PROBLEMS OF THE INTERINFLuENCE OF CuLTuRE AND Personality: Cross-Disciplinary CONNECTIONS



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of the interinfluence of culture and personality. Culture is a life forming aspect for personality. The author covers three hypostases personality obtained due to the interaction with culture described: personality as the object of culture, as a culture-bearer, and as the subject of culture. Personality also has a significant impact on culture: under the influence of personality, culture is transformed, acquiring new forms in the course of culture-creating activity of a person. Person, being a part of certain cultural and historical process, incorporates the basics of morality, traditions, and experience of generations, which become the basis for the formation of personality. Personality is not a static subject, it has the ability to choose, to develop consciously, turning to certain cultural values. In the conditions of the modern world, personality actively uses the ability to adapt, which is gained thanks to inseparable connection with culture. Besides traditions, culture gives personality spirituality, which forms the desire for self-development, for searching and finding of sense, for realizing of the essence of moral values. All this determines the need of personality for self-realization. It is directly related to the creative activity. In self-expression, personality reflects the state of cultural environment to which it belongs, and the society in which it exists. The article describes cultural process and cultural environment, where personality exists and covers the variety of cross-disciplinary approaches to its research such as sociological, philosophical, approach from the standpoint of historical sciences, psychological and cultural approaches.

Full Text

Культура - это некий «водораздел» между двумя кардинально разными формами бытия: природной, нерукотворной частью мира и тем, что создано в процессе человеческой деятельности. При этом культура выполняет функцию не уничтожения естественного, а его обрамления, преобразования, часто улучшения, в результате которого то самое естественное наполняется новым уникальным содержанием. Имея в своей сущности как естественное, дарованное природой, так и приобретённое (ценности и опыт сотворённого человеком), личность, находясь на границе того и другого, является интегрирующим звеном между ними и может быть рассмотрена как продукт такой интеграции. При этом личности присущи духовность и способность к творческой деятельности в широком смысле, возможность воспринимать и перерабатывать культуру, обретая ценности предыдущих поколений. Всё это свидетельствует о перекрёстном взаимовлиянии личности и культуры: с одной стороны, личность формируется в результате непосредственного воздействия культуры на индивида, с другой - личность оказывает своё влияние на развитие культуры в определённый момент времени в рамках определённого социума. Проблема взаимодействия и взаимовлияния личности и культуры по сей день является актуальным предметом научных изысканий многих исследователей. Культурный процесс не стоит на месте, позволяя делать предположения о том, что, трансформируясь, культура изменяет собственное влияние на личность. Глобализация, ускорение процессов обмена информацией и процветание массовой культуры приобретают необратимый характер в наши дни, и в условиях постоянно меняющегося мира вопрос познания личности, её сущности и взаимодействия с культурой становится всё более актуальным и социально востребованным. Ввиду нарастающей ответственности человека в окружающем его мире, с одной стороны, и влияния социальной и культурной обстановки на него - с другой, отношения «личность - культура» подвержены перманентным преобразованиям, обретая всё новые пути взаимодействия и этапы развития. Процесс индивидуализации личности происходит с помощью её взаимодействия с культурой. Будучи погружённым в культурную среду, человек с самого рождения начинает обретать собственную индивидуальность. Культура же, в свою очередь, обогащается с помощью осознанной деятельности личности, получая своё развитие под её воздействием. При этом человек влияет на культуру не только выражением своей индивидуальности: культура обогащается с помощью духовности человека, его творчества, чувственности и свободы. Личность, являясь отражением определённой культуры, приобретает черты цивилизации, культурно-исторического этапа, в котором существует и которому принадлежит. «Бытие открывается в человеке через человека», - писал Н.А. Бердяев [4, с. 66-67]. Поскольку культура является составляющей частью бытия, и его невозможно представить без неё, то можно перефразировать эти слова исследователя: культура открывается в личности с помощью другой личности. Культура, по сути, является базисом, основой бытия человека. Во взаимосвязи с культурой человек обретает своё выражение в трёх ипостасях. В первой из них человек является объектом культуры. Обитая в культурно-историческом пространстве, личность становится потребителем культуры, вбирает в себя всю её ценность. На этапе зарождения личность является подражателем, только набирает свой творческий потенциал, черпая богатство культуры. Иными словами, культура воздействует на личность, человек социализируется и на основе «усвоения» культуры аккумулирует в себе творческий потенциал. Вторая, не менее важная ипостась личности по отношению к культуре - личность - носитель культуры. Вбирая в себя культурные ценности, опыт, знания, традиции, нормы, личность получает способность трансформировать их в собственном сознании и использовать в своей деятельности, поведении и коммуникации с другими людьми и окружающим миром сообразно своим индивидуальным качествам. Исходя из этого, культура является составляющей внутреннего содержания личности. Функционируя в культуре, личность выражает имеющиеся культурные ценности. Третьей ипостасью личности можно назвать личность - субъект культуры. Человек ЩИ Л1 13 1Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 щ 1 щ \\л сп ы U Z ы G с/э U S On О с/э О < S ы К VC U e о u О к e I i Ш 1 i i i i i 1 i 1 1 n fn: проявляет себя с помощью собственного творческого начала, собственного ощущения свободы и сформированной в нём духовности. Личность всегда принимает деятельную позицию относительно окружающего её мира: имея созидательное, творческое начало, человек создаёт, преобразует и развивает культуру. Параллельно происходит процесс самореализации, саморазвития личности. Все три ипостаси, в которых выступает личность по отношению к культуре, выражают глубокую связь и масштабный характер их взаимодействия. Формируясь и развиваясь в культурном пространстве, личность выступает объектом культуры. Вбирая в себя культурные ценности, «впитывая» культуру, личность становится её носителем. Но человек отнюдь не является пассивным созерцателем. Благодаря творческому подходу, желанию самосовершенствования, человек влияет на формирование и развитие культуры. Таким образом, очевидным становится многогранный характер взаимовлияния личности и культуры. Культура - это то, без чего нельзя представить бытие личности. Справедливо отметить, что культура становится для личности жизнеобразующим аспектом. Но и личность оказывает значимое влияние на культуру: проходя «сквозь» личность, культура преобразуется, находя свои новые формы в культуротворческой деятельности человека. Таким образом вокруг человека возникает некая «культурная оболочка», в которой он существует, развивается и творит. Исследователь В.И. Вернадский, рассуждая о созидательной и культуротворческой природе личности, говорил о ноосфере. Ноосфера - «.. .есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Перед ним открываются всё более и более широкие творческие возможности» [6, с. 307]. В своём исследовании биосферы Н.Г. Холодный развил эту мысль, написав, что «.деятельность современного человека направлена в основном на преобразование природы» [19, с. 163], и что вокруг него образуется некая противоположная природной своеобразная среда - антропосфера. Подобная мысль прослеживается и в работах Д.С. Лихачёва, утверждавшего, что помимо биосферы человек окружён «гомосферой», или «человекоокружением», в которую он погружается с самого рождения, черпая из неё культурные ценности и опыт поколений, нравственность и понимание окружающего мира. Человек, обитая в определённом культурно-историческом процессе, вбирает в себя основы нравственности, традиции, опыт поколений. Всё это становится базисом для формирования личности, способной осознанно определять, что является наиболее приоритетным для её развития. Личность - это не статичный субъект, она обладает способностью выбирать, осознанно развиваться, обращаясь к тем или иным ценностям культуры. Человек, идентифицирующий себя со своей общностью, культурой, нацией, отождествляет себя со всеобщим человечеством. Только такой человек способен выполнить патриотический долг по отношению к своей культуре, нации, этносу и защитить свою страну [9, с. 55]. Важно отметить, что культура, являющаяся базой для формирования личности, продолжает не просто существовать в историческом процессе, но и трансформироваться, проходя через призму человеческого опыта и передаваясь от поколения к поколению. Поэтому среда, в которой развивается личность, очень важна для сохранения основ духовности, культурных ценностей, нравственных начал и традиций - того, что человек передаст будущим поколениям. В условиях современного мира - в век стремительного потока информации, в век расцвета массовой культуры - личность активно использует способность к адаптации, которую получает благодаря своей неразрывной связи с культурой. Культура позволяет отдельно взятой личности приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Являясь основным средством самореализации личности, она включает в себя знания, ценности, образцы, нормы, духовность. Воспитание и образование личности выступают основными механизмами, которые способствуют личностной самореализации. На специфику систем воспитания и образования влияет этническая принадлежность культуры: каждый этнос имеет свои особенности воспитания и образования, характерные на конкретном культурно-историческом этапе развития. В современной жизни особое значение имеют традиции, формируемые в рамках культуры этноса, - из них человек черпает культурные ценности. Ф. Хайек, рассуждая о силе традиций, заметил, что «большую часть знания нам даёт не непосредственный опыт и не наблюдение, а непрерывный процесс „пропускания через себя“ усваиваемых традиций. Традиция - это отбор без чьего бы то ни было ведома и чьих бы то ни было намерений. В процессе отбора, формирующего обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств большее, чем то, которое могли воспринимать индивиды; как следствие этого, традиция в определённых отношениях выше и „мудрее“ человеческого разума» [18, с. 133]. Нельзя не согласиться с этим мнением и оставить значение традиций в жизни личности неоценённым. Помимо традиций, культура одаряет личность духовностью - совокупностью ценностей и стремлений человека достичь наивысших целей собственного бытия. Духовность формирует в личности стремление к саморазвитию, поиску и нахождению смысла, осознанию сущности моральных ценностей. Говоря о ценностях, стоит отметить, что в современном мире роль материальных ценностей, к сожалению, превалирует над ролью моральных. В то же время именно наличие моральных ценностей обусловливает стремление человека к саморазвитию, самореализации. И мощная связь с культурой позволяет личности активизировать свои творческие резервы, необходимые для достижения высших целей, без которых личность перестала бы являться таковой. Потребность в самореализации - одна из концептуальных черт личности. Она напрямую связана с творческой деятельностью. И здесь можно наблюдать влияние культуры: самореализация - это не просто выражение личностной индивидуальности. В самовыражении личность отражает состояние культурной среды, которой она принадлежит и социума, в котором существует. Итак, личность и культура находятся в постоянном тесном взаимодействии. Природа этого взаимодействия заключается в том, что личность формируется и развивается под непосредственным влиянием культуры, впитывая основы нравственности, понятия эстетики, познавая её ценности и перенимая её традиции. В то же время культура преобразуется и обретает новую жизнь под воздействием личности: жизненный опыт, творческая деятельность и стремление к самореализации позволяют личности изменять культуру, пополнять её новыми идеями, культурными образцами. Личность - понятие фундаментальное и являющееся предметом изучения сразу нескольких гуманитарных наук, таких как философия, социология, история, психология, культурология. Исследователи обращают внимание на «энциклопедичность» и «муль-тидисциплинарность» проблемы личности [1, с. 6-9]. Однако в современной науке всё же существуют некоторые нерешённые вопросы по данной проблематике. Так, принципиально важным является отсутствие комплексной, всеобъемлющей методологии, интегрирующей различные подходы к многоаспектному и междисциплинарному анализу личности. Важно раскрыть понятие личности в рамках парадигмы «человек - творец и творение культуры» с учётом философских, культурологических, психологических, социальноисторических характеристик. Поэтому уместным становится формирование некоего компаративистского среза дефиниций понятия «личность», которые принадлежат различным научным направлениям, сформированным в рамках различных подходов. В русле социологического подхода личность рассматривается в аспекте своей соотнесённости с обществом, как социально значимая единица, как совокупность характеристик, имеющих ключевое значение для социума. Личность - это член общества, звено системы, формирующее и преобразующее его. Соответственно, личность для социологии - это совокупность черт индивида, способная раскрыться только в условиях нахождения в обществе. Одним из принципов социологического подхода является отождествление культурного и общественного. Культура здесь выступает общественным выражением бытия индивида. Согласно парадигме о взаимозависимости и взаимовлиянии культуры и личности, общество обогащается культурными ценностями в целом. По словам В.Е. Кемерова, социология и психология «исходят не из бытия людей и проблем их самореализации, а из сложившейся в обществознании системы разделения труда, когда связи людей рассматриваются в социологии, а их спонтанная деятельность - в психологии» [13, с. 289]. Именно этим и обусловлены основные трудности при изучении личности в рамках данных наук. Исходя из этого, мы можем заключить, что социологический подход к изучению проблемы личности заключается в рассмотрении её сугубо с точки зрения её социализации. В философии личность - фундаментальная, и, одновременно предельная абстракция. Человек не тождественен сам себе: личность является не только выражением бытия, его наполнением, но и его создателем. Согласно философскому подходу, личность находится в состоянии перманентного формирования и развития, в поиске сакрального смысла бытия. По мнению Н.А. Бердяева, личность - не только часть социума или субъект, сформированный в результате общественных отношений, «личность в человеке есть результат борьбы... Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть моё „я“» [5, с. 48]. Она не ЩИ Л1 15 1ОТ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 щ 1 щ \\л сп ы U Z ы G с/э U S On О с/э О < S ы К VC U e о u О к e I i Ш 1 i i i i i 1 i 1 1 n fn: есть идеал, цель или образец, «Она есть то, что возникает, становится, проявляет себя в трансценденции (в выходе за пределы)» [7, с. 29]. Личность с позиции исторических наук рассматривается как субъект, существующий в рамках исторического процесса. Г.С. Кнабе утверждает, что личность - это «характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительной роли, которую он в этой жизни играет» [10, с. 10]. Исходя из этого, исследователь формулирует задачу истории - изучать исторические закономерности, выявляющие корреляцию исторического поведения человека с его личной позицией. Результатом такого подхода стало формирование так называемой «персональной» истории, имеющей цель - исследовать не типичного представителя той или иной эпохи, а выдающихся личностей, принадлежавших ей: их личную жизнь, развитие личности конкретной персоналии, относящейся к тому или иному историческому периоду. При этом целью «персональной» истории становится личность. Она, в то же время, становится и средством познания исторического процесса, в котором существует и который формирует или преобразует её. Психологический подход в изучении личности является противоречивым и многогранным, чему свидетельствует тот факт, что психология, понятие личности для которой является основополагающей, всё ещё не обладает сформированной концепцией понятия «личность». Современная психология базируется на концепции, что личность - это совокупность психических характеристик индивида, обеспечивающих его осознанное, последовательное и стабильное поведение. Данные свойства индивида являются приобретёнными в ходе деятельности и существовании в социуме. Данная концепция носит специфический характер относительно прочих подходов к изучению личности: она в психологии - результат социализации, самосознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн определяет личность как «совокупность внутренних условий, через которые проявляются внешние воздействия» [15, с. 663]. По мнению И.С. Кона, «понятие личности означает человеческого индивида как члена общества; он обобщает интегрированные в нём социально значимые черты» [11, с. 127]. К.К. Платонов же определяет личность как «человека носителя сознания» [14, с. 12]. Исследователи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков заключают, что личность - это «способ жизни и действия, проявляющиеся в свободном и творческом определении своего места в обществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность - это всегда определённая позиция» [16, с. 12]. В целом можно выделить две основные концепции в рассмотрении личности в рамках психологического подхода. Первая заключается в том, что все проявления личности могут быть сведены к тому или иному психологическому явлению, будь то темперамент или поведение. Согласно второй, личность является комплексной системой, взаимодействующей с другими сложными системами, например с природой или обществом. По мнению К. Левина, системный подход в изучении личности является единственно верным, поскольку нельзя исследовать личность «в чистом виде», не учитывая её связей с окружающим миром. «Вместо того чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом... - исследователь предлагает, - произвести анализ в первом приближении». «А уже после такого „анализа в первом приближении1' различные аспекты и части ситуации подвергаются всё более и более конкретному и детальному анализу» [12, с. 253]. Итак, психология рассматривает личность, используя два подхода. Но в целом личность в рамках психологического подхода - это, по сути, любой индивид, обладающий самосознанием. Тем не менее рассматривать личность так узко нельзя, поскольку в нашем понимании, помимо самосознания, она обладает ярко выраженной реакцией на происходящее, имеет собственное мировоззрение, жизненную позицию. Всё это, безусловно, является итогом сознательной деятельности. Но, помимо этого, личность способна самостоятельно мыслить, творить, обладать силой воли и чувствительностью. Культурологический подход как комплексный междисциплинарный метод анализа личности к изучению личности без сомнения является самым комплексным. Это связано, прежде всего, с тем, что сама культурология является опытом междисциплинарного познания. Данная наука рассматривает личность как «присущее индивиду психосоциальное и культурное начало, позволяющее ему активно участвовать в общественной жизни», как «продукт взаимодействия социально-культурных и психобиологических сил» [17, с. 6]. По мнению К.З. Акопяна, «личность - это высший уровень духовного развития человека, на котором данным индивидом в значительной степени реализуются его собственные - природные, трансцендентальные и социальной средой формируемые и стимулируемые раскрытию - потенции, благодаря чему он фактически и в конечном итоге приобретает социальную значимость» [3, с. 65-66]. Иными словами, личность в культурологии - субъект, который в результате собственного развития и становления приобретает такие качества и такие возможности, которые позволяют ему приобрести собственную значимость в социальном и культурном плане. Многие исследователи рассматривают проблему личности в рамках культурно-исторического контекста и считают такой подход приоритетным. Изложенные выше определения личности в русле различных гуманитарных наук указывают на определённые сложности в систематизации и кросс-дисциплинарном синтезе знаний о личности. Вместе с тем на основе вышесказанного можно проследить зачатки процесса интеграции подходов и методов разных дисциплин: так, философия прибегает к подходам психологии, социология и история заимствуют подходы культурологии и психологии и так далее. Культурологический подход в исследовании личности является наиболее комплексным из всех представленных, поскольку синтезирует опыт других наук. Личность в культурологии - это совокупность индивидуальных особенностей (прослеживается подход психологии), мировоззрения (концептуальный аспект философии), общественной и культуротворческой деятельности (подход социологии), исторически значимых результатов деятельности (присуще историческому подходу). Культурологический подход позволяет подвергать анализу не только личность как таковую, но и рассматривать её в совокупности с культурно-историческим контекстом, в котором она существует. При таком подходе противопоставление «личность - культура» перестает быть актуальным: два этих понятия объединяются в рамках культурно-исторического контекста, подтверждая своё взаимовлияние. Согласно культурологическому подходу, личность не может существовать в отрыве от истории, времени и, соответственно, вне культуры. Культура здесь - основа, принципиальное условие формирования личности, «культура - подлинная тайна каждой личности», «тайна её уникальной всеобщности» [8, с. 85]. В то же время личность характеризует культуру, является её выражением, специфицирует её. Личность, существующая в культуре, обладает большим интеллектуальным и творческим потенциалом: «.. .таким образом, культурологию интересует любой факт, любой предмет, в которых нашла своё выражение способность человека к творчеству», - пишет К.З. Акопян [2, с. 193]. Несмотря на то что подходы к изучению и трактовке понятия «личность» являются разными, их объединяет то, что парадигма «личность - творец и творение культуры» остаётся верной для каждого из них и является принципиально важной для данной проблемы.
×

About the authors

A. A Spirina

N.P. Ogarev Mordovia State University Institute of National and Folk Culture

Email: rubtsa@mail.ru
Postgraduate Student of Institute of National and Folk Culture

References

  1. Азроянц Э.А. Проблема человека: мультидисциплинарный подход // Проблема человека: мультидисциплинарный подход: материалы науч. конф., 22-23 окт. 1998 г. - М., 1998. - С. 6-9
  2. Акопян К.З. Специфика исторической культурологии как научной дисциплины // Культурология: от прошлого к будущему: к 70-летию Рос. ин-та культурологии. - М., 2002. - С. 189-200
  3. Акопян К.З. Теория культуры: учебно-метод. материалы и планы семинар. занятий. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1996. - 72 с
  4. Бердяев Н.А. О назначении человека: сборник. -М.: Республика, 1993. - 382 с
  5. Бердяев Н.А. Мир философии: кн. для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М., 1991. С. 48-57
  6. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 303-311
  7. Волков В.Н. Онтология личности: Дис. ... д-ра филос. наук. - Иваново, 2001. - 485 с
  8. Гуревич А.Я. Ещё несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры // Одиссей. Человек в истории. - 1990. - Т. 1990. -С. 76-89
  9. Демяшева Л.С., Гасилин В.Н. Философия происхождения и социальная значимость народных традиций // Аспирантский вестник Поволжья - 2016. -№ 3-4. - С. 54-56
  10. Кнабе Г.С. Изменчивое соотношение двух постоянных характеристик человека // Одиссей. Человек в истории. - 1990. - Т. 1990. - С. 10-12
  11. Кон И.С. Социологическая психология / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 560 с. (Серия «Психологи отечества»)
  12. Левин К. Динамическая психология: избр. тр. / Пер. с нем. и англ. под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - 572 с. (Серия «Живая классика»)
  13. Методология // Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М., 1998. -С. 289-291
  14. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Под ред. А.Д. Глоточкина. - М.: Наука, 1986. -256 с
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Под ред. В. Усманова. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. (Серия «Мастера психологии»)
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с
  17. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 228 с
  18. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Пер. с англ. под ред. У.У. Бартли III. - М.: Новости, 1992. - 302 с
  19. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: антол. филос. мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Spirina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies