SOCIOCULTURAL BACKGROUND OF FORMATION OF PHILOSOPHICAL CATEGORY «QUALITY»



Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses and analyzes the major socio-cultural features of antiquity, the Middle Ages and modern times, on the basis on which some preconditions of quality category were identified. The author defines the main essential characteristics of quality as dialectical categories. The study formulated the concept of the category of «quality» in these historical and philosophical periods.

Full Text

На протяжении многих столетий философы интерпретировали сущность категории «качество». На понятийную сторону качества имели влияние и взгляды философов, и уровень развития науки в государстве, и внешнеполитическая обстановка, и, наконец, социокультурные особенности эпохи. Обратимся к исследованию социокультурных особенностей исторических этапов развития философии. На сегодняшний день существует множество вариантов периодизации истории философии, однако наиболее распространённой является периодизация В. Татаркевича [14]. Польский историк философии предлагает разделение европейской истории философии на три глобальных этапа: античная философия, средневековая философия и философия Нового времени. По нашему мнению данная периодизация достаточно укрупнена, поэтому более целесообразной является периодизация А.Н. Муравьева. Историк философии предлагает структурировать историю философии с периода Античности до Нового времени следующим образом: античная философия, средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, Немецкая классическая философия. Значимость античной философии в мировом историко-философском сознании невозможно переоценить. Изначально философию античности представляла Древняя Греция, позднее, во 2 веке до н.э., к древнегреческой культуре добавляется Древний Рим. При детальном рассмотрении, можно выделить следующие социокультурные особенности периода античности, которые одновременно являются и предпосылками формирования античного понимания категории качества. Учитывая исследование категории качества с философской позиции, первостепенно необходимо отметить этические характерные черты эпохи. Античность характеризуется явной доминантой эвдемонистических мотивов в духовных (нравственных) изысканиях древнегреческих и древнеримских философов. Эвдемонистические мотивы постулируют идею беспрекословности счастья добродетельной личности. Особняком среди социокультурных особенностей периода античности возвышается идея гармонии. Особенный случай идеи гармонии - гармония духовного и материального. При этом античная гармония не пытается сообразно предшествующей, древнеиндийской, кардинальным способом скинуть вымышленную материальную оболочку для воссоединения с Абсолютом. Напротив, античная культура преподносит незнакомый иным культурам асексуальный культ тела [14]. Наряду с этической компонентой исследования социокультурных предпосылок становления категории качества не менее важен аспект социального бытия. Так, античная культура характеризуется социальной ориентированностью [1]. Гражданское достоинство человека и демократические ценности высоко ценятся и в Древней Греции, и в Древнем Риме. При этом в понимании социальной ориентированности философии античности государство не является самоцелью. В качестве аргументации данного тезиса приведём пример эволюции этико-социальных представлений. Ранняя античность характеризуется постулатом единства государства и человека [11]. Философия позднего периода противопоставляет внутренний мир человека его социальной жизни. Одной из главных особенностей философии и культуры античности является рациональность. По нашему мнению, рациональность необходимо рассматривать как определяющую особенность и предпосылку формирования категории качества в античной философии. Так, воссоединение человека с трансцендентным миром происходит посредством разума, а не преодоления материи или создания абсолютного общества. Высший мир в античной философии как абсолютен, так и умопостигаем. Именно человеческий разум возносит ценность человека, личности на пьедестал нравственности и социальной добродетели. Философские идеи Сократа отождествляют такие понятия, как добродетельный человек и знающий человек, нравственное поведение и разумное поведение. Более того присутствует взаимосвязь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием [9]. Античность породила новую форму общественного знания - науку. Наряду с тем, что Древняя Греция и Древний Рим генерировали различные эмпирические знания, именно в рамках античной культуры вследствие общей рационалистической направленности знаний они были отведены от мифологического знания, классифицированы и теоретически синтезированы. Теоретическое оформление обрела и мораль, собственно в Древней Греции берёт своё начало учение о нравственности - этика. Таким образом, к предпосылкам формирования категории качества в период античности можно отнести: эвдемонистические мотивы, идею гармонии, социальную ориентированность и рациональность. Перечисленные социокультурные предпосылки закладывают основы первичного понимания качества, т.к. впервые понятие «качество» появляется в трудах таких античных философов, как Аристотель, Сократ, Платон и др. [11]. По нашему мнению обобщённая трактовка категории качества в период античности будет следующей: качество - предметное свойство, объединяющее внешнюю и внутреннюю стороны объекта, а также отражающее его первостепенную сущность. Следующий исторический период, который необходимо рассмотреть в рамках исследования социокультурных предпосылок формирования категории качества - эпоха средневековья. Анализируя исторические источники эпохи средневековья, можно сделать вывод об отсутствии однозначной заинтересованности философов в проблемах сущности культуры, её соотношения с окружающей действительностью, отличиями культуры от невежества [6]. Философы Фредерик Чарльз Коплстон и Жорж Дюби рассматривают период конца X начала XI вв. как эпоху радикальных перемен во взглядах человека. Доминирующие материалистические и идеалистически-философские идеи транспонируются в абсолютно теологические. Философия лишается положения «водительницы души», на её место приходит религия со своим набором ориентиров и принципов жизни человека, основывающихся на христианских догматах. Церковные постулаты становятся фундаментом нового сознания и базисом средневекового мировоззрения. По мнению Ф. Энгельса, церковь освящает не только политическую сферу жизни общества, но и преобразования в технике, науке, искусстве. Любая деятельность человека и общества приводится к основам церковных учений [6]. В аспекте нового религиозного мировоззрения перед философией стоит новая задача - формирование теоретической основы оправдания разумом «Священного писания». Философия утрачивает научный статус и трансформируется в «служанку богословия» [14]. Ключевой особенностью средневекового образа мыслей, по мнению таких философов, как А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гофф, Л.П. Карсавин, Й. Хейзинг, П.М. Бицилли, является целостность миропонимания. Мир осознавался человеком целостным, единым и неделимым. П.М. Бицилли отмечает в труде «Элементы средневековой культуры», что «идея единства до такой степени гипнотизирует мысль, что само слово единство приобретает магическое значение: одним из доказательств исключительности превосходства католической церкви является именно то, что она «католическая», т.е. единая, единственная, следовательно «истинная» [2, с. 126]. Не менее важной характеристикой культуры Средневековья, перекликающейся с культурой Античности, является неделимость предметно-реального и идеального. В средневековой философии предметно-реальная и идеальная составляющие не разделяются, а синтезируются в единую среду, основанием которой выступает обычай. Средневековый философ Алкуин в своем трактате «О диалектике» выделяет десять основных категорий, в число которых входит и качество. Основываясь на диалектике Алкуина и социокультурных предпосылках формирования категории качества в периоде Средних веков, сформулируем обобщённое понятие категории качества для данного периода времени. Итак, качество - диалектическая категория, отражающая особенности и состояния тела и духа, такие как аффект, «естественная возможность», пассивные качества, форма и фигура, существующие обособленно от воли и разума человека. Согласно выбранной периодизации истории философии следующий период, который необходимо рассмотреть в рамках исследования предпосылок формирования категории качества - период Возрождения. Эпоха Возрождения - одна из самых противоречивых в истории философской мысли. Мировоззрение данного периода характеризуется как возвращением интереса к философии, мифологии, искусству античности, так и генезисом новой науки и языческих суеверий, астрологии и алхимии. Главенствующей социокультурной особенностью периода Возрождения является революция отношения к человеку. Философская мысль данной эпохи провозглашает человека центром мироздания [5]. На первый план выходит не греховность человека, а его достоинство и величие. Понятия «гуманизм» и «человечность» становятся синонимами. В общем смысле можно говорить об антропологической направленности всех сфер социальной и научной жизни. Наряду с антропологизмом особенностью эпохи Возрождения является пантеизм, т.е. растворение Бога в природе [5]. Другими словами природа представляется как божественное самовыражение. Божественная воля в полной мере проявляется в природе, учитывая, что человек отныне независим и полностью абсолютизирован. Период Возрождения отличен от других периодов истории философии ещё и тем, что социокультурные особенности эпохи не идентичны предпосылкам формирования категории качества. Диалектика Возрождения не является категориальной, поэтому обращение к диалектике античности актуально в отношении изучения качества. Яркий представитель диалектики Возрождения - Николай Кузанский, германский философ. Н. Кузанский в трактате «Об учёном неведении» представляет бесконечность, как результат определённого качественного скачка. Более того, используя математические теории, философ исследует нововведённые понятия: бытие-возможность, абсолютный максимум и абсолютный минимум. Особый интерес в диалектике Н. Кузанского представляет обоснование тезиса о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума. Используя методологию анализа, представленную в труде Н. Кузанского, можно говорить о качестве, как об абсолютной категории. Учитывая «абсолютность» категории, можно определить качество, как минимально необходимую особенность, отличающую один предмет от другого и существующую независимо от знаний и волеизъявления человека, а, значит, с её помощью можно определить сущность объекта, что является неотъемлемым условием абсолюта [10]. После переходного периода эпохи Возрождения эпоха Нового времени провозглашает отсутствие истинного бытия чего-либо первопричинного и первоосновного в жизни человека и общества. Теперь человек может надеяться только на собственный разум и силы в своей деятельности, а не ориентироваться на высший Разум. Следующая социокультурная особенность эпохи Нового времени - расценивание сознания, потребности и, наконец, жизни человека как единственного, непреложного и истинного бытия. Уменьшение влияния идей существования Великого бытия Бога совмещается с временным переосмыслением: человек перестаёт думать о вечном. Человек прекращает поиск высокого смысла своего существования. Все бытийные вопросы о смысле жизни сводятся к реальным земным потребностям. Желание человека жить «здесь и сейчас», т.к. после смерти ожидает пустота, - одна из особенностей Нового времени. Поверив в возможности своего разума, человек поверил и в собственные силы изменить мир, основываясь на законах и мировоззрении, открытых посредством разума. Окружающий мир перестал быть Божественным порядком, более того он превратился в сферу рационалистической деятельности человека. Часть мира, существующая вне поля деятельности человека, подлежит изучению и объяснению. В науке на первый план выходит квантитатизм - от латинского «количество». Все явления и процессы познаются количественным способом; познание - измерение, как постулат классической науки. «Дайте мне протяжённость и движение, и я построю вселенную» [13, с. 54], - утверждал Декарт. В период Нового Времени сложилось механистическое мировоззрение. Механистическое знание - эмпирико-ориентированное: первое место занимает полученный эффект. Наряду с представленными выше социокультурными особенностями особое место занимает онтологический нигилизм. Именно онтологический нигилизм впоследствии привёл к преобладанию материализма не только в теоретическом, но и в жизненном пространстве. В завершении рассмотрения социокультурных особенностей периода Нового времени можно сделать вывод о том, что философия и история данной эпохи основывалась на осознании человеком своей суверенности и на его уверенности в собственном формировании своей нравственности, причём высшей формой духовности признаётся сознание и разум. В период Нового времени зарождается «материалистическая диалектика», одним из ярчайших представителей которой является Ф. Бэкон. Один из аспектов диалектики Бэкона - рассмотрение качественных состояний материи, а именно качественные состояния материи транспонируются друг в друга на основе универсального движения [3]. Более того, философ обосновывает третичную концепцию категорий «качество - мера - количество», утверждая, что основополагающая категория бытия-природы - мера. Данная категория служит не только для взаимосвязи качества и количества или получения качественного скачка, а применима в любой сфере познания [3]. Основываясь на диалектике Бэкона, определим категорию качества, как степень динамического состояния, определяющую материю и обособляющую её в качественном многообразии природы [12]. Особенным образом в эпохе Нового времени выделяется период Немецкой классической философии, который зародился под влиянием модернизаций и революций во всех сферах жизни Европы. Непросто выделить фрагментарные социокультурные особенности эпохи, т.к. поистине великие события произошли в данный период времени. В первую очередь, революция Просвещения положила начало коренному перевороту в мировоззрении, после чего Великая французская революция к нестабильной экономической и социальной обстановке добавила общественный резонанс [8]. Во-вторых, революционные настроения проявляются и в естествознании, а именно механика уже не играет доминирующую роль в науке. На первый план выходят химия, немеханическая физика, биология и т.д. В-третьих, религия совершает тщетные попытки вернуть себе былое превосходство, однако после Великой французской революции свобода слова и мысли занимает почётное место в социокультурной жизни общества. И, наконец, как ни странно неудовлетворенность европейского населения процессами, происходящими в государствах, сопровождалась созданием идеальных прообразов общественных отношений. В первую очередь, это отразилось в искусстве, однако наибольший эффект произошёл в философии. Весь мир пришёл в движение, все процессы и проблемы нужно было переосмыслить. Тотальность проблем требовала создания универсальных теорий и систем. Такие задачи подвластны исключительно философскому знанию. Именно в условиях Нового времени Гегелем была создана новейшая диалектическая система. Идеалистическая диалектика Гегеля является категориальной, т.е. представляет различные взаимосвязи и переходы философских категорий, развитие абсолютной идеи. Философ выделяет следующие основополагающие категории: качество, количество, мера, действительность, случайность и т.д. Трактовки, присвоенные Гегелем диалектическим категориям, актуальны и сегодня: «качество есть определённо сущее», «мера - это качественное количество или количественное качество», «действительность - единство сущности и существования», «случайность - то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чём-то другом» и т.д. [4, с. 364]. Диалектика Гегеля включает не только сущностные характеристики категорий, но и выделяет всемирно известные законы диалектики: закон количественно-качественных изменений, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания [7]. Можно объективно утверждать, что диалектическая система Гегеля является вершиной диалектики Нового времени в общем и Немецкой классической философии в частности. Опираясь на категориальный аппарат диалектики Гегеля, сформулируем определение категории «качество», релевантное для рассматриваемого периода времени. Качество - категория, определяющая все предметы и явления в мире, точно фиксирующая внутренние и внешние свойства объектов. В заключении следует отметить, что социокультурные особенности каждой исторической эпохи внесли свой вклад в формирование сущности категории качества. Учитывая особую специфику исторического периода, категория как приобретала, так и утрачивала смысловые компоненты. Категория «качество» всегда занимала умы философов своей неоднозначной определённостью. С одной стороны качество - предельно простая «повседневная» категория, с другой - всеобъемлющая и неопределённая.
×

About the authors

A V MAYAKOVA

Email: berryannett@yandex.ru

References

  1. Бертран Рассел. История западной философии: В 2-х т., Т. 1. - М., 1993. - 512 с.
  2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - М.: Мифрил, 1995. - 264 с.
  3. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2 // Сер. Философское наследие; 1971-72 гг. - М.: Мысль. - 582 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- СПб: Наука, 1997. - 800 с.
  5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  6. Корякина Е.П. Культура средневековой западной Европы: особенности, ценности, идеалы [Электронный ресурс] / Е.П. Корякина. - URL: http://avt. miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html.
  7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. шк., 1989. - С. 8.
  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975. - 672 с.
  9. Маякова А.В. Генезис и развитие философии качества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014 - № 12(71), Ч. I. - С. 258-260.
  10. Маякова А.В. Философско-методологический анализ категории «качество»: от классической основы до современных интерпретаций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. Курск. - 2015. - № 1(14). - С. 133-140.
  11. Маякова А.В. Philosophical and methodological analysis of quality problems in the projection of the modern philosophy of quality // Science Time. - 2015. - № 3(15). - С. 280-287.
  12. Соколов В.В. Философия Рене Декарта. - М., 1986. - 144 с.
  13. Столяров А.А. Философия - служанка богословия / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. - С. 299-301.
  14. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. - 482 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 MAYAKOVA A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies