Конкурс в перспективе развития музыкального искусства и образования в эпоху цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен культурологический анализ конкурса в образовательной практике в сфере музыкального искусства. Анализируется перспектива применения новых цифровых технологий для расширения пространства взаимодействия с участниками конкурсов, популяризации музыкального искусства и развития культуры в целом.

Полный текст

Конкурс как движущая сила развития искусства, способствующая укреплению его позиций, привлекал и привлекает внимание исследователей разных областей научного знания, поскольку очевидно его обращение к сущностным потребностям личности: стремлению к самосовершенствованию, самоуважению, самоидентификации, поиску своего места в мире, расширению коммуникативного пространства. Таким образом, его активное распространение в области музыкального образования не случайно.

С начала XX века и до настоящего времени, конкурс становится необходимым атрибутом образовательного процесса в области искусства. «Конкурс – это своеобразная форма отчёта перед народом о состоянии исполнительского искусства в данный момент и достижениях музыкальной педагогики», - отмечает во второй половине 20 столетия Я.И. Мильштейн, анализируя тенденции развития исполнительского искусства [4, с. 52].

В последнее десятилетие на смену констатирующему обоснованию сущности конкурса приходит культурологическое истолкование его многоаспектной природы и структуры. Исследовательской проблемой становится осознание роли и места конкурса в современной образовательной практике в области музыкального искусства, его проявление в ней. Рассматривая художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры, И.В. Афанасьева отмечает, что для успешности данного процесса «необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей» [2, с. 8]. Культурологический подход ясно прослеживается в работах Ю.Б. Алиева, где музыкальный конкурс, по его мнению, способствует созданию особой музыкально-эстетической среды. «Создание подобной среды, основанной на принципах сетевого взаимодействия образовательных, музыкальных и общественных организаций, способствует раскрытию творческих способностей учащихся, приобщению подрастающего поколения к культурным традициям и успешной социальной адаптации» [1, с. 29].

Изучение конкурса с позиции культурологического анализа актуально еще и тем, что выявление ценностной доминанты этого феномена полезно в практическом плане, поскольку даёт представление о творческих моментах работы в процессе подготовки и участия с одной стороны, а с другой, позволяет по-новому осмыслить процесс обучения, заставляя дифференцировать узловые моменты организации обучения с целью создания условий для развития, освоения новых технологий культурной деятельности.

«Создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала» - является целью государственной культурной политики, утверждённой от 24 декабря 2014 г. Указом Президента Российской Федерации «Основы государственной культурной политики» (https://clck.ru/32mVGy). Поэтому на государственном уровне одной из важнейших задач ставится развитие фестивальной деятельности в области искусства и продвижение креативных индустрий. Это положение воплотилось созданием сети профессиональных сообществ и творческих общественных организаций, где проведение конкурсных мероприятий является одним из основных направлений работы.

Динамичность развития общества, выраженная активным вхождением в жизнь цифровых инструментов коммуникации, с их возможностями общения вне пространственно-географических факторов, влечет за собой изменения в сфере конкурсных мероприятий. Оформившиеся ранее культурные практики, такие, как например, исполнительские музыкальные конкурсы, находят сегодня свое актуальное выражение в новых условиях. Появляются интернет – конкурсы, фестивали как особая среда, которая позволяет исполнителю проявить себя, не обладая большими, в первую очередь материальными ресурсами, а педагогу продемонстрировать свои достижения. Рост популярности этого вида конкурсов в педагогическом сообществе, как одного из самых перспективных средств распространения лучших педагогических и исполнительских практик, показывает возрастание несостоятельности традиционных исполнительских конкурсов в сфере удовлетворения потребностей совершенствования образовательного процесса, насыщения его цифровыми технологиями.

Конкурсы в цифровом пространстве оказывают большое влияние на образовательную сферу, отражая насущную потребность поиска разнообразных путей и способов расширения общехудожественной и методической компетентности для педагогов, способствующих усилению мотивационной составляющей обучения.

Несмотря на демонстрируемый значительный потенциал конкурса, как современного цифрового тренда системы образования, современная конкурсная деятельность как самостоятельное медиа-явление недостаточно изучена с научной точки зрения. Основной причиной данного факта выступает новизна цифрового поля, закрепившегося в практике около десяти лет назад и получившего особую востребованность во время распространения COVID-19. В рамках данной статьи предпринята попытка приближения к культурологическому пониманию конкурса как феномена музыкального образования на основе осмысления некоторые важных его сторон и выявления, в частности, значения современной системы цифровизации образования в сфере музыкального искусства.

Сегодня, в современной системе цифровой коммуникации появилось много возможностей создания пространства интенсивного культурного взаимодействия, позволяющего актуализировать творческие возможности личности. Стремление к самореализации, потребность в расширении коммуникационного пространства явились основаниями к появлению и распространению в среде художественного образования дистанционных конкурсов, конкурсов-фестивалей, где в качестве конкурсного материала выступает видеозапись исполнения конкурсной программы.

Несмотря на то, что значимость этих проектов различна, по своему масштабу они декларируют как всероссийский, так и международный уровень. Примерами могут служить популярный в музыкальной среде Международный Большой видеоконкурс «GRAND MUSIC ART» (г. Елец), отличающийся широким набором инструментальных номинаций, возрастных категорий и профессиональным составом жюри, Международный конкурс дарований и талантов «Ветер перемен» (г. Курск), Международный многожанровый детский, взрослый, профессиональный конкурс-фестиваль «Фактор успеха» (г. Екатеринбург), Всероссийский конкурс народного творчества «Таланты Великой России» (г. Елец). В качестве организаторов данных мероприятий выступают как различные некоммерческие организации (АНО), так и государственные образовательные учреждения - профильные кафедры вузов культуры и искусств, ДМШ и ДШИ - при поддержке Министерства культуры, Министерства просвещения РФ, органов местного самоуправления и т.п. Широта участников и организаторов дистанционных конкурсов показывает их востребованность в обществе и устойчивость данной практики в современной культуре.

Особое место занимают тематические конкурсы-фестивали, раскрывающие значимость тех или иных вопросов в современном обществе. Например, Всероссийский конкурс патриотической песни при поддержке Президентского фонда культурных инициатив «За тебя Родина-мать» (г. Волжский, Волгоградская обл.), Открытый областной фестиваль патриотической песни «…России сможем послужить», организованный в честь 33-летней годовщины вывода войск из Афганистана ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» и администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга и др.

Одним из наиболее ранних европейских музыкальных конкурсов, проводимым ежегодно с 2010 года и получившим популярность в нашей стране стал Online Music Competition (сегодня он называется World Open (https://musiccompetition.eu/)) – Музыкальный Интернет-конкурс, организованный президентом Европейской ассоциации музыкальных педагогов и исполнителей Миломиром Дочиновичем (Mr. Milomir Doјčinović, President of the European Association of Music Educators and Performers) в г. Белграде.

Следует отметить, что появление такого разнообразия творческих конкурсов связано с движением к глобальному взаимодействию, попыткой устранить границы внутри творческих сообществ. Возможность принять участие в мероприятии в любой точке планеты, оплатив лишь вступительный взнос–сумму, несопоставимую с финансовыми затратами при очном участии, способствует расширению ареала культуры и росту социокультурного взаимодействия. И это, очевидно, является в том числе и способом саморазвития музыканта-исполнителя, открывая ему новое коммуникативное пространство, помогая не только проявить себя, но и приобщиться к ценностному опыту других культур. Именно поэтому в культуре современного образования в сфере искусства, «конкурс - это пространство интенсивного культурного взаимодействия, межкультурного полилога в условиях равноправия и взаимоуважения национальных культур…», как отмечает И.В. Афанасьева, исследуя механизмы культурной регуляции художественных конкурсов. [2, с. 14].

Участие в конкурсе вносит новые элементы в образовательный процесс, включив в него компоненты работы с видеоматериалами – записями собственного исполнения. По мнению И.В. Афанасьева, «важно, что подготовка к художественному конкурсу - это часто инновационный процесс, то есть комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Участники конкурса включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, деятельностное постижение воплощенных в них художественных образов, это их выводит на качественно новый уровень культурного развития» [2, с. 14]. Критически анализируя своё творчество, наблюдая за собой со стороны, меняя свою ролевую функцию [5, с. 225], участники, несомненно, повышают мотивацию к самосовершенствованию, что позволяет из поколения в поколение сохранять и преумножать ценностные смыслы, бытующие в культуре и раскрывающие значимость приобщения подрастающего поколения к высочайшим достижениям человеческой цивилизации: красоте, упорству, ответственности, целеустремлённости.

Тем не менее, нельзя не отметить, что участие только в интернет-конкурсах, игнорируя живой формат, может иметь ряд отрицательных последствий для профессионального развития музыканта, поскольку лишает его возможности испытать себя в условиях сценического стресса, сформировать умение преодолеть себя, показать наилучший результат, в условиях соревновательной среды бороться за победу, проявив лидерские качества. Точку зрения на неоднозначный эффект от интернет-конкурса в условиях образовательного процесса разделяют и М.Г. Долгушина, И.А. Богомолова, для которых «перенесение конкурсов исполнительского мастерства в виртуальное пространство имеет и отрицательные стороны» [3, с. 133]. Особого внимания здесь заслуживает факт отсутствия «личного общения участника с конкурсантами из других регионов и с членами жюри, невозможность получения новых впечатлений от поездки на конкурс и пребывания в ранее незнакомом городе (экскурсии, знакомство с историей и культурой края)» [3, с. 134]. С этим мнением нельзя не согласиться, поскольку вышеперечисленные факторы в образовательном процессе несут в себе огромный воспитательный потенциал, причём это касается всех участников конкурса: как учащихся, так и педагогов. Именно живые исполнительские конкурсы становятся творческими площадками для обмена идеями, налаживания контактов и знакомства с новыми людьми, школой педагогического и исполнительского мастерства, выступая по своей сути праздником музыки и творчества.

Вместе с тем популярность и востребованность интернет-конкурсов в современной образовательной практике говорит о том, что многие участники не могут принять участие в офлайн конкурсах по ряду причин, в том числе материального характера. При этом важно подчеркнуть, что положительным моментом участия в интернет-конкурсах является преодоление проблемы серьёзного эмоционального напряжения, поскольку возможность сделать несколько дублей во время видеозаписи и выбрать лучший из них помогает психологической устойчивости.

Заявка на участие в конкурсе-фестивале нередко становится своеобразным подведением итогов проделанной работы педагога и ученика. Поэтому интернет-конкурс оказывается удобной площадкой для демонстрации её качества, оценки качества достигнутых результатов, уровня художественного мастерства.

Важнейшая особенность интернет-конкурсов – гибкий характер программных требований. Зачастую программа выступлений участников свободна, ограничения предполагаются лишь по временному критерию, который очень ограничен – от 5 до 15 минут – и зависит от возраста участника. Таким образом, интернет-конкурс – это удобная и гибкая форма профессиональной коммуникации, создающая целую виртуальную культуру, которая, в свою очередь, стала неотъемлемой частью современного образования в области музыкального искусства. Распространившись как возможность фиксации результатов обучения в период пандемии, интернет-конкурсы превратились в востребованный инструмент популяризации музыкального искусства, установления сотрудничества, улучшения качества публичного взаимодействия. «Всё это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие конкурсного движения, в том числе – виртуальных музыкальных состязаний» [3, с. 134], а, следовательно, можно заключить, что закрепление данного формата станет особой вехой развития цифровых образовательных практик в отечественной культуре.

На сегодняшний день, помимо исполнительских конкурсов большое распространение получили интернет-конкурсы для педагогов, направленные на показ и распространение методов обучения. Эта нацеленность на закрепление достижений грамотами, дипломами, сертификатами отражает потребность формирования портфолио педагога, позволяющего ему пройти профессиональную аттестацию.

В этой связи обращает на себя внимание недавнее конкурсное событие, прошедшее в августе 2022 года, когда системой государственного управления предпринята попытка выявления талантливых учителей в области искусства. Речь идёт о конкурсе на соискание премии лучших преподавателей в области музыкального искусства. 9 марта 2022 года Президентом России В.В. Путиным был подписан Указ №102 «О премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства». В целях его реализации Правительством РФ были разработаны правила проведения конкурса, разработаны критерии оценки профессиональных достижений соискателей.

Организатор конкурса – Министерство культуры РФ – ведущее учреждение в сфере управления учреждениями музыкального профиля, которое сумело в короткие сроки успешно реализовать идею дистанционного профессионального конкурса с большим количеством участников. Конкурс на присуждение премии «Лучшим преподавателям образовательных организаций дополнительного образования детей» со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа» за достижения в педагогической деятельности по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства явил собой яркий образец реализации этой идеи.

В составе конкурсной комиссии – жюри – преподаватели и руководители ведущих образовательных организаций в сфере музыкального искусства: Московской государственной консерватории, Санкт-Петербургской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Астраханской государственной консерватории, члены Общественной палаты РФ, директора ведущих учреждений культуры – Государственного Кремлёвского дворца и Российского национального музея музыки. Председатель жюри – российская пианистка, педагог, солистка Московской государственной академической филармонии, заслуженная артистка РФ, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Е.В. Мечетина.

Безусловно, только в рамках дистанционного конкурса возможно собрать ведущих специалистов, проживающих в разных городах, может быть реализовано введение в его состав самых авторитетных исполнителей, которые в силу большой гастрольной и профессиональной занятости могут принять участие в оценке офлайн состязаний довольно редко. В данном конкурсе документы участников поступили для оценки к 1 сентября 2022 г., и у жюри было десять дней, чтобы выставить конкурсные баллы и оформить протоколы. Согласно регламенту работы конкурсной комиссии заседания могли проходить в очном и заочном режиме.

Значимы и содержательны критерии оценки профессиональных достижений соискателей:

  1. наличие у преподавателя разработанных и внедрённых за последние три года авторских методов, подходов, технологий в образовательном процессе, признанных профессиональным сообществом;
  2. наличие у преподавателя обучающихся, имеющих высокие результаты обучения (лауреаты и дипломанты общероссийских и международных конкурсов, получатели грантов Президента Российской Федерации за выдающиеся способности, получатели иных грантов в области музыкального исполнительства, участники общественно значимых мероприятий, участники Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, участники других фестивальных оркестров, более 30 % выпускников (за последние 5 лет), продолживших обучение на более высоком уровне образования в области музыкального искусства и др.);
  3. наличие опыта участия преподавателя в качестве исполнителя в концертных программах и других творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значений.

Необходимо также отметить, что к конкурсу не допускались лица, занимающие должности административно-управленческого персонала. Выдвижение преподавателя проходило коллегиальным органом управления образовательной организации. Все кандидаты согласуются с Управлением (министерством) культуры субъекта РФ.

Победителями стали 100 преподавателей из всех субъектов РФ, что отражает центральное положение конкурса – государственную поддержку преподавателей в области музыкального искусства.

Форма дистанционного интернет-конкурса в данном случае позволила провести значимое мероприятие всероссийского масштаба, привлечь внимание к особой образовательной сфере – обучению музыкальному искусству.

Сегодня очевидно, что конкурс в современном образовании в области музыкального искусства теснейшим образом связан с развитием культуры общества в целом. Постоянно накапливая и транслируя опыт художественных и педагогических достижений, участники конкурса способствуют укреплению преемственности в обучении музыкальному искусству. И здесь необходимо отметить серьёзное влияние дистанционных конкурсов на современный образовательный процесс, как важнейшего элемента культурно-ценностной системы.

Рассмотрение особенностей конкурсной деятельности в русле культурологического анализа способствует решению целого круга актуальных проблем: от обоснования отечественной конкурсной традиции в сфере искусства как феномена культуры до разработки технологий актуализации музыкального образования в соответствии с закономерностями культурной эволюции и спецификой современного культурного этапа.

Таким образом, конкурс как ресурс развития музыкального искусства и образования выполняет важные функции: стимулирует процессы присвоения подрастающим поколением ценностей художественной культуры, постижения воплощенных в них художественных образов, позволяя каждому максимально реализовать свой творческий потенциал, выводя, таким образом, сферу отечественного образования на качественно новый уровень культурного развития.

×

Об авторах

Н. Е. Судакова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1354-3616

д-р филос. наук, канд. пед. наук

Россия, Москва

М. В. Попова

Знаменская Детская школа искусств

Email: red@nvsu.ru

канд. пед. наук

Россия, Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б. Педагогические рассуждения о современных проблемах музыкального воспитания школьников // Проблемы современного образования. 2011. № 5. С. 28-37.
  2. Афанасьева И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: Дисс. … канд. культурологии. Кемерово, 2011. 181 с.
  3. Долгушина М.Г., Богомолова И.А. Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4. Т. 2. С. 132-135.
  4. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. 266 с.
  5. Судакова Н.Е. Социально-культурное взаимодействие в ходе межличностного общения в исполнительских классах // Казанская наука. 2011. № 2. С. 224-226.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Судакова Н.Е., Попова М.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах