In search of the city



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the research work of humanitarians of specialized university. Urban Studies as an interdisciplinary project were developed in Samara State Medical University with the support of the Russian Humanitarian Foundation. The author discusses the concept of scientific collection "The City as a Stage", issued in 2015, paying attention to the methodology of articles devoted to Samara and other Russian cities with million-plus population.

Full Text

«Город как сцена», где действуют «акторы» и «актёры» - смелый и интересный поворот в исследованиях сложившейся оригинальной творческой группы, стержнем которой стал коллектив кафедры философии Самарского государственного медицинского университета1. Авторы, а, вернее, единомышленники, разделяющие общую установку на свободный «выбор объектов исследования», исходя из «собственной идеи, авторского ощущения проблемности», приглашают читателя к продолжению диалога, открытого циклом работ, посвящённых городскому пространству и переживанию времени, «хронотопии» в различных городах. Избранная форма презентации результатов исследований - цикл альманахов - в полной мере позволяет объединить разнообразные векторы исследований членов авторского коллектива, которые направляют далеко за рамки междисциплинарных исследований. И с этой точки зрения представляется оправданным употребление термина «трансдисциплинарность», ибо затронутые в сборнике проблемы невозможно изучать только с позиций историко-литературных или философско-социологических подходов. Не только интересы авторов, но и их собственный многогранный опыт культурной, театральной и образовательной деятельности внутри городского пространства оправдывает рассмотрение города как глобальной системы. С авторской группой из СамГМУ сотрудничают многие специалисты - университетские учёные из городов-миллионников или крупных региональных центров: Екатеринбург2, Казань3, Оренбург4, Пермь5, Самара6, Саранск7, Томск8, Челябинск9, Магнитогорск10 Челябинской области, Ярославль11. Разумеется, столицы: от Москвы12 до Дюссельдорфа13, Лос-Анджелеса и Берлина14. Все авторы приняли концепцию авторской группы и работали в одной схеме: диагностируя свой город по топосу-времени (хронотопу) и акторам (кадрам), продвигающим свой город. При этом диагностировались совершенно разные городские феномены: театр или городские площади; учителя искусства или темпоральные процессы в архитектуре. Своеобразным посылом к подобному обсуждению является статья известного российского методолога профессора В.С. Вахштайна «Лейбницевский город: заметки по социальной топологии», раскрывающий теоретический потенциал лейбницевской трактовки пространства для современной социальной топологии города, которая позволяет рассматривать в рамках конституирующего ядра устойчивых отношений не только традиционные топологические объекты, но и «метафоры», «образы и концепты». Подобный «непуристский», по словам автора, подход к социальной топологии в полной мере и вводит читателя в изучение «топологически множественного объекта», каковым является город. Именно эта методологическая новация обосновывает трансдисциплинарный подход к изучению города. Авторский коллектив сосредотачивает своё внимание преимущественно на таком важном конституирующем элементе городского пространства как «сцена», метафора которой играет двоякую роль. Во-первых, она, безусловно, является элементом ядра складывающихся в городе топосов. Во-вторых, как глубоко и верно отмечено в исследовании, подводящем итоги обсуждения темы, «все авторы публикуемых статей являются «акторами и актёрами на городской сцене. Их интеллектуальный потенциал и живые практики дарят надежды». Именно такого рода коллективная рефлексия даёт возможность представить город изнутри, а самим исследователям, если можно так выразиться, пригласить читателя «за кулисы» сцены. Неудивительно, что авторы отказались от привычной для альманаха тематической рубрикации: он состоит не из разделов, а из «пролога», «эпилога» и «действий». Трудно в небольшой по объёму статье представить, хотя бы бегло, всю палитру исследований, мнений и рефлексий специалистов в различных областях науки, которые, пытаются осмыслить феномен города и его культуры. Авторы сборника обращают внимание на феномен ретрансляции художественных принципов, реализованных К. Малевичем в театральных постановках, на его концепты городского дизайна, на интеграцию промышленной архитектуры в пространство современного искусства, которая «изменяет смыслы исторического города», на концепцию театра как «центра, излучающего свет в городе» Т. Курентзиса. Закономерным образом авторы переходят от конкретного феномена к осмыслению общих проблем трансформации визуального пространства современного города. Безусловно, восприятие города и тех перемен, которые в нём происходят, невозможно без соотнесения с прошлым, поэтому важное место занимает проблематика исторической памяти. Но в динамике исторического развития возможны ситуации, когда «места памяти» становятся и «местами надежд на возможное блестящее будущее», также как и «местом удаления памяти» при невостребованности в городе «историко-бытийного хронотопа». Ценными представляются исследования авторов, посвящённые отражению в исторической памяти роли театра в различные эпохи как «символического ресурса» провинциальной культуры. «Изюминкой» исследований, представленных в альманахе, является обсуждение темы «медикализации города», связанной с инновационными и коммерциализированными формами бытия медицины в Томске15 или в Самаре16. «Город как сцена»… Конечно, зрителю не всё равно, в каком зале он сидит, насколько комфортна обстановка, хорош ли ремонт, но всё же в театре главное - искусство и люди искусства. Коллективная рефлексия, представленная в альманахе, выходит далеко за рамки академических штудий, ибо в конечном итоге сам факт её появления важен с точки зрения понимания конститутивных элементов «топологического множества» - города.
×

About the authors

S V Zanin

References

  1. Бурлина Е.Я., Иливицкая Л.Г., Кузовенкова Ю.А., Голубинов Я.А., Барабошина Н.В., Бокурадзе Д.С. Город как сцена. - Интернациональный научный альманах в 2-х томах. - Самара: Медиа-книга, 2015. - 388 с
  2. Байдина Д.Е., Лисовец И.М. Город-завод как сценическое пространство современной культуры: перформанс-трансформации // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах / Рук-ль проекта: Е. Бурлина. В 2-х т. Т. 1.- Самара: Медиа-книга, 2015. - С. 42-49.
  3. Барабошина Н.В. Медиаконцепт «Казань - третья столица» // Город как сцена… С. 49-54.
  4. Леготина В.Г. Пути развития стиля модерн в архитектуре Оренбургской губернии // Город как сцена… С. 54-60.
  5. Лысенко О.В. Город как стиль: методология исследования // Город как сцена. - С. 60-69
  6. Игнатьева О.В., Лысенко О.В. Трансформация визуального пространства современного города (на примере Перми) // Город как сцена… С. 69-84
  7. Иливицкая Л.Г. Новые районы Самары: пространственно-временные параллели // Город как сцена… С. 127-137
  8. Бурлина Е.Я. Самара. Филармония. Олимп. Воображаемый музей // Город как сцена… С. 137-141
  9. Голубинов Я.А. Самара как пространство памяти и культурного проектирования // Город как сцена… С. 141-152
  10. Кузовенкова Ю.А. Историческая динамика медицинской сферы на «городской сцене» Самары // Город как сцена… С. 160-171
  11. Воронина Н.И. Антропологическое видение символического пространства города // Город как сцена… С. 179-188.
  12. Кириленко Е.И. Медицинская тема в городском ландшафте // Город как сцена… С. 196-203.
  13. Павлова А.Ю. Челябинск как сцена самопрезентации молодежных субкультур // Город как сцена… С. 223-228
  14. Шуб М.Л. Город как сцена: образы прошлого и идентификация горожан в пространстве промышленного города // Город как сцена… С. 235-244
  15. Гун Г.E. Художественная культура индустриального города и роль гуманитарной интеллигенции (на примере Магнитогорска) // Город как сцена… С. 244-251.
  16. Злотникова Т.С. Душа и тело города // Город как сцена… С. 251-267.
  17. Вахштайн В.С. Лейбницевский город: заметки по социальной топологии // Город как сцена… С. 8-20.
  18. Рейман М. Дюссельдорф: многозначная новая сцена города // Город как сцена… С. 382-384.
  19. Голованивская М.К. Центральная столичная площадь как канал и как сообщение: опыт коммуникационного анализа центральных площадей нескольких мировых столиц // Город как сцена… С. 303-327.
  20. Кириленко Е.И. Медицинская тема в городском ландшафте// «Город как сцена»… С. 196-203.
  21. Кузовенкова Ю.А. Историческая динамика медицинской сферы на «городской сцене Самары»// Город как сцена… С. 160-171.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Zanin S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies