Связь параметров гормонального статуса спортсменов с результатами кардиореспираторного нагрузочного тестирования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель работы – выявить особенности функционирования эндокринной системы у юношей, профессионально занимающихся спортом. Обследованы 70 спортсменов и 70 курсантов морской академии. Проводили ультразвуковое исследование щитовидной железы, оценку гормонального статуса (определение концентраций в сыворотке крови пролактина, кортизола, тиреотропного гормона (ТТГ), свободного тироксина, антител к тиреопероксидазе), микроэлементов сыворотки крови (уровень кальция и магния). Установлено, что в крови у спортсменов по сравнению с лицами, не занимающимися профессиональным спортом, достоверно выше концентрация ТТГ и ниже концентрации кортизола и свободного тироксина. У спортсменов выявлена положительная корреляция между уровнем кортизола, ТТГ, свободного тироксина и пролактина в сыворотке крови. В исследовании также установлено, что у спортсменов значительно выше содержание кальция, магния и уровень гемоглобина в сыворотке крови. Высокий уровень ТТГ и относительно низкие значения кортизола могут рассматриваться как показатели более высокой тренированности спортсменов и расцениваться как отражение оптимальной адаптации гипофизарно-тиреоидной и гипофизарно-надпочечниковой систем к систематическим высоким физическим нагрузкам.

Полный текст

Высокие физические нагрузки, свойственные современному спорту, предъявляют особые требования к энергообеспечивающей системе организма спортсменов. Спортивный результат зависит от того, насколько эффективно организм спортсмена сможет мобилизовать и использовать энергетические субстраты и насколько совершенно будет сформирована система регуляции этих процессов [1, 2].

Важная роль в адаптации спортсменов к высокому уровню физической нагрузки традиционно отводится системе «гипофиз – кора надпочечников», при этом нельзя забывать и о влиянии щитовидной железы, исключительно значимая роль которой в регуляции энергетического обмена в организме не вызывает сомнений [3]. Нормальный уровень тиреоидных гормонов необходим для функционирования всех систем организма, а при нарушении функции изменения носят полисистемный характер [4].

Гормоны щитовидной железы посредством повышения чувствительности тканей к адреналину и норадреналину увеличивают частоту сердечных сокращений (ЧСС), а также сами оказывают непосредственное воздействие на сократимость сердца: при понижении концентрации тироксина она снижается, а при повышении – увеличивается [3]. Положительный инотропный эффект тиреоидных гормонов объясняется не только их непосредственным действием на миокард (участие в синтезе и модуляции активности сократительных белков и транспорте кальция), но и регуляцией системного сосудистого сопротивления [5].

Известно, что под регулирующим воздействием гормонов щитовидной железы находится и плотность костной ткани. Следовательно, существует связь уровня гормонов щитовидной железы и кальция. Под воздействием повышенного уровня гормонов щитовидной железы снижается плотность костной ткани [6].

Изучена общая направленность изменения гормонов в крови при физической нагрузке. Установлено, что при физической нагрузке повышается уровень адреналина, глюкагона, соматотропина (СТГ), адренокортикотропного гормона (АКТГ), кортизола, тестостерона, тироксина, при этом снижается уровень эстрадиола и инсулина [7]. У перетренированных спортсменов в ответ на нагрузку снижается выброс АКТГ, СТГ, адреналина и кортизола [8]. При утомлении и перетренированности наблюдаются снижение функции щитовидной железы, изменение функционирования системы гипоталамус–гипофиз [9].

У спортсменов высокой квалификации в процессе адаптации к физическим нагрузкам происходит перестройка нейрогуморальной регуляции всех функциональных систем организма [10, 11].

Для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена используются нагрузочные тесты, в частности тредмил-тест. Они дают неоценимую диагностическую информацию об особенностях сократительной активности сердечной мышцы, толерантности к физической нагрузке, индивидуально-нормативных и предельно допустимых уровнях ее интенсивности, порогах выносливости и др. [12].

Целью настоящего исследования стало изучение особенностей функционирования эндокринной системы у юношей, профессионально занимающихся спортом.

Выявлены изменения функционирования эндокринной системы, возникающие в организме вследствие длительного воздействия повышенной физической нагрузки, выделены показатели, отражающие особенности адаптации организма спортсмена к высоким тренировочным нагрузкам.

В литературе традиционно большое внимание уделяется изменениям гормонального статуса после физической нагрузки в разные временные промежутки, но недостаточно данных изучения уровня гормонов в крови, а также уровня кальция и магния после отпуска, в межсоревновательный период. В то же время изучение этих показателей в динамике может помочь понять, достаточно ли восстановился организм спортсмена, готов ли он к проведению тренировок, соревнованиям и т.д.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Всего были обследованы 140 юношей. В основную группу включены 70 юношей, профессионально занимающихся спортом, средний возраст – 22,71±0,27 года, без патологии эндокринной системы по данным анамнеза. Обследование проводили после отпуска, до начала соревнований и интенсивных физических нагрузок во время тренировок. Группой сравнения были 70 курсантов морской академии, средний возраст – 20,50±0,1 года, без патологии эндокринной системы в анамнезе.

При обследовании юношей во время первого и второго этапов исследования были изучены антропометрические показатели, определен индекс массы тела (ИМТ), проведены клинические исследования: общий анализ крови, биохимический анализ крови с определением уровня кальция и магния в сыворотке крови. Оценку гормонального статуса (определение концентраций в сыворотке крови пролактина, кортизола, тиреотропного гормона (ТТГ), свободного тироксина (Т4св), антител к тиреопероксидазе (АТ к ТПО)) проводили на автоматическом иммунохемилюминесцентном анализаторе IMMULITE 2000.

Всем юношам осуществляли ультразвуковое исследование (УЗИ) щитовидной железы с определением ее объема, типа кровотока, описанием узловых образований.

Во время второго этапа исследования (через 3 года) спортсменам дополнительно проводили нагрузочное тестирование (тредмил-тест).

Статистическую обработку выполняли с помощью программ Statistica 7.0 и MatLab. Полученные количественные показатели обрабатывали методами описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена, определения достоверности различия средних с применением критериев Student, Mann–Whitney в зависимости от типа распределения. Различия считали достоверными при уровне значимости более 95% (р<0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исходно при проведении УЗИ у 8 (9,5%) спортсменов было выявлено увеличение щитовидной железы, тогда как у всех курсантов ее объем был в норме. Средние значения объема щитовидной железы у спортсменов составили 19,24±0,58 см3, что в 1,5 раза больше, чем у курсантов (12,34±0,4 см3) (р<0,01).

Уровень кальция в сыворотке крови был достоверно выше у спортсменов, чем у курсантов (2,43±0,01 и 2,22±0,03 ммоль/л соответственно, р<0,05). Уровень магния был также достоверно выше у спортсменов, чем у курсантов (0,97±0,01 и 0,90±0,01 ммоль/л соответственно, р<0,05). Достоверно более высокий уровень кальция и магния у спортсменов может быть связан с формированием хронического физического перенапряжения в условиях предельно высокого уровня физических нагрузок.

При исследовании гормонального статуса были получены следующие результаты. Уровень кортизола в плазме крови у спортсменов был достоверно ниже, чем в группе сравнения (13,19±0,31 и 18,78±0,66 mg/dl соответственно, р<0,01). Более низкий уровень кортизола у спортсменов, по-видимому, связан с высоким уровнем физической подготовки и лучшей адаптацией организма к стрессу физических усилий.

Уровень ТТГ был выше у спортсменов, чем у курсантов (1,99±0,09 и 1,59±0,08 мIU/ml соответственно, р<0,01).

Уровень Т4св у спортсменов был достоверно ниже, чем у курсантов (1,07±0,01 и 1,25±0,04 ng/dl соответственно, р<0,01). Уровень АТ к ТПО был также достоверно ниже у спортсменов, чем у курсантов (0,52±0,04 и 4,43±0,98 IU/ml соответственно, р<0,001). Уровень пролактина в обеих группах достоверно не различался (10,66±0,36 и 12,68± 0,68 ng/ml соответственно, р>0,05) (табл. 1).

 

Таблица 1. Показатели (M±m) гормональных и биохимических исследований крови у спортсменов основной группы и группы сравнения

Показатель

Основная группа (n=70)

Группа сравнения

(n=70)

p

ТТГ, мIU/ml

1,99±0,09

1,59±0,08

0,006

Т4св, нг/дл

1,07±0,01

1,25±0,04

0,0001

АТ к ТПО, IU/ml

0,52±0,04

4,43±0,98

<0,001

Пролактин,

нг/мл

10,66±0,36

12,68±0,68

0,105

Кортизол, мг/дл

13,19±0,31

18,78±0,66

<0,001

Са2+, ммоль/л

2,43±0,01

2,22±0,03

<0,001

Mg2+, ммоль/л

0,97±0,01

0,9±0,01

0,006

Примечание: различие средних оценивали по критерию Манна–Уитни.

 

У спортсменов была выявлена сильная положительная корреляция между уровнями кортизола и ТТГ (0,30), пролактина и ТТГ (0,37), кортизолом (0,35), Т4св (0,23). Данный факт, вероятно, можно объяснить напряжением адаптационных возможностей в системе «гипофиз – щитовидная железа» и «гипофиз–надпочечники», мобилизацией и оптимальным взаимодействием составляющих эндокринной системы организма в условиях высокого уровня физических нагрузок. Необходимо отметить, что у курсантов такой корреляции не выявлено. Вероятно, это можно объяснить значительно более низким уровнем физических нагрузок у данной группы. В контрольной группе выявлена сильная положительная корреляция между объемом щитовидной железы и уровнем ТТГ (0,27), АТ к ТПО (0,24), весом (0,29) и ИМТ (0,30), что можно охарактеризовать как закономерную адаптационную реакцию организма в виде увеличения объема щитовидной железы в ответ на повышение уровней ТТГ и АТ к ТПО. Между уровнем кальция сыворотки крови и АТ к ТПО обнаружена отрицательная корреляционная связь умеренной степени выраженности (–0,41) (табл. 2).

 

Таблица 2. Структура корреляционных связей между гормональными и биохимическими показателями у спортсменов основной группы и группы сравнения

Показатель

Стат.

вел.

ТТГ

Т4св

Ат к ТПО

Пролактин

Кортизол

Са2+

Основная группа (n=70)

Т4св, нг/дл

R

p

–0,01

0,97

АТ к ТПО, IU/ml

R

p

–0,05

0,89

0,02

0,91

Пролактин, нг/мл

R

p

0,37

0,001

0,23

0,02

0,23

0,02

Кортизол, мг/дл

R

p

0,30

0,003

0,32

0,002

0,01

0,94

0,35

0,0006

Са2+, ммоль/л

R

p

0,14

0,62

0,09

0,75

–0,16

0,47

0,18

0,69

–0,04

0,97

Mg2+, ммоль/л

R

p

–0,02

0,85

–0,03

0,84

0,04

0,89

–0,08

0,90

0,03

0,93

0,27

0,005

 

Группа сравнения (n=70)

Т4св, нг/дл

R

p

–0,08

0,94

АТ к ТПО, IU/ml

R

p

0,09

0,76

–0,01

0,93

Пролактин, нг/мл

R

p

0,001

0,99

0,19

0,74

0,14

0,57

Кортизол, мг/дл

R

p

0,02

0,92

0,20

0,46

–0,17

0,38

0,18

0,41

Са2+, ммоль/л

R

p

0,10

0,68

0,04

0,92

–0,41

0,002

0,02

0,98

0,03

0,87

Mg2+, ммоль/л

R

p

0,14

0,58

–0,04

0,92

0,04

0,93

0,17

0,72

0,05

0,96

0,08

0,84

Примечание: выделены статистически значимые корреляционные связи.

Коэффициент максимального потребления кислорода (МПК) имел сильную положительную корреляцию с весом (р<0,015), уровнем гемоглобина (р<0,012) и Т4св сыворотки крови (р<0,036) спортсменов, коэффициент МЕТs – с весом (р<0,022), уровнем гемоглобина и Т4св (р<0,013), кортизолом (р<0,028) сыворотки крови спортсменов.

 

Показатель ЧСС в покое имел сильную положительную корреляцию с уровнем Т4св (р<0,028), кортизолом (р<0,051) сыворотки крови спортсменов.

ЧСС через 3 минуты имела сильную положительную корреляцию с уровнем магния сыворотки крови спортсменов (р<0,02) (табл. 3).

 

Таблица 3. Корреляционная связь основных параметров нагрузочного тестирования с показателями гормонального статуса спортсменов

Корреляционная пара показателей

R

p

МПК, мл/кг/мин, & Вес (кг)

–0,290

0,015

МПК, мл/кг/мин, & Гемоглобин (г/л)

0,299

0,012

МПК, мл/кг/мин, & Т4св (нг/дл)

–0,252

0,036

МЕТsотн.ед. & Вес (кг)

–0,274

0,022

МЕТsотн.ед. & Гемоглобин (г/л)

0,296

0,013

МЕТsотн.ед. & Т4св (нг/дл)

–0,263

0,028

МЕТsотн.ед. & Кортизол (мг/дл)

0,299

0,050

ЧСС в покое, уд./мин, & Т4св (нг/дл)

0,262

0,028

ЧСС в покое, уд./мин, & Кортизол (мг/дл)

–0,216

0,051

ЧСС 3 мин, уд./мин, & Са2+ (ммоль/л)

0,272

0,023

ЧСС МПК & Mg2+ (ммоль/л)

0,23

0,06

 

Таким образом, на основании комплексного исследования гормонального статуса установлено, что в крови у спортсменов по сравнению с лицами, не занимающимися профессионально спортом, достоверно выше концентрация ТТГ и ниже концентрации гормона коры надпочечников (кортизола), гормона щитовидной железы (свободного тироксина). Данные изменения отмечаются на фоне достоверного увеличения объема щитовидной железы у спортсменов. При этом индивидуальные значения уровней тиреоидных гормонов не выходят за пределы физиологических нормативов.

Учитывая данные изменения, можно предположить такую реакцию гипофиза на высокий уровень физической нагрузки и состояние длительного стресса у профессиональных спортсменов закономерной. Полученные данные свидетельствуют, что существует связь между уровнем гормонов щитовидной железы и надпочечников и степенью тренированности спортсменов.

Результаты нашего исследования продемонстрировали серьезную зависимость тиреоидной системы у спортсменов от процессов, обеспечивающих физическую подготовку, уровень спортивного мастерства, а ее параметры могут использоваться в качестве дополнительных ориентиров при планировании и коррекции режима спортивных тренировок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У профессиональных спортсменов вследствие длительного воздействия физической нагрузки высокой интенсивности рост ТТГ синхронизирован с более низким уровнем тиреоидных гормонов (Т4св), относительно более низким уровнем кортизола, тогда как у нетренированных лиц значения Т4св имеют тенденцию к увеличению при относительно более высоком уровне кортизола. Высокий уровень ТТГ и относительно низкие значения кортизола могут рассматриваться как показатели более высокой тренированности спортсменов и расцениваться как отражение оптимальной адаптации гипофизарно-тиреоидной и гипофизарно-надпочечниковой систем к регулярным высоким физическим нагрузкам.

Установлена связь основных показателей нагрузочного тестирования с уровнем гормонов, а также кальция и магния, что дает возможность констатировать более высокий уровень адаптации к интенсивным физическим нагрузкам, возможность более быстрого восстановления у лиц с достаточно высоким уровнем гормонов щитовидной железы, гемоглобина крови и электролитов (кальция и магния).

×

Об авторах

Светлана Дмитриевна Мегерян

Ростовская клиническая больница Южного окружного медицинского центра ФМБА России

Автор, ответственный за переписку.
Email: sdmfort@rambler.ru

врач-эндокринолог Ростовской клинической больницы Южного окружного медицинского центра ФМБА России

Россия, г. Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: Учебное пособие. М.: Академия, 2009.
  2. Исаев А.П., Аминов А.С., Эрлих В.В. и др. Интегративная система биоэлементов, белков, иммунологической резистентности, ферментативной и гормональной активности спортсменов в условиях развития локально-региональной мышечной выносливости // Теория и практика физической культуры. 2014. № 1. С. 73–79.
  3. Цикуниб А.Д., Дживах Б., Кайтмесова С.Р. и др. Особенности адаптации к физическим нагрузкам субмаксимальной мощности в условиях йодной недостаточности // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 27–29.
  4. Физиология щитовидной железы, обследование пациентов при ее заболеваниях // Эндокринология по Вильямсу. Заболевания щитовидной железы / Пер. с англ. и под ред. акад. РАН и РАМН И.И. Дедова. М., 2010. С. 19–103.
  5. Панченкова Л.А., Юркова Т.Е., Шелковникова М.О. и др. Физическая работоспособность больных ишемической болезнью сердца с субклинической дисфункцией щитовидной железы // Российский кардиологический журнал. 2003. № 6. С. 5–9.
  6. Швеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине / Пер.с англ. и науч. ред. В.В. Уйба. М., 2011.
  7. Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Сотрясение сердца (commotio cordis) как причина внезапной сердечной смерти в спорте // Медицина неотложных состояний. Специализированный научно-практический журнал. 2008. № 1 (14). С. 91–96.
  8. Макарова Г.А., Холявко Ю.А. Лабораторные показатели в практике спортивного врача: Справочное руководство. М.: Советский спорт, 2006.
  9. Спортивная медицина: Национальное руководство / Под ред. акад. РАН и РАМН А.С. Миронова. М., 2013.
  10. Середенко Л.П., Добровольская Н.А., Гуржеева Н.И. и др. Использование физических факторов для восстановления работоспособности спортсменов // Теория и практика физического воспитания. 2004. № 3. С. 112–116.
  11. Масленникова О.М., Егорова Л.А., Боровикова Т.А. Функциональное состояние организма у спортсменов высокой квалификации с пролапсом митрального клапана // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2017. № 1. С. 67–70.
  12. Аксельрод А.С., Чомахидзе П.Ш., Сыркин А.Л. Нагрузочные ЭКГ-тесты: 10 шагов к практике: Учебное пособие. М., 2008.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мегерян С.Д., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 38032 от 11 ноября 2009 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах