Клиническое значение резистентности к антибиотикам микрофлоры здоровой кожи, очагов пиодермии и некоторых дерматозов
- Авторы: Яснитский Н.Н.1
-
Учреждения:
- Казанский медицинский институт
- Выпуск: Том 41, № 4 (1960)
- Страницы: 40-42
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 09.12.2021
- Статья одобрена: 09.12.2021
- Статья опубликована: 15.04.1960
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/90008
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj90008
- ID: 90008
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Лечение гнойничковых заболеваний кожи методами парэнтерального и местного мазевого применения пенициллина не обеспечивает во всех случаях надлежащий терапевтический эффект. Нередко приходится наблюдать, что введение даже массивных доз пенициллина не в состоянии сколько-нибудь заметно повлиять на болезненный процесс, и только замена его другим антибиотиком, например, биомицином или стрептомицином, может привести к желаемому результату. Объяснение этому следует искать в неодинаковой чувствительности микробной флоры к различным антибиотикам.
Ключевые слова
Полный текст
Клиническое значение резистентности к антибиотикам микрофлоры здоровой кожи, очагов пиодермии и некоторых дерматозов 1
Лечение гнойничковых заболеваний кожи методами парэнтерального и местного мазевого применения пенициллина не обеспечивает во всех случаях надлежащий терапевтический эффект. Нередко приходится наблюдать, что введение даже массивных доз пенициллина не в состоянии сколько-нибудь заметно повлиять на болезненный процесс, и только замена его другим антибиотиком, например, биомицином или стрептомицином, может привести к желаемому результату. Объяснение этому следует искать в неодинаковой чувствительности микробной флоры к различным антибиотикам.
Для выяснения этого и ряда других, связанных с ним вопросов мы предприняли исследование чувствительности микробной флоры кожных покровов к антибиотикам у 42 здоровых людей, не болеющих кожными болезнями и не болевших ими в прошлом, и у 199 больных различными формами пиодермии и некоторыми дерматозами непиококкового характера. Материалом служили чистые культуры микробов, высеянные с очагов болезненного процесса и с участков здоровой кожи. Чувствительность флоры определялась по отношению к биомицину, стрептомицину, левомицетину и пенициллину методом «дисков».
Первый вопрос, который мы считали необходимым поставить на разрешение, какова чувствительность к названным антибиотикам микробной флоры кожных покровов здоровых людей? С этой целью мы исследовали флору кожных покровов у 42 чел. Она состояла у них из различных видов стафилококка (69%), стрептококка (2%) и инноминантной кокко-бациллярной флоры. Чувствительность этой флоры к антибиотикам была выражена неодинаково: так, наиболее высокой она была к биомицину (у 98% штаммов), к левомицетину (у 90%), к стрептомицину (у 82%), и значительно ниже к пенициллину (только у 50%). У подавляющего большинства штаммов чувствительность была выражена одновременно к двум, трем и реже к четырем антибиотикам. Степень чувствительности колебалась в широких границах.
Можно полагать, что столь высокий процент резистентности флоры нормальной кожи здоровых людей к пенициллину является одной из причин частых неудач пенициллинотерапии гнойничковых заболеваний.
Второй вопрос, который подлежал разрешению: какой чувствительностью к антибиотикам обладает микробная флора на поверхности клинически здоровой кожи больных пиодермией и некоторыми непиококковыми дерматозами? Для его решения определялась чувствительность микробной флоры, полученной с участков здоровой кожи у 95 больных различными кожными болезнями (изучению было подвергнуто 197 штаммов). Как и у здоровых людей, чувствительность флоры колебалась в широких границах. Так, чувствительностью по отношению к биомицину обладали 97% всех штаммов, к стрептомицину — 89%, к левомицетину— 86% и к пенициллину — 34%.
Сопоставляя эти показатели с показателями чувствительности флоры кожи здоровых людей, мы констатируем, что чувствительность флоры к пенициллину так же была резко снижена, поскольку количество резистентных штаммов достигло 66%.
Третий вопрос, имеющий большое практическое значение, это — вопрос о степени чувствительности флоры в очагах болезненного процесса в кожных покровах при пиодермии и других дерматозах. У 199 больных было получено 655 штаммов, в том числе различного вида стафилококка оказалось 79%, стрептококка — 10% и прочей кокко-бациллярной флоры — 11%. Чувствительность названной флоры к антибиотикам выражалась в следующих цифрах: к биомицину — у 94% штаммов, к левомицетину — у 78%, к стрептомицину — у 77% и к пенициллину — у 22%. Таким образом, по сравнению с первыми двумя сериями наших исследований, количество резистентных к антибиотикам штаммов у данной категории больных значительно увеличилось: так, резистентных к биомицину штаммов оказалось 6%, к стрептомицину — 23%, к левомицетину — 22%, в то время как к пенициллину — 78%.
Количество резистентных штаммов, полученных с очагов пиодермии у 140 больных, было приблизительно таким же, а именно: резистентных к биомицину — 5%, к стрептомицину — 21%, к левомицетину — 21%, и к пенициллину — 79%.
Приведенные показатели чувствительности флоры кожных покровов, как при нормальном их состоянии, так и при развитии воспалительных процессов различного происхождения, выдвигают перед нами вопрос большой практической важности: чем можно было бы объяснить изменения чувствительности флоры к антибиотикам и возникновение резистентных к ним штаммов, в особенности к пенициллину? Напрашивается предположение, нельзя ли эти изменения чувствительности поставить в какую-то связь с предшествующим лечением антибиотиками?
Для обоснования такого предположения мы провели исследования, показавшие следующее. У 68 больных, никогда ранее не лечившихся антибиотиками, резистентность флоры к биомицину была у 7% штаммов, к стрептомицину — у 13%, к левомицетину — у 13% и к пенициллину — у 78%. У 52 больных, ранее леченных антибиотиками и главным образом пенициллином по поводу различных, не только кожных заболеваний, количество резистентных штаммов было значительно большим, а именно: к биомицину — 14%, к стрептомицину — 40%, к левомицетину — 40%, и к пенициллину — 87%.
Таким образом, приведенные нами материалы по изучению чувствительности микробной флоры по отношению к названным выше антибиотикам, нашедшим себе широкое применение в практике, позволяют высказать некоторые общие положения:
1. Микробная флора кожи, как здоровой клинически, так и в очагах болезненного процесса (главным образом, при гнойничковых заболеваниях), обладает значительной резистентностью по отношению к антибиотикам, как видно из следующей таблицы:
| Резистентных штаммов (в%%) к: | |||
пенициллину | биомицину | стрептомицину | левомицетину | |
Кожа здоровых людей | 50 | 2 | 18 | 10 |
Здоровая кожа людей, болеющих кожными болезнями | 66 | 3 | 11 | 14 |
Кожа на очагах дерматозов | 78 | 6 | 23 | 22 |
Кожа на очагах пиодермии | 79 | 5 | 21 | 21 |
2. Резистентность флоры кожи к антибиотикам, по-видимому, в какой-то степени зависит от изменений биологических свойств микробов под влиянием предшествующего лечения антибиотиками.
3. Различная степень чувствительности микробной флоры к антибиотикам должна всегда учитываться врачом при назначении их для лечения пиококковых дерматозов. Желательно производить предварительное определение чувствительности флоры к назначаемому антибиотику, поскольку резистентностью флоры объясняется в значительном числе случаев безуспешность лечения пенициллином и реже другими антибиотиками.
4. Не следует ограничиваться при лечении только пенициллином, а необходимо шире пользоваться и другими антибиотиками в зависимости от степени чувствительности к ним микробной флоры.
1 Доложено на научной конференции Казанского медицинского института 23 апреля 1959 г.
Об авторах
Н. Н. Яснитский
Казанский медицинский институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Проф., дерматологическая клиника
Россия, КазаньСписок литературы
- Германова К. И. и Левитов М. М. В кн: Антибиотики, вып. VII. 1948
- Довжанский С. И. Вестн., дермат. и венер., 1958, 5
- Кашкин П. Н. Антибиотики и их практическое использование
- Красильников Н. А. Актиномицеты-антагонисты и антибиотические вещества. М., 1950
- Троицкий В. Л. и Першина З. Г. ЖМЭИ, 1949, 9
- Труды международного симпозиума по антибиотикам. Варшава, 1956
Дополнительные файлы
