The professional standard of the consulting psychologist was approved: what's new for us?

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article tells about the new professional standard of a psychologist-consultant. There are comments of the representatives of the main developer and the representative of the ethical committee of COTA.

Full Text

Осенью 2022 года был официально опубликован Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.09.2022 № 537н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог-консультант» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.10.2022 № 70506). Он вступает в силу с 1 марта 2023 года. С одной стороны, документ формально касается психологов, работающих в муниципальных организациях, и организаций, оказывающих консультационные услуги, он в большей степени создан для работодателя, для его понимания критериев отбора специалистов. С другой стороны, психологическое сообщество восприняло стандарт на свой счет, независимо от формы трудоустройства и практики, и хочет понимать, как документ коснется частных практикующих психологов.

Что известно о документе (посмотреть его можно здесь)? То, что он носит рекомендательный характер и будет нести таковой еще несколько лет. В нем прописан функционал, компетенции и критерии оценки качества работы как психолога-консультанта, так и руководителя организации, оказывающей консультативные услуги населению и трудовым коллективам. Определен уровень образования для обоих направлений. Определена необходимость работать под супервизией первые три года консультирования, а также рекомендуется участие в групповой или индивидуальной супервизорской практике не реже одного раза в три месяца. Впервые в стандарте указано, что психологу рекомендуется получать дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года. Также в стандарте указано и то, что психолог должен уметь выявлять у гражданина признаки трудной жизненной ситуации, угрозы жизни и здоровью и выявлять причины для направления граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам.

Какие изменения повлечет за собой профессиональный стандарт для практикующих специалистов? Кого именно он коснется? Комментируют разработчики стандарта из СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» и член этического комитета Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа.

Виктор Макаров: «Разным модальностям нужно разработать свои программы под этот стандарт»

 

Виктор Макаров

Президент Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги, профессор, президент национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», создатель школы «Транзактный анализ – Восточная версия».

 

Фрагменты выступления на конференции Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги

– Я много лет занимаюсь психологическим консультированием, так как я его понимаю – как психотерапию здоровых людей. По-другому – психотерапия без психиатрии. Работу над профессиональным стандартом мы начали в 2016 году. Последние два года мы отвечали на возражения Минздрава, и это нормально, потому что, например, профессиональный стандарт клинического психолога, его начали разрабатывать раньше нашего в рамках Минздрава, но он до сих пор ходит где-то в его недрах и непонятно, до какого уровня он продвинулся.

Нам удалось сделать работающий профессиональный стандарт, но нам не удалось воплотить все, что мы хотели бы. Будем заниматься тем, что воплотим в жизнь то, что нам, в частности, пришлось убрать из стандарта, иначе он дальше с такими замечаниями не проходил. Обращаю внимание, что профессиональный стандарт идет через Министерство труда и социальной защиты, не через Министерство здравоохранения, как другие стандарты, например, клинического психолога. В профессиональном стандарте есть деятельность психолога-консультанта, направленная на диагностику, и есть деятельность психолога-консультанта, направленная на психотерапию. Психотерапию психически здоровых людей или консультирование здоровых людей.

Профессиональный стандарт вступает в силу 1 марта 2023 года. Мы приглашали в рабочую группу всех желающих – коллег, кто входит в Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу. В документе как ответственный разработчик названа наша СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», президентом которой я являюсь.

В этой работе для нас важным и сложным явилось то, что мы должны были разрабатывать стандарт для всех модальностей, для каждой модальности психотерапии в целом. Для нас это было очень трудным, но выполнимым. Но для регулирующих инстанций, для министерств, это было непонятно, что это за специальность, где 52 модальности. Поэтому разным модальностям нужно разработать свои программы под этот стандарт. Пока нами разработана программа по полимодальной психотерапии.

Нам пришлось снять из нашего стандарта получение образования путем ПП – профессиональной переквалификации. Среди замечаний регуляторов это было основное, которое не давало дальше двигаться, – это то, что профессиональной переподготовки недостаточно. Можно дискутировать на ту тему, но лично я считаю, что именно профессиональная переподготовка является лучшим вариантом подготовки специалистов для работы, что называется, в поле. В психиатрии у нас, кроме психотерапии, кроме профессиональной переподготовки, нет ничего, но есть ординатура.

Все психиатры, которые работают у нас в стране, говорят, что сейчас их 14000. Я думаю, что нет. Я думаю, 14000 ставок занято, но многие работают на две ставки. Все они прошли профессиональную переподготовку, и никто не говорит, что это плохо. Сегодня, когда у нас тяжелейшие последствия ковида, когда есть нарастающие последствия спецоперации для нашей страны, сегодня подготовка 6-7 лет с последующей переподготовкой, это выход. Потому что, уважаемые коллеги, фишка состоит в том, что психотерапия и психологическое консультирование – это отдельные профессии. А нам говорят: «6 лет учитесь в психологии, а потом будете заниматься психотерапией». Или «Шесть лет учитесь в психотерапии, а потом будете заниматься психологическим консультированием». Это отдельные профессии. Вот поэтому, если будет предложено, а я думаю, что будет предложено и это уже разрабатывается, то будем учиться 6 лет психотерапии, как это происходит в институте Фрейда. И мы тогда все дружными рядами пойдем учиться и переучиваться.

В нашем профессиональном стандарте только бакалавры, по какой бы специальности они ни обучались, могут дальше пройти профессиональную переподготовку и работать в области консультирования. Мы используем все наши ресурсы, чтобы профессиональная переподготовка была доступна всем профессионалам, которые пожелали бы заниматься психологическим консультированием.

А когда мы дискутируем с теми, кто говорит об очень высоком статусе образования, я убежден: нам нужны специалисты разного уровня. Нужно сегодня подготовить учительницу по профессиональной переподготовке, и пусть она едет к своим родственникам в освобожденные районы. Занимается там психологическим консультированием. Сегодня у нас такая задача.

Я хочу еще раз поздравить тех, кто участвовал в нашей работе. Хочу еще раз сказать, что эта работа только началась. Сейчас у нас много будет всяких усилий по актуализации этого стандарта. Эти усилия мы уже применяем.

Мария Коршикова: «Мы можем защитить самого специалиста в случае каких-либо недружественных действий»

 

Мария Коршикова

Вице-президент и руководитель Группы Профессиональных Стандартов СРО Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»

 

По словам вице-президента и руководителя Группы Профессиональных Стандартов СРО Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» Марии Коршиковой, профессиональный стандарт имеет рекомендательный характер. Он пока не вступил в силу, то есть применяться работодателем для оценки работы действующих специалистов не может. Приводим фрагменты ее выступления на конференции Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

– Но если речь идет о приеме новых сотрудников, то в разделе требований есть описание необходимого уровня образования в том случае, если должность штатного расписания называется именно так – «психолог-консультант». Если это другое наименование должности, то на нее эти требования могут не распространяться, даже если работодатель решил применять данный профессиональный стандарт в целом по организации, то есть это совершенно отдельная история. Кроме того, существует возможность подтверждения соответствия квалификации (это действительно предусмотрено документами национальной системы квалификации) – прохождение независимой оценки. Поэтому сейчас, в частности, идет работа над этим вопросом, разрабатываются квалификации к профессиональному стандарту. Но если говорить совсем коротко, то работодатель сам решает, применять стандарт или нет, а самозанятый – так как у них вообще другая система, у них, например, нет категорий, – то фактически сейчас этот профессиональный стандарт, я так понимаю, не затрагивает эту сферу. Но мы будем еще дополнительно консультироваться, изучать этот вопрос.

Добавит ли этот стандарт отчетности? Отвечу так: есть локальные нормативные акты организации. Если специалист работает внутри какой-то организации, он подчиняется ее локальным нормативным актам. И вот эти акты, эта отчетность, протоколы, которые пишут непосредственно специалисты, находясь в рамках работы в этой организации, они, конечно, могут быть разными. Я не думаю, что у юридических лиц, которые занимаются психологическим консультированием, стоит задача максимально нагрузить документооборотом психолога, чтобы он не укладывался в свой рабочий день, который заявлен в трудовом договоре. Я думаю, что скорее стоит задача сделать это просто прозрачным.

То же касается самозанятости: здесь очень важна личная ответственность того специалиста, который проводит консультирование. Это очень важно. Мы понимаем, что то давление на профессию, о котором часто говорят коллеги, в принципе и происходит из-за того, что появилось очень много людей, плохо понимающих процесс психологического консультирования. Вообще, в принципе есть разные аспекты, в том числе, например, этические моменты, нормы этики, которые существуют. Очень много жалоб сейчас поступает в этические комитеты, и достаточно сложно защититься. Я думаю, что объем того документооборота, который нужен в работе психолога-консультанта, должен соответствовать тому уровню необходимости, которая позволяет оказать качественную услугу, в первую очередь, клиенту. Да и мы в то же время можем защитить самого специалиста в случае каких-либо недружественных действий совершенно с разных сторон. Поэтому именно для этого рождаются документы. Никто не будет делать в наше время документы, которые не могут быть каким-то образом претворены в жизнь.

«Регулировать работу жёсткими стандартами невозможно, кроме того, может быть вредно»

– Для чего нужны профессиональные стандарты?

– Для успешной профессиональной деятельности психолога важно знать какие требования предъявляют к профессии. Профессиональный стандарт для психологов, работающих в государственных учреждениях – это не только перечень требований, но так же и информация о направлении работы психолога. Несомненные плюсы в том, что профстандарты помогают специалисту в определении соответствия своих знаний, профессиональных навыков и опыта при оценке своей деятельности (или квалификации).

Так же стандарты профессии позволяют определить рамки компетенции и область применения своих знаний, в которых уже практикующий специалист ведет свою деятельность.

– Как регулируется деятельность психологов сейчас (у тех, кто состоит в ассоциации и нет)?

– На данный момент в России деятельность психологов регулируется профессиональными ассоциациями, если специалист в них состоит; профессиональными стандартами в профессии для психологов, работающих в государственных учреждениях, и законами РФ.

На данный момент в ассоциациях, являющиеся аффилированными филиалами европейских психотерапевтических ассоциаций, придерживаются европейских стандартов в подготовке практикующего психолога.

Но пока ответственность за регулирование своей деятельность в большей степени остается на самом специалисте.

– Что изменится для сообщества с введением единых стандартов?

– С введением единых стандартов станут более чёткими и понятными требования, предъявляемые к психологам, работающим в государственной структуре. Эти психологи отчитываются перед министерством и, соответственно, должны выполнять требования.

Стандарт не распространяется на психологов, которые ведут частную практику.

Для специалистов частной практики, по-видимому, мало что изменится. Их деятельность будет регулироваться по-прежнему: основные требования – это соблюдение этического кодекса, официальная регистрация их деятельности, уплата налогов от получения дохода, также соответствие правилам и нормам ассоциации, членами которой они являются.

– Какие есть подводные камни единых стандартов для всех подходов?

– Основной подводный камень единого стандарта для всех подходов – это создание уполномоченной организации в единственном лице, которая разрабатывает правила для всех модальностей психологии. Значит, появится риск введения монополии. Подобная организация будет подчиняться федеральному органу власти. То есть какое-то министерство/ведомство будет утверждать стандарты и определять, как оказывать психологическую помощь. Учитывая, что профессиональное психологическое сообщество в нашей стране достаточно большое – психологи присутствуют во всех сферах деятельности. Как это учесть в одном едином стандарте, пока не предоставляется возможным.

– Можно ли регламентировать работу по жестким стандартам?

– Регулировать работу жёсткими стандартами невозможно, кроме того, может быть вредно. Необходимо учитывать особенности каждого вида деятельности и специфику организации, в которой работает специалист.

– В тексте документа нет упоминаний про личную терапию. Но в некоторых модальностях это обязательные требования. Как тогда соотносить одно с другим?

– Трудно сказать, в какой степени от работников государственной структуры можно требовать прохождения личной терапии и супервизии, поскольку личная терапия и супервизия осуществляется в большинстве случаев за собственные деньги специалиста. Если организация заинтересована в продвижении своих специалистов, то, возможно, она будет выделять некоторую сумму на супервизию работающих в ней психологов. На сегодняшний день такой возможности не предусмотрено.

Для специалистов частной практики это является важным и необходимым условием, соблюдение которого помогает продвигаться в практической деятельности. Например, одним из стандартов (в процессе обучения) профессиональной ассоциации является условие в прохождении супервизии на каждые 3-4 встречи с клиентом.

– Как с точки зрения этики решать вопрос – кто является клиентом в случае, когда психолог работает на предприятии или в школе? Формально оплачивает его услуги работодатель, но клиентами являются сотрудники либо ученики.

– В государственной структуре клиентами являются учащиеся, родители, педагоги, опекуны. Зарплата оплачивается государством. Услуга, которую оказывают психологи, в большинстве случаев – это консультация или коррекция. Терапевтические услуги не предусмотрены.

×

About the authors

Olga V. Kochetkova-Korelova

Rambler Group of Companies

Email: ok810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5059-3455

private psychological practice (self-employed); member of SOTA and EATA

Russian Federation, Moscow

Svetlana A. Barsukova

Academy of International Education Edpro

Author for correspondence.
Email: barsukova_sveta@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0552-309X

psychologist, private practice; teacher of practice

Russian Federation, Rostov-on-Don

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Viktor Makarov

Download (87KB)
3. Maria Korshikova

Download (50KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies