Образ Сталинграда/Волгограда: визуальная ретроспектива по почтовым открыткам

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается облик города-героя Сталинграда/Волгограда через призму почтовых открытых писем как одной из форм трансляции коллективной памяти. Актуализируется изучение и использование почтовых карточек как исторического источника.

Полный текст

Многовековая история города с триединым названием Царицын – Сталинград – Волгоград начала формироваться еще с конца XVI века. Сегодня он носит наивысший символический статус города-героя (с 1945 г.) и города-памятника, что закреплено в нормативно-правовых документах и нашло отражение в объектах духовной и материальной культуры.

Документальная память о судьбе города с точки зрения общепринятой классификации исторических источников обширна. Определение новых видов источников и их возможностей для реконструкции и изучения исторического периода, эпохи очень важно, так как расширяет границы исторического знания, обогащает наше понимание прошлого, расширяет социальные рамки памяти.

Визуальные источники являются сравнительно новым и весьма разнообразным историческим источником. К ним относятся кино- и фотодокументы, главная особенность которых заключается в совпадении момента съемки (дата, место) с самим происходящим событием, благодаря чему у исследователей появляется уникальная возможность посредством заключенной в источнике информации «восстановить колорит эпохи» [8, с. 220].

В рамках заявленной проблемы акцентируем внимание на почтовом открытом письме как уникальном явлении в сфере источниковедения. Оно репрезентативно, его историческая ценность и учебно-методическая польза находится в разработке многими исследователями. Если ранее ученые рассматривали только историю становления открытого письма, то в настоящее время повышается интерес к особенностям открыток, происходит масштабный процесс накопления данных, а следовательно, предпринимается множество попыток опровергнуть общепринятое мнение об открытом письме как об иллюстративном материале и доказать его глубокий информативный потенциал в качестве исторического источника [11-13].

Так, одним из первых к изучению открытки как информационного носителя приступила кандидат исторических наук А.Н. Ларина. В своём исследовании она впервые сделала акцент на условной классификации открытки по двум категориям: документальные и художественные. Исследователь утверждает, что распространение документальных открытых писем по-новому раскрыло феномен фотографии, а новый способ печати значительно удешевил многие печатные процессы, что сделало искусство фотографии доступным для многих слоев населения [7]. М.В. Самбур в своей диссертационной работе представила почтовую открытку как часть культурного наследия, выявила ее методику атрибуции, научное описание и принцип экспонирования [10, с. 18]. В этой связи примечательным является и исследование доктора исторических наук А.С. Медякова, которое представляется особо ценным для рассмотрения открытки в качестве социокультурного феномена. Автор отмечает главную социологическую специфику открытки XX века, которая, заключалась в ее бытовании на грани публичной и частной сфер, объясняя эту точку зрения следующим образом: «она предлагалась публично, была частью того или иного общественного дискурса, задействовалась в разных социальных практиках, являлась коммерческим продуктом, однако потреблялась частным образом» [9]. В рамках исследования А.С. Медякова впервые были сформулированы социокультурные функции открыток: поддержание социальных связей, коммуникационная, информационная, репрезентативная, образовательно-педагогическая, идеологически-пропагандистская, экономическая и развлекательная. Исследователь сделал весомый акцент на уникальность открытки как источника по социокультурной истории.

Почтовое открытое письмо в своей основе заключает принцип сохранения фактического материала о каком-либо объекте или событии через его визуальное изображение. Оно определенно заключает в себе характерные для визуального источника черты, но, в отличие от фотодокументального материала, имеющего вариативность, почтовая карточка заключает своей основе присущие только ей черты: государственный заказ, постановочная съемка, привлекательный вид. Открытку можно рассматривать также как одну из форм популяризации коллективной памяти и проследить, как одно событие либо явление меняется в разные временные промежутки. Не отделимо друг от друга в одном ряду с коллективной памятью в общем виде рассматриваются такие понятия, как обычай, запоминание, коммеморация, производство образов, репрезентация и традиция [14]. Здесь наиболее актуальным и важным в контексте темы исследования выступает понятие «коммеморация», как элемент сохранения в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Почтовые открытки за счет своих информативных особенностей могут выступать ареалом активной коммеморативной памяти, в данном случае, на региональном примере.

В рамках статьи рассмотрим комплекты почтовых карточек 1950-х – 1980-х гг., транслирующие зафиксированные объекты культурного наследия Сталинграда/Волгограда и проследим, какую роль они играют в формировании коллективной памяти об историческом прошлом города.

Улица Мира – уникальная улица в историческом центре города, целиком являющаяся охраняемым памятником истории и культуры. Это первая восстановленная после Сталинградской битвы улица города. Почтовая открытка 1954 г. зафиксировала ее живой и привлекательной, будто и не знающей военной разрухи.

 

Рис. 1. Сталинград. Улица Мира, 1954 г. [6]

 

Представленные далее почтовые карточки датированы 1979 г. и 1989 г., что очень примечательно с точки зрения трансляции коллективной памяти. Памятник посвящен молодым защитникам Сталинграда, ушедшим на войну во имя свободы и будущего своей страны. На низком постаменте установлены три скульптурные фигуры – молодые бойцы скорбят о погибшем товарище. Временной промежуток открыток – 10 лет, но спустя это время их информативная составляющая не изменилась, жители Волгограда по-прежнему посещают данный мемориал, показывают его подрастающему поколению, тем самым сохраняя и пронося сквозь время эту память.

 

Рис. 2. Памятник героям - комсомольцам защитникам Сталинграда, 1979 г. [2]

 

Рис. 3. Памятник комсомольцам- защитникам Сталинграда, 1989 г. [3]

 

Событийный ряд продолжают открытки, датированные 1979 г. и 1981 г. Они заключают в себе информацию о значимом для Волгограда и для всей страны монумента, главной высоте России, которая своими величественными основами подчеркивает величие подвига советских солдат. На зафиксированных кадрах представлены толпы людей, идущих к подножию Мамаева Кургана. Это и есть трансляция и прямое отражения коллективной памяти граждан, сплоченной одной историей в рамках одного государства в городе, совершившем легендарный подвиг.

 

 Рис. 4. Памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, 1979 г. [2]

 

Рис. 5. Город-герой Волгоград. Мамаев Курган. Монумент «Родина-мать зовет», 1981 г. [4]

 

Открытые письма 1965 г. и 1973 г. интересны своим содержанием. Волгоградский фонтан «Искусство» очень редко становится объектом фиксации в открытках и в данном случае это одни из немногих комплектов, в которых можно найти информацию о главном фонтане города. Согласно этой информации, фонтан является популярным местом посещения, в особенности, молодыми людьми, школьниками.

 

Рис. 6. Волгоград Фонтан «Искусство» в парке Победы, 1965 г. [1]

 

Рис. 7. Волгоград Фонтан «Дружба» на Центральной набережной, 1973 г. [5]

 

Завершают фоторяд открытки 1965 г. и 1973 г. с уже другим зафиксированным объектом культурного наследия. Это обелиск, возвышающийся над братской могилой в память погибших в Гражданской войне защитников Красного Царицына и память советских солдат, павших во время Сталинградской битвы. Почтовые карточки фиксируют образ величественной стелы и жителей города, выражающих дань памяти и уважения героям.

 

Рис. 8. Волгоград. Обелиск на братской могиле защитникам города, 1965 г. [1]

 

Рис. 9. Обелиск героям Красного Царицына, 1973 г. [5]

 

Представленные в работе почтовые открытки репрезентативны и информативны, поскольку транслируют образ Сталинграда/Волгограда даже на примере нескольких памятников истории и культуры. При этом они достоверно отражают такое социальное явление, как коллективная память, которое, в зависимости от условий определенного исторического периода, воспринималось настолько, насколько сильно было выражено отношение человека к сохранению памяти и передачи ее потомкам. Кроме того, почтовое открытое письмо выступает ареалом активной коммеморации, а значит, можно указывать на возможность его использования в изучении социокультурной истории.

×

Об авторах

Т. Н. Орешкина

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: red@nvsu.ru

канд. ист. наук

Россия, Волгоград

Ю. О. Фролова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Email: red@nvsu.ru
Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Комплект открыток «Возрожденный Волгоград». М.: ИЗОГИз, 1965.
  2. Комплект открыток «Волгоград - город-герой». М.: Советская Россия, 1979.
  3. Комплект открыток «Волгоград». М.: Плакат, 1989.
  4. Комплект открыток «Волгоград». М.: Планета, 1981.
  5. Комплект открыток «Город-герой Волгоград». М.: Планета, 1973.
  6. Комплект открыток «Сталинград». Волгоград: Изд. дом Все для вас, 1998.
  7. Ларина А.М. Почтовая открытка в руках историка // Историк и художник. 2004. № 2. С. 109-121.
  8. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: Издат. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2005. 394 с.
  9. Медяков А.С. Открытка рубежа XIX–XX вв. как социокультурный феномен // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 146-162.
  10. Самбур М.В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2014. 28 с.
  11. Фролова Ю.О., Орешкина Т.Н. Визуальное наследие Сталинграда/Волгограда н. 1950-х – 1980-х гг. (по материалам почтовых карточек) // Грани познания. 2021. № 6 (77). С. 151-159. http://grani.vspu.ru/page/home
  12. Фролова Ю.О. Образ послевоенного Сталинграда в почтовых открытках // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2021. № 3 (38). С. 139-149. http://www.strizh-vspu.ru
  13. Фролова Ю.О. Репрезентативность почтовых открыток о советской эпохе сер. 1960-1970-хх. (на примере Сталинграда/Волгограда) // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (г. Петрозаводск, 17 февраля 2022 г.). Петрозаводск, 2022. С. 355-361.
  14. Черницкая А.А., Куманьков А.Д. Культура коллективной памяти: влияние коллективной памяти на человека // Universum: общественные науки. 2022. № 7 (86). С. 4-6. http://7universum.com

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сталинград. Улица Мира, 1954 г.

Скачать (153KB)
3. Рис. 2. Памятник героям - комсомольцам защитникам Сталинграда, 1979 г.

Скачать (100KB)
4. Рис. 3. Памятник комсомольцам- защитникам Сталинграда, 1989 г.

Скачать (87KB)
5. Рис. 4. Памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, 1979 г.

Скачать (54KB)
6. Рис. 5. Город-герой Волгоград. Мамаев Курган. Монумент «Родина-мать зовет», 1981 г.

Скачать (86KB)
7. Рис. 6. Волгоград Фонтан «Искусство» в парке Победы, 1965 г.

Скачать (85KB)
8. Рис. 7. Волгоград Фонтан «Дружба» на Центральной набережной, 1973 г.

Скачать (87KB)
9. Рис. 8. Волгоград. Обелиск на братской могиле защитникам города, 1965 г.

Скачать (96KB)
10. Рис. 9. Обелиск героям Красного Царицына, 1973 г.

Скачать (60KB)

© Орешкина Т.Н., Фролова Ю.О., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах