ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА О ФРАКТАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕКА



Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье с позиций теории и практики энергоинформационной медицины объясняется и обосновывается понимание состояния здоровья личности и общества как следование общим законам мироздания в их единстве, а болезни - как следствия их несоблюдения.

Полный текст

В философии всегда стояла проблема отображения человека как сложного многомерного целостного явления, преодолевающего предметную раздробленность изучения самого себя отдельными науками. В последнее время эта проблема решается на основе синтеза теорий систем и синергетики, положения которых стали принципами обоснования целостности индивида. Так, согласно системно-синергетическому подходу, Вселенная представляет собой гигантскую саморазвивающуюся голограмму, включающую в себя некую последовательность уровней иерархии, в которой каждый вышестоящий уровень объединяет в себе все нижележащие. Здесь человек представлен голографическим отпечатком Вселенной, обладающим всеми признаками голограммы; в любом участке голограммы весь объект присутствует целиком. Возникшая в последней четверти XX в. теория фракталов (как один из разделов теории хаоса) также входит в число принципов концептуального обоснования системной целостности личности. В свете указанных принципов человека можно рассматривать как структуру и процесс, являющийся богатейшим источником нелинейных фракталов. В последние десятилетия в медицине возникло такое новое направление, как энергоинформационная медицина, синтезирующая принципы теорий медицины, систем, синергетики, теорий фракталов и физики, которая воплотилась во множестве новых оздоровительных технологий и процедур. В наиболее теоретически разработанном виде она представлена в научных исследованиях Холдинга «Научно-исследовательские институты Здоровьесберегающих технологий», издающего материалы под названием «Энергоинформационная медицина будущего», на результаты исследований которого мы будем опираться в дальнейшем изложении. Здесь человек «рассматривается как открытая энергоинформационная структура, фрактально подобная Великому Космосу, является его неотъемлемой частью и живёт по его законам» [5, с. 108]. На базе синтеза положений системно-синергетического подхода и теории фракталов с позиций энергоинформационной медицины человек рассматривается как сложная, многоуровневая клеточная система, органически связанная с информационным полем Земли и повторяющая на макроуровне строение Вселенной. Согласно концепции энергоинформационной медицины, существуют всеобщие законы (каноны) мироздания, которым подчиняются все объекты Вселенной, в том числе общество и человек. К ним относятся: закон сохранения энергии и вещества, закон Энергообмена, закон комплементарности, принцип наименьшего действия. Согласно последнему, «природа, как и человек, стремится к равновесию, как к наиболее энергетически выгодному состоянию» (там же). Он указывает на фундаментальное свойство Мироздания, благодаря которому все его подсистемы (люди, Природа) взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Человек, как многоуровневая, открытая, самоорганизующаяся и самовосстанавливающаяся, иерархически устроенная система, живёт и развивается благодаря постоянному обмену информацией с окружающей природной и социальной средой. Он является единством взаимодействия биологической, социальной и духовной подсистем, где содержание последней определяет наличие человеческого в человеке. Обладая свободой воли, человек, благодаря сознанию, отражает и преобразует действительность в идеальной форме, в том числе свою биологическую и социальную подсистемы. Духовная подсистема, как сознательно организующая и руководящая поведением человека энергия, проявляется в форме мировоззрения, представляющего собой совокупность смысложизненных убеждений, которыми человек реально руководствуется в своей деятельности, и которые определяют не только познавательное, но и этическое, эстетическое и преобразовательное отношения к себе, другим людям, обществу и миру. Одним из его важнейших аспектов является отношение к здоровью, которое исторически разнообразно, но содержит общее для всех народов отношение к здоровью как высшей социальной ценности, отображённое в фольклоре, пословицах, поговорках, изречениях философов [4, с. 41]. Как фрактальное подобие Вселенной, человек, обладая сознанием, должен разумно организовывать свою жизнь по пути сохранения здоровья и всестороннего развития. Для реализации этого пути здоровье должно быть одной из высших ценностей не только в области здравоохранения, но и в индивидуальном и общественном сознании, реально на деле определяя и регулируя образ жизни личности и общества. Согласно положениям энергоинформационной медицины, обретение здоровья человеком возможно лишь при соблюдении следующих правил: 1) наличие желания участия в Едином эволюционном процессе Вселенной; 2) энергообмен между человеком как части Вселенной с самой Вселенной производится пропорционально вложенной информации, в результате чего «должны создаваться условия Нейтральности энергетического поля, баланс, равновесие сил, энергий. Пик Нейтральности достигается периодически как результат эволюции и сопровождается высвобождением энергии» [6]; 3) необходимость «учёта Канонов Мироздания при взаимодействии с окружающим миром (Природой), в том числе и с Биосферой» [6], вследствие чего человек формирует адекватную мировоззренческую систему знаний об окружающем Мире и культурно-нравственных ценностных ориентирах, проверенных временем традициях для согласованного взаимодействия и взаимопонимания с обществом и природой. Приведённое выше первое правило выражает необходимость позитивного отношения человека к обретению здоровья. В настоящее время в российском обществе ситуация отношения государства к здоровью граждан и граждан к своему здоровью весьма противоречива. Социологические исследования показывают, «что за последние десятилетия в России при данных социально-экономических условиях сформировалась негативная социальная и информационная среда, разлагающе воздействующая на индивида, способствующая собственным аморальным и разрушительным побуждениям личности. Об этом свидетельствует массовое распространение таких заболеваний социального характера, как алкоголизм, наркомания, СПИД и др., которые всё более разрушают социальную экологию и порождают деструктивные формы поведения и образа жизни у значительной части граждан. Для значительной части российского общества (особенно молодёжи) здоровье не представляется высшей социальной ценностью, а часто понимается и используется в качестве средства достижения других более значимых для этой группы целей и потребностей (добывания денег, квартир, автомобилей, получения удовольствий, развлечений и т.п.)»[4, с. 41]. Принимая за основу определение здоровья, предложенное ВОЗ, как состояния физического, душевного и социального благополучия [2], следует различать индивидуальное и общественное здоровье. Носителем первого является отдельный человек, а второго - общество как целостная система. По мнению антропологов и социологов, интегральным показателем здоровья общества, нации служит численность (увеличение или уменьшение) популяции, то есть уменьшение популяции свидетельствует об ухудшении здоровья общества и наоборот [4, с. 43]. В этой связи можно обосновано утверждать, что существующая демографическая ситуация сокращения коренного населения на Западе и в России во многом является следствием социального и духовного неблагополучия в состоянии общества. Человек, как млекопитающее животное, имеет унаследованные, генетически закреплённые комплексы поведения общие у человека с животными (комплексы поддержания гомеостазиса, накопительства, размножения и заботы о потомстве и др.), которые трансформируются у человека начала XXI в. в сторону «избыточности». Так, комплекс поддержания гомеостазиса изменился в сторону излишнего потребления пищевых продуктов значительной частью населения планеты, следствием чего стало ожирение, проблема «лишнего веса» и связанное с этим наличие множества заболеваний. В настоящее время наиболее распространённой и пропагандируемой является концепция гедонизма, трактуемая обычно как этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Она хорошо вписывается в систему ценностей либерализма и этико-политического индивидуализма и, пропагандируя гедонистический образ жизни, по сути, поддерживает модель человека «homo economicus», где сущность человека сводится к потреблению с целью получения разного рода развлечений и наслаждений. Гедонистическая установка субъекта (личности, группы, общества) организует и направляет его психику на отбор вариантов поведения, ведущих к получению удовольствия, игнорируя при этом осознание информации о вреде здоровью, потере времени, остановке развития и т.д. Как показывает историческая практика, гедонизм в качестве жизненной позиции приводит к разрушительным для общества последствиям как в древности (Содом и Гоморра, древний Рим), так и в современном обществе. Из приведенных данных можно сделать весьма обоснованный вывод, что нарушение первого правила об позитивном отношении к своему здоровью, является одной из главных причин болезней личности и общества. В 20 столетии всё большую опасность для здоровья человека стала представлять созданная им же техносфера, загрязнение среды обитания отходами промышленного производства, нарушение гармонии отношений с окружающим миром, грозящим человечеству экологической катастрофой. Экологические бедствия являются следствием агрессивного отношения человека к породившей его биосфере, ответной реакцией со стороны природы. С очевидностью стало ясным, что человечество совсем не невинная жертва несовершенства природы, что оно несёт ответственность за всё им содеянное, расплачиваясь за это ухудшением условий обитания, участившимися природными катаклизмами и болезнями. Человек объявил себя высшим существом и полновластным хозяином мира, а теперь пожинает плоды этого «господства», которые ведут его к самоуничтожению. В настоящее время в связи с нарастанием экологической угрозы существованию человечества и индивида с позиций энергоинформационной медицины болезнь трактуется как всё то, «что происходит из-за дисбаланса человека и биосферы» [5, с. 118]. Таким образом, очевидно, что нарушение второго и третьего правил, сформулированных в энергоинформационной медицине, игнорирование законов Мироздания, отсутствие гармонии с Природой приводят человека к экологической катастрофе. Для теоретического осмысления выхода из сложившейся в обществе критической ситуации по отношению к здоровью мы считаем методологически плодотворным подход Р.В. Воробьева, при котором здоровье неразрывно связывается с развитием. Здоровье здесь определяется как способность организма человека или социальной системы к оптимальному развитию, а болезнь - как неспособность к нему [1, с. 10]. Согласно такому подходу, в последние десятилетия российское общество не развивалось, а деградировало во всех основных сферах жизни, следовательно, оно хронически больно. Данные мировой практики показывают, что в последнее время успешно развиваются страны не только освоившие достижения научно-технического прогресса, но и опирающиеся в духовно-нравственном плане на свои культурные традиции. К таким странам относятся Китай, Индия, Сингапур, Вьетнам и др. Традиции этих стран включают в себя представления о здоровье как одной из высших социальных ценностей и здоровом образе жизни как коллективной деятельности. Мы полагаем, что в длительной исторической практике тысячелетия назад человечество выработало подлинные нравственные ценности, сопровождающие человечество многие века, которые как объективно необходимые для существования и развития человечества постоянно воспроизводятся через призму переменчивых исторических условий. В качестве подтверждения хочется сослаться на список моральных принципов, указанных в древнеегипетской «Книге мёртвых», когда человек после смерти должен дать отчёт перед Последним Судом. Вот некоторые из них: я не чинил зла людям; я не убивал; я не крал; я не обманывал; я не совершал прелюбодеяния и т.д. Как видим, они удивительным образом совпадают по содержанию с буддистскими, христианскими и мусульманскими моральными нормами и законами [3, с. 36]. Следование данным принципам не только (отображает) восстанавливает гармонию личности и межличностных отношений, но и гармонию в отношениях человека с миром.
×

Об авторах

Е М КОВШОВ

Самарский государственный технический университет

Email: kovshovem@rambler.ru

Список литературы

  1. Воробьев Р.В. Феномен здоровья: онтологический анализ. Автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.01. - Саратов, 2013. - 22 с.
  2. Всемирная организация здравоохранения (история, проблемы, перспективы) / Под ред. Д.Д. Венедиктова. - М., 1975. - 356 с.
  3. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. - Ярославль: «Норд», 2004. - Т. 2, Кн. 2. - 480 с.
  4. Ковшов Е.М. Мировоззрение и здоровье личности и общества // Аспирантский вестник Поволжья, 2012. - № 3-4. - С. 41-45.
  5. Энергоинформационная медицина будущего. Издание второе, дополн. Книга XIII. - М., 2016. - 233 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© КОВШОВ Е.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах