THE INFLUENCE OF SOCIAL AND SPIRITUAL FACTORS ON THE HEALTH OF PERSON AND SOCIETY


Cite item

Abstract

The notions of health of the person and society are distinguished in this article; the author defends the point of view about the certain influence of social and spiritual factors on the health, which is treated as the condition of the system promoting the development of the person and society.

Full Text

В отличие от понятия болезни понятие «здоровье», отображая одно из сложнейших состояний жизни человека, в медицине было сформулировано относительно недавно. Лишь в 1948 г. ВОЗ предложено основополагающее определение здоровья как состояния «физического, душевного и социального благополучия» [2, с. 222]. Беря за основу данное определение, можно дать онтологическую характеристику здоровья человека и общества в социальном, политическом, идеологическом, экономическом и культурном аспектах [1, с. 9]. В современных подходах к пониманию здоровья преобладает принцип следования от частного к общему - от здоровья человека (личности) к здоровью общества. Он представлен во множестве популярных систем оздоровления, обращённых к отдельному человеку, выраженных в рекомендациях изменения тех или иных сторон образа жизни. Методологическая несостоятельность данного принципа вытекает из игнорирования общественной природы человека, социокультурной детерминации жизни каждого индивида условиями и требованиями переживаемой эпохи. Поэтому, как показывает время, несмотря на деятельность этих систем, здоровье общества в целом не улучшается, а ухудшается; это наблюдается, прежде всего, на ухудшении здоровья подрастающего поколения (детей и юношества). Данный принцип разделяет новая комплексная наука о здоровье человека - валеология, использующая медицинский понятийный аппарат в рамках натуралистического взгляда на природу человека. Она не видит принципиального различия между биологическим и социальным, миром природы и миром культуры, не учитывает социальной сущности человека как элемента социальной системы, влияния на индивида духовной сферы жизни общества, где имеются свои сложные связи и закономерности, нарушение которых приводит к заболеваниям. Не учитывается также тот существенно значимый факт, что все унаследованные, генетически закреплённые комплексы поведения общие у человека с животными (комплексы поддержания гомеостазиса, накопительства, размножения и заботы о потомстве, агрессивности и защиты, ориентировочно-исследовательского поведения и др.) трансформируются у человека (как млекопитающего животного) под влиянием жизни в обществе и не всегда в позитивном для здоровья плане. Если посмотреть на современного человека начала 21 века, то можно констатировать изменение указанных комплексов в сторону «избыточности». Так, комплекс поддержания гомеостазиса трансформировался в сторону излишнего потребления пищевых продуктов значительной частью населения планеты, следствием чего стало ожирение, проблема «лишнего веса» и связанное с этим наличие множества заболеваний. Наличие комплекса «накопительства» у животных, как приобретение запаса продуктов и других вещей, обусловлено необходимостью выживания для поддержания жизнедеятельности; в отличие от животных в современном обществе изменение этого комплекса привело к сосредоточению огромных богатств у меньшинства и бедности (вплоть до нищеты) у большинства членов общества. Изменение комплекса агрессивности и защиты привело к созданию всё более мощного оружия, в том числе оружия массового поражения. Трансформация указанных (и других) биологических комплексов поведения неоспоримо свидетельствует о фундаментальном влиянии социальных факторов на здоровье человека и общества. Придерживаясь определения здоровья, предложенного ВОЗ, следует помнить о различии индивидуального и общественного здоровья. Носителем первого является отдельный человек, а второго - общество как целостная система. В этой связи следует отметить, что в отличие от валеологии центральной проблемой другой новой науки - социальной медицины - является исследование психосоматики в широком смысле слова - влияния на жизнь человека, его здоровье и формирование типа личности в условиях исторически определённого общества [6, с. 3]. Известно, что состояние здоровья населения зависит на 50% от типичного образа жизни человека, который формируется данными социальными условиями, на 15% от наследственности и на 10% от медицинского обслуживания [5, с. 11]. Эти цифры показывают, что большой резерв в сохранении здоровья человека заложен в содержании и организации его образа жизни. В социальной медицине в качестве главной ставится задача «сохранения и защиты общественного здоровья в повседневности и перспективе развития общества при любых социально-экономических, политических, идеологических господствующих ценностях и установках и при любых социальных и природных обстоятельствах» [6, с. 6]. При всей грандиозности задачи, поставленной социальной медициной, вызывает обоснованные сомнения её решение, как утверждается, «при любых … господствующих ценностях и установках». В качестве одного из аргументов, подкрепляющих сомнения, можно привести мнение антропологов и социологов, согласно которому интегральным показателем здоровья общества, нации служит численность (увеличение или уменьшение) популяции. В настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции в отношении количественных показателей народонаселения в различных регионах земного шара; в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Восток, Африка, Латинская Америка) население стремительно возрастает, а в странах «первого мира» («золотого миллиарда») ускоренно сокращается. И эти тенденции нельзя понять и объяснить внешними по отношению к регионам «физическими факторами» вроде климата и географического положения, состояния окружающей среды. Главное значение здесь имеют ценностные ориентации, воспринятые идеалы и нормы, мировоззренческие, социокультурные и духовные традиции (или их отсутствие), господствующие в том или ином обществе. Именно их содержание детерминирует отношение к семье, к детям, к будущему народа, нации, своей культуры. То есть содержание духовной культуры общества определяющим образом влияет на здоровье общества. Ускоренное сокращение населения стран Запада, как диагноз, неоспоримо свидетельствует о том, что западное общество хронически больно и движется по пути самоуничтожения. Ослабление и угасание личных мотивов и желаний десятков миллионов людей вступления в брак, рождения, содержания и воспитания детей ярче всего раскрывает кризис социального института семьи и кризис самого общества, его социальное и духовное неблагополучие. В настоящее время в российском обществе ситуация отношения государства к здоровью граждан и граждан к своему здоровью весьма неоднозначна и противоречива. Социологические исследования показывают, что за последние десятилетия в России при данных социально-экономических условиях сформировалась негативная социальная и информационная среда, разлагающе воздействующая на индивида, способствующая собственным аморальным и разрушительным побуждениям личности. Об этом свидетельствует массовое распространение таких заболеваний социального характера, как алкоголизм, наркомания, СПИД и др., которые всё более разрушают социальную экологию и порождают деструктивные формы поведения и образа жизни у значительной части граждан. Для значительной части российского общества (особенно молодёжи) здоровье не представляется высшей социальной ценностью, а часто понимается и используется в качестве средства достижения других более значимых для этой части целей и потребностей (добывания денег, квартиры, автомобилей, получения удовольствий, развлечений и т.п.). Пропагандируемый СМИ и рекламой гедонистический образ жизни активно используются финансовой элитой в качестве средства формирования массового потребителя тиражируемых услуг и товаров в целях получения прибыли, что, как видим, совсем не способствует улучшению здоровья человека и общества. Как показывает мировая практика, состояние медицинского обслуживания населения также во многом является следствием господствующих социально-экономических отношений. В России, по сравнению с советским периодом, в постперестроечный период медицинские услуги в большинстве случаев стали платными, а уровень массового медицинского обеспечения постоянно снижается. Об этом свидетельствуют результаты проведённой в 2014 г. реформы здравоохранения. По данным Счётной палаты за 2014 год произошло сокращение больниц и поликлиник, медицинского персонала на 90 тысяч человек, произошло повышение смертности на 2,2%, особенно среди стариков, неимущих и сельских жителей [3, с. 8]. Приведённые (и другие данные) фиксируют факт ухудшения здоровья общества при данных социальных условиях, невозможность его сохранения при «любых социально-экономических условиях». Типичный образ жизни индивида во многом является следствием доминирующего положения принятых им смысложизненных ценностей в системе его мировоззрения. Гедонистическая установка направляет психику личности и общества на отбор вариантов поведения, ведущих к получению удовольствия, затрудняя при этом осознание информации о вреде здоровью, потере времени, остановки развития и т.д. Мы полагаем методологически плодотворным подход Р.В. Воробьёва, представленный в приводимом выше диссертационном исследовании, неразрывно связывающий здоровье с развитием. Здоровье им определяется как способность организма человека или социальной системы к оптимальному развитию, а болезнь как неспособность к нему [1, с. 10]. Согласно такому подходу в последние десятилетия российское общество не развивалось, а деградировало во всех основных сферах жизни (экономической, духовной, социальной), следовательно, оно хронически больно. Данные мировой практики показывают, что в последнее время успешно развиваются, демонстрируя высокие темпы развития в социальном и экономическом плане, страны, не только освоившие достижения научно-технического прогресса, но и опирающиеся в духовно-нравственном плане на свои культурные традиции. К таким странам относятся Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам и др. Традиции этих стран включают в себя представления о здоровье как одной из высших социальных ценностей и здоровом образе жизни как коллективной деятельности. В настоящее время в теоретическом обществознании вызревает идея выработки модели «правильного общества» [4], способного к развитию. Выработанная авторским коллективом монографии модель предполагает гармоническое сочетание демократически организованной, отражающей волю граждан политической системы, развитой системы рыночного хозяйства и свободного предпринимательства, и культуры, «содержащей смыслы и ценности, разделяемые в обществе большинством» [4, с. 5]. При ориентации на данную модель развития общества в России встаёт важнейшая задача воспитания и образования - помочь подрастающему поколению, детям и молодым людям не только в усвоении и развитии современных научных социально-экономических и технических знаний и технологий, но и в освоении богатства культуры, выработанной на протяжении тысячелетней истории. Существенным компонентом этой задачи является учёт культурно-исторического опыта россиян по соблюдению здорового образа жизни, излечению заболеваний и сохранению духовного и физического здоровья.
×

About the authors

E M KOVSHOV

Email: kovshovem@rambler.ru

References

  1. Воробьёв Р.В. Феномен здоровья: онтологический анализ. Автореферат дисс… канд. филос. наук. - Саратов, 2013. - 24 с.
  2. Всемирная организация здравоохранения (история, проблемы, перспективы) / Под ред. Д.Д. Венедиктова. - М., 1975. - 356 с.
  3. Глушик Е. Смерть под присмотром врачей. «Реформа» здравоохранения убивает Россию // Газета «Завтра». - март, 2016. - № 10. - 8 с.
  4. Липатов А.А., Купрейченко А.Б., Громов А.И., Шрадер Х. Правильное общество / Под ред. Ю.В. Веселова. - СПб., 2015. - 256 с.
  5. Сидельникова В.И., Лифшиц В.М. Самоконтроль и здоровье. - СПб., 2004. - 192 с.
  6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. - 304 с.

Copyright (c) 2016 KOVSHOV E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies