SOCIO-CULTURAL SITUATION: SPATIAL AND TEMPORAL ASPECT



Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the phenomenon of sociocultural context and the possibility of its research based on spatial-temporal characteristics. The author distinguishes the civilizational, anthropological, semiotic, informational, communicative fields of social and cultural situation, which determine its quality status, as well as dominant, parallel, trailing, translational, chaotic, potential flows of socio-cultural situation, which mark the change of situation in time.

Full Text

Современный социум требует разнообразных способов исследования и анализа происходящих в нём сложных процессов. В ряде случаев можно обратиться к использованию ситуационного подхода в их изучении, что отмечено рядом отечественных исследований [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. По мнению И.В. Голубович, «ситуация не столько природно-историческая, сколько смысловая действительность. Единство смысловых связей скрепляет фрагментарные ситуации в исторический универсум. Именно это смысловое отношение разрывает и расширяет границы ситуации» [1, с. 18]. Исходя из определений ситуации в целом, можно конкретизировать и сформулировать определение социокультурной ситуации. Одно из определений было предложено автором: «социокультурная ситуация может быть определена как совокупность условий и обстоятельств, структурирующих социальное пространство с точки зрения культурного приоритета и развивающих во времени культурную доминанту процесса общественного развития на макросоциальном, групповом и личностном уровнях» [3, с. 11]. Можно опереться на него при рассмотрении специфики динамичного развития общества. Для исследования социокультурной ситуации как феномена с одной стороны и конкретной социокультурной ситуации с другой возможно рассмотрение ее функционирования в рамках определённых полей и потоков [2, 3]. Поля определяют качественное состояние социокультурной ситуации и могут восприниматься как её схематически статичная характеристика. В рамках исследования социокультурной ситуации под полем можно понимать непрерывное взаимодействие структурных компонентов социокультурной ситуации, развёртывающихся в специфическом пространстве [3, с. 17]. Одним из первых полей социокультурной ситуации является цивилизационное поле. Исходя из понимания цивилизации как системы норм, ценностей и форм деятельности общества, закреплённой в обществе на практико-гносеологическом уровне и проявляющейся посредством социальных институтов и технологий, оно характеризует степень устойчивости культуры, основывается на влиянии политических, экономических факторов в социокультурной сфере. Цивилизационное поле структурирует культурные приоритеты, обусловливает степень и качество адаптации к культурным изменениям на различных уровнях общества, использует функционирование обрядов и ритуалов, принятых в обществе. Также следует выделить антропологическое поле социокультурной ситуации, которое характеризуется качеством и степенью ценности человека в обществе в конкретный исторический период. Антропологическое поле демонстрирует вектор гуманитарной направленности, принятой на данном уровне развития социума, степень гуманистической ориентированности социальных и культурных институтов и деятельности человека. В рамках данного поля разворачивается взаимодействие человека с социокультурными институтами, реализуется его потребность в них, устанавливаются формы его участия в их функционировании. Антропологическое поле включает в себя биологические и психологические факторы развития человека, условия и предпочтения духовного, телесного развития индивида, принятые в данном обществе. Антропологическое поле социокультурной ситуации включает в себя существующую экокультурную систему, которая показывает, насколько человек соотнесён с природными, социальными, психологическими, творческими и иными условиями существования общества. Антропологическое поле, пожалуй, одно из устойчивых полей социокультурной ситуации, так как в нём сфокусированы те характеристики, которые отражают стабильные и уникальные способы восприятия и инкультурации социальных и культурных феноменов. Третьим полем социокультурной ситуации можно назвать семиотическое поле. В нём заключена характеристика знаковых систем, устанавливающих специфику конкретной социокультурной ситуации. В семиотическом поле социокультурной ситуации проявляются особенности естественных и искусственных языков, реализуемых в её рамках, их взаимодействие и влияние на её дальнейшую динамику. Современная социокультурная ситуация выделяется разнообразием искусственных языков, связанных с развитием технологии, в частности, компьютерных технологий. Эти изменения модифицируют пространство естественных языков, создавая новую систему передачи информации и стирая старые границы между различными системами. В семиотическом поле формируются способы интерпретации, принятые в условиях социокультурной ситуации, определяется их динамика и влияние на остальные сферы бытия. Соответственно, в семиотическом поле определяются доминантные способы общения, взаимодействия различных социальных групп, принятые ими условия приобретения новых знаний, информации, что будет отмечено позже в обсуждении коммуникативного поля социокультурной ситуации. Информационное поле социокультурной ситуации, четвёртое поле, характеризует качественное состояние информационных структур конкретной социокультурной ситуации, уровень и качество информационной индустрии, доступность, многообразие, сложность и степень востребованности информации. К нему также относятся способы получения и освоения информации. Информационное поле можно охарактеризовать как одно из подвижных полей. Сегодня в нём происходят наибольшие изменения: расширение, усложнение, качественная модификация, изменение скорости распространения в различные слоях и сферах социокультурной ситуации. Информационное поле является индикатором социокультурной ситуации, который формирует её и транслирует всем участникам социокультурных процессов. В этом смысле актуализируется вопрос о качестве информационного поля и степени равномерности его распространения. Оно постоянное меняется, что позволяет быстро и полно исследовать развитие социокультурной ситуации, её изменения, выявлять её тенденции, другие процессы внутри и вне социокультурной ситуации. Также можно выделить и пятое, коммуникативное, поле. В его пространстве происходит развёртывание и укоренение ситуации. В коммуникативном поле социокультурная ситуация проявляется через коммуникацию, становится реальной, осязаемой, проживаемой. Она видится как коммуникативный феномен, фокус всех возможных взаимодействий, реализующих неповторимый рисунок ситуации. Коммуникация является особенным скрепляющим фактором ситуации, ведь благодаря коммуникативным связям, которые соединяют элементы ситуации, она сохраняет свои качества и имеет возможность существовать как явление. Принимая, что социокультурная ситуация есть открытая и динамическая система, логично было бы представить, что движение в ней происходит по определённым потокам. В этом смысле потоки и поля представляют собой ещё одно подтверждение пространственно-временного континуального единства социокультурной ситуации. Поля дают возможности наибольшего пространственного развёртывания социокультурной ситуации. Потоки же соединяют в себе пространственный элемент, характеризуя как распространение, модальное движение ситуации, так и темпоральный элемент, который отмечает изменение ситуации во времени. Можно выделить несколько потоков разных по степени значимости и воздействия на социокультурную ситуацию. Первые, к которым мы обратимся, - это доминантные, т.е. основные. Именно по ним развивается и движется социокультурная ситуация. Данные потоки создают основу для центрального события социокультурной ситуации и его полной реализации. Они представлены наиболее ярко, ресурсно, с участием большого числа людей. Им сопутствуют наибольшая эмоциональная и профессиональная поддержка со стороны различных социальных групп, они обретают серьёзное обоснование со стороны учёных, общественных деятелей. Эти потоки часто воспринимаются как естественные, временами даже как единственно правильные направления действий людей в конкретных социокультурных условиях. Например, доминантными были потоки, разворачивавшиеся в нашей стране в 20-е гг. ХХ века и в период конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ века, которые вошли в историю как перестроечные. Тогда совокупность социокультурных явлений и событий формировалась так, что происходящие социокультурные процессы как бы не оставляли выбора. Складывалось впечатление, что векторы, предложенные определёнными политическими кругами, исключительные и единственно правильные. Это находило отражение в терминологии и лозунгах наподобие «Иного не дано» и пр. В настоящее время мы видим доминантный поток консолидации российского социума, представленный в формировании культурных скреп и утверждении «Основ государственной культурной политики» [11]. Таким образом, доминантный поток делался мощной социокультурной силой, превращающей доминирующее начало в единственное, отправляющее на периферию, в замкнутое, подпольное существование другие социальные силы, культурные формирования и т.д. Отодвинутые силы и течения могли создавать замкнутые образования, оставаться долгое время в нетронутом виде и выходить через десятилетия практически в первозданном варианте, неся в себе элементы культуры другого периода и способствуя новому витку социокультурного напряжения. Доминантные потоки могут циклично возвращаться в модифицированном виде и проявлять некоторую устойчивость. Примером служит доминантный поток североамериканской культуры, который стремится распространять преимущества американского образа жизни и американской мечты. Ещё близкие по сути и смыслу доминантные потоки можно наблюдать и в других странах или регионах при исследовании локальных социокультурных ситуаций. Параллельные потоки характеризуют социокультурную направленность в рамках социокультурной ситуации. Они имеют ту же направленность, что и доминантные, но менее выражены, в них вовлечено меньшее количество участников. Часто эти потоки воспринимаются как несамостоятельные движения, как вспомогательные элементы основных потоков социокультурной ситуации. Однако их роль достаточно велика. Они умножают роль доминантных потоков, реализуясь в среде субкультур, малых социальных групп, и именно там оказывают наибольшее влияние. Культурные коды и языки, которыми оперируют параллельные потоки, быть может, не так универсальны, как коды доминантных потоков, но они необходимы, поскольку обеспечивают пространственное расширение, умножают возможности распространения новых элементов социокультурной ситуации и способствуют её укреплению. В настоящее время роль параллельных потоков возрастает. Их постоянное и стабильное воздействие влияет на устойчивость и длительность доминантных потоков. Например, когда во время утверждения нового социокультурного поля в период смены социокультурной ситуации параллельные потоки присутствуют в различных субкультурах, они делают неизбежным установление той или иной социокультурной ситуации. Также можно выделить трансляционные потоки. По силе воздействия они близки к доминантным и обозначают тенденции, стремящиеся к соединению и соотнесению различных социокультурных ситуаций, существующих одномоментно, симультанно. Они реализуют непрерывное движение ценностей и культурных феноменов, обеспечивают доминантным потокам наилучшее воплощение, упрочивают их направленность, усиливают их влияние, действуя на уровнях социума в целом, между различными социальными группам и отдельными личностями одновременно. Посредством трансляционных потоков формируется единая общемировая социокультурная ситуация, которая соединяет разрозненные явления в различных территориальных решениях и во временных рамках. Трансляционные потоки воплощают в жизнь преемственность в передаче социокультурных явлений во временном варианте. Благодаря им формируется единое поле социокультурной ситуации. Трансляционные потоки играют значимую роль в современной культуре, так как они отражают усиливающиеся взаимосвязи и взаимопроникновение культурных элементов. Среди трансляционных потоков можно выделить потоки, разные по силе. Есть вполне стабильные потоки, действующие на протяжении нескольких социокультурных ситуаций, переходя из одной в другую. Так, взаимосвязь восточной и западной культур может служить примером такого стабильного потока, когда своим постоянным присутствием он доставляет в различные сферы разных культур то необходимое новое, что способствует неослабному культурному взаимодействию. Есть так называемые «разовые» потоки, которые бывают единичными и выполняют вспомогательную роль. Они исчезают, выполнив свою задачу - например, когда наступает культурная ассимиляция, возникает новое культурное образование и т.п. Можно выделить хаотические трансляционные потоки, возникающие и действующие одномоментно, практически неотслеживаемо. Они могут оказывать влияние на разных уровнях и часто непримечательно, но именно они могут выполнять роль малых воздействий, становясь в ряде случаев решающими. Также трансляционный поток может соответствовать доминантному потоку социокультурной ситуации, в частности, региональной, национальной, усиливая её, или, наоборот, вступать в противоречие с доминантным потоком, выступая тормозом в реализации задач социокультурной ситуации. Особую роль трансляционные потоки играют в формировании сознания личности, потому что по отношению к сознанию любой поток может выступать в качестве трансляционного, привнесённого. Со временем личность сама создаёт собственный социокультурный поток, но в целом она подвержена постоянно меняющемуся социокультурному движению, проходящему через её сознание. Следующая группа - это потенциальные потоки (потоки скрытых возможностей). Они находятся в непроявленном состоянии в рамках конкретной социокультурной ситуации. При отсутствии необходимых условий данные потоки могут так и не реализоваться. Потенциальные потоки присутствуют в каждой социокультурной ситуации в большом количестве, они отмечают момент неустойчивости, который характерен каждому процессу, каковой также является и социокультурная ситуация. Потенциальные потоки содержат в себе весь мыслимый или даже непредсказуемый максимум тех возможностей ситуации, которые никогда реально не получат своей реализации. Однако это придаёт каждой ситуации уникальность и определённую опасность при решении многих вопросов в рамках социокультурной ситуации. В каждой культуре существует потенциальный поток превращения её в доминирующую культуру в мировом масштабе. Это может выглядеть приоритетом в отдельных областях или в небольшие исторические отрезки времени. Также можно выделить опережающие потоки, возникающие в локальных социокультурных ситуациях. Для них необходимы специфические социокультурные условия, когда опережающий поток вырывается вперёд. Конкретная локальная социокультурная ситуация начинает диссонировать в общемировой социокультурной ситуации и в то же время становится трендом, определяя превращение ряда потоков в доминантные или в потенциальные и создавая общее новое направление социокультурной ситуации. В зависимости от реализации таких трендов возможно глобальное изменение в социокультурных процессах. Социокультурную ситуацию характеризуют и запаздывающие потоки, возникающие в русле уже имеющихся доминантных потоков. Они формируются, когда культура по ряду причин могла быть закрыта для проникновения трансляционных и иных потоков, и локальная социокультурная ситуация включается в реализацию общемировой социокультурной ситуации позже. Это можно было наблюдать в колониальных странах в последние три-четыре столетия, когда они развивались по объективным причинам в замкнутом пространстве, и поэтому процесс модернизации второй половины ХХ века проходил в виде запаздывающих потоков, формируя разнообразные комбинации их реализации. Это же характерно и для российского социума рубежа тысячелетий, который также демонстрирует особый вариант данных потоков после того, как мы включились в ряд потоков западноевропейской социокультурной ситуации. По сравнению с происходящими в ней процессами в нашей культуре ряд событий случался позднее, когда острота проявления многих социокультурных феноменов уже прошла, а наша отечественная социокультурная ситуация активно стала принимать в себя остаточные явления в прошлом доминантных европейских потоков. Таков пространственно-временной аспект социокультурной ситуации, предлагающий ещё одну возможность анализа важных социокультурных феноменов в их непосредственной динамике.
×

About the authors

E V LISTVINA

Email: listvamer@yandex.ru

References

  1. Голубович И.В. Ситуационный подход в контексте современного гуманитарного знания // Ситуационные исследования. - Вып. 1: Ситуационный подход. - Казань: КТГУ-КАИ, 2005. - С. 18-19.
  2. Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 168 с.
  3. Листвина Е.В. Социокультурная ситуация: опыт исследования. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - 82 с.
  4. Сабирзянов А.М., Солодухо Н.М. Ситуационный подход в контексте экологической философии. Монография. - Казань: КГТУ-КАИ, 2011. - 200 с.
  5. Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ-КАИ, 2005. - 188 c.
  6. Ситуационные исследования. Вып. 2: Классификация ситуаций. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ-КАИ, 2006. - 152 c.
  7. Ситуационные исследования. Вып. 3: Ситуационность бытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ-КАИ, 2011. - 166 с.
  8. Ситуационные исследования. Вып. 4: Ситуационная картина мира. Колл. монография / Под общ. ред. Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ-КАИ, 2011. - 156 с.
  9. Солодухо Н.М. Манифест ситуационного движения // Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход. - Казань: КТГУ-КАИ, 2005. - С. 172-175.
  10. Солодухо Н.М. Ситуационный подход как общенаучное средство познания // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2009. - № 3. - С. 116-119.
  11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/591385/#ixzz45Lt1wXmK (дата обращения: 08.04.2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 LISTVINA E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies