John Locke on practical orientation of cognition theory



Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the practical aspect of philosophical problem of cognition theory represented in the works of J. Locke. The methods that Locke uses to develop the mind abilities and people’s skills are defined in this article. The scientist proves that good education and training form worthy and respectable people. This article demonstrates that such works of the scientist as «An essay concerning human understanding» (1689), «Some thoughts concerning education» (1693), and «On the conduct of the understanding» (1706) can be considered as a kind of balance between philosophy, pedagogy and psychology. Locke doesn’t simply study the human nature; his goal is to reveal its best sides.

Full Text

Согласно общему убеждению философов Нового Времени человек по своей природе является свободным, разумным и активным существом. Все эти три характеристики человеческой сущности выступают в нерасторжимом единстве. Человек свободен в своём выборе взглядов и жизненной позиции. Для того, чтобы уметь реализовывать свои природные возможности, нужно этому учиться, а точнее учить. Лишь тот, кого научили стремиться к познанию, сможет в будущем направить свою познавательную деятельность в правильное русло. Способности человеческого разума необходимо развивать, и, в первую очередь, нужно уделять внимание именно развитию тяги к познанию, которая изначально заложена в каждом человеке. Если подавить её еще в детстве и не уделять развитию интересов индивида достаточное внимание, не стимулировать его, то это стремление увянет, так и не дав никаких плодов. И даже человек, будучи талантливым от природы в той или иной сфере, не сможет проявить себя, не выявив вовремя свой талант. Педагог - это тот человек, который «руководит разумом» своего ученика, помогая ему понять своё предназначение. Как абсолютно справедливо, на мой взгляд, заметил Б. Спиноза, «человек наиболее своеправен тогда, когда наиболее руководствуется разумом»1 или «человеку для его самосохранения и наслаждения разумной жизнью нет ничего полезнее, как человек (наставник), руководствующийся разумом… никто не может лучше показать ему своего искусства и дарования, как воспитывая людей таким образом, чтобы они жили исключительно под властью разума»2. Учёный имеет в виду, что именно достойный руководитель, воспитатель, педагог должен построить некий трамплин для будущего прыжка, который послужит стартом к началу исследования и познания мира. Д. Локк, о философии и педагогике которого пойдёт речь в данной статье, был именно тем человеком, который не только сам жил «под властью разума», но и воспитывал, преподавал, руководствуясь непоколебимой верой в силу человеческого разума, возможности интеллекта, расширения границ познания. Человек есть существо, имеющее в своём арсенале широкий спектр потенциальных возможностей. «Люди обладают идеями безграничной мощи, беспредельного существования, идеями блага и совершенства, абсолютной свободы и активности»3. Но эти данные сокрыты в недрах человеческой природы; их необходимо раскрывать. Особенно актуально этот вопрос был представлен в эпоху Нового времени, когда мир был на пороге новых открытий и перемен во всех областях знаний. Как известно, согласно Д. Локку, душа человека есть своего рода чистый лист бумаги («tabula rasa»), который заполняется его личными сведениями о мире и также размышлениями. Свой путь познания человек проделывает методом проб и ошибок, иногда чужих, чаще своих. «Несомненно, - пишет, например, Декарт, - что каждый раз, когда мы впадаем в ошибки, недостаток именно в нашем образе действий или способе пользования свободою, а не в нашей природе, ибо она всегда одна и та же, верно ли, ошибочно ли мы судим»4. Декарт солидарен с Локком в том, что по своей природе человек очень силён и способен на многое. Надо лишь уметь раскрыть себя. Люди по природе разумны и мудры. Но мудрость и разум нужно уметь в человеке взрастить. Д. Локк как философ пытается раскрыть и распознать границы и возможности человеческого познания, как педагог он ищет пути развития разума и даёт уже конкретные советы относительно раскрытия человеческих способностей, показывая и доказывая, что, лишь получив хорошее воспитание и образование в детстве, можно стать достойным человеком. Таким образом, учёный балансирует на грани между философией, педагогикой и психологией. Он не просто изучает человеческую природу, но пытается раскрыть её лучшие стороны. Концентрируя своё внимание на индивидуальном познании, Локк склоняется к следующему: его интересует, какими путями в сознание индивида проникает, становится его «собственностью» то духовное богатство, которым он сегодня располагает. Как пишет С.М. Хьюит: «Проблема, собственно, заключается для Локка в том, чтобы описать реальные формы становления познающего человека, становление его сознания и познания, а в более общем виде - пути превращения единичного человеческого существа в существо разумное…»5. Продолжая в философии ту линию, которая была намечена Ф. Бэконом, П. Гассенди и в особенности Т. Гоббсом, Д. Локк требует анализировать познание в его реальных, практически значимых и практически наблюдаемых формах. Это означает, что, исследуя познание, Локк не впадает в мистику и не уподобляется «фантазёрам и теологам», таким, к примеру, как Д. Беркли, которые видели в человеке борьбу двух начал - добра и зла, мрака и света. Как известно, Р. Декарт был первым, кто «изгнал злые силы из человеческой души». Д. Локк сделал второй шаг, покончив с этим полностью. Свой «Опыт о человеческом разуме» (1689) Д. Локк начинает с предостережений: надо трезво взглянуть в лицо тому факту, что познание множества вещей превосходит наши познавательные способности, и оставаться в «спокойном неведении» относительно недоступных нашему знанию предметов. Автор «Опыта» абсолютно прав, говоря о том, что человеческий мозг не работает с полной отдачей и способен на большее. Но, к сожалению, даже сегодня при наличии современных технологий человеческий мозг не исследован полностью. Учёные лишь могут строить догадки относительно его способностей. Голова человека - это кладезь идей. Д. Локк писал о том, что люди обладают огромным количеством разнообразных идей. «Люди имеют в своём уме различные идеи, поистине огромный запас идей, который деятельное и беспредельное человеческое воображение рисует с почти бесконечным разнообразием»6. Возникает законный вопрос: как правильно воспользоваться этим ресурсом идей? И как направить их в нужное для саморазвития русло? Согласитесь, что довольно глупо, находясь в пустыне и имея рядом источник воды, не испить из него. А ведь со временем источник иссыхает, и настанет тот момент, когда испить из него не удастся. Вот почему Д. Локк настаивает на том, что определённые вещи необходимо делать своевременно. Под вещами этими подразумевается получение такого воспитания и образования, которые раскрывают человеческие возможности и стимулируют человека к познавательной деятельности. Для того чтобы увидеть, какие советы согласно вышеупомянутому вопросу даёт Д. Локк, обратимся к его работе «Мысли о воспитании» (1693). Необходимо отметить, что данная работа, как, впрочем, и «Опыт», характеризуется отсутствием систематического порядка изложения идей. Я бы назвала эту работу: «Всё обо всём». Работа изобилует самыми разнообразными идеями, размышлениями и советами относительно педагогики, психологии, диетологии, физического и гражданского воспитания. Но все же можно выделить центральную, на мой взгляд, мысль: «тело должно быть подчинено воле посредством разума»7. Рациональное использование разума через познание логически ведёт к тому, что человек будет отлично воспитан, образован и развит во всех аспектах. Взгляды Локка относительно многоаспектности в процессе образовании нашли отражение в работах наших современников. «Так, помимо познавательного, - пишет Е.М. Ковшов, - присутствует в качестве основополагающего ценностно-нормативный компонент, который включает в себя определённую иерархию различных ценностей, идеалов и норм (моральных, религиозных, эстетических, правовых и т.д.). Имеется также эмоционально-волевой компонент, необходимый для перехода знаний, ценностей и норм в личные убеждения, когда они сплавляются в единое целое, в психологическую установку на готовность действовать на основе принятых знаний и ценностей. Кроме того, можно выделить практический компонент, который обозначает переход от практической готовности действовать к умению практической реализации мировоззренческих убеждений в определённом образе действий, поступках и действиях в конкретных обстоятельствах»8. Все вышеупомянутые компоненты, будучи слитыми в единое целое, формируют человека целостного и полноценно развитого. «Поиск сущности человека - это процесс различения структурных составляющих человека…»9, - пишет Р.К. Шакиров. Он абсолютно прав, говоря о том, что к целостному знанию приходят через изучение его компонентов. В начале «Мыслей о воспитании» Д. Локк пишет о том, что целью данной работы является создание «добродетельных, дельных и способных людей в границах их различных призваний»10, конечно, при условии следования советам, перечисленным в работе философа. Интересно отметить, что знания стоят для него далеко не на первом месте. «Не торопитесь, пожалуйста, - пишет Локк, - читать и писать, обучать наукам - всё это я признаю необходимым, но не главным делом»11. Согласно Локку необходимо найти такого учителя или воспитателя, который будет «поддерживать ребенка и развивать в нём хорошие начала, мягкими приёмами исправлять и искоренять все дурные наклонности и прививать ему хорошие привычки»12; его задача: «дать душе такую обработку, чтобы во всех обстоятельствах она выказывала склонность только к тому, что отвечает достоинству и значению разумного создания»13. Важно отметить, что для Локка стремление к знаниям - это та деятельность, которая неотделима от физического воспитания: «В здоровом теле здоровый дух», - пишет учёный. Вообще «Мысли» - это та работа, где Локк собрал многие аспекты, которые необходимо учитывать при обучении и образовании. Он даже поместил туда советы по питанию и размышления относительно работы системы пищеварения. Согласно Локку необходимо учитывать и психологический настрой учащихся, темперамент, способности. Необходимо именно с раннего детства заниматься ребенком и уделять немало времени его развитию. Учёный настаивает на том, что вседозволенность - это первый порок, препятствующий человеку вслушаться в голос разума. «Необходимо научиться управлять желаниями и отказываться от них. Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им воспользоваться. И нетрудно предвидеть, какого рода человек, по всей вероятности, выйдет из такого субъекта»14. Работая преподавателем, я неоднократно замечала, что поведение учащихся напрямую влияет на уровень их успеваемости. Те ученики, воспитание которых оставляет желать лучшего, ведут себя довольно распущенно, позволяя себе излишние вольности и грубость по отношению к своим сверстникам; как правило, у них наблюдается довольно фамильярное и неуважительное отношение к старшим, в том числе к преподавателям. На занятиях их трудно организовать и заинтересовать; иными словами их концентрация на дисциплине и конкретных заданиях очень низкая, что отражается на продуктивности их обучения и общем уровне успеваемости. Если же перед нами учащийся, которому еще с детства уделяли достаточно внимания, но не баловали, а именно развивали и воспитывали в умеренной строгости, то его отношение к старшим будет характеризоваться как уважительное, учтивое и обходительное. С такими учащимися легко и приятно работать. Стремление к познанию, по словам Локка, в большой степени зависит от отношения к познавательной деятельности самого учащегося. Правильное отношение должно быть сформировано педагогом. «Смотрите, чтобы учение не превращалось в обязательную работу, чтобы ребёнок не смотрел на неё, как на задание»15. Учёный утверждает, что «на детей не следует возлагать ничего похожего на работу (принуждать к обучению)... они не в состоянии вынести это ни душевно, ни физически. Это приносит только вред их здоровью; и я не сомневаюсь, что многие возненавидели книги и учение на всю жизнь именно потому, что их силой пытались засадить за книгу в том возрасте, который не выносит такого принуждения»16. Он сравнивает принуждение к занятиям с пресыщением, «после которого остаётся неустранимое отвращение»17. Сравнивая стремление к познанию взрослых и детей, автор «Мыслей» пишет о том, что «дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые»18. Все, что нужно - это уметь грамотно организовать их деятельность в процессе познания, направляя их, как правило, неуёмную энергию в нужное русло. Преобразовать трудные задачи и задания в лёгкие - вот то, что необходимо сделать для учащихся, согласно Локку. Такая трансформация задач ведёт к успеху в процессе познания. Как известно, то, что получается выполнить успешно, мотивирует нас на дальнейшую деятельность, в том числе на деятельность познавательную. Познание, на мой взгляд, должно быть обязательно мотивировано. Осваивая какую-либо область знаний необходимо осознавать, где эти знания будут применены в дальнейшем. «Великое искусство учителя заключается в том, чтобы вызвать и удержать внимание своего ученика. Чтобы добиться этого, он должен заставить ребёнка понять (насколько это возможно) пользу того, чему он учит, и показать ему, что то, чему он научился, помогает ему делать то, чего он раньше не умел делать, а именно то, что даёт ему некоторую власть и реальное преимущество перед другими, кто этих сведений не приобрёл»19. Конечно, это не имеет отношения к детям, которые воспринимают процесс познания как игру. Д. Локк относится к числу великих философов и просветителей, возлагавших значительные надежды на воспитание и образование детей. Он ратовал не просто за распространение знаний, но и за борьбу с предрассудками, пережитками антигуманной средневековой религии, невежеством с помощью образования и просвещения. Учёный открыл немало философских и педагогических истин, которые по сей день не утратили своей актуальности. В своём «Опыте о человеческом разуме», содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Идеи не врождённы, они не рождаются месте с детьми. «На опыте основывается всё наше знание, от него в конце концов оно происходит»20. Таким образом, начав с «Опыта», учёный переходит к «О пользовании разумом» (1706) и к «Мыслям о воспитании» (1693) - к работам, где он продолжает тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своём движении к знанию, а также прослеживается переход от философии к педагогике и уже даются реальные практические и полезные советы относительно процесса познания и всестороннего развития личности.
×

About the authors

Y V Vinogradova

References

  1. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. - М.: Мысль, 1957. - С. 311.
  2. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII веков. - М.: Мысль, 1969. - С. 15
  3. Hewett C.M. Theory of Knowledge (An Essay Concerning Human Understanding). - England: Cambridge University Press, 2006. - P. 45-46.
  4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме / Д. Локк. - Сочинения: в 3-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. - С. 128.
  5. Локк Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. - Сочинения: в 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 407.
  6. Ковшов Е.М. Мировоззрение и здоровье личности и общества / Е.М. Ковшов // Аспирантский вестник Поволжья. - 2012. - № 3-4. - С. 42.
  7. Шакиров Р.К. Проблема поиска предельных оснований человека как основание философской антропологии / Р.К. Шакиров // Аспирантский вестник Поволжья. - 2014. - № 7-8. - С. 51.
  8. Локк Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. - Сочинения: в 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 412. 11Там же, с. 547.
  9. Локк Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. - Сочинения: в 3-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - С. 434.
  10. Локк Д. Опыт о человеческом разуме / Д. Локк. - Сочинения: в 3-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1985. - С. 404.
  11. Декарт Р. Избранные произведения в двух томах. - М.: Госполитиздат, 1950. - С. 442

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Vinogradova Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies