепции энергоинформационной медицины, существуют всеобщие законы (каноны) мироздания, которым подчиняются все объекты Вселенной, в том числе общество и человек. К ним относятся: закон сохранения энергии и вещества, закон Энергообмена, закон комплементарности, принцип наименьшего действия. Согласно последнему, «природа, как и человек, стремится к равновесию, как к наиболее энергетически выгодному состоянию» (там же). Он указывает на фундаментальное свойство Мироздания, благодаря которому все его подсистемы (люди, Природа) взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Человек, как многоуровневая, открытая, самоорганизующаяся и самовосстанавливающаяся, иерархически устроенная система, живёт и развивается благодаря постоянному обмену информацией с окружающей природной и социальной средой. Он является единством взаимодействия биологической, социальной и духовной подсистем, где содержание последней определяет наличие человеческого в человеке. Обладая свободой воли, человек, благодаря сознанию, отражает и преобразует действительность в идеальной форме, в том числе свою биологическую и социальную подсистемы. Духовная подсистема, как сознательно организующая и руководящая поведением человека энергия, проявляется в форме мировоззрения, представляющего собой совокупность смысложизненных убеждений, которыми человек реально руководствуется в своей деятельности, и которые определяют не только познавательное, но и этическое, эстетическое и преобразовательное отношения к себе, другим людям, обществу и миру. Одним из его важнейших аспектов является отношение к здоровью, которое исторически разнообразно, но содержит общее для всех народов отношение к здоровью как высшей социальной ценности, отображённое в фольклоре, пословицах, поговорках, изречениях философов [4, с. 41]. Как фрактальное подобие Вселенной, человек, обладая сознанием, должен разумно организовывать свою жизнь по пути сохранения здоровья и всестороннего развития. Для реализации этого пути здоровье должно быть одной из высших ценностей не только в области здравоохранения, но и в индивидуальном и общественном сознании, реально на деле определяя и регулируя образ жизни личности и общества. Согласно положениям энергоинформационной медицины, обретение здоровья человеком возможно лишь при соблюдении следующих правил: 1) наличие желания участия в Едином эволюционном процессе Вселенной; 2) энергообмен между человеком как части Вселенной с самой Вселенной производится пропорционально вложенной информации, в результате чего «должны создаваться условия Нейтральности энергетического поля, баланс, равновесие сил, энергий. Пик Нейтральности достигается периодически как результат эволюции и сопровождается высвобождением энергии» [6]; 3) необходимость «учёта Канонов Мироздания при взаимодействии с окружающим миром (Природой), в том числе и с Биосферой» [6], вследствие чего человек формирует адекватную мировоззренческую систему знаний об окружающем Мире и культурно-нравственных ценностных ориентирах, проверенных временем традициях для согласованного взаимодействия и взаимопонимания с обществом и природой. Приведённое выше первое правило выражает необходимость позитивного отношения человека к обретению здоровья. В настоящее время в российском обществе ситуация отношения государства к здоровью граждан и граждан к своему здоровью весьма противоречива. Социологические исследования показывают, «что за последние десятилетия в России при данных социально-экономических условиях сформировалась негативная социальная и информационная среда, разлагающе воздействующая на индивида, способствующая собственным аморальным и разрушительным побуждениям личности. Об этом свидетельствует массовое распространение таких заболеваний социального характера, как алкоголизм, наркомания, СПИД и др., которые всё более разрушают социальную экологию и порождают деструктивные формы поведения и образа жизни у значительной части граждан. Для значительной части российского общества (особенно молодёжи) здоровье не представляется высшей социальной ценностью, а часто понимается и используется в качестве средства достижения других более значимых для этой группы целей и потребностей (добывания денег, квартир, автомобилей, получения удовольствий, развлечений и т.п.)»[4, с. 41]. Принимая за основу определение здоровья, предложенное ВОЗ, как состояния физического, душевного и социального благополучия [2], следует различать индивидуальное и общественное здоровье. Носителем первого является отдельный человек, а второго - общество как целостная система. По мнению антропологов и социологов, интегральным показателем здоровья общества, нации служит численность (увеличение или уменьшение) популяции, то есть уменьшение популяции свидетельствует об ухудшении здоровья общества и наоборот [4, с. 43]. В этой связи можно обосновано утверждать, что существующая демографическая ситуация сокращения коренного населения на Западе и в России во многом является следствием социального и духовного неблагополучия в состоянии общества. Человек, как млекопитающее животное, имеет унаследованные, генетически закреплённые комплексы поведения общие у человека с животными (комплексы поддержания гомеостазиса, накопительства, размножения и заботы о потомстве и др.), которые трансформируются у человека начала XXI в. в сторону «избыточности». Так, комплекс поддержания гомеостазиса изменился в сторону излишнего потребления пищевых продуктов значительной частью населения планеты, следствием чего стало ожирение, проблема «лишнего веса» и связанное с этим наличие множества заболеваний. В настоящее время наиболее распространённой и пропагандируемой является концепция гедонизма, трактуемая обычно как этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Она хорошо вписывается в систему ценностей либерализма и этико-политического индивидуализма и, пропагандируя гедонистический образ жизни, по сути, поддерживает модель человека «homo economicus», где сущность человека сводится к потреблению с целью получения разного рода развлечений и наслаждений. Гедонистическая установка субъекта (личности, группы, общества) организует и направляет его психику на отбор вариантов поведения, ведущих к получению удовольствия, игнорируя при этом осознание информации о вреде здоровью, потере времени, остановке развития и т.д. Как показывает историческая практика, гедонизм в качестве жизненной позиции приводит к разрушительным для общества последствиям как в древности (Содом и Гоморра, древний Рим), так и в современном обществе. Из приведенных данных можно сделать весьма обоснованный вывод, что нарушение первого правила об позитивном отношении к своему здоровью, является одной из главных причин болезней личности и общества. В 20 столетии всё большую опасность для здоровья человека стала представлять созданная им же техносфера, загрязнение среды обитания отходами промышленного производства, нарушение гармонии отношений с окружающим миром, грозящим человечеству экологической катастрофой. Экологические бедствия являются следствием агрессивного отношения человека к породившей его биосфере, ответной реакцией со стороны природы. С очевидностью стало ясным, что человечество совсем не невинная жертва несовершенства природы, что оно несёт ответственность за всё им содеянное, расплачиваясь за это ухудшением условий обитания, участившимися природными катаклизмами и болезнями. Человек объявил себя высшим существом и полновластным хозяином мира, а теперь пожинает плоды этого «господства», которые ведут его к самоуничтожению. В настоящее время в связи с нарастанием экологической угрозы существованию человечества и индивида с позиций энергоинформационной медицины болезнь трактуется как всё то, «что происходит из-за дисбаланса человека и биосферы» [5, с. 118]. Таким образом, очевидно, что нарушение второго и третьего правил, сформулированных в энергоинформационной медицине, игнорирование законов Мироздания, отсутствие гармонии с Природой приводят человека к экологической катастрофе. Для теоретического осмысления выхода из сложившейся в обществе критической ситуации по отношению к здоровью мы считаем методологически плодотворным подход Р.В. Воробьева, при котором здоровье неразрывно связывается с развитием. Здоровье здесь определяется как способность организма человека или социальной системы к оптимальному развитию, а болезнь - как неспособность к нему [1, с. 10]. Согласно такому подходу, в последние десятилетия российское общество не развивалось, а деградировало во всех основных сферах жизни, следовательно, оно хронически больно. Данные мировой практики показывают, что в последнее время успешно развиваются страны не только освоившие достижения научно-технического прогресса, но и опирающиеся в духовно-нравственном плане на свои культурные традиции. К таким странам относятся Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам и др. Традиции этих стран включают в себя представления о здоровье как одной из высших социальных ценностей и здоровом образе жизни как коллективной деятельности. Мы полагаем, что в длительной исторической практике тысячелетия назад человечество выработало подлинные нравственные ценности, сопровождающие человечество многие века, которые как объективно необходимые для существования и развития человечества постоянно воспроизводятся через призму переменчивых исторических условий. В качестве подтверждения хочется сослаться на список моральных принципов, указанных в древнеегипетской «Книге мёртвых», когда человек после смерти должен дать отчёт перед Последним Судом. Вот некоторые из них: я не чинил зла людям; я не убивал; я не крал; я не обманывал; я не совершал прелюбодеяния и т.д. Как видим, они удивительным образом совпадают по содержанию с буддистскими, христианскими и мусульманскими моральными нормами и законами [3, с. 36]. Следование данным принципам не только (отображает) восстанавливает гармонию личности и межличностных отношений, но и гармонию в отношениях человека с миром.

About the authors

E M KOVSHOV

Samara State Technical University

Email: kovshovem@rambler.ru

References

  1. Воробьев Р.В. Феномен здоровья: онтологический анализ. Автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.01. - Саратов, 2013. - 22 с.
  2. Всемирная организация здравоохранения (история, проблемы, перспективы) / Под ред. Д.Д. Венедиктова. - М., 1975. - 356 с.
  3. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. - Ярославль: «Норд», 2004. - Т. 2, Кн. 2. - 480 с.
  4. Ковшов Е.М. Мировоззрение и здоровье личности и общества // Аспирантский вестник Поволжья, 2012. - № 3-4. - С. 41-45.
  5. Энергоинформационная медицина будущего. Издание второе, дополн. Книга XIII. - М., 2016. - 233 с.

Statistics

Views

Abstract - 33

PDF (Russian) - 12

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2017 KOVSHOV E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies