CONSTRUCTION OF THE CONCEPTS OF «ETHNIC THING», «ETHNIC OBJECT» AND «ETHNIC IMAGE» IN ETHNOPHILOSOPHY

Abstract


Categorization plays an important role in the everyday life of the ethnos, being the object of research of ethnophilosophy. Ethnophilosophy deals with the problem of categorization and the definition of patterns, which attribute the object “ethnic reality” to a certain category. Categorizing takes into account the objects that are grouped together and form the main category of “ethnic”. Inclusion of ethnophilosophical knowledge in culture involves the substantiation of its conceptual grounds, which is realized with the help of the ideas and principles of ethnology and philosophy; for example, the substantiation of the material status of ethnic experience and the objective principles of ethnic philosophizing, practical philosophy by reference to the principle of unity of the material and the ideal, the empirical and the theoretical. Based on the conceptual ideas of objectivism and primordialism, ethnophilosophy adheres to the position of the impossibility of the existence of a theory and constructs of ethnic consciousness in isolation from objective prior knowledge and its material foundations. Based on this assumption, the author connects the ethnic object, closest to the empirical and material ethnos in the hierarchy of the conceptual apparatus of ethnophilosophy, with the ideal, for example, ethnic image of the object or the ethnic as the most abstract of the concepts, including in its totality all the things, phenomena and constructs of the ethnos.

Full Text

Этнофилософия имеет непосредственное отношение к философии этноса на современном этапе её становления. Пройденные этническим сознанием мировоззренческие познавательные отношения «этнос - мир», касающиеся особого философствования обыденного мышления, становятся предметом рассмотрения, тесно связанного с этногенезом, этнической культурой, языком и этнической картиной мира. Для их освещения необходима новая область знаний, которая бы актуализировала этническую традицию универсальным способом, т.е. на уровне философском. Концептуализация традиций философии этноса задана теоретико-методологическими, онтологическими, гносеологическими, логическими и другими концептуальными основаниями этнофилософии. Опираясь на интегративные дисциплинарные знания, этнофилософия получает предпосылочные основания на философском, метатеоретическом, этнологичесом, лингвокультурном, лингвокогнитивном, этнософском и разных этно-дисциплинарных уровнях, в совокупности являющихся теоретико-эмпирическим материалом для её содержания. Кроме синтеза знаний многих наук этнофилософия учитывает свою историю становления как предпосылку возникновения и построения исходной концептуальной модели для создания своей дисциплинарной области исследования, отличающейся от вышеназванных наук и этнического философствования заданной спецификой объектно-предметного самоопределения в науку. В связи с данной гипотетической постановкой цели объектом в статье выступает этническое, детерминированное с постановкой проблемы понятия «этнос» и исходными от него основными понятиями. Предметом обозначена «философия этноса», включающая в себя обширную часть наследия этноса, как «народная мудрость», как познание этносом мира, определённое видение, исходящее от объектов действительности и практической этнической деятельности. Этнофилософия, рассматривая становление философии этноса, подразделяет её на типы: метафизика этноса, народная мудрость, национальная философия, этнософия и этнофилософия. Этнофилософия своим предметом рассмотрения также делает этнические науки, объектом которых является «этнос». Учитыванием и осмыслением всей области знаний, синтезирующейся этнофилософией, выявляется феномен «этническое», подразумевающий социально-философское понимание «этнического» как теоретико-методолгическая часть исследования этноса и этничности на социо-философском уровне их изучения, как лингвокультурная, лингвокогнитивная, этно-научная специфика и аспекты. Детерминированием объекта «этническое» производится построение начал концептуально-понятийного аппарата этнофилософии, являющегося целью исследования. Для конструирования начал понятий этнофилософии необходимо учитывать схему изначально заданную автором в предыдущем исследовании на тему концептуальные основания этнофилософии: «объект - этнический объект - этническая вещь - этнический образ - слово, понятие - концепт - концепт-понятие этнофилософии - логическое понятие - категория этнофилософии - категория философии» [3, c. 127]. Схема показывает эволюцию языка философии этноса, детерминированной практической деятельностью этноса. Этнос, выражающий свою этничность, есть не только уровень существования, а и конструирования как результата познания им мира, как онтологические и гносеологические его составляющие, содержащие одновременно этническое бытие и этническое сознание. В этой связи этнофилософия не ставит проблему этноса отдельно от этничности, а только во взаимной их детерминации. Отсюда берёт начало вопрос об истинности противоположности этноса и этничности как крайней формы выражения этих понятий и о возможностях и пределах объективного конструктивизма, выражающегося не в первичности этноса по отношению к этничности, а в одновременном их функционировании и воспроизводстве, роли в обществе. Эмпирическим материалом в статье послужили концепты этнического языка, содержащиеся в народной мудрости, этнософии и национальной философии. До создания категорий этнофилософии необходимо собрать эмпирический материал, подпадающий под понятия «мировоззренческие универсалии этнической культуры» и «категории этнической культуры» с тем, чтобы, используя логический анализ и метод преобразования концептов, выйти на концептуальный уровень этнофилософии в качестве построения собственных концептов-понятий. Следуя схеме понятий «объект - этнический объект - этническая вещь - этнический образ - концепт - концепт-понятие этнофилософии», некоторые из них - этнический объект, этническая вещь, этнический образ в рамках данной статьи необходимо осмыслить и определить. Данные понятия этнофилософии рассматриваются как концепты, имеющие своё содержание, концептуальность, философичность, принадлежащие к этнокультурным корням, закреплённые в опыте этноса, находящиеся в постоянном изменении, осмысливаемые в соотношении с другими понятиями. Во всей истории становления философии этноса понятию «вещь» уделялось важное место и роль в обществе. В этнофилософии становится актуальным понятие «этническая вещь», относящееся к исходной системе концептуально-понятийного аппарата, составляющей в совокупности понятие «этническое» и объективирующей предельные понятия «этническое бытие», «этническое сознание» и «этническая субстанция». Проблема «этническая вещь» относится к онтологии этнофилософии. Необходимо осмыслить категории этнофилософии с начал, с того, какой представляется вещь этносу в качестве конкретного и общего, выраженных в слове, и как она понимается на понятийном, докатегориальном уровне развития философии этноса, без определения её обыденным мышлением, конкретизации и ценностных субъективных оценок. Понятие «этническая вещь» получает своё осмысление на основе философской категории «вещь». В теоретической философии дано множество определений понятия «вещь». Перечислим некоторые из них: вещь - это 1) «отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования» [1]; 2) «отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования» [4]; 3) «объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как органическое и в себе завершённое. В качестве основных видов предметов можно различать: а) вещь - физический, принадлежащий внешнему миру предмет; б) понятие - логически-мыслимый предмет; в) состояние как предмет - общие состояния чувств или духовная направленность, например, «дух» времени» [5]. В данных определениях вещь рассматривается через объект и предмет, что говорит о связи приведённых понятий вещи с ними. К вещи в философии причисляют не только объект и предмет, но также и 1) тело, явление, феномен, единичную сущность, материальное нечто; 2) труд, изделие, утварь, инвентарь, имущество, произведение, творение и символ. В этнофилософии под этнической вещью понимается не весь спектр синонимов понятия «вещь», поскольку в философии этноса не все дополняющие философские смыслы слова «вещь» получили своё развитие как понятие, к которым можно отнести объект, феномен, сущность, символ, намечающиеся в качестве категорий этнофилософии «этнический объект», «этнические феномены», «сущность этноса» и «этнические символы». Понятие «тело» («клетьке́», букв. «кле́тка для души») в философии традиционного этноса означало, прежде всего, физическую сущность человека, наделившего антропоморфными характеристиками структуры мира, как нечто, удерживающее в постоянстве свою форму, заключающую в себе определённое содержание. Все природные явления наивным мышлением были сообразованы с родовой сущностью человека, и одухотворённый мир представлялся ему большой родовой общиной, свойства которой переносились на неодушевлённые природные объекты и явления, на одушевлённые сущности, на абстрактные понятия и сверхъестественные силы. Понятие «тело» («клетьке́»), то есть форма, заключающая наподобие темницы душу человека («чун»), относясь всецело к фигуре и каркасу («тыткǎнчи́»), некой основе человека, препятствующих его изменению, отличается от понимания тела в западном философском и научном мышлении, означающем собой любое физическое тело, природный объект, явление и сущность. Этнические концепты «вещь» («япала́»), материя [1] («пурри́ бĕр», букв. «существующее, материальное единое, из чего всё состоит»), «субстанция» («пур бĕр», букв. «есть единое»), «материя» [2] («сĕр бĕр», «сĕбĕр», букв. «материк, сплошная земля»), «нечто» («темске́р», «ама́к»), «имущество» («пу́рлăх»), «творение» («туса́ хуни́», «туса́ лартни́», «ăсталани́»), «изделие» («ха́тĕр»), «тело» («клетьке́», «пÿ», «пĕв»), «хозяйственный инвентарь» («ĕς ха́тĕрĕ»), «утварь» («са́вăт-сапа́»), «природные объекты» («ςут ςанта́лăк хатĕрĕсĕ́м»), «материальное, объективное» («пурри́») и др. должны исследоваться в качестве общих понятий, универсалий этнической культуры, входящих в содержание концептов-понятий этнофилософии «этническая вещь», «этнический объект», «этнический образ», «этнический символ», «этническая реальность», «этнический мир», «этническое бытие», «этническое», в каждом из которых этническое, конкретное понятие «вещь» достигает бо́льшего своего обобщения. Этнофилософия различает «этническую вещь» и «этнический объект». Для того чтобы выяснить отличия этих категорий, не вдаваясь в подробное осмысление однопорядковости или различия понятий «вещь», «объект», «предмет» в философском знании, необходимо осмыслить одну из начальных категорий этнофилософии «этническая вещь». Понятие «этническая вещь» наряду с понятиями «объективный этнос», «этнический объект», «этнический образ», «практическая деятельность этноса» принадлежит к одному из первоначальных и основных концептов-понятий этнофилософии, наличие которых служит базой для возникновения понятий «этническая реальность», «этнический мир», «этническое бытие», «этническое сознание», «мировоззренческие универсалии этнической культуры», «этническая картина мира», «философия этноса», «этническое», «этническая субстанция», относящиеся к сфере онтологии и гносеологии этнофилософии. Универсалии этнической культуры, связанные с этнической материальной и познавательной практикой, подлежат категоризации и объективизации, доступной образному восприятию. Например, понятия «вещь», «символ», «обычай», «жизненное пространство» и «жизненный мир» есть абстракции сознания, получающие воплощение в действительном мире, отсылающие нас к существующим конкретным объектам: «Требуется от общих понятий этнофилософии, выявленных и определённых, последовательно перейти, используя сравнительно-исторический метод, к мировоззренческим началам, объектам и практике этноса. Каковы начала, та неопределённая реальность значений? Откуда смысл их исходит? Этот универсальный контекст затрагивает этническое явление, представленное в древнем пласте языка» [3, c. 126-127] и практической деятельности этноса. Практическая направленность этнофилософии требует построения собственных категорий. С другой стороны, применение категорий этнофилософии в практической деятельности этноса ориентировано на объект действительности. Практическая детерминация категорий этнофилософии выражается в двух по своему характеру противоположных, взаимообусловленных соотношениях, в одном случае ориентированного на системность, в другом - на конкретизацию. Общее при таком подходе выступает порождением и результатом материальной практической деятельности этноса. Элементами материальной деятельности этноса являются идеи, символы, инструменты, орудия труда, с помощью которых осуществляется изменение природных объектов и вещей, преобразование их в этнические объекты и вещи. Этнический объект можно определить как природный объект, находящийся в области познавательного процесса этноса при использовании и обобщении им в ходе своей практической деятельности, когда посредством освоения и наименования природный объект переводится в план этнического образного представления и категориального мышления, получая в этнической культуре относительно своё самостоятельное место, наделяясь практической и ценностной значимостью. В первоначальный этнический объект этносом вносятся изменения путём выявления в нём существенных для характера быта и деятельности общности свойств. Природа этнического объекта всесторонне исследуется, из него выявляются те свойства, которые наиболее полезны для жизнедеятельности этноса, детерминированные уровнем развития мышления, укладом хозяйства, ландшафтом, климатом, политическими, экономическими, социальными и культурными отношениями, сложившимися исторически. Бытие этнического объекта, усложняясь, переходит из состояния познавательного отношения с ним в состояние правообладания им, выраженного обыденным и юридическим правом. Познанный со всех интересующих сторон этнический объект и культивированный в пределах жизненного пространства традиционной общности, закреплённый в обычном праве, выступает этнической вещью. В совокупности этнические объекты и вещи составляют в этнической культуре материальные и духовные ценности этноса, определяющие его жизненное пространство и мир, экологическую нишу. Материальные объекты и вещи включаются в этническую культуру, составляя символическое её содержание. Символы обеспечивают опосредованность между материальным и духовным бытием этноса. Вещи получают символьное своё существование в культуре, обладая той ролью, которая наделяется этносом. Только тогда они становятся знаниями, ценностями и целью деятельности. Мыслительная и практическая деятельность этноса приводит к творению, конструированию вещей. Вещь выступает результатом духовно-материального воплощения ценностей этноса. Этническая вещь содержит социокультурный аспект своего бытия, познавательную и прагматическую установку по отношению к ней этноса, ориентированного на онтологическое и гносеологическое её исследование. «Этническая вещь в этнической культуре» рассматривает соотношение вещи и культуры где онтологический аспект выражает вещь в бытии этноса, а гносеологический - вещь в качестве объекта этнического познания. Этническая вещь в бытии этноса проходит своё становление: вначале создаётся на основе природного материала нечто необходимое для жизнедеятельности этноса и ёвключается в этническую культуру. Конструирование вещи приводит к созданию её смыслов и тех значений, которые являются результатом познания и постепенного усвоения этнического объекта, заключающегося в ценностно-полезном, сущностном его постижении на мыслительном и идейном уровнях. Материальные вещи в культуре имеют конечное своё существование по сравнению с такими объективными феноменами этноса, как этническое бытие, этническое сознание, универсалии этнической культуры, этническая субстанция. Становление этнической вещи берёт своё начало от природного объекта. Такой путь её эволюции обязательно предполагает создание идеального её образа, на основе которого и конструируются этнические вещи. В связи с этим следует рассмотреть зарождение этнического образа, без которого природный объект не может стать этнической вещью. Природный объект переходит в этнический объект тогда, когда представляет своим содержанием определённые смыслы этнокультуры, получившим воплощение в этническом образе. Не каждый природный объект общностью включается в пространство этнической культуры, так как он из своего состояния как природного объекта (вещи-в-себе), пока не обладающего познавательным смыслом, должен перейти в этнический объект (вещь-для-нас), а затем и в этническую вещь, наделённой не только знаковыми, смысловыми, но и символьными характеристиками. Образ этнической вещи есть этнический образ, творящийся в пределах жизненного пространства этноса. Процессу становления материальной вещи в этнической культуре сопутствует конструирование первоначального её образа. Этническая вещь и этнический образ - это единовременные явления одно без другого не происходящие. На основе этнических вещей выстраивается образ этнического мира как целое, где этнические феномены составляют в совокупности понимание этнического. Образ мира дан этносу в единстве, означающего, что в мысли он имеет уже до всякого опыта понимание образа мира, подтверждаемого миром конкретных вещей, ибо каждая вещь актуализирует наше прошлое и настоящее, может говорить о будущем. Осмысление целостного мира предполагает потенциальную включенность в него всех конкретных вещей. Под образом этнической вещи в этнофилософии понимаются этнические представления (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание этноса) о существовании конкретных материальных и духовных вещей в соотношении её с природными явлениями, этническими объектами и символами, тех воззрений на мир, конструирующихся в культурном пространстве этническим сознанием, формирующихся в процессе этнизации. Природные объекты, постоянно находясь в зоне познавательной, практической области этноса, конструируются этническим сознанием на основе образного, символьного восприятия вещи как первоначального знания по отношению к ещё не познанным объектам действительности. Образы этнического прошлого составляют культурно-историческое наследие, зафиксированное в этнической материальной и духовной вещи. В этнической памяти накоплены и сохранены образы, транслирующиеся в форме традиционного знания об этнической вещи, которое в этнофилософии мыслится как некая общая и не конкретная целостность, функционирующая в этнической культуре посредством этнических образов, мировосприятия и миропредставления этноса. Содержанием смысла таких образов является способность обладать символьной значимостью для всего этноса. Категории «этнический объект», «этническая вещь» и «этнический образ» в этнофилософии имеют важное значение для философии этнической культуры, в которой вещь наделяется этнобытийными и символьными характеристиками, означающими, с одной стороны, её материальность, с другой, образность как синтез чувственного природного объекта и конструирования абстрактного на его основе. Этнический мир состоит из вещного мира, понимаемого в этнофилософии как материальные и духовные основания этноса. Духовные формы этнического мира представлены символами, выражающими материальные объекты и вещи этноса. До тех пор, пока этнические вещи существуют как необходимые элементы этнической культуры в процессе жизнедеятельности этноса, они будут наделяться этносом объективными, бытийными и ценностными свойствами, так как этнические символы в качестве выразителей этнических объектов и вещей суть не что иное, как посредники между областью объективного и образного. Этническая вещь существует в этнической культуре в своём символьном воплощении (языковом, художественном, мифологическом, религиозном, светском, бытовом, экономическом, политическом, идеологическом, традиционном и ритуальном). Например, ритуал, являясь неотъемлемым атрибутом социализации этноса, помещается в определённое культурное пространство с его особым вещевым миром. Образы ритуала связаны с религией, мифологией, профессиональной и иной деятельностью. Вещь в ритуале обретает смысл в культовом, сакральном, бытовом и научном значениях, занимаемых в жизненном мире этноса. В них вещь выступает хранителем традиций, поскольку составляет ту область этнической памяти, которая способствует созданию и воспроизводству этничности. Исходное основание этнофилософии понятие «этническая вещь», как и другие концептуальные её элементы, относящиеся к механизму формирования собственного знания, принадлежит к числу важных проблем в процессе конституирования этнофилософии в дисциплинарную область знания, важных в аспекте уточнения и углубления ее объекта «этническое» и предмета «философия этноса». Этнофилософия видит собственный смысл существования в понятиях и категориях для обоснования своего предмета. Разработка концептуальных оснований этнофилософии представляет решение вопроса становления концептуального аппарата, способствующего обоснованию гипотезы бытия особой философии, отличной от европейского понимания этого слова, этнофилософии, осмысляющей типы философии этноса, этнософию для уяснения их философского эвристического потенциала с целью определения общей перспективы собственного развития как синтеза этнологического и философского знания. Концепт-понятие «этнический объект» совместно с понятиями «этническая реальность», «этнический мир», «этническое философствование», «универсалии этнической культуры» способствует утверждению этнофилософии. Этнический объект стоит ближе всего к эмпирии этноса. Представление об эмпирическом объекте даёт возможность соотносить теорию этнофилософии с объективными данными, познаваемыми в процессе реального опыта, практики этноса. Понятия этнофилософии исторически складываются на основе эмпирических фактов этноса и относятся к практическому освоению природных объектов обыденным мышлением. Выделение в процессе познания мира исторически важных для этноса объективных данностей становится объектом изучения этнофилософии. Научное понимание этнической реальности, в области которой происходит этнофилософское познание, обнаруживает у исследователя отсутствие представлений об этническом объекте как об эмпирической установке этнического сознания и этнофилософского мышления выделить «внешний» по отношению к этническому сознанию эмпирический материал. Этнический объект есть преобразование объекта действительности в этнической познавательной и практической деятельности, представляющей единое своеобразное преломление и видение объектов мира этносом. Этнофилософия предполагает, что активная преобразующая деятельность этноса по отношению к природному объекту связывает объект с культурой, поэтому объект, включенный в культуру этноса, возможно, назвать этническим. В данной установке этнофилософии проявляется этнокультурная специфика объекта. Этнофилософия стремится воспринимать объект действительности, находящийся не в природе, а в культуре, с точки зрения этноса. Проблема языка, понятийного аппарата наряду с выявлением объекта и предмета относится к одним из существенных проблем этнофилософии. В результате исследования начальных понятий этнофилософии происходит дифференциация этнофилософского знания: в её арсенале могут быть выделены этнические философические концепты, преобразованные на основе философских категорий в концепты-понятия этнофилософии. Этнофилософия представляет собой философию этноса на современном этапе её развития и «опосредованно отождествляется с субъективным сознанием исследователя и объектом этнической реальности, выражающимся в науке абстрактной категорией и существующем в этническом сознании как мировоззрение и этническая философская картина мира. Этнический объект по отношению к теоретической этнофилософии является эмпирической реальностью, обосновывающей объективность этноса, этнического и самой науки. Этническое сознание, вызвавшее чувственный объект к жизни, отражает материальные объекты этнического бытия в том, что представляется общим для всего этноса. Этнофилософия есть дисциплина, состоящая из: а) народной мудрости, функционирующей как концепт, образный символ и отражающей бытие, отношение этноса к миру и к самому себе и проявляющейся в устно-поэтическом творчестве как произведение-вещь, объект изучения и идеал; б) «этнического объекта», пребывающего в этническом сознании и функционирующего как концепт и его значение; в) отношения к обозначаемой концептом вещи, который направлен как на конкретный, так и на нереальный объект» [2, с. 153].

About the authors

V V PETROVA

Cheboksary State University

Email: etnofilosofia@yandex.ru

References

  1. История философии: энциклопедия / Сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
  2. Петрова В.В. Язык, фольклор и мировоззрение как концептуальные основания этнофилософии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7, № 7, ч. 2. - С. 151-154.
  3. Петрова В.В. Язык, фольклор и мировоззрение: этнофилософский аспект // Аспирантский вестник Поволжья. - 2016. - № 3-4. - С. 124-129.
  4. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. - Лондон - Франфурт-на-Майне - Париж - Люксембург - М. - Мн.: Панпринт, 1998. - 1060 с.
  5. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

Statistics

Views

Abstract - 67

PDF (Russian) - 12

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2017 PETROVA V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies