Характеристика антиадгезивных свойств слюны новорожденных детей и грудного молока их матерей
- Авторы: Сибгатуллина Ф.И.1, Пикуза О.И.1
-
Учреждения:
- Казанский медицинский университет
- Выпуск: Том 75, № 4 (1994)
- Страницы: 312-314
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 14.12.2021
- Статья одобрена: 14.12.2021
- Статья опубликована: 15.07.1994
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/90398
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj90398
- ID: 90398
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние годы возрос интерес к изучению влияния секретов человека (слюна, грудное молоко) на процесс адгезии микроорганизмов к поверхности эпителиоцитов. Установлено, что женское молоко подавляет адгезию S. pneumoniae и H. influenzae к поверхности фарингеального эпителия, в результате эти микроорганизмы лишаются возможности вызывать инфекционный процесс [6]. Известно также, что слюна здоровых детей подавляет прикрепление Ps. aeruginosa и C. albicans к буккальным эпителиоцитам [4].
Ключевые слова
Полный текст
В последние годы возрос интерес к изучению влияния секретов человека (слюна, грудное молоко) на процесс адгезии микроорганизмов к поверхности эпителиоцитов. Установлено, что женское молоко подавляет адгезию S. pneumoniae и H. influenzae к поверхности фарингеального эпителия, в результате эти микроорганизмы лишаются возможности вызывать инфекционный процесс [6]. Известно также, что слюна здоровых детей подавляет прикрепление Ps. aeruginosa и C. albicans к буккальным эпителиоцитам [4].
Механизм влияния слюны и грудного молока на процесс адгезии микробных клеток полностью не выяснен. Несомненно, что важную роль при этом в секретах играют такие факторы, как антитела, прежде всего класса IgA, препятствующие адгезии бактерий к эпителиоцитам. Не менее важны лизоцим, трансферрин, лактоферрин, компоненты комплемента, клеточные элементы (нейтрофилы, макрофаги), фибронектин, РНК-азы, ДНК-азы, биологически активные фосфолипиды и их метаболиты и т. д. [1 2, 5, 7, 8, 9] .
Определенный интерес вызывает оценка действия слюны и грудного молока на адгезию гриба C. albicans к поверхности буккального эпителия (БЭ), поскольку представители рода C. albicans часто колонизируют слизистые оболочки полости рта при дисбактериозах. Именно данный аспект исследований, представляющий большую важность для клиницистов, наименее освещен в публикациях и потому явился предметом нашего более детального исследования.
Антиадгезивные свойства слюны были изучены у 42 новорожденных в возрасте от 1 часа жизни до 28 дней. Одновременно нами были исследованы антиадгезивные свойства грудного молока 84 матерей на первом месяце лактации. В числе образцов грудного молока было 11 проб молозива и 73 пробы зрелого молока. С учетом состояния здоровья новорожденные были распределены на три группы: 1-ю составили здоровые новорожденные, 2-ю — дети группы риска и 3-ю — дети с ОРЗ.
У детей 1-й группы масса тела при рождении была равна 3502,5±21,7 г, длина —53,5±0,5 см; оценка по шкале Апгар — 8—9 баллов, находились на грудном вскармливании. Матери этих детей были в возрасте в среднем 24 лет, какой-либо патологией не страдали, беременность и роды протекали физиологически.
Масса тела новорожденных из группы риска была меньше —3368,0±66,7, длина —52,5±0,4 см. В определенной степени этому способствовало отягощенное течение беременности и родов у матерей, причем в 60% случаев факторы риска сочетались. Дети также находились на грудном вскармливании, были выписаны домой из роддома на 6—8-е сутки в удовлетворительном состоянии.
Дети (3-я группа) были в возрасте от 6 до 28 дней жизни. Отягощенное течение беременности и родов отмечалось у 68% матерей. ОРЗ преимущественно протекало в среднетяжелой форме. На естественном вскармливании были 72% новорожденных, на смешанном и искусственном — 28%.
Антиадгезивную активность слюны определяли в модификации И.В. Маянской и соавт. [4], а постановку соответствующей реакции осуществляли в собственной модификации, основанной на методе М.В. Кушнаревой и соавт. [3] (рац. предложение КГМИ № 983/43 от 1 декабря 1992). Предварительно производили забор слюны и грудного молока, которое перед реакцией обезжиривали. Использованный для постановки реакции штамм C. albicans № 5 получали из Нижегородского медицинского института; БЭ забирали от одного и того же здорового донора. Далее готовили инкубационную взвесь из микробных клеток C. albicans (0,5 мл), взвеси БЭ донора (0,5 мл) с добавлением слюны (0,2 мл) для одной реакции либо молока (0,5 мл) — для другой. В контроле вместо слюны или молока использовали забуференный физиологический раствор. После инкубации в термостате при 37°С 30 минут путем трехкратного центрифугирования при 1000 g по 3 минуты удаляли неприлипшие микробные клетки C. albicans. Из осадка готовили мазки, фиксировали метанолом в течение 10 минут, окрашивали по Романовскому и микроскопировали при увеличении ×900. Определяли среднее количество адгезированных клеток C. albicans в пересчете на один эпителиоцит при просмотре 50 БЭ (рис. 1, 2). Показатель антиадгезивной активности молока (ПААМ) или слюны (ПААС) рассчитывали по формуле , где N — количество адгезированных бактерий в опыте, n — в контроле.
Рис. 1. Буккальный эпителиоцит после искусственной колонизации C. albicans (контроль). На поверхности эпителиоцита в большом количестве адгезированные клетки C. albicans. ×900.
Рис. 2. Буккальный эпителиоцит после искусственной колонизации C. albicans с добавлением слюны или молока (опыт). Адгезия C. albicans к поверхности эпителиоцита резко снижается. ×900.
Анализ полученных результатов показал, что у всех новорожденных уже с первых часов жизни слюна вызывала ослабление адгезии клеток C. albicans к БЭ донора. Значение ПААС колебалось от 0 до 0,98. Если средние величины ПААС в группе здоровых детей составляли 0,86±0,03, в группе риска —0,83±0,04, то у больных ОРЗ они были достоверно снижены — 0,66±0,05 (Р<0,001).
Аналогичной антиадгезивной активностью обладает и грудное молоко. Величина ПААМ колебалась от 0,04 до 0,98, однако во всех 3 группах новорожденных средние показатели были примерно одинаковыми — соответственно 0,75±0,04; 0,77±0,02; 0,70±0,06 (Р>0,1). Отмечена различная антиадгезивная активность молозива (0,88±0,01) и зрелого грудного молока (0,77±0,02; Р<0,001). Важен тот факт, что показатели ПААМ в значительной степени зависели от состояния здоровья матери в случае диагностирования у них острых и/или хронических инфекционных процессов в периоде беременности. Показатели антиадгезивной активности молока снижались до 0,55±0,08 и существенно отличались от таковых у здоровых матерей. Более того, в отдельных случаях мы наблюдали обратный эффект грудного молока — оно способствовало адгезии микробных клеток к БЭ.
Таким образом, новорожденные с момента рождения наделены способностью противостоять адгезии патологических штаммов микроорганизмов к клеткам буккального эпителия. Этому способствует также присущая грудному молоку антиадгезивная активность, особенно в периоде секреции молозива. Вместе с тем дифференцированная оценка указанных показателей выявила в случае заболевания новорожденных ОРЗ снижение ПААС и у больных матерей — ПААМ. Последующее снижение колонизационной резистентности БЭ повышает риск инфицирования и создает предпосылки для осложненного течения неонатального периода.
ВЫВОДЫ
- Слюна новорожденного с первых часов жизни и молоко матери обладают антиадгезивной активностью, что подтверждается на модели регистрации адгезии C. albicans к буккальным эпителиоцитам донора.
- Отмечено снижение антиадгезивной активности слюны у новорожденных, больных ОРЗ, и грудного молока у больных матерей.
- Антиадгезивная активность молозива выше, чем у зрелого грудного молока.
Об авторах
Ф. И. Сибгатуллина
Казанский медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра детских болезней № 1
Россия, КазаньО. И. Пикуза
Казанский медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
зав. — проф., Кафедра детских болезней № 1
Россия, КазаньСписок литературы
- Бухарин О.В., Васильев Н.В., Усвяцов Б.Я./Лизоцим микроорганизмов. — Томск, 1985.
- Грибакин С.Г., Адагамов Л.Ф. // Вопр. охр. мат.— 1985.— № 1.— С. 15—17.
- Кушнарева М.В., Харькова Р.М. // Лабор. дело. —1990.—№ 3.—С. 69 — 71.
- Маянская И.В., Малышева Э.Ф. и др. // Педиатрия. — 1987.— № 12.—С. 47 — 49.
- Щербакова Э.Г., Кушнарева М.В. и др. Материалы VI Всероссийского съезда микробиологов, эпидемиологов и паразитологов. — Н. Новгород, 1991.
- Anderssen B., Eriksson B. et al. // Infect. and Immun.— 1981.— Vol. 32.— P. 311—314.
- Baade K., Hein J. et al. // Kinderarzt Prax. — 1988.— Vol. 56.—P. 381—387.
- Hanson L.A., Anderson B. et al. // Infection. — 1984.—Vol. 12.—P. 111 — 114.
- Quie P.C. // Zbl. Bakt. Orig. Abt. A.— 1984.—Bd. 256.—S. 401—407.
Дополнительные файлы
