Оптимизация защиты от шума в концертной деятельности

Cover Page
  • Authors: 1, 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 1 (2022)
  • Pages: 340-341
  • Section: Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107700
  • ID: 107700

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Систематическое воздействие шума на участников концертной деятельности (музыкантов, их команды и слушателей) может вызывать различные заболевания, связанные с органами слуха: тугоухость, тиннитус и гиперакузию. Также негативному воздействию могут быть подвержены нервная и сердечно-сосудистая системы, могут нарушаться обмен веществ и работа желудочно-кишечного тракта.

Цель — оптимизировать существующие способы защиты от шума для участников концертной деятельности.

Методы. Сначала были определены уровни воздействия шума на различных участников концертной деятельности и сопоставлены с допустимыми значениями. Согласно СанПиНу (2.2.4.3359-16), пиковый уровень звука не должен превышать 137 дБ, в то время как допустимый уровень на рабочем месте всего 80–85 дБ, хотя понятно, что для музыкантов этот показатель может меняться в зависимости от времени воздействия.

Далее было необходимо предложить рациональные способы и средства защиты от шума в концертной деятельности. Для слушателей в качестве меры защиты достаточно использовать беруши. Людей с повышенной чувствительностью защита должна быть достаточна для снижения болевых симптомов, но при этом не должна значимо подавлять звук, чтобы музыка была слышна в достаточной мере. При этом следует учитывать особенности музыки: громкость и тональность. Например, при исполнении классической музыки уровни шума обычно не очень высокие, но нередко используются средние и высокие частоты. На рок-концертах уровни шума выше, но превалируют басы, которые не так вредны, но от которых сложнее защититься.

Был проведен эксперимент с прослушиванием музыки в жилой комнате и на кухне с берушами и без, чтобы сравнить объективные (пульс, давление) и субъективные (болевые ощущения) показатели. Было замечено, что на кухне, за счет меньшего поглощения шума, пульс был более высокий (90 против 82 в комнате без защиты и 86 против 80 с ней). Второй эксперимент заключался в игре в оркестре на репетициях и в концертном зале, где звукоизвлечение гораздо более утрированное. На репетициях были использованы беруши и наушники. Первый способ обеспечивал защиту, но слишком сильно срезал звук, из-за чего приходилось концентрироваться на окружающих звуках. Второй способ был удобнее, но резкие громкие звуки, например звук удара по тарелке, оставались такими же.

Результаты. Эксперимент показал важность правильного подбора берушей с различной эффективностью (10, 15, 22, 27 дБ) в зависимости от характеристик шума и индивидуальной чувствительности. Кроме того, можно использовать защиту расстоянием. При этом, помимо прямого действия акустической волны, следует учитывать и отраженное, которое зависит от размеров помещения и используемых шумопоглощающих материалов.

Чтобы обезопаситься команде, сопровождающей музыкантов, можно использовать те же методы, что и слушателям, так как эта группа все еще не так сильна подвержена воздействию звука.

Музыкантам следует обустраивать свою репетиционную базу с помощью звукопоглощающих материалов (например, рокерам подойдут материалы с более высоким коэффициентам поглощения на низких частотах). Также на ней можно использовать строительные наушники, но без мониторной линии будет затруднено звуковосприятие. Если говорить о концертах, то лучшее средство — ушной мониторинг, который обеспечивает максимально грамотную защиту, в силу индивидуальной разработки.

Выводы. Выделены три основные группы участников концертной деятельности:

  • музыканты;
  • лица, сопровождающие концертную деятельность;
  • слушатели.

Характерные особенности воздействия шума связаны с:

  • расстоянием до звуковой аппаратуры;
  • особенностями акустической обработки концертных площадок и студий;
  • временем воздействия на группу участников;
  • индивидуальной чувствительностью.

Рациональными методами защиты могут быть:

  • защита расстоянием с учетом направленности и отражения звуковых волн;
  • выбор индивидуальных средств защиты с учетом индивидуальной чувствительности и времени воздействия на группу участников концертной деятельности;
  • выбор допустимых уровней звукового воздействия с учетом вида деятельности (концерт, репетиция);
  • использование звукопоглощающих материалов при акустической обработке помещений.

Full Text

Обоснование. Систематическое воздействие шума на участников концертной деятельности (музыкантов, их команды и слушателей) может вызывать различные заболевания, связанные с органами слуха: тугоухость, тиннитус и гиперакузию. Также негативному воздействию могут быть подвержены нервная и сердечно-сосудистая системы, могут нарушаться обмен веществ и работа желудочно-кишечного тракта.

Цель — оптимизировать существующие способы защиты от шума для участников концертной деятельности.

Методы. Сначала были определены уровни воздействия шума на различных участников концертной деятельности и сопоставлены с допустимыми значениями. Согласно СанПиНу (2.2.4.3359-16), пиковый уровень звука не должен превышать 137 дБ, в то время как допустимый уровень на рабочем месте всего 80–85 дБ, хотя понятно, что для музыкантов этот показатель может меняться в зависимости от времени воздействия.

Далее было необходимо предложить рациональные способы и средства защиты от шума в концертной деятельности. Для слушателей в качестве меры защиты достаточно использовать беруши. Людей с повышенной чувствительностью защита должна быть достаточна для снижения болевых симптомов, но при этом не должна значимо подавлять звук, чтобы музыка была слышна в достаточной мере. При этом следует учитывать особенности музыки: громкость и тональность. Например, при исполнении классической музыки уровни шума обычно не очень высокие, но нередко используются средние и высокие частоты. На рок-концертах уровни шума выше, но превалируют басы, которые не так вредны, но от которых сложнее защититься.

Был проведен эксперимент с прослушиванием музыки в жилой комнате и на кухне с берушами и без, чтобы сравнить объективные (пульс, давление) и субъективные (болевые ощущения) показатели. Было замечено, что на кухне, за счет меньшего поглощения шума, пульс был более высокий (90 против 82 в комнате без защиты и 86 против 80 с ней). Второй эксперимент заключался в игре в оркестре на репетициях и в концертном зале, где звукоизвлечение гораздо более утрированное. На репетициях были использованы беруши и наушники. Первый способ обеспечивал защиту, но слишком сильно срезал звук, из-за чего приходилось концентрироваться на окружающих звуках. Второй способ был удобнее, но резкие громкие звуки, например звук удара по тарелке, оставались такими же.

Результаты. Эксперимент показал важность правильного подбора берушей с различной эффективностью (10, 15, 22, 27 дБ) в зависимости от характеристик шума и индивидуальной чувствительности. Кроме того, можно использовать защиту расстоянием. При этом, помимо прямого действия акустической волны, следует учитывать и отраженное, которое зависит от размеров помещения и используемых шумопоглощающих материалов.

Чтобы обезопаситься команде, сопровождающей музыкантов, можно использовать те же методы, что и слушателям, так как эта группа все еще не так сильна подвержена воздействию звука.

Музыкантам следует обустраивать свою репетиционную базу с помощью звукопоглощающих материалов (например, рокерам подойдут материалы с более высоким коэффициентам поглощения на низких частотах). Также на ней можно использовать строительные наушники, но без мониторной линии будет затруднено звуковосприятие. Если говорить о концертах, то лучшее средство — ушной мониторинг, который обеспечивает максимально грамотную защиту, в силу индивидуальной разработки.

Выводы. Выделены три основные группы участников концертной деятельности:

  • музыканты;
  • лица, сопровождающие концертную деятельность;
  • слушатели.

Характерные особенности воздействия шума связаны с:

  • расстоянием до звуковой аппаратуры;
  • особенностями акустической обработки концертных площадок и студий;
  • временем воздействия на группу участников;
  • индивидуальной чувствительностью.

Рациональными методами защиты могут быть:

  • защита расстоянием с учетом направленности и отражения звуковых волн;
  • выбор индивидуальных средств защиты с учетом индивидуальной чувствительности и времени воздействия на группу участников концертной деятельности;
  • выбор допустимых уровней звукового воздействия с учетом вида деятельности (концерт, репетиция);
  • использование звукопоглощающих материалов при акустической обработке помещений.
×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: chere.valeriiia@gmail.com

студентка, группа 6307-010302D, факультет информатики

Russian Federation, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: terentev7@mail.ru

научный руководитель, кандидат химических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Черепанова В.А., Терентьев А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies