Extra serious crime in the Far Eastern Federal District

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Subject of research: dissertation research by Elena Mikhailovna Stone on the topic: "Criminological characteristics of especially serious crime in the Far Eastern Federal District", presented in the specialty 12.00.08 – criminal law and criminology; penal law.

The purpose of research: to evaluate the presented study for compliance with the requirements for scientific qualification works of this type.

Methods and objects of research: in the process of studying the dissertation research, E.M. Stone used various methods of scientific knowledge, namely: dialectical, formal-logical, system-structural, analysis, synthesis, etc.

Main results of research: dissertation prepared by E.M. Stone, meets all the requirements that apply to scientific work of this type. The dissertation makes a certain contribution to the solution of the problem posed, is an actual independent scientific research, which has a complete form, is based on a sufficient empirical base, which ensures its reliability; the conclusions and proposals contained in it have scientific novelty and practical significance.

This work has been prepared on the basis of the opinion of the official opponent, A.V. Shesler, dated March 17, 2022, submitted to the Dissertation Council of the National Research Tomsk State University. 12.01.

Full Text

Введение

Преступность существует не вообще, а в виде системы преступлений определенного вида, совершаемых в конкретное время и на конкретной территории. Без выделения региональных особенностей преступности и ее разновидностей невозможно определить криминологическую обстановку на отдельной территории и выработать систему целенаправленных мер предупреждения преступности. Кроме того, существующая система мер общесоциального и специального предупреждения рассматриваемого в работе вида преступности не является эффективными. В частности, правоохранительные органы не учитывают в полной мере региональную специфику особо тяжких преступлений. Одной из причин этой ситуации является недостаточная научная проработка криминологической характеристики особо тяжкой преступности, в том числе ее региональных аспектов. Предшествующие исследования касались в основном региональных аспектов преступности в целом или отдельных ее видов, однако лишь основанных на региональной практике. Диссертационное исследование Е.М. Стоун в определенной мере способствует решению возникших проблем, тем более что исследование посвящено указанному виду преступности в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), имеющем особое значение для стратегического развития страны в целом.

Результаты и обсуждение

Логичной представляется структура работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении соискатель обосновывает актуальность темы исследования, показывает степень ее научной разработанности, определяет объект, предмет, цели и задачи исследования, указывает на его методологию и методы, теоретическую и нормативно-правовую основу, эмпирическую базу, научную новизну, формулирует основные положения, выносимые на защиту, отвечающие критериям научной новизны, показывает теоретическую и практическую значимость результатов диссертационного исследования, приводит данные о его апробации, обосновывает структуру работы.

В первой главе диссертации соискатель характеризует особо тяжкую преступность как объект криминологического исследования, а также ее основные криминологические показатели. При определении данного вида преступности соискатель берет за основу наиболее распространенное в криминологии определение преступности, авторы которого исходят из того, что преступность – это уголовно-правовое, исторически изменчивое негативное социальное явление, включающее в себя образующую систему совокупность преступлений, и лиц, их совершивших на определенной территории за определенный период времени. В качестве видовых признаков этого вида преступности в работе указываются ее направленность на жизнь человека, суверенитет, обороноспособность, политическую и экономическую системы государства либо совершение преступлений особо опасным способом, с причинением особо тяжких последствий, организованной преступной группой, при наличии других особо отягчающих обстоятельств, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Такое определение необходимо соискателю для того, чтобы четко определить предмет и рамки своего исследования. Проведенное соискателем исследование позволяет ему сделать вывод о том, что уровень зарегистрированной преступности в некоторых регионах ДФО за 2016–2020 г. г. значительно превышал показатели общероссийской преступности, а наибольший удельный вес составили преступления против личности, что к наиболее криминогенным регионам ДФО относятся Амурская область, Еврейская автономная область, Сахалинская область, что уровень зарегистрированной особо тяжкой преступности в период с 2016 по 2020 годы постепенно снижается. При характеристике вреда, причиненного преступлениями особой тяжести на территории ДФО, соискатель указывает на то, что этот вред за анализируемый период является ниже общероссийского показателя, однако коэффициент погибших от таких преступлений в два с половиной раза выше, чем в России в целом.

Во второй главе диссертации соискатель рассматривает детерминанты особо тяжкой преступности в ДФО. В работе использован разработанный в криминологии еще в советский период подход, в соответствии с которым детерминанты преступности рассматриваются на трех уровнях, а именно: общесоциальном, социально-психологическом и личностном. В качестве общесоциальных детерминант особо тяжкой преступности в ДФО в работе указываются прежде всего низкая трудовая и иная позитивная социальная занятость населения, невысокий уровень его доходов, распространенность неофициального трудоустройства (занятость населения в «теневом» секторе экономики), значительная разница в материальном положении отдельных социальных групп, повышенная и специфическая алкоголизация и наркотизация населения ДФО, сложные миграционные процессы в этом регионе, недостатки сферы образования, недостатки в организации деятельности органов уголовной юстиции. Анализ социально-психологических детерминант особо тяжкой преступности приводит соискателя к выводу о том, что преступники воспитывалась в неполных, либо неблагополучных семьях, страдали алкогольной зависимостью, привлекались к уголовной ответственности. Исследование детерминант особо тяжкой преступности на личностном уровне показало, что личность преступника, совершившего особо тяжкие преступления, характеризуется высоким уровнем невротизации, депрессивности, неумелым воспитанием детей, криминальной виктимизацией, деформацией социальных ролей в основных сферах жизнедеятельности: трудовой, досуговой, в учебной, семейной.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования.

К числу принципиально новых положений, полученных лично соискателем, позволяющих определить исследование как научно-квалификационную работу, содержащую решение задач, имеющих существенное значение для теории и практики, следует отнести:

  • критическое обобщение научных исследований, посвященных региональным проблемам особо тяжкой преступности, и развитие соответствующих теоретических положений;
  • авторское определение особо тяжкой преступности с выделением ее видовых признаков;
  • криминологическую характеристику основных статистических показателей особо тяжкой преступности в Дальневосточном федеральном округе в сравнении с этим видом преступности в России в целом;
  • характеристику детерминант особо тяжкой преступности в Дальневосточном федеральном округе, обусловленных его транспортной отдаленностью, более низком уровнем доходов населения, его повышенной алкоголизацией, а также большим удельным весом не занятого социально-полезной деятельностью населения по сравнению с общероссийским уровнем в целом, наличием собственной сырьевой базой для производства наркотических средств и другими социальными явлениями;
  • предложения по основным направлениям предупреждения особо тяжкой преступности в Дальневосточном федеральном округе.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о завершенном и самостоятельном научном исследовании.

Вместе с тем, в тексте диссертации содержатся положения, по поводу которых необходимо сделать следующие замечания.

  1. Соискатель утверждает, что под детерминантами преступности она понимает причины, порождающие преступность как свое закономерное следствие, условия, формирующие причину или способствующие ее проявлению, факторы, создающие определенную зависимость от них преступности, однако не порождающие ее, не формирующие ее причину или не способствующую проявлению причины (с. 78–79). Полагаем, что сама по себе установка исследователем детерминант особо тяжкой преступности с этой позиции не вызывает возражений. Однако в самой работе этот подход не наполнен конкретным содержанием, а именно: соискатель не обосновал, почему одни социальные процессы он отнес к причинам особо тяжкой преступности, другие – к ее условиям, а третьи – к ее факторам. Полагаем, что соискатель должен был исходить из тесноты взаимосвязи между уровнем особо тяжкой преступности и наиболее важными социальными явлениями в обществе. Например, наличие слабой положительной связи между уровнем особо тяжкой преступности и динамикой численности населения в ДФО позволяет говорить об этой динамике как о факторе такой преступности; наличие заметной положительной (отрицательной) связи между уровнем особо тяжкой преступности и динамикой потребления алкоголя на душу населения в ДФО позволяет говорить об этой динамике как об условии такой преступности; наличие тесной положительной связи между уровнем особо тяжкой преступности и динамикой неравенства в распределении доходов в ДФО позволяет говорить об этой динамике как о причине такой преступности и т. д.
  2. Нельзя в полной мере согласиться с использованием соискателем как универсального подхода, в соответствии с которым детерминанты преступности рассматриваются на трех уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и личностном (с. 11–12, 77–139, 141–142). Действительно, такой подход в течение десятилетий позволял показать, как негативные социальные процессы, происходящие на уровне всего общества, формировали личность преступника через деформацию образа жизни малых социальных групп, в которых происходит жизнедеятельность личности. Однако ситуация резко изменилась с распространением сети Интернет, который негативно действует на личность непосредственно, не позволяя включиться антикриминогенным свойствам малых социальных групп. Достаточно в этой связи указать на масштабную вербовку террористическими и экстремистскими организациями своих адептов. Кроме того, глобальные процессы общемировой миграции населения, который отрывает личность от привычной социальной среди обитания, прежде всего от своего малого социума (семьи, соседской общины, неформального окружения, трудовой сферы, сферы образования), не позволяет этому социуму нейтрализовать непосредственное криминогенное влияние на личность общесоциальных негативных явлений [2, c. 5].
  3. Вызывает возражение суждение соискателя о выделении общесоциального, специального и индивидуального предупреждения особо тяжкой преступности (с. 13, 142, 144–147, 150–151). Под общесоциальным предупреждением такой преступности соискатель понимает реализацию мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни всего населения страны и осуществляемых на уровне всего общества (сокращение безработицы, повышение уровня доходов населения и т. д.), под специальным предупреждением – деятельность, направленную на предупреждение преступного, правонарушающего и девиантного поведения (алкоголизма, наркомании, незаконного оборота наркотиков и т. д.), под индивидуальным предупреждением – деятельность, направленную на выявление лиц, склонных к совершению преступлений и применение в отношении них усилий, корректирующих поведение. Полагаем, что в предложенной классификации происходит смешение уровня предупреждения преступности и содержания его отдельных видов. Общесоциальное предупреждение возможно как на уровне всего общества, так и на уровне малых групп, в которых происходит формирование личности преступника (например, оздоровление семейного окружения при улучшении жилищных условий семьи), а также на уровне отдельной личности (например, помощь в бытовом и трудовом устройстве лицу, отбывавшему наказание в виде лишения свободы за тяжкое и особо тяжкое преступление). Специальное предупреждение также может осуществляться на трех уровнях, например, на общесоциальном уровне путем совершенствования правовых основ и организации деятельности по контролю за всеми лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления, на уровне малых групп – путем использования средств исправительного воздействия в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, на индивидуальном уровне – путем осуществления контроля со стороны уголовно-исполнительной инспекции за лицами, осужденными за тяжкие, особо тяжкие преступления и условно-досрочно освободившимися из мест лишения свободы. Реализация высказанной соискателем позиции в практической деятельности государства по предупреждению преступности фактически приводит к тому, что на индивидуальном уровне к конкретному лицу, прежде всего, совершившему преступление, применяются в основном меры предупреждения, связанные с принуждением (контролем или надзором за его поведением). Напротив, редко применяются меры, связанные с оказанием таким лицам помощи в трудовом и бытовом устройстве, в решении правовых вопросов, с воспитательным воздействием [3, c. 11–-12].

Заключение и выводы

Вместе с тем, высказанные замечания не снижают значимости проделанной диссертантом работы.

Диссертация Стоун Елена Михайловна «Криминологическая характеристика особо тяжкой преступности Дальневосточного федерального округа», внесшая определенный вклад в решение поставленной проблемы, представляет собой актуальное самостоятельное научное исследование, которое имеет завершенный вид, основано на достаточной эмпирической базе, что обеспечивает его достоверность; содержащиеся в нем выводы и предложения обладают научной новизной и практической значимостью, содержание автореферата соответствует содержанию текста диссертации, основные научные результаты отражены соискателем в тринадцати научных статьях, из которых четыре помещены в таких ведущих рецензируемых научных изданиях, как «Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право», «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», «Вестник Томского государственного университета. Право».

Диссертация и автореферат соответствуют требованиям действующего Положения о порядке присуждения ученой степени кандидата юридических наук, ученой степени доктора юридических наук НИ ТГУ (Приложение 2 к приказу от 02.07.2021 № 644/ОД).

На основании изложенного полагаю, что автор диссертации – «Криминологическая характеристика особо тяжкой преступности Дальневосточного федерального округа» Стоун Елена Михайловна – заслуживает присуждения ей искомой ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08 (уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право).

×

About the authors

Alexander V. Shesler

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service

Author for correspondence.
Email: sofish@inbox.ru

Doctor of Law Sciences, Professor

Russian Federation, Novokuznetsk

References

  1. Стоун, Е. М. Криминологическая характеристика особо тяжкой преступности Дальне-восточного федерального округа : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.08 / Е. М. Стоун. – Томск, 2022. – 173 с. – Текст : непосредственный
  2. Прозументов, Л. М. Общесоциальные детерминанты преступности / Л. М. Прозументов, А. В. Шеслер. – Текст : непосредственный // Всероссийский криминологический жур-нал. – 2018. – Т. 12, № 1. – С. 11–13.
  3. Акинина, Н. Ю. Профилактика рецидива преступлений среди лиц, осужденных за розничную про-дажу алкогольной продукции несовершеннолетним / Н. Ю. Акинина, А. А. Берндт. – Текст : непосредственный // Вестник Кузбасского института. – 2021. – № 3 (48). – С. 9–17.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Yugra State University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies