ON THE TWO APPROACHES OF CONSCIOUSNESS RESEARCH IN MODERN SCIENCE


Cite item

Abstract

The two approaches of understanding the nature of consciousness and its altered states are considered in this article. The first one states that consciousness has local nature and the main objective of research is to find correlates between the phenomena of consciousness and the corresponding neuronal structures of brain. From the perspective of the second approach, the individual consciousness has non-local nature and is inseparably connected with the informational fields of the Universe, society and separate social groups, which generates “extended” consciousness states of high level (such as meditation, trans, and etc.).

Full Text

Проблема сознания является одной из центральных и важнейших проблем философии и науки. Следует заметить, что само понимание, интерпретация сознания и его состояний в науке зависит от принятых субъектами исследования философских позиций. Множество философских и научных теорий сознания можно весьма условно разделить на две группы. К первой относятся теории, которые, как правило, считают сознание локальным явлением и стремятся вывести явления сознания из сочетания нейронных процессов, происходящих в различных разделах мозга. В первую очередь к этой группе относятся теории аналитической философии и концепции диалектического материализма. Аналитическая философия сознания представлена в наиболее значимых концепциях: теории множественных проектов Д. Деннета, эмерджентного материализма А. Ревонсуо, биологического натурализма Дж. Серла, натуралистического дуализма Д. Чалмерса, сенсомоторной теории А. Ное и др. Помимо философских существует множество теорий сознания, выработанных в самой науке. Вот некоторые из них: теория глобального рабочего пространства (Б. Баарс), нейробиологическая теория (Ф. Крик, К. Кох), теория динамического ядра (Д. Тонони, Дж. Эдельман), теория таламокортикальной связи (Р. Льинас), теория рекуррентной обработки (В. Ламме), теория микросознания (С. Зеки), теория соматических маркеров (А. Дамасио). Их авторы - психологи, невропатологи, нейрологи, т.е. люди, непосредственно занимающиеся научной деятельностью. Современный исследователь проблемы сознания психолог А. Ревонсуо отмечает, что, в отличие от философских, эмпирические теории сознания «согласны в том, что сознание находится в голове, в том или ином смысле. Тем не менее, их авторы не согласны друг с другом по поводу базовой формы сознания, нейрональных механизмов сознания и отношений между сознанием и когнитивными функциями высокого порядка» [10, с. 254]. Общая задача их исследований состоит в нахождении коррелятов различных явлений сознания с нейронными структурами мозга. В последние десятилетия в проблематику сознания всё активнее входит рассмотрение изменённых состояний сознания (ИСС), о которых, как правило, ничего не говорится ни в аналитической, ни в диалектико-материалистической философии сознания. Исключение составляют исследования А. Ревонсуо, в которых он пытается объяснить их с позиций эмерджентного материализма, согласно которому различные феномены сознания зависят от степени электрической активности мозга; но указанной зависимости противоречат внетелесные переживания (ВТП) и околосмертные переживания (ОСП), существование которых нельзя понять с данных позиций [10, с. 311]. Состояние обыденного состояния сознания, жёстко связанного с состоянием бодрствования и активностью сознания, необратимые изменения осознаваемого переживания (например, нейропсихологические расстройства, вызванные травмой головного мозга) обычно не относятся к ИСС [5, с. 281]. Последние представляют собой пёструю совокупность самых различных субъективных переживаний, среди которых можно назвать следующие: гипноз, необычные сновидения, медитация, молитва, трансовые состояния и др. Среди указанных ИСС выделяют необычные состояния сознания как состояния более высокого уровня, называемых иногда «расширенными состояниями сознания» [5, с. 279]. В них человек достигает необычных или высоких степеней внимания или эмоций, или когнитивных способностей. Они связаны с положительными, значимыми и важными для человека переживаниями, нередко приводящими к глубоким изменениям мировоззрения и психологии личности. Данные состояния могут возникать и как естественные физиологические и психологические феномены, и как связанные с чувством глубокого понимания, единения с миром, внезапного открытия или проникновения в природу вещей, проблесками высшего знания об устройстве Вселенной и т.п. К таким состояниям сознания относят медитацию, оптимальное эмоциональное переживание как состояние «потока», состояние «самадхи» в индийской йоге, внетелесное переживание (ВТП) как выход души из тела, околосмертное переживание, мистическое переживание. Из приведённых выше популярных в западном сообществе философских и научных (эмпирических) теорий ни одна не даёт объяснения причин возникновения этих состояний. Высказываются предположения, согласно которым некоторые ИСС, например, ВТП, можно вызвать «простой стимуляцией мозга в соответствующих точках в височно-теменной области» [9, с. 305], но при этом не даётся объяснения тому, чем же они вызваны в самой действительности без вмешательства человека. Ко второй группе теорий сознания в российской и зарубежной науке относятся взгляды и концепции, которые рассматривают проблему соотношения сознания, материи и мозга в системе иных мировоззренческих координат c учётом достижений современной науки. Профессором физики Стенфордского университета Э. Тиллером предложена модель Вселенной как многомерной голографической сете-полевой структуры, заполняющей мировое пространство, в узловых точках которой мысли и намерения людей накапливают «потенциалы» (создают кластеры), на которые воздействует мировое духовное начало, Абсолют, определяющее энергетику нашего физического мира и формирующее события нашей жизни. Английский физик Д. Бом при исследовании плазмы обнаружил удивительную согласованность поведения всех частиц относительно друг друга. Для объяснения этого феномена он постулировал существование некоего гипотетического поля, действие которого не ослабевает с расстоянием, а сила распределена равномерно по всему пространству. Это поле он назвал квантовым потенциалом; оно обеспечивает электроны необходимой информацией обо всём, что происходит вокруг [8]. Независимо от гипотезы Д. Бома российский учёный, академик Г.И. Шипов в конце XX века сформулировал теорию волнового информационного поля Вселенной, носителем которого является физический вакуум [6]. На протяжении ХХ столетия в физике были известны четыре фундаментальных взаимодействия, такие как электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое поля; Г.И. Шиповым было открыто пятое фундаментальное взаимодействие - информационное - как продукт вращательного движения, сопровождающего абсолютно всё: от атома до Вселенной, поля кручения, переносящие информацию. Эти поля существуют двух видов: как первичное торсионное поле, порождаемое кручением пространства, и как вторичные торсионные поля, связанные с вращением материальных объектов и искажением структуры физического вакуума. В модели мироздания, предложенной Г.И. Шиповым, присутствует семь иерархически связанных уровней реальности, существующих в неразрывном единстве. Венчает иерархию седьмой высший уровень реальности - это «Абсолютное Ничто», которое не поддаётся определениям и является источником, организующим началом всего того, что лежит на нижележащих уровнях. Следующим по нисходящей уровнем реальности является первичное торсионное поле, или информационное поле Вселенной, которое по его свойствам можно назвать полем Сознания Вселенной. Оно представляет собой пространственно-временные вихри, насыщенные не энергией, а бесконечно большим объёмом информации. Первичные торсионные поля, в свою очередь, воздействуют на физический вакуум, из которого рождаются плазма, газы, жидкости и твёрдые тела. Исследования новосибирских учёных под руководством академика В.П. Казначеева экспериментально доказывают восприятие и управление клетками живых организмов космическими информационными потоками [4]. Торсионные поля создаются также при любом искажении физического вакуума, в том числе и под воздействием мыслей и слов человека. Доктор биологических наук, академик А.П. Дубров отмечает дистантный характер взаимодействия мысли человека с живой и неживой материей на всех уровнях её структурной организации. В этой связи он пишет: «…экстрасенсы, создающие чётки из разных бусинок, украшения из металлов и минералов… ускоряя в тысячи раз инкубационное развитие разбитых куриных яиц прямо на глазах у присутствующих. То есть во всех случаях они ментально создавали живую и неживую материю! Подчеркнём для тех читателей, которые не знакомы с фундаментальными исследованиями в парапсихологии, что в них иллюзионистские трюки полностью исключены» [3]. В течение последних десятилетий нашли опытное подтверждение представления о том, что человек окружён многочисленными энергетическими и информационными полями, о существовании помимо физического тела ещё шести тонких тел человека, которые по своей природе являются электромагнитными и торсионными. Свечение эфирного, астрального и ментального тел можно наблюдать на фотографиях с помощью аппаратуры Кирлиан. На фотографиях можно наблюдать ровное свечение указанных тел в форме сплошных колец вокруг пальцев испытуемых во время молитвы и благословений и разрыв этих колец, прекращение свечения, появление негативных структур в виде химер после ругательств и проклятий, идущих как от самих испытуемых, так и при воздействии извне от других людей [7, с. 140-141]. Многие учёные полагают, что все явления психической жизни человека детерминированы функционированием биокомпьютера сознания по принципу полевых информационных взаимодействий. Директор международного института теоретической и прикладной физики А.Е. Акимов в этой связи утверждает: «индивидуальное сознание как функциональная структура включает в себя не только собственный мозг, но и структурированный в виде вычислительной машины физический вакуум в пространстве около мозга, то есть является своеобразным биокомпьютером» [1, с. 127]. Американские учёные Э. Ньюберг и Ю.Д Акили объясняют, как в функционирующем мозге возникает целый спектр таких состояний как медитация, растворение в бесконечном Пространстве и др. Работая в больнице при университете штата Пенсильвания, они методом томографии сканировали мозг тибетских буддистов и францисканских монахинь во время медитации и молитв в течение многих лет. При исследовании томограмм мозга медитирующих они установили, что ощущение спокойствия, единения с миром сопровождается состоянием активности в передних долях мозга и её снижением в теменных задних долях. Выяснилось, что участок левой теменной доли мозга, названный ими ориентационно-ассоциативным полем, блокирует правое полушарие и отвечает за проведение черты, отделяющей индивидуальное «Я» от окружающего мира. Анализ томограмм показал, что на пике медитации или молитвы приток крови к мозгу резко уменьшается; вследствие этого информационное поле лишается информации, необходимой для проведения разделяющей черты между «Я» и миром, активизируется правое полушарие и человек может испытывать различные изменённые состояния сознания вплоть до высших. Результаты исследований позволяют выдвинуть гипотезу, что источником таких состояний являются не эмоции и намерения, а генетически запрограммированные связи мозга. В этой связи Э. Ньюберг замечает: «Вот почему религия продолжает процветать в век разума. Вы не можете вычеркнуть Бога из своей жизни при помощи мысли, потому что религиозные чувства - в большей степени продукт ощущений, а не разума» [8, с. 11]. Аналогичные исследования по воздействию молитвы на состояние мозга проводили российские учёные. Так, сотрудниками лаборатории нейро- и психофизиологии в Психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева были записаны энцефалограммы семи воспитанников Духовной академии в Петербурге. Установлено, что во время молитвы произошло постепенное урежение ритма биотоков мозга и у взрослого человека возникло состояние сознания, которое бывает лишь во время так называемого «медленного» сна, а во время бодрствования наблюдается лишь у младенцев до двух месяцев. То есть данные ЭЭГ у усердно молившихся воспитанников семинарии показывали выключение коры головного мозга, которая вновь включилась после окончания молитвы [2]. Результаты исследований российских и американских учёных приводят к одному и тому же выводу, что состояния сознания, которые возникают во время молитвы и медитации, свойственны и необходимы человеку так же, как и состояния бодрствования и сна. Резюмируя изложенное авторами второй группы теорий, можно сказать, что здесь принципиально иначе понимается природа и сущность сознания, его взаимосвязь с мозгом и материей. Проведённые исследования показывают, что сознание имеет нелокальную природу (не является функцией только мозга), связано со всей Вселенной, обладает сложной многомерной структурой, порождённой как космическими, так и социально-духовными и индивидуально-психическими процессами. В данной парадигме сознание каждого человека встроено и участвует в иерархии сознаний групп, социума, информационных полей Земли и Космоса. Такое понимание позволяет, в отличие от теорий первой группы, объяснить в некоторых отношениях причины возникновения хотя бы некоторых изменённых состояний сознания (медитации, молитвы, ОСП). Результаты рассмотрения обоих направлений исследования сознания приводят к выводу, что для теорий сознания современной аналитической философии и науки изменённые состояния сознания представляют большие трудности, в связи с тем (как отмечает А. Ревонсуо), что они очень субъективны по своему содержанию, их свойства иногда невозможно эмпирически описать и эти состояния трудно или невозможно контролировать в экспериментах [10, с. 304]. Позиции второго направления исследования сознания представляются методологически более ценными, поскольку не только объясняют причины возникновения хотя бы некоторых изменённых состояний сознания, но и нацелены на перспективу развития всего комплекса естественных и социально-гуманитарных наук, в контексте которого проблема сознания будет получать всё более глубокое всестороннее разрешение.
×

About the authors

E M KOVSHOV

Email: kovshovem@rambler.ru

References

  1. Акимов А.Е., Бинги В.Н. Компьютеры, мозг и Вселенная как физическая проблема // Сознание и физический мир. - М.: Яхтсмен, 1995. - В. 1. - С. 127.
  2. Голубев Е. Как измерить силу веры // Аргументы и факты. - 2001. - № 1.
  3. Дубров А.П. Сверхслабое ментальное взаимодействие как основа когнитивной психофизики // Сознание и физическая реальность. - 2004. - Т. 9.
  4. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. - Новосибирск: Наука, 2004.
  5. Козлов В.В. Трансперсональная психология. - М., 2010.
  6. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. - М.: Фирма «НТ-Центр», 1993.
  7. Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Бог, душа, бессмертие. - Мурманск: Север, 1992. - С. 140-141.
  8. Хроника // Наука и религия. - 1999. - № 7.
  9. Талбот М. Голографическая Вселенная. Новая теория реальности. - К.: София, 2004.
  10. Ревонсуо А. Психология сознания. Пер. с англ. - СПб: Питер, 2013.

Copyright (c) 2015 KOVSHOV E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies