Театрализованная деятельность как средство развития восприятия музыкальных произведений воспитанников ДОУ

Обложка
  • Авторы: Фархутдинова С.Г.1, Козлова А.А.1
  • Учреждения:
    1. Нижневартовский государственный университет
  • Выпуск: 2024: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 9–10 ноября 2023 г.)
  • Страницы: 579-586
  • Раздел: Секция 14. Актуальные вопросы художественного образования: проблемы и перспективы
  • URL: https://journals.eco-vector.com/kultura_nvsu2023/article/view/631318
  • DOI: https://doi.org/10.36906/KSP-2023/82
  • ID: 631318

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются научные исследования по развитию восприятия дошкольников приемами театрализации. Рассмотрены вопросы, связанные с развитием восприятия музыкальных произведений воспитанниками ДОУ. Авторы отмечают возможность использования методов музыкального образования в организации музыкально- театрализованной деятельности. В качестве музыкального репертуара для театрализации предлагается «Детский альбом» П.И. Чайковского, описываются варианты реализации методов восприятия.

Полный текст

Восприятие играет значительную роль в жизни дошкольников, так как является основой для их познания мира. Л.С. Выготский отмечал, что все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» [3]. Музыкальное восприятие является одним из наиболее сложных и эмоционально насыщенных, поскольку музыкальный художественный образ имеет свою специфику и не всегда легко понимается.

Проблема развития восприятия поднималась отечественными учёными Л.С. Выготским [3], С.Л. Рубинштейном [14]. Авторами обоснована психофизиологическая природа эмоционально-чувственной сферы и ее аналитико-синтетическая основа в деятельности нервной системы. В своих исследованиях Н. Немов дает определение понятию восприятия, выявляя в нем определенный ряд анализаторов (зрение, слух, кинестезия, вкус и т. д.) благодаря которым построение образа формируется способами обследования величины предмета, формы, регулярности, с которыми в дальнейшем оперируют память, внимание, мышление, эмоции, что подтверждает и свидетельствует факт о сложной организации целостного психического процесса [10].

Согласно С.Л. Рубинштейну, рецепторные аппараты ребенка созревают к моменту рождения, поэтому восприятие развивается в ходе осмысливания чувственных данных конкретной деятельности ребенка. Особенно в детском возрасте способность к восприятию формируется, расширяется и углубляется в процессе целенаправленной деятельности. В зависимости от содержания и глубины смыслового проникновения автор различает:

  • уподобляющую интерпретацию (основывается на подобии связей и причинно- следственных зависимостей явлений);
  • умозаключающую интерпретацию (опирается с одной стороны, на внешние, чувственно данные свойства и связи, а с другой стороны, раскрывает абстрактные, внутренние свойства явлений) [14].

Восприятие имеет свою классификацию, о которой говорил П.И. Иванов. Автор противопоставляет способы восприятия произвольного от непроизвольного, вызовами объектов возникающих в результате волевых усилий личности направленных на выполнение конкретного действия целенаправленного характера деятельности. Так, в произвольном восприятии присутствуют такие качества как: внимание, наблюдательность, в отличие от непроизвольного, которые отличаются своей яркостью, красочностью, звучностью, подвижностью и контрастностью. Произвольное восприятие связано с целенаправленной деятельностью, такой, как прослушивание музыки. В произвольном восприятии особую роль играет внимание и наблюдательность, которые обеспечивают полноту и ясность музыкального восприятия [5].

Музыкальное восприятие – это многоуровневый процесс восприятия, возникающий в результате размышлений о выразительных свойствах музыкального языка, познании о ее эмоциональной стороне, а главное о художественно-эстетической роли музыкального искусства в целом. Данной проблеме посвящены исследования Е.В. Назайкинского и Б.Л. Яворского, авторами поднимаются вопросы формирования художественно-эстетического восприятия в осмыслении музыкальных произведений и их осознания как художественной сути. Необходимо учитывать все необходимые средства в изучении и осмыслении сторон музыки, которые направлены не только на слушание музыкальных произведений, но и обсуждению различных сторон художественного содержания.

В исследованиях Е.В. Назайкинского находим два различных понятия термина «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». Он утверждает, что комплекс многоаспектных значений которыми обладает музыка как вид искусства, как особая форма отражения действительности, как художественно-эстетический феномен, предполагает от воспринимающего «музыкальное восприятие». В противоположность этому, «восприятие музыки» рассматривается как восприятие звуковых сигналов, как нечто слышимое, действующее на орган слуха [9]. Очень важно формировать именно «музыкальное восприятие» у детей, чтобы они могли полноценно понимать музыку и ее художественный смысл.

Взаимодействие авторского замысла и восприятия слушателя является важным аспектом процесса восприятия музыки. Чем глубже дети погружаются в авторскую концепцию и находят связь с реальностью, тем более полноценным и эффективным становится этот процесс. Отечественные исследователи отмечают, что музыкальное восприятие последовательно, и предлагают следующие авторские классификации.

С.Х. Раппопорт, автор книги «Эстетика для музыкантов», раскрывает понятие музыкального восприятия с точки зрения его определенных фаз развития. К первой фазе, автор относит предкоммуникативную функцию формирования мотивационных потребностей к определенным интересам, на данном этапе у детей возникает желание слушать музыку, осознавая свою заинтересованность к музыке. Ко второй фазе, ученый относит функцию коммуникативную, в которой непосредственно происходит формирование художественного вкуса, идеала и навыков общения с музыкой. На этом этапе дошкольников начинает интересовать смысл музыки и ее различных сторон эмоций и чувств. Возникают новые ощущения и эмоции, начинает развиваться свой собственный вкус и предпочтения в музыке, возникает потребность интерпретировать и художественно переживать музыкальные произведения. К третьей фазе автор относит посткоммуникативную функцию, в которой формируется оценка и суждение. Происходит развитие способности критически воспринимать и анализировать музыку. Дети могут выражать свое мнение о произведении и делать суждения о его качестве [13].

Б.Л. Яворский выделяет пять этапов формирования музыкального восприятия и музыкального творчества:

  • накопление музыкального опыта, впечатлений;
  • зрительное, сенсорно-моторное и речевое выражение творческого начала, происходящее спонтанно;
  • импровизация;
  • отражение художественного впечатления в оригинальных композициях;
  • самостоятельное музыкальное творчество [18].

А.Г. Гогоберидзе в своих трудах освещала проблему организации процесса музыкального восприятия детьми дошкольного возраста. Ее алгоритм содержит 4 этапа:

  1. Активация внимания, настрой на восприятие; первичное слушание музыкального произведения;
  2. Повторное слушание с целью музыкального анализа; разбор впечатлений;
  3. Закрепление представлений в музыкальном опыте;
  4. Выражение ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности [4].

Множеством преимуществ в развитии психических процессов, в частности восприятия, по мнению современных педагогов, обладает музыкально-театрализованная деятельность, которая:

  • способствует развитию познавательных, речевых и художественно-эстетических навыков у детей;
  • является источником развития эмоциональной сферы и позволяет детям погрузиться в мир отечественной и мировой культуры, а также осознать общечеловеческие ценности.

Проведенный анализ теоретических исследований раскрывает понимание «театрализованная деятельность» как собирательное понятие, многозначность которого напрямую зависит от содержания на конкретное явление, форму или наблюдение свойств объекта. В условиях дошкольного образования понятие «театрализованная деятельность» становится комплексным по значению множества однородных явлений. Перенос базисных основ сценического художества (коллегиальность, обобщенность, творческий процесс артиста, драматургичность и др.) в дошкольную педагогику разъясняется тем, что ведущим видом для дошкольника становится игра, которая реализуется посредством театрализованной игры (театрально-игровое творчество, театрально-игровая деятельность) [11, с. 40]. Последствия переноса связаны с попыткой преодолеть специфику адаптации дошкольников принципами профессионального театрального искусства, а также основными методами и целями профессиональной театральной педагогики для эффективности дошкольного воспитания. Использование потенциала театрализованных игр активно внедряется в условия организации учебных занятий дошкольников.

Д.Е. Шубина, обращаясь к вопросу театрализованной деятельности в дошкольной педагогике, дает определение, связанное только с формой, но не с содержанием. Автор отталкиваясь от двух отличительных признаков театрализованной деятельности:

  1. с одной стороны как вид художественной деятельности, обеспечивающий развитие личности [15].
  2. с другой стороны как средство развития определенных способностей дошкольника выявляет новое понятие «театрализованной деятельности (детей)» по возрастному критерию и спецификой форм активности разновозрастных групп дошкольников. Таким образом «театрализованная деятельность (детей)» формулировалась как «вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях и в постановках разных видов театра» [17, 27].

В области дошкольной педагогики с понятием «театрализованная деятельность» использовались разные слова в некоторых случаях не синонимичные по смыслу, так, например, к одному из таких слов относится «театрализация», которая, по сути, обозначает – метод, широко используемый в художественной деятельности дошкольников [12, c. 42]. Данный метод применим в условиях переделки литературного текста с целью постановки на сцене, эстрадная программа или как педагогический прием и т. д.

Признаки сходства «театрализованная игра» и «театрализованная деятельность (детей)», определены в исследованиях И.В. Артемьевой. Автор считает, что театрализованная деятельность – «это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных средств: мимики, жестов, пантомимы», а «моделирование образов» является общим и объединяющим признаком для обоих понятий, что не противоречит терминологии [1].

Воспитание дошкольников их способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное во всем многообразии его проявлений как в действительности, так и в произведениях искусства затрагивают важнейшую сторону художественно-эстетического развития. Утверждается мнение, что прежде всего необходимо развивать способность восприятия к явлениям жизни в непрерывном потоке слияний эмоционально-нравственной и эстетической оценки, видеть мир целостно. Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям.

Театрализованная деятельность является неотъемлемым компонентом эстетического восприятия детей. Театрализованная игра привлекательна для детей в виду ее эмоциональной насыщенности [2]. Игра становится подлинной социальной практикой в познании окружающего мира, источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам «творит в один прием» (Л.С. Выготский) [3]. Появляется способность распознать эмоцию другого по мимике, жестам, интонации, приобретаются социальные навыки и опыт поведения. В этом направлении активно используется метод моделирования художественно-творческого процесса (М.С. Красильникова, Е.Д. Критская) [8]. Следуя требованиям роли будь то музыкальный персонаж или литературный герой, приобретается способность представить себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовать собственные действия с действиями партнеров, суметь найти адекватные способы взаимодействия. В этом действии требуются творческие проявления воображения, креативности, чувственности, осуществляющие восприятие и интерпретацию (переработки) по-своему [6, c. 187].

Интересным в развитии музыкального восприятия становится метод, способствующий осознанному созданию творческого музыкального образа (О.П. Радынова) [12]. Список предложенных автором видов уподобления характеру звучания музыки достаточно обширен и предполагает творческий подход в нахождении образа. К приемам активизации музыкального восприятия можно использовать игру на простейших шумовых и музыкальных инструментах. Главная задача педагога уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя детей на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения [16]. Используя игровую ситуацию (представление) образных характеристик возникает вследствие личностных ощущений, особенно в передаче чувственных и эмоциональных сторон образа, а конкретно познавательный образ «включает» образно-эмоциональные механизмы открытия личностных смыслов, выявляя в нем компонент осмысленного и означенного синтеза разнообразных ощущений.

Немаловажное значение имеет правильно подобранный музыкальный репертуар. Педагог должен учитывать возрастные особенности детей и выбирать музыкальные произведения, которые будут доступны для их восприятия.

Музыка русских классиков, написанная специально для детей, несет в себе значительную художественную ценность. Один из примеров такой музыки – «Детский альбом» П.И. Чайковского. Этот сборник включает в себя ряд произведений, которые особенно привлекательны для детей дошкольного возраста по содержанию и по музыкальной структуре, а также подходят для театрализации.

В каждом из произведений «Детского альбома» переданы яркие картины детской жизни, содержатся те образы, которые доступны для детей дошкольного возраста. Например, «Марш деревянных солдатиков» воссоздает атмосферу забавы с игрушечными солдатиками. Слаженные движения солдатиков П.И. Чайковский передал с помощью тесного расположения аккордов и согласованности ритма и штрихов. В качестве театрализации предлагаются маршевые перестроения, распределение ролей командира и солдатов, импровизированная игра на шумовых инструментах (барабаны, клавесы).

Музыкальные пьесы «Вальс», «Мазурка», «Полька» и «Русская» характеризуются оживленным ритмом и веселой атмосферой, стимулируют детей к движению и танцу. Перед прослушиванием целесообразно объяснить различия данных видов танцев, а затем дать детям возможность продемонстрировать их в импровизации.

В «Бабе-Яге» через стаккато и тритоны раскрывается характерный образ злой и ворчливой злодейки. Пьеса подходит для постановки музыкально-пластического этюда, так как детям знаком и понятен персонаж, которого нужно изобразить.

В «Детском альбоме» Чайковского есть и более задумчивые и лиричные пьесы. Одна из них – «Песня жаворонка», которая передает поэтичную красоту природы. Эта музыкальная композиция помогает детям визуализировать полет жаворонка, приход весны посредством пластического интонирования, а именно – через пластический этюд. Ребенку предлагается представить себя маленькой птичкой, которая летит по небу и своим пением разносит весть о том, что наступила весна. Музыкальный образ в данном случае может передаваться через плавные движения рук, бег на цыпочках, подпрыгивания на месте.

Результаты музыкально-театрализованной деятельности можно продемонстрировать в следующих форматах:

  • Музыкальный спектакль. Дети могут самостоятельно разрабатывать сюжеты или опираться на уже существующие и создавать музыкальное сопровождение. Такой процесс развивает их фантазию, креативность и способность работать в команде.
  • Мини-мюзиклы. Преимущество данной формы работы заключается во включении в процесс действия пластики, что усиливает коммуникацию с публикой.
  • Игры-оперы. Использование в ДОУ данного формата работы было предложено М. Красевым. В его сборнике «Детские оперы-игры» представлены четыре постановки с фортепианным сопровождением [7]. Подобная деятельность позволяют детям познакомиться с оперным жанром, развивает их вокальные способности и музыкальное чувство.

Таким образом, изучение научных работ отечественных авторов позволило сделать вывод, что театрализованная деятельность является эффективным способом в развитии музыкального восприятия дошкольниками. Привлечение дошкольников в театрализованную деятельность способствует успешному развитию его музыкального восприятия, эмоционального и социального опыта в познании окружающего мира. В игровой манере каждый дошкольник может «поиграть в образ» выбрав адекватный способ общения и взаимодействия. Приемами театрализации ребенок получает возможность обнаружить связь музыки с жизнью, что позволяет осознать авторский замысел и художественную суть музыкального произведения.

×

Об авторах

С. Г. Фархутдинова

Нижневартовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uni@nvsu.ru

канд. культурологии

Россия, г. Нижневартовск

А. А. Козлова

Нижневартовский государственный университет

Email: uni@nvsu.ru
Россия, г. Нижневартовск

Список литературы

  1. Артемьева И.В. Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя. Самара, 2016. http://www.sodb.ru/node/2951
  2. Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №1. C. 31-35.
  3. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. Москва: Юрайт, 2023. 281
  4. с.
  5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой: современные педагогические
  6. технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 650 с.
  7. Иванов П.И. Психология. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1956.
  8. Климов В.И. Методические рекомендации по развитию музыкально-творческих способностей детей 5–6 лет средствами театрализованной игры в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2018. № 4(34). С. 183-188.
  9. Красев М.И. Оперы-игры для детей младшего возраста: Пение с ф.-п. Москва: Музгиз, 1959. 99 c.
  10. Красильникова М., Критская Е. Интонационные обобщения на уроках музыки // Искусство в школе. 2010. № 6. C. 11-15.
  11. Назайкинский Е.О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 c.
  12. Немов Р.С. Восприятие (определение) // Психологический словарь. М.: Владос, 2007. С. 72.
  13. Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. №1. С. 37-46.
  14. Радынова О.П. Музыкальная и общая культура – стержень преемственности в музыкальном развитии детей // Наука и школа. 2015. № 3. С. 13-17.
  15. Раппопорт С., Ангелов К., Константинов И. Книга по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. 272 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. 960 с.
  17. Стожок Е.В. Термин, понятие и значение // Омский научный вестник. 2011. № 1(95). С. 79-81.
  18. Фархутдинова С.Г., Никулица Р.В. Приемы развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск. 2022. С. 188-192.
  19. Шубина Д.Е. Театрализованная деятельность как средство обучения старших дошкольников составлению творческих рассказов: выпускная квалификационная работа. Бийск, 2018. 61 с.
  20. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. М.: Советский композитор, 1972. 711 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фархутдинова С.Г., Козлова А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах