Biomedicine as a cultural system: anthropological characteristics of innovation theory


Cite item

Abstract

The article examines biomedicine from the anthropological point of view. Biomedicine is characterized as a system with such features as monotheism, universal moral order, materialism, the idea of suffering as a disease, treatment without healing.

Full Text

В экономической и технологической перспективе биомедицина рассматривается как сфера постоянно реализуемых инноваций, которые могут быть осмыслены и даже измерены в терминах «цена-качество», «изобретение-внедрение», «инвестиции-инновации» и т.п. Биомедицина начала XXI в. - это комплекс всё более разнообразных биомедицинских технологий (БМТ). При этом затраты на разработку и внедрение новых БМТ постоянно растут. В повестке дня как для профессионального медицинского сообщества, так и для различных групп общественности постоянно возникают вопросы о доступности биомедицины различным группам, о целесообразности новых расходов, об изменении структуры расходов на здравоохранение в пользу профилактической медицины и т.д. С точки зрения медицинской антропологии, все БМТ «встроены» в культуру, а под «биомедициной» следует понимать не только область передовых медико-биологических исследований, но и всю «современную», «западную», «научную», «космополитическую», «аллопатическую» медицину. Вслед за Р. Ханом, Э. Гейнсом, А. Клейнманом, М. Лок и некоторыми другими антропологами мы соглашаемся с тем, что «биомедицина» сама является особой культурной системой, которая, как и всякая этнокультурная медицинская система, обладает собственным набором ценностей, верований, поведенческих норм, ритуалов и иных культурных характеристик. Если всякое профессиональное сообщество это в некотором смысле «племя», то для его изучения уместно применять все традиционные методы этнографического исследования (включенное наблюдение, интервью, нарративный анализ и т.п.). В качестве особой культурной системы биомедицина является порождением всей западной культуры, от которой ею были унаследованы некоторые значимые черты. (1) Монотеизм: как и вся западная культура, биомедицина имплицитно унаследовала иудео-христианскую идею единого Высшего начала, приверженность унитаризму, критическое отношение к плюрализму идей и опирается на идею Природы (= объективной реальности), которая находится по ту сторону изменчивого разнообразия вещей. (2) Универсальный моральный порядок: главными ценностями биомедицины являются рациональность, контроль, предсказуемость, эффективность; представления о природе человеческого тела и болезни являются обязательными для всех членов сообщества; усвоение моральных ценностей предполагает собственные ритуалы обращения в веру; альтернативные представления критикуются как еретические (шарлатанские), а еретики в рядах сообщества подвергаются остракизму. (3) Материализм: в биомедицине Природа представляется как материальное (физическое, соматическое) начало; виталистические представления о природе отрицаются; представители сообщества обязаны следовать «логике разволшебствления мира»; книга природы постигается в духе Бэкона и Декарта, т.е. посредством анализа и анатомирования; для получения знания о Природе используются такие приёмы как наблюдение, аутопсия, микроскопия и иные формы визуализации. (4) Представление о Страдании как Заболевании: с точки зрения биомедицины, Страдание пациента следует редуцировать к «подлинному» патологическому процессу, который разворачивается на биологическом уровне, т.е. Заболеванию; в биомедицинской практике опыт Страдания как моральная реальность отрицается; рассказы пациентов о своих Страданиях в биомедицине перекодируются в «биологическую реальность»; рассказы пациентов и членов их семей воспринимаются как субъективные, малозначительные для установления «подлинного знания» о Заболевании. (5) Лечение без Исцеления: биомедицинский подход к оказанию помощи состоит в том, чтобы осуществлять вмешательство на биологическом уровне; предпочтение отдаётся техническим манипуляциям, а не обращению к внутренним силам организма; профессиональная биомедицинская позиция состоит в том, чтобы дистанцироваться от моральных, психологических и социальных аспектов опыта Страдания; доктор не хочет быть целителем, целительство трактуется как непрофессионализм или шарлатанство. (6) Отказ от Патернализма (Авторитаризма): с точки зрения биомедицины, Патернализм считается социальной моделью, характерной для традиционных систем врачевания; признаётся, что традиционному врачевателю был присущ харизматизм, тогда как современному профессионалу он больше не нужен; предпочтение отдаётся контрактной модели; доктор выступает как консультант и деловой партнёр пациента; благодаря развитию биоэтики утверждается Принцип информированного согласия; всё больше докторов поддерживают общественные движения за права пациентов. Кроме того, биомедицине присущи такие особенности как (7) Приверженность идее Прогресса, (8) Ориентация на индивидуальный опыт пациента, а также индивидуализированный подход к лечению вследствие общего преобладания индивидуализма в культуре, (9) Бюрократизм, вследствие которого медики превращаются в функционеров, обеспечивается профессиональная иерархия, а помощь пациенту становится рутиной, (10) Возрастание значения профессионализации, и, как следствие, утрата автономии, усиление разделения труда, фрагментация медицинской практики, (11) Коммерциализация биомедицины, подчинение её логике товарно-денежной экономики; (12) Огосударствление биомедицины, способствующее всё большей зависимости от государственных расходов на здравоохранение, превращение биомедицины в мягкий инструмент социального контроля.
×

About the authors

D V Mikhel


Copyright (c) 2015 Mikhel D.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies