THE VALUE OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the value of education in the world as a dynamic concept for creating a sustainable society. The last decade is celebrated by big efforts of many states to implement international treaties in this area. Education for sustainable development is based on the axiological paradigm that has philosophical methodological basis, reflects national strategy, customs and traditions. The educational theory and practice has to be subordinated to universal values of humanity, respect for nature and human dignity. It can be done by means of explanatory and educational work and inclusion of the purposes and problems of sustainable development in the curricula of teachers.

Full Text

Образование в интересах устойчивого развития, основанное на ценностях гуманизма, справедливости, ответственности, доверия, является одной из ведущих задач, поставленных Организацией Объединённых Наций перед мировым сообществом развитых и развивающих стран в начале XXI в. В прошлом году завершилось десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.), обозначенное резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и проводимое под эгидой ЮНЕСКО. Образование в общечеловеческом масштабе стало рассматриваться как фактор решения глобальных проблем мирового сообщества в конце предыдущего столетия. Несмотря на очевидные положительные результаты, установленные на Всемирной конференции по образованию в условиях устойчивого будущего в 2014 г. (Нагоя, Япония), было принято обращение ко всем заинтересованным народам и главам государств о настоятельной необходимости продолжения начатой работы. Одним из ключевых вопросов предложенной концепции образования является система ценностей, некая квинтэссенция индивидуального и общественного сознания разных народов в отношении тем, имеющих значение для многих. Известно, что проблематика ценностей образования характеризуется остротой дискуссионного противостояния не только в российском научном поле в условиях реформирования. Кризис образования, по общему признанию, отражён также в европейской философии образования. Философия образования, связанная, в первую очередь, с именами Д. Дьюи, У. Джемса, А. Уайтхеда, Г. Брауди, У. Карра, впервые заявила о себе как об области важнейшего философского знания в начале прошлого столетия. Тому объяснением явились изменения в европейском и американском обществе, когда перед образовательной системой были поставлены задачи формирования, воспитания и обучения личности, отвечающей вызовам того времени. Философия образования формировалась в оппозициях, до сих пор не достигших некой содержательной наполненности и определённости: философия и образование или философия для образования, или философия в образовании. В начале нынешнего века мировое сообщество в поисках выхода из ценностного кризиса обратилось к идее общества устойчивого развития, глобальная значимость которой подкрепляется философской методологией. Каждое из существующих направлений в философии образования следует своим путём в решении поставленных задач создания общества устойчивого развития. Постмодернистское течение философии образования декларирует плюрализм в обучении и воспитании, призывая отказаться от доминирования теорий и образовательных систем (У. Долл, Д. Ленцен, В. Фишер). Основу педагогического течения в философии образования составила философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Л. Бинсвангер, Г. Липпс и др.), основная идея которой состояла в целостном познании человека. Экзистенциально-диалогическое течение в современной философии образования развивает идеи Ф. Розенцвейга, В. Дильтея, М. Бубера о сосуществовании людей в рамках экзистенциальной философии. Продвижению концепции устойчивого развития предшествовали годы исследований и всестороннего анализа геополитических и социальных процессов, об итогах которых впервые было заявлено интернациональной группой учёных (Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, Й. Рандерс, У.У. Беренс в книге «Пределы роста» - «The Limits to Growth”, 1972) [10]. Сегодня эта работа является учебным пособием и допущена УМО по классическому университетскому образованию для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование» (05.03.06; 022000.68), хотя очевидно, что каждый житель планеты должен понимать проблемы, стоящие перед человечеством. Одна из важнейших задач образования по устойчивому развитию - это разъяснение существующего в мире положения и необходимости посильного вклада каждого в общее дело. Социологический опрос студентов сельскохозяйственных профессий в 2014 г. показал, что им ничего не известно о концепции устойчивого развития и роли образования в этом направлении, хотя в целом будущие бакалавры и магистры понимают значение экологического воспитания. Чтобы осознать значимость устойчивого развития общества в долгосрочной перспективе прогресса цивилизации и понять, почему о задачах устойчивого развития говорится в контексте сегодняшнего дня, следует обратиться к краткой характеристике заявленных проблем, на преодоление которых вышеупомянутыми учёными отводится примерно пятьдесят лет, т.е. до 2022 г. Авторы обнародовали следующие проблемы, угрожающие человечеству, решение которых должно начаться без промедления в силу их глобальной важности, уточнив, что они могут быть преодолены или их последствия минимизированы при условии перехода на путь устойчивого развития: - изменение климата, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды; - деградация сельскохозяйственных земель и дефицит пресной воды; - рост численности населения и обнищание отдельных его слоёв, несмотря на экономический рост и индустриализацию. Поскольку немалая часть научного сообщества критически отнеслась к результатам первоначального исследования и, преимущественно, пессимистичным прогнозам, было проведено несколько промежуточных исследований, представленных широкой общественности в книгах: «За пределами роста» («Beyond the Limits: Confronting global Collapse, Envisioning a sustainable Future », 1992), «Пределы роста. 30 лет спустя» («Limits to Growth: The 30-Year Update», 2002), которые подтвердили верность исходных гипотез [5]. В 2007 г. исследователи заявили, что тридцать пять лет были потрачены практически безрезультативно и многие возможности были упущены по причине отрицания очевидного. Было также выражено мнение о видимом превышении пределов устойчивости биосферы и о том, что лишь разумная политика может уменьшить негативные социальные и природные последствия. Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось рядом научных работ, подтверждающих актуальность темы и отражающих особенности трактовки концепции устойчивого развития. В первую очередь это труды Г. Тернера (Turner G. «A Comparison of the Limits to Growth with Thirty Years of Reality», 2008), Дж. Хэхта (Hecht J. «Prophesy of economic Collapse ‘coming true’», 2008), А. Аткинсона (Atkisson A. «Believing Cassandra: How to be an Optimist in a Pessimist’s World», 2010). Такова краткая предыстория того, почему мы сегодня говорим об образовании для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития, основанное, с одной стороны, на международных подходах к пониманию ценности образования, с другой стороны, содержательно отражающее национальную специфику на уровне государств и принятых образовательных систем, явилось одним из потенциально эффективных и доступных средств. Глобальный экологический подход к существованию должен сопутствовать всем сферам деятельности человека, стать основой системы ценностных ориентаций и поведения личности. Основа образования для устойчивого развития определяется философскими и культурологическими составляющими: парадигма ценностей гармоничного развития современного общества, сохранение культурного разнообразия, консолидация университетов. Ясное представление задач образования для устойчивого развития облегчает определение стратегий образовательной и воспитательной практики на основе национально-региональных подходов по обозначению приоритетов. Отметим наиболее значимые направления работы: - гендерно-чувствительная система образования на всех уровнях формального, неформального, неофициального образования; - образование в целях устойчивого развития в равной степени для развитых и развивающихся стран; - декларирование общечеловеческих ценностей и правовых норм; - ценностная парадигма образования, учитывающая национальные особенности и традиции, общемировые тенденции в свете договорённостей, выработанных на межгосударственном уровне; - учёт общечеловеческого фактора, когда взрослые, подростки, дети начинают понимать, что «программа устойчивого развития - это программа для всех. Программа образа жизни, который мы ведём, уважения жизни других людей - близких и далёких, настоящего и будущего, нашего отношения к окружающему нас миру» [3]; - реализация целостного подхода в связи с другими программами и вопросами образования, поскольку это не новая программа, а «…призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программ таким образом, чтобы образование сыграло важную роль в предоставлении возможности всем членам общества работать вместе над созданием устойчивого будущего» [3]. Сообразно целям разработаны основные области образования для устойчивого развития: повышение качества базового образования и переориентация всех уровней образования, разъяснение населению сущности движения и подготовка педагогических кадров. Пристальный взгляд на предлагаемые ценности образования позволяет сделать вывод о том, что традиционное академическое российское образование, опирающееся на гуманистическую ценностную парадигму, в большей мере соответствует пожеланиям мирового сообщества, чем применяемый в последние годы узкий практический подход к образованию, основанный на ценностях утилитаризма и прагматизма [9, с.73]. «Дистанция огромного размера» лежит между ценностями личной выгоды и общечеловеческими ценностями заботы о благе всех землян. В 2000 г. была принята «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», которая рассчитана на период до 2025 г., отражающая «…решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России» [6]. Определены задачи по формированию «…в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества, государства» [6]. В 2008 г. в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегии развития» было ещё раз подчёркнуто, что концепция образования для устойчивого развития отвечает национальным интересам в образовательной сфере [7]. Таким образом, задача философии образования мыслится как поиск аксиологической составляющей отечественной образовательной системы для устойчивого будущего. Развитие ценностной парадигмы высшего профессионального образования видится в направлении фундаментализации, объединения гуманитарного, естественно-научного и технического знания с применением мультимедийных и иных инновационных технологий [8, с.186]. Новая образовательная парадигма антропоцентрична и, отражая нужды человека будущего, ставит человека в центр событий мирового значения, акцентируя внимание на той ответственности, которая на нём лежит. Особое значение приобретают гуманитарно-экологические ценности, этические максимы в контексте обучения и воспитания, которые должны быть сформированы в процессе получения среднего общего образования и освоения профессии. Задача органичного перехода от элементарной передачи знаний, умений и навыков, облегчающих социализацию в современном обществе, состоит в формировании ответственного понимающего отношения к окружающему миру, готовности жить и действовать в быстроизменяющихся условиях среды [1]. Следует отметить, что, хотя понятие «образование» традиционно соотносится с подрастающим поколением, более современным выступает понимание образования как непрерывного процесса, сопровождающего человека всю жизнь в разных формах, что истолковывается порой как примета формирующегося информационного общества. Понимание философских основ отечественного образования состоит в формировании ценностной парадигмы обучения, воспитания и развития личности, обусловленной сложностью положения образования как социального института. Важно понимать, в чём состоит сегодня социальный заказ и как использовать лучшее в опыте отечественного образования для решения поставленных общечеловеческих задач. Ценностные ориентиры отечественного образования, направленные на поддержание устойчивого развития, исследовали И.В. Вагнер, В.И. Солдаткина, Л.Б. Бибикова, Д.А. Лернер, К.К. Хатанзейский, С.В. Голубева, В.И. Понарин, Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров и др. Полученные результаты способствуют постижению одной из главных задач устойчивого развития «создать гуманное, равноправное и внимательное к проблемам человека общество, признающее то, что каждый член этого общества имеет своё человеческое достоинство» [3]. Идеи экологической этики в контексте образования для устойчивого развития отражены в работах Р.Г. Апресяна, В.Н. Волченко, А.А. Сычева, М. Циммермана (Zimmerman M., 1994), М. Рэдклифта (Redclift M., 2005), Т. Мортона (Morton T., 2007), Р. Ричардса (Richards R., 2010), А.К. Шульженко, Т.В. Мишаткиной, В.И. Панова, Э.С. Соколовой. В современном мире образование рассматривается как базис и эффективный механизм для устойчивого развития мирового сообщества. Профессионально-этические ценности имеют важнейшее значение для успешной социализации и формирования гармоничной развитой личности, чему способствуют инновационные методы обучения и творческий учебный труд [4, с. 83]. Философы А.А. Грякалов, Н.А. Грякалов подчёркивают, что ценностные константы образовательных стратегий в философии образования уместно рассматривать в соотношении с теоретическим контекстом глобализма [2, с. 63-64]. В исследованиях Л.С. Перевозчиковой, Э.Д. Резванова, В.Е. Дерюги, О.В. Архиповой, С.Ю. Баринова основной упор делается на гуманистические ценности образования, имеющие непреходящее значение в обществе устойчивого развития. Таким образом, создание общества устойчивого развития имеет общемировое значение и призвано решить трудности взаимодействия человека и среды его обитания. Особая роль в этом деле отводится образованию, поскольку оно, затрагивая все народы и государства, обладает необходимыми ресурсами для изменения ценностно-мировоззренческих установок человека, ориентируя каждого на идеалы гуманизма и духовности как движущей силы общества устойчивого развития. В этой связи перед философией образования, сформировавшейся в результате синтеза философских и педагогических идей, ставится проблема общечеловеческой значимости: поиск новых смыслов существования и определение базовых ценностей, составляющих основу образования в интересах устойчивого будущего.
×

About the authors

L N YAKOVENKO

Email: yakovenko66@yandex.ru

References

  1. Вагнер И.В. Ценности образования для устойчивого развития: европейская педагогика // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3. - С. 23-27.
  2. Грякалов А.А., Грякалов Н.А. Образование в глобальном мире: ценностные константы и транспедагогика // Философия образования. - 2013. - № 2(47). - С. 63-72.
  3. Декларация Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. 1992. - URL: http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=176.
  4. Затеева Т.Г. Профессиональная социализация учащейся молодёжи // Аспирантский Вестник Поволжья. - 2015. - № 3-4. - С. 82-85.
  5. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. - М.: ИКЦ Академкнига, 2007. - 342 с.
  6. Проекты в сфере образования и науки. - 2011. - URL: http://минобрнауки.рф.
  7. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. - 2015. - № 1. - С. 11-74. - URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14001.html.
  8. Шитов С.Б. Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 2, № 2. - С. 186-194.
  9. Яковенко Л.Н. Идеи ценностей образования в контексте развития западноевропейской философии // Научный Альманах Центрального Черноземья. - 2015. - № 1. - С. 72-74.
  10. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens W.W. The Limits to Growth. - New York: Univers Books, 1972. - 216 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 YAKOVENKO L.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies