Электронные образовательные платформы: смена бизнес-стратегий и институционального дизайна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье дается описание изменений бизнес-стратегий и институционального дизайна образовательных онлайн-платформ под воздействием пандемии и постпандемийной турбулентности. В основе исследования лежит серия экспертных интервью с руководителями электронных образовательных платформ в EdTech-секторе. Автор делает выводы о пандемийной акселерации процессов цифровизации и переформатировании институционального дизайна образования в направлении экосистемности и конвергенции традиционных учреждений и инновационных компаний.

Полный текст

В постпандемийный период наблюдается серьезная трансформация образовательного ландшафта российской образовательной системы. Ключевыми факторами изменений выступает пандемийный переход на дистант, процесс цифровизации экономики и перенос всех типов профессиональных коммуникаций на цифровые платформы, которые все в большей степени берут на себя функции виртуальных экосистем, гарантирующих связность всех игроков и социальных практик [5]. EdTech-компании, пользуясь своеобразной растерянностью традиционных образовательных организаций перед вызовами пандемии, производят глубокие интервенции в сферу образования, предлагая инновационные образовательные услуги с акцентом на узкие практико-ориентированные компетенции.

В рамках образующейся новой экосистемы образования происходит стратегическое взаимопересечение и конкуренция и кооперация с формальными образовательными организациями.

Электронные образовательные онлайн-платформы, фаблабы, мейкерспейсы, акселераторы, хакатоны, кейс-чемпионаты, ресурсы кейс-сообществ, бизнес-школы, краудфандинговые и краудсорсинговые платформы и другие неформальные пространства и форматы совместной инновационно-образовательной деятельности составляют важную часть образующейся инновационной экосистемы.

Новые акторы образовательного поля привносят в образовательную систему другой уровень коммуникационной связности игроков, потребителей и институций: акселерируется обмен инновационными практиками, запускается трансфер образовательных инициатив, прочерчиваются профили кооперации и конкурентного поведения. В качестве побочного результата трансформации системы традиционным акторам образовательного поля приходится становиться более отзывчивыми и проницаемыми для инноваций под давлением конкуренции со стороны неформальных игроков [3].

EdTech-компании и электронные образовательные платформы обладают рядом конкурентных преимуществ: за счет сетевого эффекта они эффективнее и быстрее масштабируются, исключая тормозящее посредничество образовательных административных структур, создают сравнительно более короткие петли обратной связи и взаимодействие с сообществом, фокус их внимания смещается с внутренней административной активности на внешнее взаимодействие с потребителями (CRM) [2, с. 45].

Глубокие интервенции EdTech-компаний в сферу общего и высшего профессионального образования послужили своеобразным откликом на вызовы паденмии [4, p. 126].

Образовательные онлайн-платформы, активно ворвавшиеся на рынок традиционного образования в период пандемии, являются примером подобной интервенции нетрадиционного актора с гибридной историей симбиоза медиа и педагогики.

В статье представлены результаты исследования, которое было проведено с целью описания изменений бизнес-стратегий и институционального дизайна образовательных онлайн-платформ под воздействием пандемии и постпандемийной турбулентности.

Резкое изменение конфигурации спроса в пандемийный период спровоцировало как реакцию формирование новых корпоративных стратегий и бизнес-моделей, включая переформатирование конкурентного взаимодействия, а также новые форматы педагогического дизайна и взаимодействия с потребителями образовательного контента на уровнях b2с, b2b и b2g.

Методологическим ориентиром исследования послужила интерпретация электронных образовательных платформ и сектора EdTech в целом как новой технологической платформы образования, выстраивающей новую экосистему и бизнес-модели на рынке образовательных услуг [1, с. 23].

В основу эмпирической рамки была положена серия полуструктурированных экспертных интервьюс руководителями и публичными спикерами ведущих онлайн-образовательных платформ в российском сегменте Edtech. В частности, экспертами выступили руководители и спикеры таких компаний и платформ как GlobalLab, Skyeng, Nativeclass, Фоксфорд, Стимул, Мобильное электронное образование (МЭО), руководителем вузовского образовательного направления ВКонтакте.

Пандемийный переход российской системы образования в формат дистанта некоторые эксперты характеризуют как выход из зоны комфорта, сопряженный с акселерацией трансформационных процессов, запущенных задолго до пандемии: «анализ и скорость изменений стали выше, но тренды сохранились» (Т. Крупа, президент компании GlobalLab, материалы экспертного интервью). Проявившийся в первые месяцы ажиотажный спрос потребовал переформатирование педагогического дизайна: пришлось разрабатывать «четкий алгоритмический инструментарий для педагогов, усиливать коммуникации с родителями, учителями, производить инвестиции в новый продукт» (Т. Крупа, президент компании GlobalLab, материалы экспертного интервью). Педагогическим дизайнерам платформ пришлось в плане улучшения «упаковки» образовательного продукта запускать редизайн интерфейса, юзабилити, навигации самих платформ, в плане совершенствования коммуникаций с потребителями создавать клиентскую службу, занимающуюся методической помощью, прежде всего, учителям.

Крупные игроки рынка Edtech, в частности, компания ВКонтакте, получили вал запросов от образовательных организаций, и от профильных министерств и ведомств и вынуждены были, чтобы оставаться «на плаву» в условиях эспоненциального роста спроса, менять свои подходы и бизнес-модели. Руководитель направления по взаимодействию компании VK с вузами отмечает пандемию как появившуюся «форточку возможностей»: «Сказать, что это был шок, наверное, нет, это была возможность вообще для всех EdTech’ов. Почему? Потому что они стали резко всем нужны, и возможности испытать свои ресурсы на большом объеме пользователей, которых у них до этого не было. Кто-то готовился, может быть, к какому-то масштабированию, которое случилось очень быстро, но большие платформы, наверное, были больше готовы» (С.А. Марданов, директор по связям с вузами компании VK, материалы экспертного интервью).

Государственные органы в лице Министерства Просвещения, Министерства науки и высшего образования и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций активно стимулировали в период пандемии онлайн-обучение различных категорий граждан. В этот период компания проводила стратегию диверсификации своих образовательных продуктов. Онлайн-образование было востребовано для таких новых сегментов потребителей, как государственные служащие, различные категории льготников; активно рост сегмент переобучения персонала, лиц, потерявших работу, IT-специалистов.

Конкуренция между образовательными платформами, как свидетельствуют эксперты, не стала меньше (в том числе, и косвенная конкуренция «за внимание»), но активнее стали использоваться симбиотические стратегии дополнения и совместное лоббирование (хотя и не всегда успешное) интересов отрасли. В частности, EdTech-компании, входившие в пул «Сколково» лоббировали временное снижение налогов и дополнительные государственные субсидии в отрасль.

В целом, период пандемии заставил многих игроков пересмотреть глобальные цели присутствия на рынке и собственного позиционирования как экосистемы: «от разработки некоего набора образовательных продуктов (цифровых образовательных продуктов) мы перешли к проектированию, созданию реагентной сетевой социокультурной образовательной среды, где цифра является, во-первых, таким платформенным основанием организации образовательного процесса и взаимодействия всех его участников. И второе - где цифровые образовательные ресурсы (или электронные образовательные ресурсы, их по-разному называют) становятся инструментами не просто обучения, а персонализации образовательного процесса в его привязке к запросам и потребностям конкретного обучающегося» (А.М. Кондаков, гендиректор компании «Мобильное электронное образование» (МЭО), материалы экспертного интервью).

В период после пандемии некоторая экономическая турбулентность обостряет конкуренцию в сфере электронных образовательных платформ: необходимо «больше работать, чтобы выручка не падала» (Т. Крупа, президент компании GlobalLab, материалы экспертного интервью). В первую очередь, услуги дополнительного образования оказываются в зоне риска. Государственная поддержка и субсидирование потребителей образовательных услуг могут стать в данной ситуации спасительным якорем и позволить электронным образовательным платформам, особенно в секторе малого бизнеса, удержаться «на плаву».

Крупные компании чувствуют себя по-прежнему комфортно, в частности, компания ВКонтакте усиливает коммуникации с вузами, занимая высвободившуюся нишу мировых образовательных платформ и замещая их услуги там, где это возможно; также VK продолжает тренд на диверсификацию сегментов рынка, запуская пилотные проекты с учреждениями СПО и экспериментируя в сфере корпоративного обучения.

Если до пандемии и перехода на дистант, государство, по словам респондентов, мало интересовалось бизнесом электронных образовательных платформ, то в постпанемийный период можно говорить о его мощных интервенциях на рынок образовательных платформ в качестве одного из игроков и регулятора. Необходимость выстраивания дистанционной формы образования для традиционных образовательных организаций заставила государство пересмотреть отношение к электронным образовательным платформам: «И вы знаете, благодаря, наверное, пандемии государство обратило внимание на онлайн-образование, на онлайн-обучение, внесли поправки в порядок аккредитации, и мы, слава Богу, в этом году получили лицензию именно как онлайн-школа. И, я думаю, что, ну, во многом, что пандемия все-таки помогла. Это первое. Второе – да, государству пришлось признать, что есть онлайн-обучение, что оно может быть эффективным, оно может быть хорошо выстроенным» (О.А. Хасякова, гендиректор Домашней школы «Интернет-урок», материалы экспертного интервью).

Оценка эффектов влияния государственного вмешательства и регулирования сильно различается в зависимости от размера и типа EdTech-компаний. Представители малого онлайн-платформенного бизнеса достаточно критически оценивают роль государства и отмечают, с одной стороны, тенденции к монополизации рынка, за счет распределения прав квотирования контента и получения преференций отдельными уполномоченными компаниями, с другой стороны, наличие тренда на честную конкуренцию по прозрачным правилам игры через верификацию и сертификацию контента (кейс проекта «Цифровой образовательный контент» компании Иннополис).

Крупные EdTech-компании положительно оценивают влияние государства как источника ресурсов, которое платит за граждан, обучающихся на платформах; по мнению экспертов, государство слышит запросы и предложения EdTech о поддержке и развитии бизнеса. За последнее время появилось множество конкурсов и тендеров, в которых образовательные онлайн-платформы и бизнесы участвуют как потенциальные операторы услуг для потребителей; государственная поддержка осуществляется за счет участия в запуске проектов «Цифровые профессии», «Код будущего» (обучение программированию в 8-10 классах), повышения цифровой грамотности лиц «серебряного возраста», появления в вузах «цифровых кафедр».

В целом, можно отметить, что пандемийный перевод системы образования на дистант выступил драйвером и акселерировал процессы формирования цифровой образовательной среды в российской системе образования, переформатировав ее институциональный дизайн в направлении выхода за границы традиционных образовательных учреждений и экосистемности. Запустился процесс взаимной конвергенции EdTech-компаний и традиционных образовательных организаций: электронные образовательные платформы стали больше внимания уделять выстраиванию педагогического дизайна и методическому сопровождению своих продуктов, а образовательные учреждения начали инсталировать отдельные цифровые инструменты и элементы платформенного образования в учебный процесс.

Электронные образовательные платформы за короткий срок опробовали целый набор различных бизнес-стратегий, предполагающих как «нишевое» закрепление в найденных особых сегментах (проектное обучение, работа с талантливыми детьми), так и масштабирование бизнеса на широкий набор сегментов, типов образования (корпоративное, семейное образование) и географических зон.

Возросли усилия и по совершенствованию образовательного продукта за счет улучшения педагогического дизайна через использование образовательной аналитики (применение bigdata компанией SkyEng), оптимизации дизайна интерфейса, юзабилити, методического и тьюторского сопровождения.

В целом, при том что отрасль EdTech испытывает некоторые трудности в своем развитии, она обладает определенным потенциалом масштабирования за счет вовлечения все новых незадействованных сегментов потребителей образовательных услуг (индивидуальных и корпоративных), поддержки и усилий государства, направленных на цифровую трансформацию экономики, собственного креативного потенциала компаний, научившихся выживать в кризисных условиях.

×

Об авторах

А. П. Глухов

НИУ «Высшая школа экономики»; Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9919-5316

канд. филос. наук

Россия, г. Томск

Список литературы

  1. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2013. 52 с. https://clck.ru/32hMtT
  2. Паркер Дж., Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2017. 440 с.
  3. Bischoff K., Volkmann C.K., Audretsch D.B. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: an analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // Journal of Technology Transfer. 2018. Vol. 43. Issue 3. Pp. 20-46. https://doi.org/10.1007/s10961-017-9581-0
  4. Sharma H. Mapping the Global EdTech Revolution during the Pandemic: From ‘Determinism’ to ‘Solutionism’ // Re-imagining Educational Futures in Developing Countries // Mogaji E., Jain V., Maringe F., Hinson R.E. (eds). Re-imagining Educational Futures in Developing Countries. Palgrave Macmillan, Cham, 2022. P. 119-137. https://doi.org/10.1007/978-3-030-88234-1_7
  5. Törnberg A. The Wicked nature of social systems - a complexity approach to sociology. University of Gothenburg, 2017. 126 p. http://hdl.handle.net/2077/51507

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Глухов А.П., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах