THEORETICAL EXPERIENCE OF RESTORATION OF THE WOODEN TEMPLE OF THE KAZAN ICON OF THE MOTHER OF GOD IN POKROVKAVILLAGE, BORSKY DISTRICT OF SAMARA REGION

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The key aspects of Russian wooden temple architecture a reconsidered. Analyzed are wooden churches of the XVIII-XX centuries of the Samara region. Examples of surviving temples are given, which had a great infl uence on the historical and cultural heritage of the region. A project is proposed for the restoration of the wooden church of the Kazan Icon of the Mother of God in the village of Pokrovka. In order to identify the lost elements of the temple, the analysis of archival data and similar wooden temples of the Samara region is carried out. Similar temporal, stylistic, constructive, planning features of the temples are considered. Based on the analysis performed, a model of theoretical and graphic reconstruction of the temple of the Kazan Icon of the Mother of God in the village of Pokrovka is being built. The role of Russian Orthodox wooden architecture in world culture is determined.

Full Text

Русское зодчество издавна славилось своими деревянными строениями. Вплоть до XVIII в. преобладающее большинство зданий были деревянными - простые жилые дома, хозяйственные постройки, мельницы, дворцы князей, церкви. За несколько веков интенсивного развития деревянная архитектура в России достигла высокого уровня и уникальной художественной выразительности. Особым мастерством исполнения и внешним изяществом отличаются деревянные церкви России [1]. Например, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Передки (Новгородская обл.) была построена в первой трети XVI в. (рис. 1, 2). Церковь имеет крестообразный план и два боковых придела. Завершение храма представлено шатром с главкой, над боковыми прирубами расположены малые шатры. Церковь отличается сложной пространственной организацией, основной объём храма по периметру окружён галереей и поставлен на подклет. При перестройках в XIX в. шатры церкви заменили куполами, высота сруба была уменьшена. Церковь функционировала вплоть до начала XX в. и была закрыта в 1937 г. [2]. В 1967 г. была вывезена в музей-заповедник «Витославицы», где её восстановили по канону XVII в. Многие уникальные деревянные храмы были утрачены. Заброшенные храмы ветшают и, не получая должного ухода, постепенно разрушаются под воздействием внешних условий. Церковь Св. прор. Елисея Угодника в Подпорожском районе Ленинградской области расположена на берегу оз. Сидозеро (рис. 3). Она была построена в 1899 г. и имеет план в форме корабля. Деревянное здание с каменным фундаментом очень яркое и выразительное, относится к эклектике. Церковь была закрыта 71 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 Рис. 1, 2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Передки Новгородской обл. (1530-е гг.) Рис. 3, 4. Церковь Св. прор. Елисея Угодника в Ленинградской обл. (1899 г.) в 1930-х гг., в настоящее время она на реставрации (рис. 4) [2]. На территории Самарской области также находится немало примеров деревянного храмостроительства. Так, в Пестравском районе Самарской области в с. Высокое находится церковь Михаила Архангела (рис. 5, 6). Церковь была построена в 1854 г. и имеет компактный план с ярко выраженным трансептом [3].Фасад церкви обшит досками, церковь покрашена в голубой цвет. Декоративные элементы ярко выделены белым. Завершение церкви представлено главками разной величины. В Борском районе Самарской области в с. Заплавное расположена церковь Казанской иконы Божией Матери (рис. 7, 8). Она была построена в 1907-1910 гг. на месте предыдущего неотапливаемого храма меньшего размера 1837 г. постройки. Храм имеет протяженный план, колокольня и наос завершаются куполами. Необычная форма металлических куполов и белый цвет фасада делают облик храма целостным и гармоничным. В 1937 г. церковь была закрыта, а в 1947-м здание снова стало функционировать [4]. В 1953 г. начался ремонт церкви, в храме появились новые иконы. В настоящее время здание не утратило своего выразительного облика, но нуждается в обновлении. Церковь Михаила Архангела была построена в с. Павловка Сергиевского района в 1855 г. (рис. 9, 10).Она имеет вытянутый план, Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 72 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 5, 6. Церковь Михаила Архангела в с. Высокое (Пестравский р-н, 1854 г.) Рис. 7, 8. Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Заплавное (Борский район, 1907-1910 гг.) Рис. 9, 10. Церковь Михаила Архангела в с. Павловка (Сергиевский район, 1855 г.) Н. А. Косенкова, Д. В. Литвинов, Е. В. Косенкова 73 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 завершение колокольни - шатровое. Храм был построен возле кладбища [4]. В 1930-е гг. священник церкви был убит и вскоре её закрыли. Больше церковь не открывалась, в настоящее время храм почти полностью разрушен. Большая часть покрытия храма обрушена, при этом внутри церкви сохранились уникальные росписи на стенах. Деревянные храмы Самарской области формируют неповторимый исторический облик губернии. Они хранят память о ценностях ушедшей эпохи, бытовом укладе предков и их судьбах, о радостях и утратах прошлого. Гармоничные, выразительные, искусные творения мастеров XVIII-XIX вв. отражают региональную идентичность Самарской области и нуждаются в сохранении. Многие храмы области признаны объектами культурного наследия и постепенно восстанавливаются, однако часть уникальных церквей находятся в запустении, а некоторые уже утрачены. Так, в рамках дипломной работы на кафедре реконструкции и реставрации архитектурного наследия АСА СамГТУ был выполнен проект реставрации деревянного храма Казанской иконы Божией Матери в селе Покровка (дипломник Е.В. Косенкова, научный руководитель к. арх., проф. Д.В. Литвинов). О церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Покровка Борского района Самарской области на момент работы над дипломом было известно не много. Храм был построен в 1898 г., в реестре объектов культурного наследия (ОКН) Самарской области он относится к вновь выявленным объектам культурного наследия [5]. Проведенные исследования в архиве Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области позволили собрать дополнительную информацию о храме. Натурные исследования позволили изучить градостроительные, конструктивные и архитектурно-планировочные особенности храма. Церковь Казанской иконы Божией Матери расположена в географическом и общественном центре села Покровка рядом с бывшими зданиями школы и администрации. Является архитектурной доминантой как наиболее высокое и художественно-выразительное здание села, храм хорошо просматривается на любой панораме Покровки (рис. 11). Церковь Казанской иконы Божией Матери включает в себя четыре последовательно соединённых объёма. Это четырёхъярусная колокольня, трапезная, основной объём храма (наос) и апсида с двумя приделами. Каждое из пространств - в один этаж, за исключением колокольни. Пространство наоса двусветное. Храм срублен «в лапу». С внешней стороны обшит строгаными досками, брёвна с внутренней стороны обтёсаны. Швы между брёвнами проложены паклей для обеспечения теплоизоляции. Интерьеры храма не сохранились, сведений о них также обнаружить не удалось. В соответствии с историческими сведениями из архивного фонда ГБУСО «Центральный государственный архив Самарской области» выявлено, что первая церковь в селе Покровка относится к 1859 г. Освящённая во имя иконы Казанской Божией Матери церковь была деревянной и имела деревянную ограду. В 1884 г. была открыта церковно-приходская школа, размещаемая в церковной сторожке. На 1885 г. церкви принадлежал участок в 49, 5 десятины. Приписных и домовых церквей, часовен в приходе не было. Рис. 11. Вид на церковь Казанской иконы Божией Матери (Борский район, 1898 г.) с панорамы с. Покровка Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 74 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Новое здание церкви Казанской иконы Божией Матери было построено в 1898 г. Деревянный храм вмещал в себя до 1500 человек и был обнесен кирпичной оградой с металлической решеткой. Престол освятили 28 сентября 1899 г. Известно также, что на 1915 г. церковно-приходская школа размещалась в отдельно стоящем здании, которое принадлежало церкви (рис. 12, 13). Визуальный анализ и исследования сохранившейся части храма позволили выявить следующее. Сруб колокольни сложен из нескольких венцов. На четвериках нижних венцов колокольни возвышается верхний венец - восьмерик. Опорой для окладного венца колокольни служит цоколь из керамического кирпича на известковом растворе. Фундамент - ленточный, мелкого заложения, сложен из постелистого бута. Максимальная длина пролёта 12, 6 м. Перекрытия устроены деревянными по балкам. Балки перекрытий врублены в наружные стены. Перегородки выполнены из досок. Марши представлены двумя тетивами, ступенями и перилами. Тетивы концами врублены в площадочные балки. Марши и площадки снизу подшиты рейками. На крыше наоса - луковичные купола с кровлей «в шашку» из стального листа, покрытие колокольни - шатровое, восьмигранное. Остальные покрытия - скатные [5]. В конструкции крыши использована деревянная стропильная система и деревянный каркас (журавцы) главок. В соответствии с техническим заключением ООО «ЭкспертСтройПроект» на 2016 г. в храме зафиксированы вертикальные и наклонные трещины в цоколе, выполненном из камня, каменная кладка частично разрушена коррозией. Несущая способность фундаментных конструкций исчерпана [6]. Стены наоса выше отметки +5, 900 и восьмерик колокольни выше отметки +15, 000 преимущественно обрушены. Наиболее сохранившийся фрагмент отклонен от вертикали. Некоторые стены обрушены полностью (рис. 14, 15). На сохранившихся участках стен отмечены гнилостные повреждения, рассыхание. Фрагменты дощатой обшивки фасадов покороблены, отмечается выпучивание стен на некоторых участках. Перекрытия и покрытия здания обрушены частично или полностью (рис. 16, 17). Все эти разрушения связаны с утратой зданием первоначальной функции, приспособлением под хранилище хлеба в советское время и его запустением в дальнейшем. Известно, что в 1951 г. храм находился в хорошем состоянии. В 1990-е гг. храм был разграблен, фундаменты подкопаны, в связи с чем начали обрушиваться покрытия здания. Интерьеры храма не сохранились, так как в настоящее время покрытия обрушены полностью. Имущество храма в 1936 г. находилось на хранении в Покровском сельсовете, в настоящее время часть этого имущества, а также отдельные элементы декоративного убранства и исторические фотографии храма хранятся у жителей близлежащих домов [6]. В ходе сбора информации по храму был выявлен наиболее идентичный аналог церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Покровка. Им стал храм Михаила Архангела в с. Красные ключи (1897 г., рис. 18, 19), расположенный в Похвистневском районе Самарской области. Церковь находится к северу от центра села. Она имеет вытянутый прямоугольный план в форме «корабля». Церковь обшита досками Рис. 12, 13. Церковь Казанской иконы Божией Матери (фото 1980-х гг.) Н. А. Косенкова, Д. В. Литвинов, Е. В. Косенкова 75 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 Рис. 14, 15. Церковь Казанской иконы Божией Матери (сентябрь 2019 г.) Рис. 16, 17. Церковь Казанской иконы Божией Матери (сентябрь 2019 г.) Рис. 18, 19. Церковь Михаила Архангела в с. Красные Ключи (Похвистневский район, 1897 г.) Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 76 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 20, 21. Церковь Пресвятой Богородицы в с. Герасимовка (Алексеевский район, XIX в.) и выкрашена в голубой цвет [2]. Декоративное оформление по фасаду и наличники выделены белым. Кровля церкви и купола - изумрудные. Завершение церкви представлено пятью главками на четверике и шатром с небольшой главкой над колокольней. Церковь Михаила Архангела в с. Красные ключи имеет практически одинаковый план с храмом Казанской иконы Божией Матери, также совпадают декоративные элементы. Формы куполов и шатра над колокольней различаются с церковью в с. Покровка, что, вероятно, связано с более поздней реконструкцией храма в с. Красные Ключи. Техническая документация, а также чертежи по церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Покровка не сохранились, как и документация по храму Михаила Архангела в с. Красные ключи. В связи с этим по заданному историческому периоду (XIX в.) в Алексеевском районе Самарской области была выявлена церковь Пресвятой Богородицы в с. Герасимовка (рис. 20, 21). Церковь имеет подобную восстанавливаемой церкви структуру плана и конструктивную систему, сохранился и комплект чертежей [2]. Именно он помог воссоздать чертежи церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Покровка. В ходе исследования было выявлено, что храм Казанской иконы Божией Матери в с. Покровка был построен по типовому проекту, разработанному для каменного здания. В проекте данного храма увеличили число главок над четвериком - от одной до пяти [8]. В проекте реставрации деревянного храма Казанской иконы Божией Матери в селе Покровка по обмерам и историческим фотографиям были восстановлены чертежи церкви (рис. 22, 23). Было восстановлено фасадное и объёмно-планировочное решение церкви. Конструктивное решение предполагает усиление бутового фундамента, восстановление стен сруба, лестницы в колокольне и утраченных покрытий здания (рис. 24, 25). Разработанное решение генерального плана предусматривает разделение территории храма на несколько зон. В хозяйственной и вспомогательной зонах расположены здания хозяйственного блока и здание крещальни/воскресной школы соответственно (рис. 26). Деревянные храмы России не только являются маркером национальной идентичности. Отличаясь особой художественной выразительностью, они отражают уровень развития творческой мысли и мастерства международного сообщества. Таким образом, храмовое деревянное зодчество является мировым архитектурным достоянием. Теоретический опыт реставрации храма Казанской иконы Божией Матери опирается на сбор исходной информации по объекту, подбор базы аналогов и поиск идентичных церквей (рис. 27). Сбор исходной информации включает в себя выезд на объект, проведение замеров, составление схемы утрат и фотофиксации здания церкви, проведение опроса местных жителей села, а также поиск информации в архивах УГООКН Самарской области и ЦГАСО. Ключевыми критериями для создания базы аналогов исторической церкви являются исходный материал здания (деревянные храмы), определенное географическое положение (Самарская и смежные с ней области, так как границы области с течением времени менялись) и исторические рамки (XIX-начало XX в.) [4]. Н. А. Косенкова, Д. В. Литвинов, Е. В. Косенкова 77 Градостроительство и архитектура | 2020 | Т. 10, № 3 Рис. 22. Обмерный чертеж. Западный фасад Рис. 23. Проектный чертеж. Западный фасад Рис. 24. Продольный разрез Рис. 25. План первого этажа Рис. 26. Схема генплана
×

About the authors

Natalya A. KOSENKOVA

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Denis V. LITVINOV

Samara State Technical University

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Elizaveta V. KOSENKOVA

National Research Moscow State University of Civil Engineering

Email: vestniksgasu@yandex.ru

References

  1. Каркарьян В. Г. Тайны деревянных украсов Самары. Самара: АГНИ, 2012. 352 с.
  2. Все деревянные церкви и часовни России и мира [Электронный ресурс] / Соборы.ру. - Режим доступа: http://sobory.ru/wood/ (дата обращения: 25.09.2020).
  3. Православные святыни Самарской митрополии / Т. И. Ведерникова, М. С. Кокарев, М. В. Курмаев, О. И. Радченко. Самара, 2017. 232 с.
  4. Православные храмы: в 3 т. Т. 3. Примеры архитектурно-строительных решений. МДС 31-9 2003. М., 2005. 237 с.
  5. Отчёт о выполненных научно-исследовательских и изыскательских работах по инвентаризации выявленного объекта культурного наследия / ООО АПП «Раритет». Самара, 2015.
  6. Техническое заключение «Обследование технического состояния строительных конструкций здания храма в честь иконы Казанской Божией Матери, расположенного в селе Покровка Борского района Самарской области» / ООО НПО «Эксперт- СтройПроект». Самара, 2016.
  7. Алексеев В.В. Из истории приходов Борского района: справочно-биографические материалы. Самара, 2008.
  8. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Санкт-Петербург, 1762. 20 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 KOSENKOVA N.A., LITVINOV D.V., KOSENKOVA E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies