Philosophical and culturological aspects of typology of cities


Cite item

Abstract

Modern urban studies cooperate with geography, economics, sociology, philosophy and cultural studies. At the confluence of different disciplines, a wide range of interdisciplinary approaches and interpretations was formed. Among them is the spacetime diagnostics (chronotope). According to the author, the diversity and richness of urban spaces and human temporal modes is an important indicator of the developing city. The author offers a hypothesis on the construction of a typology of cities based on the chronotope.

Full Text

Типология городов - исследовательская область, обладающая высокой актуальностью, о чём свидетельствует как наличие значительной литературы теоретического и практического свойства, так и её острая дискуссионность. Традиция, идущая от классиков философской урбанистики конца XIX века М. Вебера1 и Г. Зиммеля2, была ориентирована на рассмотрение города в русле социальной философии. В российской науке проблема типологии городов объёмно, в духе позитивистских методов изложена Г. Лаппо3. Современное видение города как гражданского организма, как поля коммуникации последовательно вводил в отечественную теорию и практику В.Л. Глазычев4. Сторонниками философско-культурологической интерпретации провинциальных городов (их духа, ментальности, мифологии) стали Н.И. Воронина5, Т.В. Злотникова6, Е.В. Дуков7. Обзор зарубежных концепций находим у Е.Г. Трубиной8. Не так давно новую, экономико-географическую типологию российских городов предложила Н.В. Зубаревич9. Типология городов необходима - как науке (для рефлексии, рационализации огромных объеёов фактов о городах мира и страны), так и практике (для принятия верных стратегий развития, соответствующих природе данного города и его месту в стране). На каких же основаниях строятся различные типологии городов? Любая -графия или -логия рассматривает город в различных ракурсах, умножая классификации. Так, один и тот же город, соответствуя различным критериям, может принадлежать к целому ряду типов. К примеру, Самара, судя по обсуждениям в прессе и научным штудиям, может быть отнесена как к «опорным» российским городам-миллионникам и флагманам индустриализации, так и городам с постоянно забываемым прошлым, дефицитом гуманитарной интеллигенции; как к городам с купеческим прошлым и с приоритетом коммерциализации, так и к городам с комплексом «запасной столицы». Очевидно, что выбор стратегий развития города зависит от типологии и понимания ментальных приоритетов горожан. Объектом исследования в настоящей статье являются различные подходы к типологии городов, понимающейся как область упорядочения и обобщения знаний о городах и идентификации горожан. Предметом исследовательского интереса становятся основания типологии в философско-культурологическом аспекте. Цель настоящей статьи - постановка проблемы типологии городских пространств с точки зрения философии и культурологии, а также иллюстрация подобной типологии на локальных и новых примерах. По мысли автора, богатство и разнообразие гуманитарных пространств является важнейшим показателем активно развивающегося города. «Полифония городских пространств» - важнейший философско-культурологический аспект типологии города. Поэтому, оставив географии, экономике и социологии типологии, созданные в их профессиональном поле и отвечающие их задачам, остановимся на философско-культурологических аспектах, позволяющих говорить о типологии более интегрально. Исследования города как физического и метафизического феномена - одна из интереснейших областей современной гуманитаристики. Такие работы создаются географамине-совсем-географами (Д.Н. Замятин, Д.Б. Орешкин, А.И. Трейвиш, Н.В. Зубаревич); философами-филологами-историками, выходящими за пределы классики (А.С. Ахиезер, М.Ю. Лотман, И.В. Кондаков, С.А. Голубков, Е.Я. Бурлина, Д.Г. Горин); методологами-урбанистами и консультантами по развитию регионов (В.Л. Глазычев, П.Г. Щедровицкий). Сошлёмся также на исследовательские проекты Самарских учёных, например, тематический выпуск 2012 года Интернационального научного альманаха «Life sciences» а - «Город и время»10 и продолжающий тему двухтомный научно-исследовательский альманах «Полифония городских пространств»11, созданные под руководством Е.Я. Бурлиной и выполненные совместно с молодыми исследователями. Развитию хронотопии и хронотипии, несомненно, способствовали диссертации Л.Г. Иливицкой12, Ю.А. Кузовенковой13, Н.В. Барабошиной14. В основе их идей лежит тот факт, что ключевую роль в жизни и развитии города играет богатство и разнообразие городской жизни. Оно диагностируется фиксацией пространственно-временных модусов, хронотопов, выражающих собой городские смыслы, знаки и символы, напрямую влияющие на ментальность горожан. Хронотопия - способ диагностики диалога города и человека через изучение типичных пространственно-временных представлений горожан. Хронотопы создаются десятилетиями, веками, в некоторых случаях и тысячелетиями. В основе культурных пространств города лежат определённые хронотопы. Гуманитарными «организаторами культурного пространства» может выступать что угодно - театр, школа, высшее учебное заведение, библиотека, музей, арт-кафе, а также памятник. Так, установленный не так давно на Полевом спуске волжской набережной города Самары памятник одному из основателей города - воеводе Григорию Засекину, работа скульптора К. Саркисова, обогатил гуманитарное пространство Самары, связав историю с современностью и будущим. Монументальная классика и эффектное расположение памятника преобразили городское пространство и представления горожан о самих себе. Другой интерактивный памятник, также установленный на волжской набережной Самары - «Бурлаки», работа скульптора Н. Куклева - делает фактом современной жизни цитаты культурного наследия прошлого: великое создание И.Е. Репина, выплывающее из прошлого и реальных видов современной Волги. Толпы самарцев и приезжих вокруг талантливой работы говорят о её признании. Своей совокупностью такие символические пространства создают общегородские культурные пространства, связывающие прошлое - настоящее - будущее. Из интерпретации смысловой многослойности городских пространств родилось понятие «полифонии городских пространств»15, в котором термин, позаимствованный из музыки, указывает на одновременное их звучание, взаимодействие и функционирование. Именно уровень гуманитарности, наличие множества разнообразных «гуманитарных студий», к которым относятся любые социальные институты (от школы, прогулочного променада до памятника или любимого фестиваля) расширяют городскую коммуникацию, предоставляя городу больше возможностей для развития вне зависимости от его материальной базы, они продвигают город, а возможно, и регион, и страну, и культуру. И напротив - отсутствие таких артефактов и важных ориентиров делает невозможным наличие «городского» в городе, способствует рурализации городов. Гуманитарное пространство, насыщенное различными хронотопами, таким образом, может послужить основой для классификации и типологии городов. Итак, с помощью хронотопа - философско-культурологической диагностики городского времени-пространства - возможно типологизировать города. При этом большое значение имеют гуманитарное и философско-культурологическое пространства. Обращая внимание на них, можно наблюдать как явления потери гуманитарной составляющей, рурализации, смыкания городов с огородами и степью, так и появление и развитие нового типа гуманитарного пространства - образовательного, вузовского, культурного, художественного, - несущего в себе символический капитал и значительный потенциал для социально-экономического развития. Таким образом, разнообразие гуманитарных институтов города, а также памятников, создающих полифонию городских пространств, является важным основанием типологии городов в философско-культурологическом аспекте.
×

About the authors

E Grankina

Email: evgeniagrankina@gmail.com

References

  1. Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 575 с.
  2. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. Журнал по философии и прагматике культуры. - 2002. - Вып. 3-4.
  3. Лаппо Г.М. Города России. Взгляд географа - М.: Новый хронограф, 2012. - 504 с.; Лаппо Г.М. Города в пространстве России // Отечественные записки. - 2002. - Вып. 6(7).
  4. Глазычев В.Л., Гутнов А.Э. Мир архитектуры. Лицо города. - М., Молодая гвардия, 1990; Глазычев В.Л. Представление о городе и технологии управления средовым развитием. Типология городов. Доклад для семинара "Город Киев в XXI веке". Пуще-Водица, 1998.
  5. Воронина Н.И. Полиэтнический город: времена и нравы // Город и время: в 2 томах. Том 2. Интернациональный научный альманах «Lifesciences», тематический выпуск 2012 г. - 2012.
  6. Злотникова Т.С. Время старого города // там же.
  7. Дуков Е.В. Городская культура России: новые веяния // там же.
  8. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 520 с.
  9. Зубаревич Н.В. Четыре России // Ведомости. - 2011. - № 248; Зубаревич Н.В. Современная Россия: география с арифметикой // Отечественные записки. - 2012. - № 1(46).
  10. Город и время: в 2 томах. Тематический выпуск 2012 г. Издание предпринято в рамках проекта «Города - страна - Волга. Региональная культура и имидж города». Авторы проекта: Е. Бурлина, Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова. - Самара: Самарское книжное издательство, 2012.
  11. Полифония городских пространств. Интернациональный научно-исследовательский альманах. Обзоры и концепция. Руководитель проекта: Бурлина Е.Я. Авторская группа: В. Майсциес, Л. Иливицкая, Ю. Кузовенкова, Я. Голубинов, Н. Барабошина, Е. Гранкина, Д. Бокурадзе, Е. Шиллинг. В 2-х т. Т. 1. - Самара: Медиа-книга, 2014.
  12. Иливицкая Л.Г. Время и хронотип: новые подходы и понятия. Автореф. дисс. … канд. филос.наук: 24.00.01. - Саранск, 2011.
  13. Кузовенкова Ю.А. Город в идеальном измерении: от образа к имиджу. Автореф. дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. - Саранск, 2009.
  14. Барабошина Н.В. Хронотоп малого города: Бузулук - культурное пограничье. Автореф. дисс. … канд. филос.наук: 24.00.01. - Саранск, 2013.
  15. См. альманах «Полифония городских пространств. Философско-культурологические теории и хронотопия». Сборник научных статей / Руководитель проекта: Е.Бурлина. В 2-х т. Т. 2. - Самара: Медиа-книга, 2014. - С. 10.

Copyright (c) 2014 Grankina E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies