NFT: искусство или мошенничество

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
  • Issue: Vol 1 (2022)
  • Pages: 487-488
  • Section: Цифровые технологии: настоящее и будущее
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr/article/view/107783
  • ID: 107783

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) получили большую огласку в последние годы и стали обсуждаемым феноменом современности. На них зарабатывают художники и трейдеры криптовалют, NFT подвергают критике за расточительное использование ресурсов электроэнергии, большие углеродные выбросы при проведении транзакций. С помощью NFT также возможно отмывание денег, так как рынок криптовалют регулирован очень относительно и не во всех странах и является серой зоной экономических отношений.

Цель — разобраться в вопросе NFT и с точки зрения новой волны искусства, и под углом существования NFT как инструмента мошеннических схем.

Методы. Ознакомление с работами, представленными на самых популярных площадках по продаже NFT и ознакомление с критикой крипторынка NFT. В 2021 г. четыре друга собрались чтобы проверить свои навыки, сделать несколько дурацких обезьян и попытаться создать что-то нелепое. Результатом стал запуск серии, оказавшейся потом одной из самых популярных коллекций NFT, которые называются «Bored Ape» (с англ. «Скучающая Обезьяна»). Серия стала самым влиятельным проектом на рынке NFT по объему вторичных продаж.

Ведущим разработчиком дизайна обезьян стала художница под псевдонимом «Всевидящий Сенека». Впоследствие она оказалась недовольна тем, что так и не получила признания как главная художница серии. Это вызвало критику: почему прибыль получают не художники, рисовавшие NFT, а основатели компаний, которые их продают [2].

Свой NFT под названием «Morons» выпустил популярный стрит-арт-художник Бэнкси. На торговой площадке OpenSea NFT Бэнкси был продан за почти 229 эфириумов: по курсу на 16 апреля 2022 г. эта сумма в рублях составляет около 56 млн [1, 3].

В феврале художник Майк Винкельман, известный под псевдонимом Бипл, продал NFT под названием «Everydays: The First 5000 Days» (с англ. «Каждый день. Первые 5000 дней») за рекордную сумму в 69,34 млн долл., сделав Бипла одним из самых дорогих художников современности. Продажа токена подверглась критике: считается, что заниматься крипто-искусством неэтично с точки зрения огромных выбросов углекислого газа. На данный момент компенсация углеродных выбросов от купли-продажи работ из коллекции Бипла стоит порядка 5 тыс. долл. [4–6].

Результаты. Было проведено исследование [7] с анализированием около 80 тыс. NFT, в ходе которого было установлено, что углеродный след от создания и поддержания одного криптографического токена на криптовалюте эфириум равняется потреблению электричества одним человеком в Европе на протяжении одного месяца или разогреванию чайника четыре с половиной тысячи раз. Многие люди становятся обеспокоены своим углеродным следом, поэтому именно сейчас, когда планета нуждается в нашей заботе и аккуратном отношении к ней, возникла такая резкая и строгая критика NFT-рынка.

С точки зрения экономики, существует мнение, что NFT постепенно становятся очень удобным экономическим инструментом будущего [8]. В будущем NFT-одежда может стать развитием экономики в сфере моды. Критика же говорит, что нет никаких механизмов, предупреждающих мошеннические схемы, такие как отмывание денег с помощью NFT по причине того, что все крипто-кошельки анонимны, и ничто не мешает мошенникам провести несколько транзакций по покупке NFT с разных кошельков, чтобы замести следы преступлений.

Выводы. NFT абсолютно точно стали новым видом искусства и заставили многих художников мыслить в решительно новой плоскости, однако критика NFT и сегодняшнее отношение к экологии на рынке NFT заставляют думать, что в будущем NFT так и останутся понятием, популярным лишь в узких кругах криптотрейдеров.

Full Text

Обоснование. NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен) получили большую огласку в последние годы и стали обсуждаемым феноменом современности. На них зарабатывают художники и трейдеры криптовалют, NFT подвергают критике за расточительное использование ресурсов электроэнергии, большие углеродные выбросы при проведении транзакций. С помощью NFT также возможно отмывание денег, так как рынок криптовалют регулирован очень относительно и не во всех странах и является серой зоной экономических отношений.

Цель — разобраться в вопросе NFT и с точки зрения новой волны искусства, и под углом существования NFT как инструмента мошеннических схем.

Методы. Ознакомление с работами, представленными на самых популярных площадках по продаже NFT и ознакомление с критикой крипторынка NFT. В 2021 г. четыре друга собрались чтобы проверить свои навыки, сделать несколько дурацких обезьян и попытаться создать что-то нелепое. Результатом стал запуск серии, оказавшейся потом одной из самых популярных коллекций NFT, которые называются «Bored Ape» (с англ. «Скучающая Обезьяна»). Серия стала самым влиятельным проектом на рынке NFT по объему вторичных продаж.

Ведущим разработчиком дизайна обезьян стала художница под псевдонимом «Всевидящий Сенека». Впоследствие она оказалась недовольна тем, что так и не получила признания как главная художница серии. Это вызвало критику: почему прибыль получают не художники, рисовавшие NFT, а основатели компаний, которые их продают [2].

Свой NFT под названием «Morons» выпустил популярный стрит-арт-художник Бэнкси. На торговой площадке OpenSea NFT Бэнкси был продан за почти 229 эфириумов: по курсу на 16 апреля 2022 г. эта сумма в рублях составляет около 56 млн [1, 3].

В феврале художник Майк Винкельман, известный под псевдонимом Бипл, продал NFT под названием «Everydays: The First 5000 Days» (с англ. «Каждый день. Первые 5000 дней») за рекордную сумму в 69,34 млн долл., сделав Бипла одним из самых дорогих художников современности. Продажа токена подверглась критике: считается, что заниматься крипто-искусством неэтично с точки зрения огромных выбросов углекислого газа. На данный момент компенсация углеродных выбросов от купли-продажи работ из коллекции Бипла стоит порядка 5 тыс. долл. [4–6].

Результаты. Было проведено исследование [7] с анализированием около 80 тыс. NFT, в ходе которого было установлено, что углеродный след от создания и поддержания одного криптографического токена на криптовалюте эфириум равняется потреблению электричества одним человеком в Европе на протяжении одного месяца или разогреванию чайника четыре с половиной тысячи раз. Многие люди становятся обеспокоены своим углеродным следом, поэтому именно сейчас, когда планета нуждается в нашей заботе и аккуратном отношении к ней, возникла такая резкая и строгая критика NFT-рынка.

С точки зрения экономики, существует мнение, что NFT постепенно становятся очень удобным экономическим инструментом будущего [8]. В будущем NFT-одежда может стать развитием экономики в сфере моды. Критика же говорит, что нет никаких механизмов, предупреждающих мошеннические схемы, такие как отмывание денег с помощью NFT по причине того, что все крипто-кошельки анонимны, и ничто не мешает мошенникам провести несколько транзакций по покупке NFT с разных кошельков, чтобы замести следы преступлений.

Выводы. NFT абсолютно точно стали новым видом искусства и заставили многих художников мыслить в решительно новой плоскости, однако критика NFT и сегодняшнее отношение к экологии на рынке NFT заставляют думать, что в будущем NFT так и останутся понятием, популярным лишь в узких кругах криптотрейдеров.

×

About the authors

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Author for correspondence.
Email: shitovklim@gmail.com

студентка группы СКЖ-119, факультет живописи

Russian Federation, Москва

References

  1. Collins L. Banksy Was Here: The invisible man of graffiti art // The New Yorker. 14 мая 2007.
  2. rollingstone.com [Электронный ресурс]. Hissong S. The NFT Art World Wouldn’t Be the Same Without This Woman’s ‘Wide-Awake Hallucinations’ // The Rolling Stones [дата обращения: 26.01.2022]. Доступ по ссылке: https://www.rollingstone.com/culture/culture-features/seneca-bored-ape-yacht-club-digital-art-nfts-1280341/
  3. tass.ru [Электронный ресурс]. Картину Бэнкси сожгли и превратили в виртуальный актив // ТАСС [дата обращения: 04.03.2021]. Доступ по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/10835529
  4. newsfounded.com [Электронный ресурс]. Everydays: The First 5000 Days — Will Gompertz reviews Beeple›s digital work // BBC News [дата обращения: 13.03.2021]. Доступ по ссылке: https://newsfounded.com/uk/everyday-the-first-5000-days-will-gompertz-review-beeples-digital-work-%E2%98%85%E2%98%85%E2%98%85-%E2%98%86%E2%98%86-bbc-news/
  5. theverge.com [Электронный ресурс]. Justine Calma. The climate controversy swirling around NFTs // The Verge [дата обращения: 15.03.2021]. Доступ по ссылке: https://www.theverge.com/2021/3/15/22328203/nft-cryptoart-ethereum-blockchain-climate-change
  6. Поляков Р.А. Практика подсчета углеродного следа при проведении мероприятий // Символ науки. 2016. № 9-2.
  7. memoakten.medium.com [Электронный ресурс]. Akten M. The Unreasonable Ecological Cost of #CryptoArt // Medium [дата обращения: 14.12.2020]. Доступ по ссылке: https://memoakten.medium.com/the-unreasonable-ecological-cost-of-cryptoart-2221d3eb2053
  8. morethandigital.info [Электронный ресурс]. Müller T. How NFT And Crypto Impacts The Real Economy // MoreThanDigital [дата обращения: 01.12.2021]. Доступ по ссылке: https://morethandigital.info/en/how-nft-and-crypto-impacts-the-real-economy/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Самсонова Ю.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies