Методологические задачи философского знания на современном этапе общественного развития
- Авторы: Думинская М.В.1, Миллер В.И.1
-
Учреждения:
- Сургутский государственный педагогический университет
- Выпуск: 2022
- Страницы: 327-333
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/kultura_nvsu2022/article/view/121237
- DOI: https://doi.org/10.36906/KSP-2022/44
- ID: 121237
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время философское знание актуализируется в различных направлениях, однако не менее важными остается методологический аспект, выражающий особенности преподавания философии как учебной дисциплины. Интерес к формам, способам и механизмам преподавания философского знания позволяет не только актуализировать содержание дидактических единиц: мировоззрение, человек и общество, культура и цивилизация, сознание и познание и др., но и сформировать критическое мышление о мире и самом себе. Рассматривая философию как учебную дисциплину, следует в большей степени обсуждать проблемы человека и общества, осуществлять поиск ответов на глобальные вызовы современности.
Полный текст
Философия является одной из древнейших наук, которая обращена к познанию вечных вопросов бытия человека и мира. Эта наука не только «вопрошания» каково место человека в этом мире, но и множество сформулированных ответов многообразными философскими теориями, которые подчеркивали значение тех или иных определяющие экзистенциалов для индивида и общества. Философия наполнена светом культуры размышления, когда не прописываются готовые ответы, как рецептура к долгой и счастливой жизни, а есть возможность аргументированного поиска истины, который направлен на ее познание, пусть даже не в абсолютном значении.
«Философия – это широкое понятие, не имеющее однозначного определения, это и наука, и одна из форм общественного сознания» [1, c. 211]. В отличие от других точных наук, например, математики, физики, химии, в философии приветствуется многообразие оценок и плюрализм мнений. Примечательно, что «взлеты» философского знания отмечены в те периоды истории человечества, когда были сформулированы различные, порой противоречащие, а иногда и противоположные оценки и подходы. Так, в Античности было представлено многообразие философских школ, каждая из которых обосновывала уникальные модели мира и человека. Их сосуществование было обусловлено важнейшей философской установкой «я далек от мысли, будто знаю причину хотя бы одной из этих вещей» [2, c. 16]. «Вечный» поиск истины может устанавливаться как основа для формирования философского знания.
Если философия выступает научной областью знания с давними традициями, не утратила ли она свое значение в современном мире? Может ли быть растворена философская проблематика в других гуманитарных науках? Сформулировать ответ на данные вопросы достаточно сложно. Это обусловлено тем, что философские темы отражены в художественных произведениях, где наряду с литературным сюжетом есть важные лирические отступления, которые характеризуют мировоззренческую оценку автора или персонажа по тому или иному вопросу. Так исторически сложилось, что русская литература глубоко философична. Это отражено в следующих темах: смысл жизни, морально-нравственные оценки свободы выбора, «истинного и ложного патриотизма» и др. На занятиях по литературе можно применять философские понятия и категории, но не столько в оценке их онтологических оснований, сколько рассматривать их в качестве способа оценить уровень морально-нравственной зрелости определенного героя. Можно сказать, что философия тяготеет к обобщенности и целостности, а литературное произведение всегда уникально и персонализировано. Объединяет и философию, и филологию – слово, которое характеризуется уникальным инструментом познания и воспроизведения личностно и социально значимых тем.
Если сравнивать философию и другие виды искусства, то у этих направлений познания мира и человека различные способы – звук, цвет, пластика, актерское мастерство и др. Все эти способы и средства самовыражения несут определенную философию, например, оптимистическую или трагическую, жизнеутверждающую или отрицающую ценность жизни, прекрасную, возвещенную или безобразную, низменную. Можно сказать, что философская наполненность считывается реципиентом и оформляется в определенные мировоззренческие установки, вкусы и предпочтения. Очень часто посыл художника как Демиурга не воспринимается его современниками, но дает основание говорить о даре предвидения будущего и его важнейших проблем. Творческий человек преодолевает значимые границы не только времени, но и определенные общественные рамки. Поэтому искусствоведческая оценка должна отражать определенные философские мотивы и настроения, символику и знаковость произведения искусства.
Итак, у каждой области гуманитарного знания существует свой предмет исследования. Литература изучает художественные произведения, искусствознание –произведения художественной культуры, и это все конкретно. И только философия работает с абстрактным понятием – мировоззрение. Более того, изучение философского материала направлено на формирование системы знаний, умений, навыков в области философии, необходимой для критического и системного анализа мировоззренческих проблем и феноменов межкультурного разнообразия общества.
В своей работе В.И. Полищук отмечал, что одной из проблем высшей школы – это обесценивание понятия мировоззрения, «вопрос о формировании мировоззрения по-прежнему остается открытым» [3, c. 114]. Философия как учебная дисциплина направлена на усвоение следующих компетенций: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5); способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Реализация данных компетенций соотносится с компонентами:
- знать сущность философских подходов к пониманию культуры и феноменов межкультурного разнообразия общества; сущность, специфику, структуру философии, ее место и роль в системе мировоззрения и изучении межкультурного разнообразия общества; принципы выделения критериев к оцениванию феноменов культуры и межкультурного разнообразия общества с позиции философского подхода;
- уметь использовать философские знания для формирования критического анализа и оценки различных феноменов и проблем взаимоотношения культуры, человека и общества; выделять специфику мировоззрения на различных этапах культурно-исторического развития общества; уметь выделять общее и особенное в философских направлениях и учениях, раскрывающих феномены и проблемы взаимоотношения культуры, человека и общества;
-иметь опыт оценки и интерпретации различных феноменов и проблем межкультурного разнообразия общества; иметь опыт критического анализа мировоззренческих позиций, философских теорий, школ, направлений; опыт реализации принципов системного подхода при анализе философской проблематики.
«Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что считается вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым задачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром» [4, c. 125].
Одном из примеров работы с обучающимися на занятиях по дисциплине «Философия» прилагаем фрагменты конспекта в рамках деятельностного подхода, подготовленный Думинской М.В., доктором философских наук, профессором кафедры социально-экономического образования и философии Сургутского государственного педагогического университета (табл. 1, табл. 2).
Таблица 1. План-конспект практического занятия по теме: «Философия в системе мировоззрения»
Учебная дисциплина | Философия |
Форма организации обучения | Практическое занятие |
Тема | Особенности философского мировоззрения |
Формируемые компетенции | способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1). |
Ожидаемые результаты | владение основными способами сравнения, позволяющими выявлять особенности объектов, выделенных для сравнения |
Цель | научиться выявлять особенности философии как исторической формы мировоззрения методом сравнения |
Учебные задачи | ознакомиться с правилами проведения сравнения для определения специфики изучаемого объекта составить последовательность действий по решению поставленной задачи применять полученные способы действий к решению практических задач |
Образовательные технологии, методы, приемы | способы критического мышления, работа в группах, сравнительные таблицы, обобщение. |
Общее время занятия | 90 мин |
Оснащение занятия | раздаточный материал |
Таблица 2. Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Описание этапа Задание |
1. | Введение студентов в ситуацию, требующую выполнения осваиваемого действия
| Предварительное разбиение на группы. Проверка готовности аудитории. Раздача карточек с заданиями, вспомогательного и оценочных листов, которые заполняются в конце занятия. Преподаватель: На прошлом занятии мы дали определение таким понятиям как «мировоззрение» и «система мировоззрения»; выделили основные характеристики, структурные компоненты, формы и уровни мировоззрения. Научились аргументированно раскрывать свою позицию в вопросе о значимости формирования системы мировоззрения в жизни человека. Сегодня мы обратимся к поиску ответа на вопрос, в чем отличие философии от других форм мировоззрения? Определение цели Для того, чтобы приступить к выполнению поставленной задачи нам следует ответить на такие вопросы: 1. Какую проблему мы решаем? 2. Что нам нужно сделать для того, чтобы эту проблему решить? Ответ: нам нужно определить особенности философии как исторической формы мировоззрения (суть явления) и для этого необходимо сравнить философию с другими формами мировоззрения. 3. Что нужно знать, чтобы решить эту задачу? Ответ: для решения поставленной задачи нужно знать: 1) Что такое мировоззрение и какие исторические формы мировоззрения выделяются наряду с философией (освоено на предыдущем занятии); 2) Что такое метод сравнения и как его провести. Приступим к проработке второй части, необходимой для выполнения поставленной задачи. |
2. | Построение образа планируемого результата | Задается практическая ситуация: Итак, для того, чтобы выявить особенности философии нам нужно провести сравнение философии с другими историческими формами мировоззрения. Обратите внимание на раздаточный материал, на одной из карточек представлено краткое описание того, что представляет собой метод сравнения и алгоритм его выполнения (Приложение 1) Работа в группе. Группы прорабатывают ориентировочную основу действия, отвечая на следующие вопросы: 1. Какие объекты будем сравнивать? (определение объектов для сравнения). 2. Как мы будем сравнивать? С какой точки зрения мы будем прововить сравнение? Что нам важно учесть при сравнении? (выделение аспекта и признаков для сравнения). 3. Как лучше оформить результаты сравнения? (определение способа сравнения). 4. Сможем ли мы увидеть, чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам в результате заполнения таблицы? 5. К какому выводу в результате сравнения мы придем? (анализ результатов сравнения и формулировка вывода). 6. Когда считать сравнение грамотно проведенным? Для ответа на этот вопрос студенты в группах разрабатывают критерии оценки результата практической ситуации и обосновывают их значимость. Для этого следует ответить на следующие вопросы:
Обсуждая поставленные вопросы, каждая подгруппа фиксирует ряд критериев и представляет свой результат на коллективное обсуждение. Подгруппа должна иметь четкую аргументацию, относительно того с какой целью осуществляется такое действие как сравнение, уметь обосновать требования к результату, т.е. разработать критерии оценки результата. Уметь обосновать полноту и необходимость требований. В ходе представления одной из групп результата данной задачи остальные студенты оценивают предложенные варианты. Весь коллектив должен анализировать предложенные критерии, исходя из следующих вопросов: 1. Почему именно данные критерии надо оставить либо убрать? 2. Изменится что-либо, если один из критериев убрать? 3. Почему важен этот критерий? 4. Что вы не учли при выработке своих критериев? 5. Почему вы уверены, что это полный и необходимый перечень критериев? В результате определяется ряд критериев, прошедших данную проверку. |
3. | Построение способа действия достижения результата | Группы описывают поэтапные шаги, необходимые для проведения сравнения: · определяют правильность обозначенной цели, задач исследования · выделяют объекты, позиции для сравнения. · разрабатывают табличную форму для представления результата сравнения. Обсуждение. Определение общих шагов у групп в ходе фронтальной беседы. |
4. | Выполнение осваиваемого действия | Группы переходят к выполнению сравнения философии с другими формами мировоззрения. Группа выполняет задание, предложенное в карточке. После выполнения задания, каждая группа представляет результат, отраженный в сравнительных таблицах. В ходе обсуждения результатов дополняется и обобщается представление об объекте исследования - философии как форме мировоззрения. При формулировке вывода важно, чтобы сформулированный вывод относился к существу изложенного материала; он должен вытекать только из рассмотренных результатов сравнения; при рассмотрении большого числа фактов сначала делаются частные выводы и только потом – общий вывод. |
5. | Оценка достигнутых результатов | Каждая группа представляет свой результат работы по сравнительным таблицам и ее оценку. Преподаватель задает вопросы: 1. Как действовали? 2. Почему именно так действовали? 3. Соответствует ли достигнутый результат критериям, предъявляемым к образу результата? Студенты сопоставляют полученное решение с критериями. |
6. | Рефлексия результатов освоения действия | Теперь необходимо перейти к обсуждению полученного результата. Оценке подвергается осваиваемый способ. Рефлексия проводится при помощи ответов на вопросы: 1. Удалось ли достичь цель занятия – научиться выявить особенности философии через освоение способа сравнения с другими формами мировоззрения? 2. Какие возникли сложности при выполнении задания и что потребовалось сделать, чтобы их преодолеть? 3. Какие ошибки были допущены при разработке критериев? Почему? 4. На что надо обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобные ошибки? |
7. | Корректирование способа действия | Далее производится корректировка способа действия по необходимости. Преподаватель подводит полученный результат определенный эталон выполнения задания |
8. | Повторное выполнение действия, оценивания и рефлексии | Давайте отработаем наш способ действий в проведении сравнения еще одной задачи. «Особенности дисциплинарной структуры философии». Проверка. В завершении произведем выставление балов на листе самооценки. |
Об авторах
М. В. Думинская
Сургутский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7530-383X
д-р филос. наук
Россия, СургутВ. И. Миллер
Сургутский государственный педагогический университет
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1180-6099
канд. филос. наук
Россия, СургутСписок литературы
- Бережнова И.В., Малышев В.Б. Философия, наука, искусство как процесс сотворения мира // MODERN SCIENCE. 2019. № 12-4. С. 211-213.
- Платон. Собрание сочинении в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, М., 1993. 528 с.
- Полищук В.И. Мировоззренческий потенциал культурологии // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.114-117.
- Колосова Л.А., Машин В.Н. Роль философии и педагогики в становлении поликультурной педагогики как науки // Вестник Воронежского института развития образования. 2021. № 8. С. 124-129.