IDEAL AS A FORM OF PROJECT-ORIENTED CONSCIOUSNESS



Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the concept of the ideal as a form of project-oriented consciousness. The ideal is realized by a project developer as an image of desired future and serves as a guide and motivating force for project activities, especially value ideals, because they are the driving force of the project activity, and project-oriented consciousness deals with them.

Full Text

Проектное сознание - это особая форма человеческого сознания, без которой сегодня невозможно говорить о современных проблемах науки и развития общества в целом. Это определённый тип отношения к действительности, в основе которого лежит идея рационального переустройства фрагмента реальности в соответствии с неким «образом желаемого будущего», зародившимся в сознании проектировщика. Проектное сознание - это область, в которой задействованы все типы мышления, способные изобрести проекты с множеством вариантов предположительного развития желаемого будущего. Проектировщик нацелен изменить неудовлетворяющую его реальность, построить будущее лучшим. Образ желаемого будущего служит ориентиром и мотивацией к проектной деятельности. Он осознаётся проектировщиком как идеал. Именно идеалы являются движущей силой проектной деятельности, и именно с ними имеет дело проектное сознание. В истории философии существует не одна трактовка понятия идеал. Согласно Платону и его теории идеалистической философии, идеалы-идеи, которые представляют собой вечные, неизменные, совершенные сущности, принадлежат трансцендентному миру, существующему независимо от пространства и времени. Мир идей открыт для пребывающего в мире вещей человека лишь настолько, насколько его душа является частью этого внеземного мира, временно закована в «пещеру» материального тела. Душа может воспринимать (припоминать) эти подлинные идеи-идеалы, наблюдая в материальном мире их грубые, несовершенные копии. Платон говорит, что человечество может выйти из мрака к свету идей, поскольку способностью видеть истину и мыслить обладает каждый человек. Образом будущего, к которому необходимо стремиться, для человека являются именно идеи и идеалы. Таким образом, согласно Платону, человек не создаёт идеалы, он способен их лишь разглядеть, исходя из своего бытия. Большой вклад в проблематику идеала внесли представители немецкой классической философии И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель. Согласно И. Канту, идеал - это элемент человеческого сознания, который главным образом влияет на бытие человека и на состояние общества. Кант предлагает рассматривать идеал по той роли, которую он (конкретный идеал) выполняет в жизни. Интересно высказывание философа об идеальной модели общества: «Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот максимум в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству. В самом деле, какова та высшая ступень, на которой человечество вынуждено будет остановиться, и, следовательно, как велика та пропасть, которая необходимо должна остаться между идеей и её осуществлением - этого никто не должен и не может определять, так как здесь всё зависит от свободы, которая может перешагнуть через всякую данную границу» [5, с. 351-352]. Таким образом, философ хочет отметить, как важно присутствие идеала в нашей жизни, а также насколько важно стремиться к этому самому идеалу. И именно стремление к идеальной модели жизни должно быть главной двигающей силой в деятельности человека. Идеал Канта - это недосягаемый ориентир, который показывает, в каком направлении двигаться. И.Г. Фихте соглашается с разработанной И. Кантом трактовкой идеала и считает идеал высшей, конечной, недосягаемой целью. «Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности» [8, c. 403]. Г. Гегель отрицает понимание идеала по Фихте и Канту и отмечает «бессилие этого «прекраснодушного» идеала». Гегель в своем восприятии идеала сравнивает последователей идеи духовного самоусовершенствования «с благороднейшим человеком, который боится обнажить меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остаётся, правда, чистым, но только потому, что он никому не грозит» [4, c. 196]. Гегель утверждает, что идеал - это вечно меняющаяся цель, которая указывает на противоречия в имеющейся действительности и через урегулирование противоречий порождает новую стадию, которая в свою очередь может дать начало новым противоречиям, нуждающимся в избавлении от них. Идеал по Г. Гегелю - это изменчивый, но досягаемый образ, идея, в которой «действительность выражена соответственно понятию» [3, с. 78]. Идеал Гегеля виден в деятельности людей, а определённые состояния общества - это уровни реализации идеала. Следует отметить, что гегелевский идеал является достижимым в сознании, в гармонии мирового духа с самим собой. Иначе проблему достижения идеала рассматривали К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, всех предыдущих философов можно поделить на две группы: первые сначала проектировали идеальное будущее, основанное на определённом «всеобщем принципе», а затем придумывали способы достижения желаемого образца; вторые считали идеал утопией и не прикладывали никаких усилий для достижения последнего. Ни один из этих подходов, по их мнению, не может быть основой для успешного проектирования и построения идеального общественного устройства. К. Маркс и Ф. Энгельс «материалистически переработали» классические идеалистические учения об идеале. В своей теории они основывались на том, что человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом, что только человек способен преобразовать природу и самого себя: «человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность… В этом и заключается его «подлинная природа», и именно этим исторически определяется и высшая цель человека» [4, с. 196]. Таким образом, деятельность человека по преобразованию мира, общества и самого себя (по сути, проектная деятельность) выступает у К. Маркса идеалом человеческой деятельности. Один из наших современников, российский философ В.П. Бранский отмечает, что идеал - это «предельное представление, получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта» [2, с. 247]. Человек в процессе жизнедеятельности производит не только материальные, но и идеальные продукты. Идеальные продукты материализуются (происходит опредмечивание идеального). «Это диалектический процесс: как идеал - порождение действительности, так и всякое событие в жизни человеческого общества, прежде чем стать фактом действительности, было идеалом мыслящего ума» [7, с. 116]. Создатель идеала как «прообраза проекта» должен удерживать в сознании реальную действительность, сравнивать идеал с ней, а также субъект проектирования должен корректно и грамотно провести анализ существующего состояния наличествующей действительности. Неправильное представление о наличествующем положении вещей может отразиться на содержании образа будущего, что в свою очередь может повлечь негативные последствия при реализации проекта, или же неверные посылки создания ни к чему не приведут (система не примет изменения, чужеродные своей среде). О роли идеала в преобразовании действительности говорит Э. Дюркгейм: «Если всякое суждение затрагивает идеалы, то последние бывают разных видов. Среди них есть идеалы, единственная роль которых сводится к отражению реальностей, на которые они распространяются, причём к отражению их такими, каковы они есть. Это - понятие в строгом смысле. Среди них есть и другие идеалы: их функции сводятся к преображению реальностей, к которым они относятся. Это ценностные идеалы» [1, с. 394]. Высшие моральные ценности тесно связаны с понятием идеала, как высшего блага - такой подход к рассмотрению идеала высказал ещё Аристотель, поэтому идеал - высшая цель деятельности и стремлений человека, совершенное воплощение чего-нибудь. Именно идеал выстраивает всю иерархию ценностей. Ценностные ориентации, образованные совокупностью усвоенных личностью социально значимых ценностей, формируют социальный стиль поведения. Сформировавшийся на основе ценностных ориентаций оптимальный вариант поведения закрепляется в социальных нормах, которые выступают как средство достижения цели и вместе с тем являются критерием оценки правильности предпринимаемых действий с позиции их соответствия интересам общества. Остановимся на следующем рабочем определении, в котором, с нашей точки зрения, выражен инвариантный для всех толкований смысл: идеал есть сформировавшийся в сознании индивида или множества индивидов «образ-образец» желаемой действительности. Идеал как притягивающий образ желаемой действительности обусловливает несколько форм мысленной работы: прожектирование, прогнозирование, программирование, планирование, проектирование. Прожектирование - это представление картин будущего, где достаточно обсуждения субъективных картин, субъективного видения. За прожектированием не стоит преобразовательная деятельность. В истории философской мысли к этой форме работы с будущим мы можем отнести Платона, его «Государство» и «Законы», построение Града Божьего А. Блаженного, а также образы желаемого будущего, созданные социалистами-утопистами. Прогнозирование - это деятельность по построению вероятностных научно-обоснованных суждений о будущем. Прогноз «представляет собой определение возможных состояний явления в будущем на основе гипотетического перенесения в будущее тенденций, присущих явлению в прошлом и настоящем» [6, с. 12]. В прогнозировании отсутствует преобразовательная деятельность, оно служит для раскрытия и обозначения тенденций развития, на основе которых можно будет далее строить деятельность. Примером разработки методов прогнозирования в сфере политики являются работы Н. Макиавелли, который прослеживал зависимость развития политической ситуации в стране от выбранной правителем модели поведения. Программирование (создание и реализация программ развития) - это поэтапная организация деятельности и поэтапное развёртывание нужного содержания. Также можно сказать, что это «процедурно-алгоритмическое задание перехода определённого объекта из одних состояний в другие» [6, с. 12]. Каждое последующее решение принимается на основе реализации предыдущих. Таким образом, внутри программы субъект реализации остаётся достаточно автономным и способным принимать собственные решения, но он должен двигаться в нужном направлении в рамках заданных приоритетов программы, «при этом программа задаёт принципиальную связь разных (по субъектам, по позициям) деятельностей, согласовывая их таким образом, чтобы частные продукты разных деятельностей создали необходимый общий продукт» [6, с. 13]. Планирование (создание и реализация плана развития) - это преобразовательная деятельность, которая содержит ряд мероприятий или этапов, привязанных ко времени или датам. Планирование предполагает знание способа перехода от одного этапа к другому. Проектирование является также формой работы с будущим, но деятельность проектирования принципиально отличается от предыдущих тем, что проект переносит в будущее целостный желаемый объект, который уже проработан, и из будущего стремится притянуть его в настоящее; не продолжить развёртывание настоящего в будущее, а из картины будущего создать такое настоящее, которое приведёт к желаемому будущему. Все эти различные типы мышлений, обеспечивающие работу с будущим, лежат внутри сферы проектирующего сознания и как виды мышлений принадлежат к единому роду проектного мышления. Эти формы сознания являются способами осмысления будущего на основе представлений об идеальном объекте, а также являются предпосылками становления проектирования как особого вида человеческой деятельности. Таким образом, можно констатировать, что ценностные идеалы, являясь формами активного отношения субъекта к реализации своих потребностей, являются осознанными побудительными силами поступков человека к проектной деятельности, выбора им конкретных форм деятельности и поведения. И таковыми они являются в силу того, что в них находят отражение те общественные ценности, к которым человек стремится. Идеалы, являясь непосредственными стимулами деятельности, вместе с тем являются средствами сообразования удовлетворения потребностей. Через идеалы наши действия приобретают статус подлинно человеческих и приобщаются к системе общественных ценностей, являющейся основой осознания и осмысления интересов. Таким образом, присутствие идеала очень важно в нашей жизни, а также важно стремления к этому самому идеалу. И именно стремление к идеалу должно являться мотивирующей силой в деятельности человека.
×

About the authors

Y U SHERBINA

Email: anoreksik@mail.ru

References

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: «Прогресс» - «Политика», 1992. - С. 394 (608).
  2. Бранский В.П. Искусство и философия. - М., 1999. - С. 247.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. - М., 1934. - Т. 8. - С. 78.
  4. Ильенков Э. Идеал. Философская энциклопедия. - Издательство политической литературы, 1968. - Т. 2. - С. 196.
  5. Кант И. Сочинения: в 6 т. - М., 1964. - Т. 3. - С. 351-352.
  6. Лаптева А.В., Ефимов В.С. Учебно-методический курс дисциплины «Введение в социально-гуманитарное проектирование»: конспект лекций. - Красноярск: РИО СФУ, 2007. - 152 с.
  7. Соловьёв С.В. Критика отвлечённых начал. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Сочинения. - М.: Наука, 2001. - Т. 3. - С. 116 (362).
  8. Фихте И.Г. Избранные сочинения. - М.: Путь, 1916. - Т. 1. - С. 403.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 SHERBINA Y.U.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies