Options of deviation in the social organism. Social and philosophical analysis


Cite item

Abstract

This article analyzes the views of scientists who were or are engaged in the study of various manifestations of deviation. The paper considers the main scientific concepts, namely positive and negative deviation and its role in the development of society. Based on this, the author dwells upon the idea of possible functions that may be performed by deviation in society, which is an integral part of the development of any society, and shows the necessity of further study of the functional purpose of deviation in society.

Full Text

Проблема девиации является междисциплинарной, вклад в её изучение вносят такие науки как философия, антропология, психология, социология, педагогика и др. У каждой науки есть свой теоретический подход и свои обоснования трактовки природы девиации. Подобная междисциплинарность даёт возможность комплексно подходить к изучению проблемы девиации и составлять более полное представление о данном процессе. Можно выделить психологические, биологические концепции и т.д. Для нас особый интерес представляют теории, где девиация рассматривается в рамках общественных связей. Например, «теория аномии», к разработчикам которой относятся Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др. В данной теории за основу берётся понятие социальной дезорганизации, которое трактуется как состояние общества в периоде ослабевания и противоречия друг другу норм и культурных ценностей, что может приводить к возникновению негативных социальных девиаций1. Также выделим «культурологический» подход, где авторы рассматривали девиацию через связь с культурными и социальными нормами. За первопричину развития девиаций в этом подходе берутся конфликты между ценностями и нормами разных социальных групп, в которых они приняты и проповедуются. Исходя из этого те социальные группы, которые представляют меньшинство по отношению к остальному обществу, и будут в большей мере считаться девиантными и подвергаться девиантным проявлениям. Третий, интересующий нас подход, выражается в теории «стигматизации». Создателями данной теории считаются Г. Беккер, И. Гоффман, Р. Коллинз, Э. Лемерт. Они считали, что причина девиации кроется в социальном процессе, когда группы с более развитыми властными полномочиями присваивают статус девианта членам менее влиятельных групп2. В подобных теориях делаются попытки разграничения девиантного и не девиантного поведения, объясняются причины девиантных тенденций. При этом основное внимание уделяется негативным проявлениям девиации, а конструктивные или позитивные девиации недооцениваются. Выводы подобных теорий раскрыли большую степень зависимости оценки девиантных проявлений от общества, в котором они протекают. На этом фоне важным направлением социально-философского анализа в изучении социальной девиации, возможно, будет раскрытие функционального значения девиации в обществе, что позволит более комплексно разработать данную проблему и прийти к более глубокому пониманию её сущности. Девиация является социально обусловленным процессом; можно допустить, что девиация является продуктом жизни общества и при этом сама девиация также влияет на вектор развития общества. Сразу выделим факт наличия работ социологической направленности, которые затрагивают тему функций, выполняемых девиацией. Но, к сожалению, подобные работы немногочисленны, хотя развитие исследований в данном русле может раскрыть для нас новые малоизученные стороны проблемы девиации. Особенно актуален этот вопрос для российского общества, так как в последнее время Российское общество в очередной раз захлестнули негативные девиантные тенденции. Понимание сути и основных функций, выполняемых девиацией, позволит более конструктивно и грамотно подходить к вопросу профилактики и коррекции её негативных проявлений в обществе. В данной статье ставится задача выделить основные функции, которые может выполнять девиация в обществе. В любом обществе есть свои нормы, культурные ценности, мораль и также в нём присутствуют факты отклонения от этих норм. Такие отклонения могут иметь различный характер, природу и направленность, но все они попадают под категорию девиации. Что касается нашего общества, то у нас проблема девиации сохраняет свою актуальность на протяжении длительного исторического периода. Специфика процесса исторического развития любого общества предопределяет возникновение в нём различных социальных изменений. Подобные изменения активизируются самим этим процессом и, по сути, они неизбежны. Жизнь общества в изменяющейся исторической реальности тем самым наполнена в своём функционировании различного рода отклонениями, за счёт которых мы говорим и о специфике, и об особенностях развития каждого отдельного социума. Всё это обуславливается тем, что любое общество определённым образом приспосабливается и адаптируется к происходящим изменениям. Успех подобной адаптации будет определяться качеством появляющихся в обществе новообразований, что также осуществляется различного рода девиациями. Исходя из этого, можно предположить существование так называемых «девиаций причин» и «девиаций последствий», где в основе «девиации причины» лежит неизбежность исторического развития, а в основе «девиации последствия» - реакция со стороны социума или отдельной личности на происходящие изменения. Направленность «девиации последствия», а именно будет ли она позитивной или негативной, определяет выход общества из состояния дисбаланса или его дальнейшее нарастание. Обществу для своего последующего конструктивного развития необходима социальная среда, которая способствовала бы культивации позитивных девиаций, которые, к примеру, приводили бы к смене устаревших норм, ценностей, приоритетов развития и т.д. на новые, отвечающие настоящей действительности и позволяющие социуму идти по пути дальнейшего прогрессивного развития. Клайв С. Льюис считал, что моральные нормы - это своего рода «инструкции», обеспечивающие адекватное функционирование общества, где данные нормы, которые обеспечивали бы адекватное функционирование для конкретного общества, определяет само общество, исходя из влияния внешних факторов и особенностей исторического развития, результатом чего является культурная самоидентичность. Девиацию следует рассматривать как продукт социального бытия, который влияет не только на размывание различных социальных норм, но и служит катализатором для образования и формирования новых стандартов. Впервые в философских исследованиях данный феномен стал рассматриваться в русле системного подхода. Стоит отметить перспективность данного подхода к исследованию социальной девиации. Исходя из него, как уже ранее было отмечено, общество можно охарактеризовать, как открытую систему, которая находится в непрерывном обмене и взаимодействии с окружающей средой. Обществу присуща своя специфическая структура самоорганизации, своя специфика взаимоотношений, социальных норм и ценностей. Поэтому можно говорить о наличии у каждого общества механизма сохранения внутреннего динамического баланса по типу подобного механизма у любых живых организмов. Конечно, учитывая тот факт, что данные системы во многих аспектах имеют свою специфику, всё же при определённой доле обобщения можно говорить, что общество функционирует по схожим законам, что и живые биологические системы, в частности, в плане своего стремления к сохранению внутреннего баланса. В обществе подобный баланс обеспечивают социальные нормы и законы. Они сродни биологическим механизмам, которые стремятся поддерживать состояние гомеостаза в организме. Сама идея рассматривать общество как самоорганизующуюся систему, которая развивается по законам природы, не нова. Сравнение общества с организмом проводилось многими мыслителями: Платоном, Гоббсом, Спенсером и др. Важно, что они не считали их тождественными, равными между собой. Английский философ и социолог Г. Спенсер, будучи создателем органической теории, объяснял функционирование и развитие общества как социального организма, подобного биологическому. Не отрицая наличия различий, он выделял в них следующие общие черты: - рост организма и его увеличение в объёме; - наличие своей внутренней структуры; - усложнение структуры по мере роста; - увеличение дифференциации функций составляющих её частей; - развитие взаимодействия между отдельными частями. В социальном организме, по его мнению, как и в биологическом, образуется новая категория целостности, совершенно отличная от суммы составляющих её частей. Кроме перечисленных выше, к общим чертам, по нашему мнению, можно добавить способность социального организма, как и биологического, поддерживать своё относительное динамическое внутреннее равновесие, гомеостаз и наличие у социального организма, как и у биологического, адаптационных свойств. Исторический период после распада СССР, был ознаменован переменами в государственном строе, в обесценивании многих прежних культурных и моральных ценностей, и это затронуло практически все области жизни нашего общества. При этом развитие новых норм и ценностей осложнилось столкновением друг с другом различных социальных процессов, по сути, на тот момент, являющихся девиантными, впоследствии приобретя негативную направленность. В своих трудах Мертон разрабатывает понятие аномии, которое описывает как состояние общества, в котором старые социальные регуляторы перестают выполнять свои функции в существующей реальности, а новые ещё не выработаны. Причиной негативных девиаций Мертон считал несоответствие идеалов, продвигаемых обществом, и средств, с помощью которых оно предлагает достигать поставленные цели. Основываясь на данном предположении, Мертон представил свою типологию девиантного поведения, в соответствии с которой он выделил четыре типа девиации: - инновация, как стремление к достижению целей общества при отрицании одобренных способов их достижения; - ритуализм, как отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения; -ретретизм, как отказ от социальных ценностей, целей и стремления к их достижению; - бунт, как отрицание существующих ценностей, целей и стремление к их замене на новые3. Если брать в расчёт данную типологию форм девиации, то все эти формы можно отнести к определённым способам адаптации социума или его отдельных социальных групп к изменяющимся внешним условиям, где каждый из четырёх представленных типов девиации может носить как позитивные, так и негативные последствия для человека и общества в зависимости от ситуации. Что касается нашего общества, то на сегодняшний день широкое распространение у нас получил такой вид девиации как массовое бегство населения от действительности «ретретизм», выражающийся в распространении наркомании, алкоголизма и других получивших негативное направление девиаций, которые в последнее время приобретают угрожающие масштабы. Кроме этого присутствуют инновационные тенденции, но они в свою очередь в основном также имеют негативные способы своей реализации, например в виде различных денежных махинаций, взяточничества и других негативных проявлений, распространённых в нашем обществе. Какой тип девиации задействуется в конкретном обществе и ситуации, будет зависеть от множества факторов, но одним из важнейших будет состояние и развитие социальных институтов в обществе, то, насколько они развиты и соответствуют потребностям общества. Это и институт семьи, и школа, и т.д. - все они подготавливают почву для дальнейшего развития личности, а в итоге и общества в целом. Что касается девиации в социуме, то интересна идея, высказанная в своей работе Э.В. Снимщиковой, где девиация сравнивается с мутациями, происходящими в биологическом организме в процессе его развития. Подобно мутациям, девиации могут носить случайный, спонтанный характер и иметь как негативное, так и положительное влияние на развитие общества. Если рассматривать дальше, то непостоянство и различного рода отклонения также свойственны и для неживой природы, там они обозначаются флуктуациями. Снимщикова Э.В. называет девиацию необходимым свойством социума, с помощью которого в нём происходят как эволюционные, так и инволюционные изменения. Общество, несмотря на стремление к сохранению постоянства в своей внутренней организации, подвержено процессу исторических изменений, о чём речь шла выше. Девиация является частью очередной сложнейшей дихотомии, без которой не возможны какие-либо изменения в жизни любого общества. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего всему окружающему миру. Таким образом, девиации обеспечивают изменчивость социального организма, его движение относительно определённого социально-исторического пространства в конкретном временном отрезке4. Следовательно, с данной точки зрения, социальная девиация неизбежна. Аналогичные идеи высказывает А.В. Клочкова, говоря о том, что функционирование любой социальной системы обязательно связано с процессом социальной изменчивости, где немаловажную роль как раз и играют различного рода социальные девиации. Поэтому девиации могут быть как эволюционными, так и инволюционными5. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые функции, которые может выполнять девиация: -первая и самая определяющая, по нашему мнению, - это обеспечение изменчивости социума в рамках специфики его исторического развития; - вторая - это реализация девиацией механизмов адаптации к изменяющейся социальной действительности; - третья - это обратная связь социума по отношению к определённым сдвигам в обществе, его информирование относительно определённых общественных изменений. Поэтому нельзя говорить о девиации только как о социально нежелательном процессе, преимущественно негативно влияющем на функциональное состояние общества. Категорию социальной девиации необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общества, обеспечивающую его функциональную целостность. По сути даже негативная девиация первоначально может преследовать позитивную цель. Например, алкоголизм и наркомания, конечно, как виды девиации являются способом ухода от реальности и априори будут трактоваться как негативные, но при этом изначально они могут иметь под собой цель выхода из проблемы в сознании отдельного человека или определённых слоёв населения, даже несмотря на всю извращённость подобной формы. Являясь деструктивной попыткой адаптации к определённым условиям, подобные отклонения для общества в целом будут служить сигналом того, что в нём что-то нарушено и требует решения проблемы. В этом случае девиация, являясь сама по себе негативной, выполняет в обществе положительную функцию обратной связи, подталкивая тем самым социум к воспроизводству конкретных условий для изменения и восстановления внутреннего баланса более конструктивными методами. В нашем обществе продолжительное время реализуются деструктивные проявления девиации, и от продолжительности проявления данного социального поведения зависят различные изменения функционального состояния социума в сторону его ослабления. Сегодня мы находимся на этапе, когда само общество воспроизводит разрушительные тенденции в воспитании и поведении человека, те его формы, которые способствуют разъединению интересов между людьми, их деформации, отчуждению и другим социальным патологиям. Отметим, что любая негативная социальная девиация по своей природе является следствием дезинтеграционных процессов в обществе, нарушением его нормального функционирования. Подобная дезинтеграция может возникать вследствие влияния на общество внешних исторических факторов либо внутренних, связанных с развитием самого общества в подобных условиях. В эти периоды социум испытывает определённые кризисы в своём развитии, и средством выхода из подобных кризисов будет являться реализация изменений прошлых устоявшихся норм и развития новых с учётом культурной самоидентичности конкретного рассматриваемого социума. Поэтому, когда существующие нормы перестают удовлетворять потребностям общества, возникает необходимость в реорганизации её структуры, дабы вернуть баланс. При этом внешние и внутренние факторы могут быть взаимообусловлены. Вследствие дезинтеграционных процессов в обществе так же нарушается функционирование важнейших социальных институтов, которые регулируют социализацию отдельной личности на определённом этапе её развития и воспитания, когда закладываются основы её взаимодействия с миром. Чаще всего это происходит в период дисбаланса и дезинтеграции самого общества. В результате каких-либо значимых исторических изменений в обществе девиации могут приобретать массовый характер. Влиять на вектор девиантных процессов могут различные социальные институты, в частности один из основополагающих социальных институтов - семья. Через подобные институты закладывается фундамент для становления и развития личности, которая в будущем становится строительной единицей самого общества. Поэтому гармоничное развитие самих этих институтов является одним из важных факторов на пути конструктивного выхода из социальных кризисов и придания в будущем девиации более конструктивного направления. Социальная девиация является «поливалентным явлением», которое изучается многими науками, применяющими при этом свой научный инструментарий и свои подходы. В рамках социальной философии комплексность и многосторонность в изучении проблемы социальной девиации в обществе обеспечивает системный подход. Данный подход позволяет преодолеть однобокость в изучении явления девиации. При этом схожесть функционирования некоторых компонентов социального организма и биологического позволяет предполагать, что общество как система развивается по схожим механизмам и законам, как и любая другая биологическая или природная система. Девиация предстаёт перед нами как структурный компонент общества, который может служить катализатором для выполнения определённых функций в социальном организме, и сама выполняет определённые функции. В зависимости от направленности социальная девиация может служить как механизмом различных социальных изменений, так и средством приспособления к подобным изменениям. Многообразие проявлений девиации обуславливает множество функций - даже сверх тех, что были перечислены нами - которые она может выполнять.
×

About the authors

N M Romadanov

References

  1. Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - Вып. № 1. - С. 73-74. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-izucheniyu-deviantnogo-povedeniya (дата обращения 10.01.2015).
  2. Смелзер Н. Социология. Девиация и социальный контроль. Гл. 7. URL: http://scepsis.net/library/id_589.html (дата обращения 12.01.2015).
  3. Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 1. - С. 75.
  4. Снимщикова Э.В. Некоторые аспекты положительных и отрицательных проявлений девиаций как фактора прогрессивного развития социума // Теория и практика общественного развития. - 2010. - Вып. № 2. - С. 79-80. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-polozhitelnyh-i-otritsatelnyh-proyavleniy-deviatsiy-kak-faktora-progressivnogo-razvitiya-sotsiuma-1 (дата обращения 10.01.2015).
  5. Михайлов А. Теоретико-методологические основания явления девиации // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - Вып. № 2. - С. 153. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-yavleniya-deviatsii (дата обращения 15.01.2015).

Copyright (c) 2015 Romadanov N.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies