Brick brands of the Tyumen region of the end XVII - the beginnings of XX centuries

Cover Page

Abstract


The article is written on the survey results, the stone monuments of culture and architecture. Can be used for your catalog on brick stamps Urals Federal District.


Технология обжига глиняного сырья известна человеку с древних времен и насчитывает тысячелетия [1]. Из качественно разной глины получали разные по качеству керамические кирпичи, опытные мастера-каменщики старались выделить свою продукцию из общего производственного объема. С этой целью они ставили свои «фирменные» клейма на выпускаемый кирпич.

Каменное строительство в Сибири началось значительно позже, чем в европейской части России. В первое столетие русского освоения этого сурового региона (конец XVI–XVII веков) все постройки сооружались из дерева. Тобольск, Верхотурье и Тюмень со второй половине XVII в. становятся центрами русской администрации в Сибири, средоточием сибирского духовенства, торгового купечества и важнейшими военно-оборонными пунктами края. Здесь возникло и начало развиваться каменное строительство [2].

Строительством городов в России, начиная с XVI века, ведало три Приказа: Разрядный приказ, Стрелецкий приказ и Приказ каменных дел. В Приказе каменных дел, помимо организации казенного строительного дела, состояли на учете свободные ремесленники-строители. Они считались «записными» и, когда возникала необходимость в принудительном наборе строителей для отправки на объект, «записных» вызывали в первую очередь, чаще всего в Москву, а оттуда направляли на место строительства. Московские каменщики направлялись и на такие отдаленные стройки, как Тобольский Кремль [3].

Реставраторы, историки, археологи, музейные работники часто сталкиваются с необходимостью датировки момента постройки исторических каменных строений (церквей, часовен, домов) или их отдельных конструкций. Не всегда удается отыскать данные по интересующему объекту среди архивных документов. В этом случае выяснить время строительства можно по косвенным признакам, в частности, по кирпичным клеймам.

С этой целью в научно-реставрационной литературе периодически печатались статьи и каталоги кирпичных клейм [4, 5, 6, 7, 8]. Все они, как правило, охватывают Москву и районы Центральной России.

Целью написания данной статьи является идентификация во времени имеющихся рисунков на керамических кирпичах памятников культуры и архитектуры Тюменской области, попытка осмысления их путем сравнения с уже опубликованными рисунками, а также сравнение их между собой. Данная информация может внести свой вклад в формирование каталога по кирпичным клеймам Тюменской области.

В этой статье будут рассматриваться кирпичные клейма, обнаруженные автором за время его работы в научной проектно-реставрационной организации ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» (г. Тюмень). Кирпичные клейма были найдены в результате обследования следующих памятников культуры и архитектуры (в скобках указаны годы строительства): Софийско-Успенский собор, г. Тобольск (1683–1686 гг.); Гостиный двор, г. Тобольск (1703-1708 гг.); Кондинский Троицкий монастырь – Свято-Троицкая церковь (1765 г.), пгт. Октябрьское, ХМАО-Югра; Епархиальное женское училище, г. Тобольск, ул. Ремезова 11, (конец XIX в.); Мусульманская мечеть (конец XIX в. – начало XX в.), г. Тобольск, ул. Пушкина, д. 27; Знаменский монастырь – Преображенский собор, г. Тобольск (1900–1905 гг.). Все работы проводились под руководством директора и главного архитектора ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» Владимира Анатольевича Силантьева, а также главного инженера Николая Сергеевича Терентьева и главного архитектора Григория Михайловича Дубоноса.

При рассмотрении клейм в данной статье будет использоваться классификация, описанная П. А. Раппопортом [6]. Она была предложена И. М. Хозеровым и заключалась в следующем: все выпуклые изображения (как на торцах, так и на постелистой стороне кирпичей) называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, – клеймами. В дополнение к данной классификации Л. А. Беляев предложил ввести термин «метки» для обозначения знаков, проведенных пальцем или каким-либо инструментом на постелистой стороне кирпича до его обжига. Хотя данная классификация не является единственной, однако следует отметить, более полно характеризует сделанное на керамическом кирпиче изображение. Более логичным видится дополнение классификации П. А. Раппопорта классификацией Е. П. Загваздина [7], то есть разделение клейм, знаков и меток на литерные и солярные.

В таблице 1 представлены обнаруженные в ходе обследований кирпичные клейма.

 

Таблица 1. Виды клейм, знаков и меток

№ п/п

Наименование объекта

Рисунок

Место нанесения на кирпич

Место расположения в кладке

Размер кирпича, см

Клейма

1

Софийско-Успенский собор, г. Тобольск (1683–1686 гг.)

 

тычок

Кирпичная кладка сводов внутри собора

29,8х14,7х7,0

2

 

тычок

3

 

тычок

4

Гостиный двор, г. Тобольск (1703–1708 гг.)

 

тычок

Кирпичная кладка цоколя

30,0х14,8х7,2

5

 

тычок

Кирпичная кладка фундамента

6

г. Тобольск

(дата не установлена)

 

тычок

Нет данных

Нет данных

7

 

тычок

Нет данных

- х15,0х6,5

8

Кондинский Троицкий монастырь – Свято-Троицкая церковь (1765 г.), пгт. Октябрьское, ХМАО-Югра

 

тычок

Кирпичная кладка фундамента и цоколя

30,1х15,2х7,0

9

 

тычок

Знаки

10

Епархиальное женское училище, г. Тобольск, ул. Ремезова 11, (конец XIX в.)

 

постель

Кирпичная кладка стены

26,3х12,6х6,5

11

Гостиный двор, г. Тобольск (1703–1708 гг.)

 

постель

Кирпичная кладка стен

Нет данных

12

г. Тобольск

(дата не установлена)

 

постель

Нет данных

Нет данных

13

г. Тобольск

(дата не установлена)

 

постель

Нет данных

Нет данных

14

Мусульманская мечеть (конец XIXв. – начало XXв.), г. Тобольск, ул. Пушкина, д. 27

 

постель

Кирпичная кладка стен

26,5х13,0х6,5

Метки

15

Софийско-Успенский собор, г. Тобольск (1683–1686 гг.)

 

тычок

Кирпичная кладка сводов внутри собора

30,0х15,0х7,0

16

Знаменский монастырь – Преображенский собор, г. Тобольск (1900–1905 гг.)

 

постель

Кирпичная кладка фундамента

27,0х12,6х7,0

Примечание: белым выделены выпуклые части клейма.

 

Рисунок 1 – Клеймо. Собор Спасского монастыря в Новгороде-Северском

 

Сравнивая клейма, обнаруженные на кирпичах кладки Софийско-Успенского собора г. Тобольска (№ 1 Таблицы 1) и Свято-Троицкой церкви пгт. Октябрьского (№ 9 Таблицы 1), нельзя не заметить их сходства с клеймом, найденном в соборе Спасского монастыря в Новгороде-Северском [6] (Рис. 1). Можно предположить, что кирпич для сибирских храмов производили ученики мастеров, строивших собор Спасского монастыря в Новгороде-Северском.

 

Рисунок 2 – Крестообразная метка

 

При обследовании памятников истории и культуры XVII–XVIII веков была обнаружена одна, часто повторяющаяся метка. Данная метка была найдена на объектах истории и культуры в Тюменской и Курганской областях (Рис. 2). Ввиду того, что в данный период времени мастеров-каменщиков в Сибири было очень мало и они переходили из одной местности в другую в поисках работы, не исключено, что подобные метки ставили мастера при производстве кирпичей в соседних Свердловской и Челябинской областях. Назначение метки может быть различно: от простой количественной маркировки (например, могли маркировать каждый сотый или тысячный кирпич в партии) до определения усадки сырца при сушке и обжиге или других технологических параметров. Возможно, что эта метка выполняла двойственную функцию: количественную и технологическую одновременно.

Таким образом, наличие одного и того же рисунка на кирпичах, найденных не только на разных объектах, но и в разных областях может говорить о существовании в этих регионах единой «школы» по производству кирпича.

Konstantin A. Memyachkin

Department of the Khanty-Mansiysk diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)

Author for correspondence.
Email: rudus@narod.ru

Russian Federation, Khanty-Mansiysk

The Chairman of the architecture Department of the Khanty-Mansiysk diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)

  1. Большая советская энциклопедия: В 50-ти т. [Текст] / Под ред. Б. А. Введенского. – Т. 21. – М. : Изд. «Большая советская энциклопедия», 1953. – 130 с.
  2. Копылова, С. В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII–XVIII вв. [Текст] / С. В. Копылова. – Новосибирск : Изд. «Наука», 1979.
  3. Черняк, В. З. Строительные уроки русских мастеров: из истории экономики строительного дела [Текст] / В. З. Черняк. – М. : Стройиздат, 1987. – 192 с.
  4. Киселев, И. А. Датировка кирпичных кладок XVI–XIX вв. по визуальным характеристикам : методические рекомендации [Текст] / И. А. Киселев. – М. : Институт Спецпроектреставрация, 1990. – с. 35.
  5. Леваков, И. А. Клейма на строительных материалах XVI–XX веков [Текст] / И. А. Леваков – М. : МНПП «Реставрационный центр», 1993. – 32с.
  6. Раппопорт, П. А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. [Текст] / – СПб. : Наука, 1994. – 158 с.
  7. Загваздин, Е. П. Кирпичные клейма конца XVII–XVIII вв. г. Тобольска [Текст] / Е. П. Загваздин // Диалог культур и цивилизаций. Тезисы V Всероссийской научной конференции молодых историков, посвященной 170-летию со дня рождения Д. И.Менделеева. – Тобольск, 2004. – с. 18–19.
  8. Пруцын, О. И. Реставрационные материалы [Текст] / О. И. Пруцын. – М. : Институт искусства реставрации, 2004. – 264 с.

Supplementary files

Supplementary Files Action
1. Figure 1 - Stamp. The Cathedral of the Spassky Monastery in Novgorod-Seversky View (28KB) Indexing metadata
2. Figure 2 - The cross mark View (896KB) Indexing metadata

Views

Abstract - 161

PDF (Russian) - 243

PlumX


Copyright (c) 2016 Memyachkin K.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.