Sectarianism in the structure of religious extremism

Abstract


This article explores the relationship between sectarianism and religious extremism, considering the current judicial and investigative practice. The paper discusses various kinds of sects, provides their comparative analysis, and reveals peculiar features that have criminological value.

Full Text

Экстремизм имеет сложную внутреннюю структуру, и в п. 11 Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года названы наиболее опасные его виды: националистический, религиозный и политический2. При этом каждая из разновидностей обладает своей спецификой, требует тщательного исследования и объективной оценки её общественной опасности. Одним из наиболее проблемных вопросов остаётся соотношение сектантства и религиозного экстремизма. Научно обоснованный подход к установлению взаимосвязи между этими явлениями, определение места сектантства в структуре религиозного экстремизма позволит существенно повысить эффективность предпринимаемых мер противодействия религиозным объединениям, чья деятельность направлена против государства, общества и представляет угрозу для граждан. Среди представителей уголовно-правовой и криминологической науки различные аспекты преступной деятельности сект и противодействия им рассматривали Ю.М. Антонян, Л.Д. Башкатов, В.В. Бычков, В.А. Бурковская, М.М. Василенко, А.В. Демидов, А.И. Долгова, Ю.Ю. Думби, Г.Л. Касторский, Е.В. Касторская, П.Н. Кобец, В.В. Пилявец, С.В. Розенко, Е.П. Сергун, М.С. Фокин, А.И. Хвыля-Олинтер и др. Количество трактовок термина «секта» внушительно, имеется немало теоретических работ на эту тему. В религиоведении и социологии религии термин секта (лат. «secta» - школа, путь, учение, направление) имеет нейтральную коннотацию и обозначает «один из типов религиозных организаций… оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям»3. Анализ явления происходит с разных позиций, но для эффективного механизма противодействия экстремизму важен исключительно юридический подход. Федеральное законодательство исходит из того, что деятельность всех зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений защищена законом4. Это согласуется с провозглашённой ст. 28 Конституции РФ свободой совести и вероисповедания, а также со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ч. 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Сектантство, как совокупность разнообразных, зачастую «оппозиционных» к традиционным конфессиям, религиозных объединений, - весьма динамичное социальное явление и имеет множество особенностей, которые кардинально видоизменяются со временем. А.В. Тонконогов понимает под сектантством исключительно «деструктивно-инновационную деятельность в обществе…»5. Однако, следует отметить, что «деструктивность», обозначающая разрушительное воздействие на человека и общество, присуща далеко не всем сектам. Поэтому важен дифференцированный подход к сектантству, предполагающий выделение следующих его разновидностей: 1) сектантство, которое не имеет признаков религиозного экстремизма и криминальной деятельности, которое может быть социально ориентированно и получать поддержку от государства в виде грантов; 2) сектантство, включающее в себя религиозные объединения, допускающие в своей деятельности нарушение положений законодательства о свободе совести, а также те, часть материалов которых была признана экстремистской; 3) криминальное сектантство, предполагающее наличие религиозных групп, обосновывающих в своём вероучении совершение преступлений для достижения своих целей. Весьма дискуссионным вопросом является определение термина «тоталитарные секты и культы». По мнению В.А. Бурковской, тоталитарная секта - «закрытая религиозная группа, деятельность членов которой полностью подчинена реализации исключительной самоценной идеи»6, является организованной формой криминального религиозного экстремизма, а также «наносит ущерб обществу, государству, правам и свободам человека»7. Вышеуказанный подход к тоталитарным сектам разделяется и другими исследователями. С точки зрения Д.Ю. Кузнецова, В.В. Ломакина и Н.Е. Железняка, в деятельности тоталитарных сект присутствуют все признаки экстремизма и «эсхатологического терроризма»8. Рассматриваемый термин зачастую трактуется чрезвычайно широко, не соотносясь с имеющимися правовыми актами, и включает в себя «особо авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками»»9. В исследованиях по экстремизму указывается, что «многие деструктивные религиозные организации… осуществляют психотеррор в отношении своих последователей, различные антиобщественные акции и противоправные действия…»10. В судебном решении по поводу религиозной группы сатанистов «Благородный Орден Дьявола» приводятся доводы экспертов о том, что тоталитарным сектам присущи, в частности, «наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения», «создание атмосферы тревоги и страха», «использование малопонятных непосвященному человеку шифров…»11. Можно констатировать, что наличие неправовых и псевдонаучных терминов в юридических актах и исследованиях религиозного экстремизма, отсутствие криминологического обоснования выводов не способствуют повышению эффективности противодействия указанной деятельности, а манипулирование понятием тоталитарной секты, не устанавливая чёткой взаимосвязи с преступной деятельностью и экстремизмом, приводит к нарушению свободы совести и вероисповедания, неоправданному преследованию представителей некоторых религиозных организаций. Например, ряд православных активистов неоднократно и публично призывали к погромам сектантов12, а государственными органами создавались препятствия при регистрации религиозных организаций, осуществлялись попытки привлечения членов сект к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ (при этом вменялось лишь хранение и распространение экстремистских материалов, что является административно наказуемым)13, проводились необоснованные обыски с участием сотрудников полиции и ФСБ14. Вызывает интерес практика признания экстремистскими лишь ряда местных религиозных организаций «Свидетели Иеговы», например, в г. Самара и г. Таганрог. При этом Юргинский городской суд своим решением от 27.12.2012 г. отказал в удовлетворении исковых требований прокурора о запрете местной религиозной организации «Свидетели Иеговы» г. Юрга Кемеровской области15. Следует отметить, что вероучение и деятельность централизованных религиозных объединений единообразны, поэтому в случае выявления признаков экстремизма необходим публично-правовой запрет на любую организационную форму секты вне зависимости от территории. Однако, в случае со «Свидетелями Иеговы», очевидно, имеет место избирательное применение антиэкстремистских мер, о чём, в частности, указывалось в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 г.16, а также в Ежегодном докладе о нарушениях прав человека на свободу совести в России, представленном 22 января 2010 года Московской Хельсинской группой. Более обоснованно использовать термин «тоталитарная секта» в криминологических исследованиях формирования причинного комплекса экстремизма. Так, например, в качестве одной из причин терроризма, по мнению Ю.М. Антоняна, является «существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских»17. С точки зрения Р.Р. Абдулганеева, «проблема популяризации деструктивных культов и тоталитарных сект на территории Российской Федерации как источника распространения религиозного экстремизма более чем велика»18. В.В. Бычковым деятельность иностранных миссионеров и распространение деструктивных культов и сект рассматриваются в контексте духовно-религиозных причин религиозного экстремизма19. Под религиозным экстремизмом должна пониматься религиозно мотивированная деятельность организаций, групп различной степени организованности и отдельных граждан по планированию, подготовке и совершению деяний, предусмотренных ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В.А. Бурковская в структуре криминального религиозного экстремизма выделяет общественно опасные злоупотребления свободой совести и вероисповедания, сопряжённые с посягательством на различные социальные ценности. Именно к данной составляющей экстремизма, по мнению В.А. Бурковской, относится деятельность таких религиозных организаций, как «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «Церковь Саентологии»20. Подобный подход не основан на имеющейся судебно-следственной практике и понимании экстремизма, как антигосударственного, главным образом, криминального, явления. На основе анализа судебно-следственной практики установлены две возможные формы соотношения сектантства (в том числе криминального) и религиозного экстремизма, каждая из которых имеет особенности: 1) в вероучении секты есть положения, имеющие признаки экстремистской идеологии, отражающей крайне негативное отношение к государственным и общественным институтам, ко всем, кто не является членом секты (совпадение по идеологии); 2) деятельность секты сопряжена с совершением как общеуголовных преступлений, так и преступлений экстремистской направленности, судебным решением секта может быть признана экстремистской организацией (совпадение по деятельности). В первом случае секты, некоторые из которых зарегистрированы в установленном порядке в качестве религиозных объединений, в своей деятельности допускают проявления религиозного экстремизма в виде распространения экстремистских материалов. В п. 22 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года отмечено, что «дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных… религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии»21. Таким образом, указанные организации не запрещены законом, но их деятельность ограничивается в силу некоторых особенностей вероучения, имеющих признаки экстремистской идеологии, которая объективируется в информационных материалах. При изучении Федерального списка экстремистских материалов22 были подсчитаны внесённые в него источники, относящиеся к некоторым религиозным объединениям (сектам), а результаты подсчёта представлены в нижеследующей таблице. Можно сделать вывод, что к сектам, имеющим в своём вероучении признаки экстремистской идеологии, следует отнести Белое братство, Российскую Православную церковь, Свидетелей Иеговы, саентологов. Для данных организаций характерны нижеприведённые особенности. Во-первых, в секте признаётся особое предназначение руководящей организации, её интересы и авторитет ставятся гораздо выше государственных. Так, например, решением Первомайского районного суда г. Кирова от 09.11.2009 г. брошюра «Вероисповедная концепция Российской Православной Церкви» была признана экстремистским материалом, поскольку в ней имеется «…пропаганда превосходности Российской Православной Церкви и её сторонников, пропаганда превосходства православной монархии, пропаганда неполноценности различных религий и конфессий и их сторонников, а также пропаганда неполноценности различных форм государственной власти (за исключением православной монархии) и их представителей»23. Соответственно, не принадлежащие к «избранным» обозначаются различными уничижительными терминами. Крайне негативное отношение к существующим государственным институтам характерно и для Свидетелей Иеговы, вероучение которых исходит из необходимости создания «религиозно-теократической организации на земле во главе со 144 тысячами избранных христиан»24. Во-вторых, для рассматриваемых организаций характерна повышенная эсхатологичность и апокалиптичность, что включает в себя негативное отношение к своему будущему, будущему окружающих людей и всего социума. Именно данный фактор обуславливает имеющееся противопоставление членов организации окружающему миру, утверждение их избранности и исключительной возможности «спасения», а также хорошо иллюстрируется названиями ряда экстремистских материалов: «Российская Православная церковь и современная предантихристова эпоха. Вероисповедная концепция Российской Православной Церкви», «Конец ложной религии близок!», «Поклоняйтесь единственному истинному Богу» и др. В организации «Белое братство» ожидание конца света соединено с обожествлением лидера секты. Центральным моментом эсхатологического сюжета всегда является приход мессии - Матери Мира Марии Дэви. Часть литературы организации «Белое братство» по поручению прокуратуры была исследована федеральным государственным научно-исследовательским учреждением «Российский институт культурологии». Было установлено, что в них содержатся высказывания, призывающие к пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам религиозной принадлежности, нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности, возбуждению религиозной розни25. В дальнейшем информационные материалы были признаны экстремистскими судом (в Федеральном списке экстремистских материалов 12 информационных источников под номером 2125). В-третьих, под прикрытием религиозной деятельности организация может способствовать созданию закрытых социальных групп в бизнесе, политике, лоббировать свои интересы или действовать по поручению спецслужб иностранных государств. Именно поэтому в ряде исследований говорится об опасности, исходящей со стороны иностранных миссионеров и представительств религиозных организаций26. Примером такой деятельности может служить саентологическая организация, вероучение которой обосновывает возможность создания закрытых групп в различных сферах жизни общества (в первую очередь, экономической), а также разрушение всех отличных от Церкви саентологии групп27. Об этом свидетельствуют названия экстремистских материалов, относящихся к данной религиозной организации: «Саентологические идеальные организации. Основная шляпа члена рекомендательного исполнительного совета», «Статус руководителя один», «Курс руководителя организации», «Курс «Управление» (решение Щёлковского городского суда Московской области от 29.06.2011 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20.03.2012 г.). Изучение судебно-следственной практики и Федерального списка экстремистских материалов позволило также выявить некоторые проблемы, связанные с противодействием деятельности сект, вероучение которых содержит признаки экстремистской идеологии. Так, например, ряд материалов признаются экстремистскими без достаточного обоснования, что приводит к их последующему исключению из Федерального списка. Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 14 апреля 2011 г. отменил решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 марта 2010 г., что повлекло исключение из Федерального списка экстремистских материалов 28 информационных материалов. Ещё вызывает интерес решение Свердловского районного суда Белгородской области о признании экстремистским материалом брошюры «Свидетельство IСУСЪ ХРИСТОВО». Следует согласиться с тем, что «написанное с использованием дореформенной орфографии, более всего напоминает творчество душевнобольного… призвано утвердить истинность версии христианства, открывшейся анонимному автору…»28. Указанный материал относится к одному из направлений иеговизма, имевшего локальную распространённость в дореволюционной России, и представляет некоторый научный интерес для историков религии. Объяснить решение об отнесении брошюры к экстремистским материалам можно только очередной «кампанейщиной» по искоренению сектантства. Требуется уяснение сущности сектантства, которое может совпадать по деятельности с религиозным экстремизмом. Такие объединения Ю.М. Антонян обозначает как «экстремистские религиозные секты»29, что синонимично термину «экстремистская организация» (лишь подчёркивает специфику и сферу проявления для криминологов). В уголовно-правовой и криминологической науке также используется термин «криминальное сектантство». А.И. Долгова отмечает, что в некоторых тоталитарных сектах совершаются преступные нарушения прав и свобод граждан30. С.В. Розенко считает, что сектантство признаётся криминальным только «в случае установления непосредственного запрета на данную деятельность, наказуемость за совершение которой предусмотрена в российском уголовном законе»31. М.С. Фокин использует термин «преступная религия», в рамках вероучения которой поощряется совершение преступлений и отказ от реализации гражданских прав и выполнения гражданских обязанностей32. Криминальное сектантство можно рассмотреть на примере сатанинского вероучения, включающего в себя «оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям»33. Однако, обладая повышенной криминогенностью, сатанизм вовсе не предполагает обязательное совершение преступлений при совершении обрядов, заменяя их на различные символические действия. Именно данный фактор способствовал тому, что со временем сатанизм превратился в одну из множества, главным образом, молодёжных субкультур. В рамках криминального сектантства периодически появляются радикальные группы, совершающие различные преступления от вандализма до ритуальных убийств. Именно такие группы могут становиться частью религиозного экстремизма. Так, в 2011 г. прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании религиозной группы «Благородный Орден Дьявола» экстремистской организацией. В обоснование необходимости такого решения прокурор привёл нарушение запретов, установленных ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и тот факт, что руководитель организации был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 Уголовного кодекса Российской Федерации, выразившегося в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами. В судебном решении было указано, что «сатанинские культы - это наиболее криминогенная разновидность деструктивных культов даже на фоне других тоталитарных религиозных организаций, где растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины»34. Резюмируя вышеприведённый пример, следует ещё раз отметить, что целое религиозное (или псевдорелигиозное) направление («ваххабизм», «иеговизм», «сатанизм» и др.) не признаётся экстремистским, но, в силу своей криминогенности, может служить благоприятной почвой для появления экстремистских организаций или групп, совершающих преступления при отправлении культа. Такое сектантство и обозначается как криминальное. Итак, можно прийти к выводу, что сектантство в структуре религиозного экстремизма - это сложная криминологическая проблема, которая требует грамотного подхода при изучении в целях недопущения нарушений принципа свободы совести. Наиболее распространённые особенности сектантства, криминального сектантства и религиозного экстремизма, определяющие их взаимосвязи друг с другом, резюмированы в таблице 2. На основании изученной судебно-следственной практики были выделены формы соотношения сектантства и религиозного экстремизма. 1. Сектантство не является частью религиозного экстремизма, включает в себя религиозные объединения, отделившиеся от традиционных конфессий в результате различных причин и использующие в своей культовой практике многочисленные «нововведения, существенно расходящиеся с вероучительными установками исторических религий»35. Государство лишь контролирует соблюдение ими ограничений, установленных законодательством о свободе совести и религиозных объединениях, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ст. 5.26 КоАП РФ). 2. В вероучении секты есть положения, имеющие признаки экстремистской идеологии, отражающей крайне негативное отношение к государственным и общественным институтам, ко всем, кто не является членом секты. Таким образом, деятельность указанных организаций не запрещена законом, но ограничивается в силу некоторых особенностей вероучения, которое объективируется в информационных материалах, признанных судом экстремистскими. В целом они занимают пограничное положение между сектантством и религиозным экстремизмом, т.к. ключевым при соотношении этих явлений остаётся «деятельность». 3. Функционирование секты сопряжено с совершением как общеуголовных преступлений, так и преступлений экстремистской направленности. В таком случае криминальны осуществляемые деяния, а не сама по себе организация. При наличии оснований судебным решением такая секта может быть признана экстремистской, а её деятельность на территории России запрещена.

About the authors

N S Gordeev


References

  1. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) // Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения 01.03.2015).
  2. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М., 2006. - С. 969.
  3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465.
  4. Тонконогов А.В. Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина / А.В. Тонконогов // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 5. - С. 125.
  5. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. - М., 2005. - С. 181.
  6. Кузнецов Д.Ю., Ломакин В.В., Железняк Н.Е. Тоталитарные культы - источник религиозного терроризма // Религиозный экстремизм. Сущность и проблемы противодействия: материалы науч.-практ. конф. (Московский ун-т МВД России, 30 мая 2013 г.). - М., 2013. - С. 29.
  7. Кузнецов Д.Ю., Ломакин В.В., Железняк Н.Е. Указ. соч. - С. 28.
  8. Жукова О.С. Правовые меры противодействия информационному экстремизму: монография / О.С. Жукова, Р.Б. Иванченко, С.В. Скрыль. - Воронеж, 2008. - С. 81.
  9. Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 18.02.2011 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-mordoviya-respublika-mordoviya-s/act-105218488/ (дата обращения 01.03.2015).
  10. Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2012 году: Сборник ежегодных докладов Информационно-аналитического центра «СОВА» / В. Альперович, М.А. Кравченко, О.А. Сибирева, Н.Ю. Юдина / Под ред. Верховского А.М. - М., 2013. - С. 95.
  11. Кассационное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 10.10.2012 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-marij-el-respublika-marij-el-s/act-405215871/ (дата обращения 01.03.2015 г.).
  12. Кассационное определение Кемеровского областного суда от 15.03.2011 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-kemerovskij-oblastnoj-sud-kemerovskaya-oblast-s/act-103828529/ (дата обращения 01.03.2015 г.).
  13. Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 27.12.2012 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-yurginskij-gorodskoj-sud-kemerovskaya-oblast-s/act-408406597/ (дата обращения 01.03.2015 г.).
  14. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - URL: http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/appeals/doclad2013.pdf (дата обращения 01.03.2015 г.)
  15. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. - М., 2004. - С. 338.
  16. Абдулганеев Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма / Р.Р. Абдулганеев // Юридическая наука. - 2012. - № 1. - С. 76.
  17. Бычков В.В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: курс лекций. - М., 2013. - С. 58.
  18. См.: Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. - М., 2005. - С. 19-32.
  19. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) // Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения 01.03.2015).
  20. Федеральный список экстремистских материалов // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. - URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials (дата обращения 01.03.2015).
  21. Апелляционное определение Кировского областного суда от 29.01.2013 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-kirovskij-oblastnoj-sud-kirovskaya-oblast-s/act-423079643/ (дата обращение 01.03.2015).
  22. Криминальные опасности и защита от них: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин и др. / Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2010. - С. 135.
  23. В Московской области по иску прокуратуры суд признал литературу организации «Белое братство» экстремистской // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. - URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-83721/?print=1 (дата обращения 01.03.2015).
  24. См., напр., Региональная система безопасности: Истории и современность (на материалах Нижнего Поволжья) / Авторы-составители: В.А. Динес, С.А. Овчинников, В.И. Бекленищев. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. - 508 с.
  25. Решение Щелковского городского суда Московской области от 29.06.2011 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-shhelkovskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-479349827/ (дата обращение 01.03.2015).
  26. «Экстремизм» с сайта «Светоч» // СОВА. Информационно-аналитический центр. - URL: http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2014/08/d30114/ (дата обращения 01.03.2015).
  27. Экстремизм и его причины / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Логос, 2010. - С. 104.
  28. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - С. 111.
  29. Розенко С.В. Криминальное сектантство: проблемы криминализации и наказуемости / С.В. Розенко // Вестник Пермского университета. - 2011. - Вып. 4 (14). - С. 181.
  30. Фокин М.С. Сектантство с точки зрения уголовного законодательства / М.С. Фокин // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2010. - № 2 (23). - С. 124.
  31. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М., 2006. - С. 951.
  32. Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 18.02.2011 г. // Росправосудие. - URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-mordoviya-respublika-mordoviya-s/act-105218488/ (дата обращения 01.03.2015).
  33. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М., 2006. - С. 706.

Statistics

Views

Abstract - 36

PDF (Russian) - 9

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2015 Gordeev N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies