Formation of a method for studying the stylism of the Russian language

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is a study of the formation of a methodology for studying the stylistics of the Russian language. The goal is to trace the origin of the methodology for studying stylistics in the works of authors who chose it as the subject of their research. In the course of the work, in the process of studying various sources of information, it became known that many scholars-philologists turned to this topic, for example: V.V. Vinogradov, A.I. Efimov, M.N. Lotina, A.N. Veselovsky, A.A. Potebnya and many others. Stylistics received the status of an independent science in the XX century, at the same time, its study was of interest to people much earlier. Particular attention is paid to the exercise systems of T.I. Chizhova and S.N. Ikonnikov, designed to study the stylistic features of the text. S.N. Ikonnikov drew attention to the combination of analytical and creative exercises. The system of exercises developed by T.I. Chizhova. There are two types of exercises in her system: exercises to observe the use of phonetic, lexical and other means of speech; exercises to observe speech styles and their key features. Noteworthy is the fact that T.I. Chizhova is assigned a special role as a stylistic exercise in her didactic complex. It includes the following types of exercises: exercises for the analysis and study of individual sections of science related to language (phonetics, vocabulary, etc.); exercises for mastering certain stylistic principles of the language and in its sections; exercises for teaching coherent speech; exercises for understanding the norms, characteristics of individual styles of speech (scientific, journalistic, etc.).

Full Text

Под стилистикой литературного языка стоит понимать отдельный раздел языкознания. В этом разделе преимущественно анализируются особенности функционирования единиц языка или их категорий, при этом акцент ставится на рамки литературного языка с учетом его функционального расслоения в различных условиях коммуникации. Также разделом анализируется функционально-стилевая система, традиционно называемая системой стилей языка (Филин 1973).

Более подробное определение стилистики как раздела языкознания можно обнаружить, обратившись к работам В.В. Виноградова. Он полагал, что стилистка – раздел, охватывающий все стороны языка (звуковой строй, грамматику, словарь и т. п.). Стоит отметить, что, по мнению В.В. Виноградова, стилистикой рассматриваются языковые явления не только с точки зрения взаимосвязей, но и с точки зрения исторического развития, функционального разделения. Также ученым отмечено, что стилистика как раздел рассматривает ряд особенностей языка в виде взаимосвязанной системы форм речевого общения (Виноградов 1963).

По мнение А.И. Ефимова, рассматриваемый нами раздел посвящен преимущественно анализу выразительности языка, закономерностям использования средств этой выразительности в различных по содержанию текстах. Он отмечал, что стилистика буквально посвящена эстетике слова. Сопоставляя раздел с грамматикой, он подчеркивал, что грамматика преследует в первую очередь цель обучения грамотному письму и речи (Ефимов 1696).

М.Н. Лотина, говоря о функциональном аспекте стилистики, отмечает, что ее целесообразнее всего рассматривать не только в качестве науки, касающейся средств выразительности, но и в качестве направления, касающегося закономерностей функционирования всей системы языка в целом (Трифонова 1999).

Статус самостоятельной науки, что важно отметить, стилистика получила в XX века. Вместе с тем, ряд вопросов, традиционно считающихся областью «введения» стилистики, начал интересовать людей намного раньше.

В качестве примера, подтверждающего этот факт, приведем свидетельство, согласно которому целенаправленно внимание организации средств языка проявляли творцы VII в. до н. э.

Во II в. до н. э. в Древней Индии начал создаваться популярный и известный сегодня труд Панини «Восьмикнижие». Это трактат с лингвистическим упором, касающийся правил и норм чтения. Традиция языка Индии происходит от ведийского, то есть языка текстов священных песен и гимнов, формул жертвенного характера. Именно ведический язык лег в основу требований, догм, касающихся речи. Она, как считалось, должна полностью соответствовать не только смыслу, но и звуковому содержанию; грамматике отводилась роль регулирования построения правильных высказываний.

Также стоит привести в пример Китай. Здесь филологическая наука берет начало в V–III в. до н. э. «Базисом» является традиция комментирования древнейших текстов. Цель традиции – обеспечение корректности понимания людьми текстов посредством толкования смыслов, заложенных в них. Примечателен тот факт, что чуть позже в Китае появилась легенда о «Бань Мань», существе в виде женщины, умеющей летать и общаться с богами, писать «ртом, предварительно набрав в него чернил». Считалось, что все древние записи являются «детищем» этой женщины, а чтение их и толкование – способ понимания божественного смысла.

Говоря о слове «стиль», стоит отметить, что его история восходит к античности. В переводе с греческого “stilos” – письмо, связанный с письмом. Такое определение использовалось применительно к специальным инструментам, используемым для письма на досках. Один конец «стилоса» был заостренным, другой – закругленным. Однажды современник Горация написал ему, что готов поделиться своими творениями, Гораций, приняв предложение, ознакомившись со стихами юного поэта, порекомендовал ему почаще переворачивать «стилос», намекая тем самым на «обработку манеры письма и стиля». В это время слово, использовавшееся ранее преимущественно для называния предмета, получило значение, близкое по значению к слову «стиль» (Дунаевская 2018).

Стиль сам по себе как понятие является нагруженным, оно используется в различных сферах жизнедеятельности (архитектура, одежда и т. п.).

В России сопутствующее понятие (также штиль) возникло в XVIII в. Оно связана с «Теорией трех штилей» М.В. Ломоносова.

Учение о трех стилях как таковое имеет многовековую историю. Некоторые античные риторики, учебники красноречия ряда государств, в том числе Руси, рассматривали преимущественно три стиля. Они традиционно различались по степени зависимости между материями, темами, предметами и жанрами. К примеру, высокая материя предполагает высокий жанр, высокий стиль. Все наоборот – для низкой. Каждый жанр при этом может сопровождаться одним из стилей, компромиссов нет. В высоком стиле создавалось множество героических поэм, од, средний стиль был характерен для дружеских писем, сатир, элегий; низкий же стиль использовался преимущественно при написании увеселительных эпиграмм и т. п. Такого рода регламентация для древности была своего рода постулатом, она способствовала упорядочению употребления различных языковых средств. Учение Ломоносова, основанное на трех стилях, внесло ощутимый вклад в развитие русской словесности. Однако предложенный им подход был спорно оценен современниками, но с течением лет идея великого автора заняла свое справедливое место, став торжествующей.

М.В. Ломоносов определял лингвистику в качестве инструмента борьбы с иностранными словами. Он был ярым противником заимствований, засорявших язык. В то время, когда дворяне и приезжие иностранцы считали русский язык скудным и не имеющим возможностей для развития, именно М.В. Ломоносов выступал за обратное: он считал, что русский язык безграничен, многогранен, велик и всемогущ. В своих работах он часто заменял заимствования русскими аналогами, вводил в обиход русские выражения для обозначения научных понятий, а прочно вошедшим в нормы русского языка иностранным выражениям подыскивал русскоязычные альтернативы. Вклад автора в нормализацию русского языка был огромен (Купина, Матвеева 2017).

Термин «стиль» возник в XIX веке в произведениях романтиков Германии, что обусловлено преимущественно популяризацией понятия «индивидуальность творчества».

Говоря об истоках современного подхода к осмыслению понятия, стоит отметить вклад Ш. Балли. Им вместе с прочими авторами издан «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Ш. Балли полагал, что стилистика направлена на анализ и изучение эмоциональной экспрессии элементов языковой системы. Также им отнесены к области «ведения» стилистики принципы взаимодействия различных речевых компонентов. Он выделил три вида стилистики: общая, рассматривающая проблемы стилистики; частная, касающаяся экспрессивности языка; индивидуальная, направленная на выявление особенностей речевой экспрессии отдельных людей.

Основа стилистики как процесса рассматривается А.Н. Веселовским (Веселовский 1989) и А.А. Потебней. Им же принадлежит заслуга заложения базиса понятия. Как наука стилистика была оформлена усилиями В.В. Виноградова. В своем труде под названием «О языке художественной литературы» (1959) он отмечает, что в развитом литературном языке можно обнаружить различные стили; одни являются устойчивыми, другие нет. По данной причине им было высказано мнение о целесообразности организации словесного выражения. Также ученым отмечено, что стили формируются по принципам отбора, объединения сочетаний, мотиваций, выражений и конструкций. Таким образом, понятие «стиль» тесно связано с отбором и использованием языковых единиц (Потебня 2017).

Достаточно много времени вопросам культуры и стилистики речи посвятили и многие ученые, но вклад В.О. Винокура невозможно переоценить. В своих работах он детально и подробно рассматривал проблемы, касающиеся дифференциации стилей языка. Результатом его кропотливой работы стало возникновение ряда филологических дисциплин. Среди них: нормативная стилистика, историческая и др. (Винокур 2018).

Согласно мнению И.Г. Гальперина, один из предметов стилистики – совокупность языковых средств. Он отмечает, что они в своем взаимодействии с некоторыми нейтральными средствами языка несут эстетические данные, способствуют типологическому описанию текстов. Они также стилистически дифференцируются различными специфическими функциями, которые являются вытекающими из конкретных сфер общения (Гальперин 1981: 31-42).

Эта позиция находит выражение в ряде работ, посвященных стилистике языка и речи. Первые сконцентрированы на учении о языковых единицах с дополнительной окраской, вторые – функциональным стилям.

Стилистика направлена на изучение выразительных возможностей языковых единиц. Среди таких единиц стоит выделить экспрессивные, оценочные, эмоциональные и т. д. Стилистикой рассматривается в единицах языка не только содержательная сторона, соотносящаяся часто с реалиями, но и дополнительные оттенки, окраски, тона, буквально накрадывающиеся на понятие слов и речевых конструкций.

Принято выделять следующие типы стилистически окрашенных языковых единиц:

  1. Эмоционально-экспрессивные (средства, служащие передаче характера отношения, говорящего к предмету; выделяются положительные и отрицательные средства).
  2. Функционально-стилистические (средства, описывающие сферу общения, указывающие на употребление фраз, конструкций в различных речевых стилях).

Экспрессивная и функциональная окраска взаимосвязаны. Они проявляются в словах и речевых конструкциях единовременно. Стоит подчеркнуть, что отдельные виды экспрессии закрепляются за преимущественно разговорными единицами, другие же – за литературными.

В стилистике принято выделять такие направления: нейтральное, книжное и разговорное.

Стилистические свойства языка, которые преимущественно обусловлены нюансами функционирования, проявляются при этом в качестве и форме определенного стиля, рассматриваются традиционно стилистикой речи.

Такая наука, как стилистика речи, направлена на анализ преимущественно функциональной и стилистической дифференциации. Речь справедливее вести об определяемом извне различии приемов применения, частоты этого применения, а также сочетаемости отдельных средств языка в различных сферах общения и взаимодействия. Ключевая единица стилистической системы – определенный стиль. Этот тезис находит подтверждение во мнении О.В. Винокура.

Функциональные стили обусловлены особенностями различных сфер общения. С учетом этих различий и особенностей принято выделять следующие основных функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорный и т. п.

Говоря о методах изучения стилистики, стоит отметить, что одной из первых систем упражнений стала та, которая была разработана С.Н. Иконниковым. Она включат в себя занятия аналитического характера, а также синтетические, то есть творческие упражнения.

Аналитические упражнения – одни из самых важных компонентов в обучении стилистическому анализу. Они могут быть использованы на различных стадиях обучения. Разновидности анализа:

– распознание стилистических явлений (часто используется на первом этапе обучения языковым средствам, а также при закреплении материалов; цель – предупреждение смешения средств языка. пример – рекомендации ученикам разграничить вопросную и ответную формы изложения и т. п.);

– сопоставление (речь о сопоставлении различных языковых средств, сочетающихся с грамматико-пунктуационным разбором; также можно говорить о сопоставлении черновых и чистовых вариантов текстов, что способствует осознанию позиции автора, сделанных им правок; еще одно направление в данном контексте – сопоставление текстов в функционально-стилистическом отношении. Подход применяется для демонстрации зависимости выбора тех или иных языковых средств от внелингвистических, образующих стиль факторов);

– стилистический эксперимент (направлен на сопоставление, однако варианты для этого должен искать непосредственно обучающийся; для реализации эксперимента необходимо, чтобы ученик заменил использованное в тексте слово или же речевую конструкцию близкими по значению);

– определение стиля речи с мотивировкой (преследует цель обучения осмысленному восприятию особенностей текстов вне зависимости от их стилей и жанров).

План стилистического анализа текста:

  1. Определение задачи.
  2. Установление сферы применения.
  3. Выявление стилеобразующих характеристик.
  4. Описание своеобразия языковых средств.
  5. Определение жанровой принадлежности (Иконников 1979).

Разновидности синтетических упражнений:

  1. Редактирование:

– посредством синонимичных слов;

– посредством введения в речь различных оборотов и слов, речевых конструкций;

– посредством «удаления» лишних слов, плеоназмов и оборотов, не несущих смысловой нагрузки.

  1. Конструирование предложений (зависит от особенностей стилистического задания; оно позволяет развить навык создания предложений, заполнения их единицами лексики и т. д.).
  2. Изложение-миниатюра по заданию (материалы для таких заданий необходимо подбирать с учетом конкретных задач, они должны быть интересными со стилистической точки зрения; также задания могут сопровождаться предварительным проведением анализа. Обучающимся нужно предложить написание изложений не только в классных условиях, но и во время досуга).
  3. Стилистические этюды (предполагают создание небольших высказываний в различных стилях и жанрах; этюды могут быть частями сочинений, формами небольшого объема, их подготовка должна проводиться после проведения предварительного анализа текстов. Цель – содействие ученикам в части написания собственных текстов).

Так, в процессе развития стилистических навыков одинаково важны упражнения не только аналитического, но и творческого характеров. Мастерство педагога в данном контексте сводится к своевременному переключению между отдельными занятиями, что станет надежной основой для развития коммуникативных навыков и умений учеников.

Стоит выделить также систему, разработанную Т.И. Чижовой. Упражнений в ее системе два типа:

– упражнения на наблюдение за использованием фонетических, лексических и прочих средств речи;

– упражнения на наблюдения за стилями речи и их ключевыми особенностями.

С учетом способа действий учеников в рамках выполнения упражнений, основанных на материале, предложенном Т.И. Чижовой, принято выделять несколько следующих далее групп:

– распознавание, направленное на выявление различных средств стилистики в целенаправленно подготовленном материале;

– выявление функций, которые отводятся различным средствам в текстах или речевых конструкциях;

– самостоятельный подбор ребятами материалов для работы, их описание, дача характеристик с позиции уместности применения того или иного средства;

– использование учениками различных стилистических средств в их самостоятельной речи;

– редактирование, корректура и уместное исправления тексов, являющихся негативными.

Особую роль Т.И. Чижова отводит стилистическим упражнением в ее дидактическом комплексе и включает следующие виды упражнений:

– упражнения на анализ и изучение отдельных разделов науки, касающихся языка (фонетика, лексика и т. п.);

– упражнения на освоение отдельных стилистических принципов языка и в его разделах;

– упражнения на обучение связной речи;

– упражнения на осознание норм, характеристик отдельных стилей речи (научный, публицистический и др.) (Чижова 1987).

Таким образом, можно заключить, что для стилистики как раздела языкознания, характерна продолжительная история развития и существования. Вместе с тем, важно отметить, что одним из основных методов исследования стилистики являются именно упражнения.

×

About the authors

Guzel M. Zakirova

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: guzelka-1410@mail.ru
Russian Federation, 628609, Nizhnevartovsk, Mira, 3b, of. 305

References

  1. Veselovskii A.N. Istoricheskaya poetika. Moscow: Vysshaya shkola, 1989. 404 p. (in Russian).
  2. Vinogradov V.V.Stilistika. Teoriya poeticheskoi rechi. Moscow: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1963. 255 p. (in Russian).
  3. Vinokur G.O. Kul'tura yazyka. Moscow: Editorial URSS, 2018. 352 p. (in Russian).
  4. Gal'perin I.R. Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Moscow: Logos, 1981. (in Russian).
  5. Dunaevskaya O.V. O stilyakh russkogo yazyka. Uchebnoe posobie. Moscow: Librokom, 2018. 130 p. (in Russian).
  6. Efimov A.I. Stilistika russkogo yazyka. Moscow: Prosveshchenie, 1969. 262 p. (in Russian).
  7. Ikonnikov S.N. Stilistika v kurse russkogo yazyka (VII–VIII klassy). Moscow: Prosveshchenie, 1979. 300 p. (in Russian).
  8. Kupina N.A, Matveeva T.V. Stilistika sovremennogo russkogo yazyka. Moscow: Yurait, 2017. 416 p. (in Russian).
  9. Potebnya A A. Slovo i predlozhenie. Vvedenie v teoriyu. Moscow.: Krasand, 2017. 128 p. (in Russian).
  10. Trifonova, G.M. Formirovanie uchebno-nauchnoi rechi uchashchikhsya 8-9 klassov na urokakh russkogo yazyka: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow., 1999. 16 p. (in Russian).
  11. Filin F.P. O strukture sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka // Voprosy yazykoznaniya. 1973. No 2. P. 3-12. (in Russian).
  12. Chizhova T.I. Osnovy metodiki obucheniya stilistiki v srednei shkole. Moscow: Prosveshchenie, 1987. 176 p. (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Zakirova G.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies